Обучение изобразительной грамоте школьников
статья по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Основная отличительная черта школьных занятий изобразительным искусством заключается в том, что учебный предмет «изобразительное искусство» начинает составлять неразрывную часть целостного школьного учебно-воспитательного процесса. Эта дисциплина, несмотря на то, что по учебному плану ей отведено мало времени, призвана решать определенные учебно-воспитательные задачи, аналогичные задачам других дисциплин, составляющих курс школы. Однако на занятиях изобразительным искусством эти задачи решаются в специфической форме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_izob_gramrte_shkoln.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение изобразительной грамоте школьников
Систематическое и последовательное изучение теории изобразительной грамоты является одной из важнейших условий успешного обучения изобразительному искусству. Только опираясь на прочные теоретические положения изобразительной грамоты, начинающий художник может успешно усвоить сложные практические навыки мастерства. Без теоретических знаний практические навыки мастерства вырабатываются механически и требуют длительных сроков обучения.
Художник и педагог Дмитрий Николаевич Кардовский говорил «…все обучающиеся искусству обязаны подчиняться способам и приемам выражения, то есть уметь передавать форму, цвет, свет, характер, движение, пропорции, знать законы этих вещей. В школе надо овладеть этими знаниями художественных приемов для того, чтобы потом их можно было изменить, подчинить личным художественным требованиям»
Изобразительная грамота- знание законов и правил изобразительного языка (построение изображения реальных форм предметов на плоскости) в сочетании с твердыми навыками пользования ими. Под изобразительной грамотой подразумевается два раздела: графическая грамота (теория и техника рисунка) и живописная грамота (теория цветоведения и техники живописи).
Изобразительная грамота включает совокупность общих понятий изобразительного искусства (рисунок, набросок, этюд, композиция, жанр, натюрморт, пейзаж и др.), понятий о свойствах и характеристиках предметов и объектов изображения на основе анализа натуры (пропорции, конструкция, форма, тон, цвет, пространство, перспектива и др.). А также понятий, касающихся самого изображения, связанных с осмыслением изобразительных средств (линия, штрих, пятно). В изобразительную грамоту входят также правила, принципы, законы, принятые в изобразительном искусстве: принцип композиционной организации листа, закономерности конструктивного построения формы, правила поэтапного исполнения изображения и другие используемые в практической работе.
Структура изобразительной грамотности включает в себя компоненты теоретических знаний законов реалистического изображения и практические умения изображения. Поскольку обучение в школе не предполагает разделение занятий на самостоятельные составляющие — живопись, рисунок, композиция - правомерно утверждать, что к формированию изобразительной грамотности учащихся целесообразно применить интегративный подход. То есть объединить рисунок, живопись и композицию. Кроме этого, сам процесс рисования интегративен по своей природе. Художественная деятельность имеет интегративную структуру, так как включает в себя разные виды деятельности, подчиненные общей цели и являющиеся решением ряда изобразительных задач. В ее состав входят и психические процессы (восприятие, воображение, мышление), и реализация замысла в материале. Процесс изображения включает в себя компоненты творческой деятельности. Следовательно, обучать школьников изобразительной грамоте также необходимо интегративно.
Основная отличительная черта школьных занятий изобразительным искусством заключается в том, что учебный предмет «изобразительное искусство» начинает составлять неразрывную часть целостного школьного учебно-воспитательного процесса. Эта дисциплина, несмотря на то, что по учебному плану ей отведено мало времени, призвана решать определенные учебно-воспитательные задачи, аналогичные задачам других дисциплин, составляющих курс школы. Однако на занятиях изобразительным искусством эти задачи решаются в специфической форме.
Отметим три основные группы этих задач: трудовое и нравственное воспитание средствами искусства; развитие психофизиологических и интеллектуальных качеств личности ребенка; овладение знаниями, умениями и навыками в области изобразительной грамоты.
Изобразительное искусство – особая форма познания мира человеком, которое осуществляется через чувственное, конкретно-образное восприятие действительности и последующее изображение. Изобразительное искусство развивает эмоциональность, богатство и тонкость образного мышления и зрительного восприятия.
Каждое произведение искусства, которое ребенок воспринимает, имеет свое содержание: это и скромный русский пейзаж, и картины прошлого нашей страны, и рассказы о современной жизни; это и изображение самых простых предметов, окружающих человека. Репродукция, если она хорошего качества, открывает детям смысл изображаемого, развивает и обогащает их духовно. Педагог должен сделать качественный подбор примеров изобразительного искусства, чутко и уважительно относиться к индивидуальному восприятию детей.
На практических занятиях, при показе произведений искусства, организуя наблюдения окружающей жизни, учитель направляет внимание ребенка, его чувства и переживания на восприятие прекрасного в жизни, учит отличать красивое и оценивать факты действительности.
В изобразительном искусстве отражаются все стороны нашей жизни – труд, быт, отдых человека, его свершения. Поэтому очень важно средствами изобразительного искусства воспитывать у детей уважение к тому, что создается трудом человека.
Очень важная сторона воспитания средствами изобразительного искусства – введение детей в круг человеческих переживаний и взаимоотношений. Изобразительное искусство предоставляет детям доступные для них средства для выражения своих эмоций.
Занятия изобразительным искусством делают восприятие детей не только более острым, но и вырабатывают умение схватывать и выделять главное, отбрасывая второстепенное. Они помогают яснее видеть сходство и различие предметов по форме, цвету, положению в пространстве.
Каждому школьнику полезно знать историю искусства, художественное наследие. Картины и статуи, памятники графического и прикладного искусства дают нам наглядное представление о многих минувших событиях, вошедших в историю развития человеческого общества.
Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребенку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. И прежде всего учитель школы - профессионал, который донесет до неискушенного ученика все тонкости своего дела - преподавания изобразительного искусства, научит понимать и чувствовать мир художника, а через него - красоту и смысл жизни, реальности.
В связи с развивающейся системой образования и перехода к новым федеральным государственным образовательным стандартам, можно сказать, что новизна стандарта второго поколения образовательной области «Искусство» заключается, прежде всего в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития. Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать серьезной основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.
Изучение изобразительного искусства направлено на формирование основ художественной культуры; представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.
При реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов перед учителем стоит выбор, какие методы и приемы использовать на уроке. Мы предлагаем свой вариант урока изобразительного искусства в первом классе, направленный на обучение изобразительной грамоте.
МАСТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ УЧИТ ВИДЕТЬ
(урок-путешествие)
Образовательные ресурсы:
• информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:
- Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Йеменского. - М. : Просвещение, 2011;
- Неменский, Б. М Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М. : Просвещение, 2010;
• зрительный ряд: детские работы, выполненные в технике аппликации; осенние листья;
- художественные материалы: гуашь, кисти;
- литературный ряд: стихи, загадки;
План урока
1.Беседа «Мастер Изображения учит видеть».
- Осенний пейзаж. Мастер Изображения - это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг.
- Творческая практическая деятельность учащихся: изобразить сказочный лес.
Цели: развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; помочь овладеть умениями, навыками, способами художественной деятельности; познакомить с понятием «форма».
Задачи художественного развития учащихся:
- формирование навыков работы красками (гуашь, акварель);
- развитие способности к творческому самовыражению;
- развитие наблюдательности и творческого воображения;
- развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте.
Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная, творческая мастерская.
УУД (умение учиться).
Регулятивные: создавая рисунок, использовать выразительные свойства художественного материала; уметь самостоятельно поставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, выбирать необходимый художественный материал; уметь оценивать результат своего труда.
Познавательные: развитие наблюдательности и аналитических способностей, знакомство с понятием «форма» в изобразительном искусстве; самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи, поставленной на уроке (изображение сказочного леса).
Личностные: формирование навыков работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе.
1.Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.
- Тема нашего урока - «Мастер Изображения учит видеть». Сегодня вы попытаетесь увидеть в самом обыкновенном предмете что-то необычное, особенное. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на предмет, но ничего не замечают. А вокруг столько интересного! Вы будете развивать свою наблюдательность и узнаете, что такое «форма».
III. «Осенний пейзаж». Введение в тему урока.
1. Эвристическая беседа (создание игрового контекста). Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и вы воды в словесной форме.
Коммуникативные УУД складываются в процессе рассуждений и диалога «учитель - ученик».
- Вы готовы к путешествию в осенний лес? Мы с вами были на экскурсии. Что вы можете сказать о природе осенью? (Ответы детей.)
- Да, природа осенью очень красива. Все ли ребята это заметили? Послушайте отрывок из стихотворения.
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной...
И. Бунин
Как вы понимаете выражение «терем расписной»? Кто расписал терем? О каком тереме идет речь?
Что за цвета: лиловый, золотой, багряный? (Лиловый - цвет сирени, фиалки; золотой - блестяще-желтый: багряный темно-красный.)
Вы видели в природе листья такого цвета?
- Посмотрите на доску. Это осенний пейзаж. Вам знакомо слово «пейзаж»?
- Вот как о нем говорит поэт А. Кушнер:
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или ноле и шалаш,
Обязательно картина
Называется «пейзаж».
Сравните рисунок и эти строки.
Вы согласны с автором стихотворения?
Так что же такое пейзаж?
2. Работа по учебнику.
Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (умение сравнивать, анализировать); умение работать с учебной книгой — осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
- Откройте учебник на с. 14. На что похожи опавшие листья?
- Посмотрите, как прекрасен ковер из осенних листьев в лесу.
- Почему люди сравниваю! опавшие на землю листья с ковром?
- Какие краски выбирают художники, чтобы передать красоту золотой осени?
- Послушайте еще одно стихотворение, которое называется «Осень», и подумайте, какие краски «разводила осень». Можно ли осень назвать художником?
ОСЕНЬ
Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клены
Пурпуром осенним, только дуб зеленый.
Утешает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!»
3. Федоровская
Учитель повторяет вопросы, заданные перед прочтением.
Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Знакомство с новыми он определениями цвета красок.
- Так какие же краски разводила осень?
- Какие цвета вам не известны?
- Как вы понимаете слова «зарделись», «пурпур»? (Покрасив ли; пурпур — ярко-красный цвет.)
- Можно ли осень назвать художником? (Ответы детей.)
-Что вы разглядели на коре дерева? (Изображение лица человека.)
- Как вы думаете, чтобы это заметить, нужно ли уметь видеть и учиться видеть в обыкновенных предметах что-то особенное?
- Каждый из вас увидел свой образ при разглядывании коры: дерева. Рассматривая осенние листья, что вы можете о них сказать одинаковой ли они формы, цвета?
- Какой формы листья? (Треугольной, овальной, круглой.) (Знакомство с геометрическими формами.)
- На что похожи листья? (На маленькое деревце.) (Сравнительный анализ.)
- Сравните с аппликацией. Какой формы деревья? Похожи они на листочки, которые вы только что рассматривали?
- Листья каких деревьев вы собрали на экскурсии? Какой формы деревья? (Ответы детей.)
Оказывается, деревья тоже бывают разные по форме. А какого цвета листья на осенних деревьях?
Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Физкультминутка
Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на движения учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Дети выполняют те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
IV. Педагогический рисунок.
Познавательные УУД: в процессе анализа, сравнения, наблюдения за действиями учителя происходит понимание строения, формы и цвета осенних листьев.
- Чтобы изобразить сказочный лес из деревьев, похожих на листья, мы сначала научимся рисовать листья.
Разместим листья на плоскости бумаги. Отметим высоту и ширину. Определим форму. На что похож лист ивы?
Расширение познавательной сферы: осуществляется анализ, сравнение; делаются умозаключения, выводы в словесной форме.
- Лист ивы можно вписать в прямоугольник. А на какую геометрическую форму похож лист сирени? (Ответы детей.)
- Правильно, лист сирени похож на треугольник.
- На какой листик похож лист осины? (На лист сирени.)
- Лист осины похож на сиреневый лист, но он имеет волнистые края.
- Нарисуем геометрические формы и впишем туда похожие по форме листья. Чтобы лист получился красивым, необходимо посередине геометрической формы провести линию. У листика осины нарисуем волнистые края.
- Перед вами образцы листьев. Окрасьте их в нужные
- Некоторые листья не однотонные, а сочетают несколько разных цветов. Какие мы видим оттенки? В каждый листочек добавь эти дополнительные оттенки. (Показ.)
- Когда вы будете рисовать свой «сказочный лес», пофантазируйте, окрасьте свои листья в нарядные цвета.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, придумывает название рисунку, оценивает результат своего труда.
Предметные УУД: демонстрирует умение в использовании образного языка изобразительного искусства: цвет, форма, композиция.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.
- Приготовьте акварельные краски или гуашь. Изобразите сказочный лес, где деревья похожи на разные по форме листья. Какие цвета вы подберете для своего леса? Почему?
- Вспомните стихи об осени, репродукции осенних пейзажей. Это вам поможет при выборе цветовой гаммы.
VI. Итоги урока. Рефлексия.
1.Выставка работ учащихся.
Личностные УУД проявляются в авторском стиле юного художника.
Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит изменения в рисунок.
- Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились! Они все не похожи друг на друга. Каждая интересна по-своему.
2. Обсуждение цветовой г а м м ы, формы листьев.
Коммуникативные УУД: умение рассуждать о художественных особенностях рисунков, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Расширение навыков общения в процессе игровых ситуаций, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, ценителя искусства.
3.Обобщение по теме. Рефлексия.
Коммуникативные УУД.
- Чему учились сегодня на уроке? (Рисовать листья различной формы, изображать сказочный лес.)
- Что нового узнали? (Узнали о форме листьев, познакомились Мастером Изображения.)
4. Уборка рабочего места.
Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы.
Регулятивные УУД: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.
Использованная литература
1. Савенкова, Л.Г. Изобразительное искусство/ Л.Г. Савенкова// Интегрированная программа.1-4 классы. – М.: «Вентана-Граф», 2012.- 54 с.
2. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. 1 класс: / Л. А. Неменская// поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2012. – 170 с.
3. Неменский Б.М.. Изобразительное искусство. / Б.М. Неменский// Рабочие программы. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011.- 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития речевого аппарата, применяемые во время обучения в грамоте.
Во время обучения в грамоте на каждом уроке применяются различные упражнения для артикуляционной разминки и для дыхательной гимнастики. В данном материале эти упражнения даны на русском и якутском язы...
ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЕ.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процесс...
Методическая разработка на тему: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ (ТУВИНСКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ . КАЛЛИГРАФИЯ НА УРОКАХ АЗБУКИ.
«Красиво писать — красоту творить» - гласит народная мудрость. Как научить этому ребенка? Этот вопрос волнует не только меня, но и многих наших учителей, так как красивое письмо – это еще и грамотное ...
Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре
Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре ученика 2 «к» ...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...
Программа для дополнительных занятий по изобразительному искусству в школе. "Основы изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции" (Ознакомительный уровень)
Учебная программа для дополнительных занятий по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Разработана для детей разного возраста, но на начальной стадии обучения (ознакомительный уровень...
Использование игр и игровых приемов в обучении грамоте школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Методика работы по обучению грамоте младших школьников с интеллектуальной недостаточностью....