Использование игр и игровых приемов в обучении грамоте школьников с интеллектуальной недостаточностью.
методическая разработка

Методика работы по обучению грамоте младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

      Речевое недоразвитие умственно отсталых детей, отсутствие у них внимания к единице языка любого уровня, несформированность первоначальных языковых обобщений, недостатки мыслительной деятельности и сенсомоторной сферы делают предельно сложным преподавание русского языка  школе. Эти трудности особенно четко проявляются на первоначальном этапе обучения. Использование игры в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету. К значимым условиям использования игр в обучении школьников можно отнести следующие:

1. Игры должны быть доступны по сюжету и движениям, представлять интерес для учащихся, подготавливать их к дальнейшей работе.

2. Игры следует тесно связывать с программным материалом  и темой урока, подбирать с учетом психофизических и возрастных особенностей детей.

3. Перед их проведением необходима подготовительная работа, направленная на уяснение правил игры, сюжетной линии, конечной цели.

4. Учитель должен руководить игрой, оказывать дифференцированную помощь детям, при необходимости совместно у учениками исполнять игровые действия,

5. Все типы игр требуют хорошего оснащения.

В практике работы вспомогательной школы дидактическая игра заняла достаточно прочное место на уроках русского языка. Однако методика ее проведения имеет некоторые особенности, которые служат основой принципов проведения дидактических игр. Можно сформулировать наиболее значимые принципы так:

1) Игра не должна становиться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.  Смешение дидактической игры и упражнения возникает в связи с общностью учебных задач, которые решают эти методы обучения. Но дидактическая игра, кроме познавательных, имеет игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Так, в игре «Чей домик?» игровой задачей будет определение домика для изображенного на картинке предмета, учебной задачей является формирование фонематического восприятия: установление наличия изучаемого звука в слове. Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Так, называя предмет, изображенный на картинке, учащиеся вслушиваются в звучание слова, определяют наличие или отсутствие в нем изучаемого звука, в результате чего помещают картинку в домик того или иного цвета.

2) Игра должна учитывать особенности умственно отсталых детей при выработке правил игры. Мыслительные операции, осуществляемые школьниками, должны быть подготовлены и дозированы. В противном случае игра становится для них либо утомительной, либо вообще недоступной. Отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями.  На этапе овладения учащимися игрой после показа игровых действий целесообразно их выполнение совместно с учителем.

3) Должны подводиться результаты игры, обязательно выявление победителя или победителей. Значимость выигравшего коллектива правильно оценивается уже учащимися первого класса. Групповая игра-соревнование служит хорошим воспитательным средством. Подведение итогов работы проходит при активном участии всего класса. Важный эмоциональный момент — поздравление победителя: вручение игровых фишек, жетонов и т. д. Забвение этого условия ведет к угасанию интереса, к потере игровой задачи.

4) Игра не должна выпадать из общих целей урока, игра должна содействовать их реализации. Выбор дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Чаще всего игры применяются для закрепления и повторения пройденного, но возможно их включение на этапе подготовки к усвоению нового материала. Они сочетаются с рассказом, беседой, объяснением учителя, наблюдениями, упражнениями.  

       Необходимо также учитывать ряд положений, особенностей, практических наработок, которые выявлены при обучении с помощью игры умственно отсталых школьников. Итак:

-) Роль учителя остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность ее во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в ее результатах. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиваться положительного результата. Кроме того, не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому учитель продолжает помогать им в процессе игровой ситуации. Однако, эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех — и у слабых, и у сильных — создавалось впечатление равноценности их участия.

-) Модификация игры для поддержания интереса к ней. Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введения новых правил.

-) Для более точного и правильного выбора игрового материала в соответствии с назначением того или иного этапа урока,  необходимо определить цели каждой игры, необходимое оборудование, условия проведения, предусмотреть возможность при необходимости замены материала на более простой или сложный, использование других форм проведения игры. Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

      Дидактические игры представлены несколькими видами. Наиболее распространенной является игра-соревнование. Также используются головоломки, к которым относятся загадки, ребусы, кроссворды, игры в рифму, некоторые игры под рубрикой «Полминутки для шутки». Кроме того, существуют игры,  построенные по принципу самообучения, когда каждый ученик реализует игровую и дидактическую задачи относительно самостоятельно и для себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью....

Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период

Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период (мастер-класс учителя начальных классов )...

Формирование эмоций по средством игровой деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а так же с синдромом Дауна или расстройством аутистического спектра.

Формирование эмоций по средством игровой деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а так же с синдромом Дауна или Расстройством аутистического спектра...

«Использование игровых приемов при обучении работе с веером детей 8-9 лет на занятии по танцу фламенко»

Фламенко – это танец для взрослых. Танцы бессюжетны, в большинстве необразны, традиционными являются темы любви, страсти, сильных эмоций, - ясно, что они не очень подходят для детей. Чтобы...

Статья на тему: "Процесс обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью".

Одной из двух главных составляющих целостного педагогического процесса является обучение. По своей сложности он, возможно, уступает только воспитанию и развитию. Дать полное и всестороннее определение...