ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЕ.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Тынкова Вера Анатольевна

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Особенно это важно в дошкольный период.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами художественной деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. Авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно-эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник (цветной граттаж, тиснение, монотипия, кляксография, набрызг, отпечатки листьев, свеча + акварель, рисование ладошкой, скатывание бумаги, оттиск поролоном, пенопластом; восковые мелки + акварель, метод тычка, печать по трафарету и т.д.) Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_izo_r.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2

ЗАТО ШИХАНЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

ПРИНЯТО                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

решением педагогического совета                                             Директор МОУДОД ДШИ №2

от ___________________________                                            _______________ Зенкин А. П.

Протокол №__________________                                            ___________________________

ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

И РИСОВАНИЕ

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Срок реализации – 2 года

Возраст учащихся – 5-6 лет

Составитель: Тынкова В.А.,

преподаватель отделения

изобразительного искусства

МОУДОД ДШИ №2

ЗАТО Шиханы

Саратовская область

2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Особенно это важно в дошкольный период.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами художественной деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. Авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно-эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник (цветной граттаж, тиснение, монотипия, кляксография, набрызг, отпечатки листьев, свеча + акварель, рисование ладошкой, скатывание бумаги, оттиск поролоном, пенопластом; восковые мелки + акварель, метод тычка, печать по трафарету и т.д.) Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, автор программы заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования, технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей. Они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях даётся возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Цель программы – развитие художественных способностей детей, их творческого потенциала, интуиции, фантазии, художественного видения через различные способы рисования.

Задачи программы:

вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание работать с ними;

способствовать приобретению навыков работы с различными материалами;

создать условия для освоения цветовой палитры, учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;

подготовить детей к систематическому обучению изоискусству;

постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, при этом, не делая их предметом специальных учебных знаний.

Возраст детей участвующих в реализации программы – 5-6 лет.

Срок реализации – 2 года.

Форма занятий: групповой урок, продолжительностью 30 минут. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Занятия длятся в течение 34 учебных недель.

Урок состоит из введения в тему занятия; восприятия произведений искусства по соответствующей теме; созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме; обобщения и осуждения итогов урока. Данная программа предусматривает освоение различных нетрадиционных техник рисования:

тычок жесткой полусухой кистью;

рисование пальчиками;

рисование ладошками;

оттиск поролоном, пенопластом;

свеча, восковые мелки;

монотипия;

черно-белый и цветной граттаж;

кляксография;

отпечатки листьев.

Все темы, входящие в данную программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Дополнительно к практическим занятиям вводятся и теоретические. Используются такие методы как беседа, рассказ, сказка и показ выполнения последовательности работы.

Ожидаемые результаты:

умение пользоваться кистями, красками, палитрой и другими материалами;

умение передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке;

умение различать различные техники исполнения;

умение выражать эмоциональные переживания, создавая выразительную композицию и добиваясь цветовой гармонии в работах;

умение применять полученные знания и навыки в самостоятельной работе.

Формы контроля успеваемости и подведение итогов - организация выставок детских работ для родителей, тематические выставки, участие в школьных, городских и областных выставках и конкурсах в течение года. Оценка результативности программы по методике Г.А. Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Наименование тем

Количество часов

I четверть

1

Зарисовки игрушек

1

2

Путешествие по радуге

2

3

Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация )

3

4

Веселый лужок (акварель + восковые мелки)

1

5

Сказочная птица (экспериментирование с материалами)

2

Итого

9

II четверть

6

Бабочки (рисование + аппликация)

1

7

Превращение ладошки

2

8

Снежинки

1

9

Зимушка-зима

3

Итого

7

III четверть

10

Цветные кляксы

1

11

Снегири на ветке (техника тычка)

1

12

Осьминожки (рисование ладошками)

1

13

Волшебное дерево (рисование + аппликация )

2

14

Волшебные цветы

1

15

Одуванчики (аппликация)

1

16

Веселые цвета (монотипия)

2

17

Пейзаж настроения

1

Итого

10

IV четверть

18

Волшебный лес (рисование + аппликация)

1

19

Пушистые животные (аппликация)

2

20

Животные наши друзья (оригами)

2

21

Коллаж ладошек

3

Итого

8

Всего за 1 год обучения

34

        

2 год обучения

Наименование тем

Количество часов

I четверть

1

Память о лете

1

2

Фантазийная рыба (среда условная, тонированная бумага)

2

3

Осенние листья (отпечаток листьями)

1

4

Осенние пейзажи (рисование по мокрому)

2

5

Разноцветные рыбки (пластилиновая живопись)

1

6

Нарядные бабочки

1

7

Герои из сказок

1

Итого

9

II четверть

8

Веселый лужок (аппликация)

1

9

Мой маленький друг (техника тычка)

1

10

Путешествие с облаками (аппликация)

1

11

Цветок из сказки

1

12

Цветные домики (аппликация из геометрических фигур)

2

13

Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету)

1

Итого

7

III четверть

14

Дворец Деда Мороза (техника граттажа)

2

15

Зимние фантазии (аппликация)

1

16

Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель)

1

17

Точечный город (рисование пальчиками)

1

18

Космический коллаж

2

19

В подводном мире (рисование ладошками)

1

20

Подарок маме

1

21

Натюрморт

1

Итого

10

IV четверть

22

Весенние пейзажи

1

23

Веселая матрешка

1

24

Мы рисуем фейерверк (цветной граттаж)

2

25

Веселая буквица

1

26

Такая разная монотипия

1

27

Тревожный лес

1

28

Невиданный зверь

1

Итого

8

Всего за 2 год обучения

34

Итого за курс

68

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

Тема 1. Память о лете.

Задачи: Рисование по памяти. Выявление возможностей графических материалов.

Материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры, мелки.

Тема 2. Путешествие по радуге.

Задачи: Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра, стаканчики.

Тема 3. Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация).

Задачи: развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра, стаканчики, цветная бумага, клей, ножницы.

Тема 4. Веселый лужок (акварель + восковые мелки).

Задачи: Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимание рисунка, как средства передачи впечатлений.

Материалы: бумага, акварель, восковые мелки, кисти, стаканчики.

Тема 5. Сказочная птица (экспериментирование с материалами).

Задачи: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра, стаканчики, материалы необходимые для работы с нетрадиционной техникой.

Тема 6. Бабочки (рисование + аппликация).

Задачи: Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра, стаканчики, цветная бумага, клей, ножницы.

Тема 7. Превращение ладошки.

Задачи: Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.

Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисть, палитра, стаканчики.

Тема 8. Снежинки.

Задачи: Развитие сосредоточенности, внимания. Понятие ритма в природных формах. Техника сложения бумаги по правилам симметрии.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра, стаканчики, ножницы. 

Тема 9. Зимушка-зима.

Задачи: Формировать представление о нейтральных цветах (черный, белый, темно-серый, светло-серый), использовать эти цвета при создании зимней природы.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра, стаканчики, воск.

Тема 10. Цветные кляксы.

Задачи: Знакомство с техникой «кляксография». Создание необычных образов.

Материалы: краски, бумага, трубочка или соломинка, пластиковая ложечка.

Тема 11. Снегири на ветке (метод тычка).

Задачи: Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, жесткая кисть, палитра, стаканчики.

Тема 12. Осьминожки (рисование ладошками).

Задачи: Развить у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

Материалы: цветной картон, гуашь, кисти, палитра, стаканчики.

Тема 13. Волшебное дерево (рисование + аппликация).

Задачи: Развивать чувство прекрасного, умение, передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра, стаканчики, цветная бумага, клей, ножницы.

Тема 14. Волшебные цветы.

Задачи: Закрепление изучения о свойстве цвета. Получение возможно большего количества смешанных цветов.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра, стаканчики.

Тема 15. Одуванчики (аппликация).

Задачи: Создание красивой композиции. Учить создавать выразительный образ с помощью аппликации, использование нового материала – вата.

Материалы: картон, вата, клей, фломастеры.

Тема 16. Веселые цвета (Монотипия).

Задачи: Обучить детей способам и приемам монотипии. Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра, стаканчики

Тема 17. Пейзаж настроения.

Задачи: Научить передавать настроение в пейзаже (грусть, страх, мечтательность, радость, нежность) при помощи цвета.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра, стаканчики

Тема 18. Волшебный лес (рисование + аппликация).

Задачи: Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра, стаканчики, цветная бумага, клей, ножницы.

Тема 19. Пушистые животные (аппликация).

Задачи: Совершенствовать умение работать в различных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать образ животного. Развивать чувство композиции.

Материалы: цветной картон, вата, фломастеры, клей.

Тема 20. Животные наши друзья (оригами).

Конструирование из бумаги. Оригами. Техника сложения бумаги, последовательность работы.

Задачи: Применение элементов комплексного развития пространственного мышления, воображения.

Материалы: цветная бумага, клей, ножницы.

Тема 21. Коллаж ладошек.

Задачи: Передача эмоций, чувств с помощью коллажа. Учить превращать отпечатки ладоней в морских животных, рисовать водоросли. Развивать воображение, чувство композиции.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра, стаканчики.

2 год обучения

Тема 1. Зарисовки игрушек.

Задачи: Рисование игрушек по памяти. Выявление возможностей графических материалов.

Материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры, мелки.

Тема 2. Фантазийная рыба. Среда условная, тонированная бумага.

Задачи: Правильно организовать среду обитания рыбы, сохранить стилевое единство. Сформировать навыки работы с графическими материалами – цветным фломастером, восковыми мелками и пастелью.

Материалы: тонированная бумага, восковые мелки, фломастеры, пастель.

Тема 3. Осенние листья (отпечаток листьями).

Задачи: Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра, тампоны, листья деревьев, стаканчики.

Тема 4. Осенние пейзажи (рисование по мокрому)

Задачи: Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра, стаканчики, материалы необходимые для работы с нетрадиционной техникой.

Тема 5. Разноцветные рыбки (пластилиновая живопись).

Задачи: Вызвать интерес к работе, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Умение пользоваться пластилином, развивать аккуратность.

Материалы: пластилин, стеки, картон для основы, дощечки.

Тема 6. Нарядные бабочки.

Задачи: Познакомить с техникой монотипии, с симметрией. Развивать пространственное мышление.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, стаканчики.

Тема 7. Герои из сказок.

Задачи: Учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на листе бумаги.

Материалы: бумага, фломастеры, пастель, мелки.

Тема 8. Веселый лужок (аппликация).

Задачи: Развить у детей воображение, интерес к результатам аппликации, создание красивой композиции.

Материалы: бумага, цветная бумага, клей, ножницы, картон.

          Тема 9. Мой маленький друг (техника тычка).

Задачи: Учить рисовать домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, палитра, стаканчики.

Тема 10. Путешествие с облаками (аппликация).

Задачи: Совершенствовать умение детей в различных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать образ облака. Познакомить с техникой рисование ватой. Развивать чувство композиции.

Материалы: цветной картон, вата, фломастеры, клей.

Тема 11. Цветок из сказки.

Задачи: Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные раннее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Применение различных техник рисования.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, стаканчики.

Тема 12. Цветные домики (аппликация из геометрических фигур).

Задачи: Научить с помощью основных форм предметов показывать ритмы городской улицы.

Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, картон.

Тема 13. Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету).

Задачи: Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

Материалы: цветной картон, белая гуашь, сангина.

Тема 14. Дворец Деда Мороза (техника граттажа).

Задачи: Познакомить с нетрадиционной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Материалы: готовая загрунтованная бумага, материал для процарапывания.

Тема 15. Зимние фантазии (аппликация).

Задачи: Умение правильно создавать красивую зимнюю композицию. Научить вырезать из бумаги снежинки и узоры.

Материалы: цветная бумага, белая бумага, клей, ножницы.

Тема 16. Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель).

Задачи: Учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели.

Материалы: бумага, акварель, восковые мелки, палитра, стаканчики.

Тема 17. Точечный город.

Задачи: Совершенствовать умение делать отпечатки пальчиков. Развивать воображение, творчество. Создание красочного города, используя всю цветовую политру.

Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисть, палитра, стаканчики.

Тема 18. Космический коллаж (рисование + аппликация).

Задачи: Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, клей, вырезанные детали.

Тема 19. В подводном мире, (рисование ладошкой, восковыми мелками и акварелью).

Задачи: Совершенствовать умение работать в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в морских животных, рисовать водоросли. Развивать воображение, чувство композиции.

Материалы: тонированная бумага, акварель, восковые мелки, гуашь, кисть, стаканчики.

Тема 20. Подарок маме.

Задачи: Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма.

Материалы: бумага, краски, кисти, палитра, стаканчики.

Тема 21. Натюрморт.

Задачи: Умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками, развивать чувство композиции.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, ватные палочки, палитра, стаканчики.

Тема 22. Весенние пейзажи.

Задачи: Учить изображать цветущие деревья. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе. Использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра, стаканчики.

Тема 23. Веселая матрешка.

Задачи: Ознакомление с художественными промыслами. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

Материалы: фломастеры, бумага, цветные мелки.

Тема 24. Мы рисуем фейерверк (цветной граттаж).

Задачи: Передача настроения в творческой работе с помощью добавления тона, цвета, линии, пятна. Продолжение знакомства с граттажем.

Материалы: бумага, воск, гуашь, кисти, заостренная палочка.

Тема 25. Веселая буквица.

Задачи: Знакомство с особенностями шрифтового решения. Создание веселого образа буквы.

Материалы: бумага, фломастеры, цветные мелки.

Тема 26. Такая разная монотипия.

Задачи: Продолжение знакомства с монотипией. Создание предметной монотипии, предметы выбираются симметричные.

Материалы: бумага, гуашь, кисть, палитра, стаканчики.

Тема 27.Тревожный лес.

Задачи: Научиться рисовать линиями разной толщины с разным нажимом деревья. Научиться передавать черным силуэтом формы деревьев по цветному фону.

Материалы: черный фломастер, черная гуашь, цветная бумага, кисть.

Тема 28. Невиданный зверь.

Задачи: Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. Применение различных техник рисования.

Материалы: бумага, кисти, краски, палитра, стаканчики.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

1. Методическое обеспечение:

Методические пособия, журналы по художественному образованию; наглядные пособия по нетрадиционным техникам рисования, выполненные преподавателем.

Книги, таблицы, работы школьного фонда.

2. Техническое оснащение:

Столы, стулья, мольберты, мольберты сидячие, паспорту и рамки для оформления работ, шкафы для наглядных пособий.

3. Материалы:

гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветные карандаши, фломастеры;

белая бумага, цветная бумага, картон;

кисти, поролон, пенопласт, ватные палочки, трубочки из под сока, свеча, заострённые палочки для процарапывания;

палитра, стаканчики для воды, клей, ножницы, вата;

шаблоны, трафареты, листья деревьев;

пластилин, дощечки, стеки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеевская Н. Карандашик озорной. – М., 1998.

Горяева Н. Первые шаги в мире искусства. – М., 1991.

Доронова Т. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М., 2006.

Дубровская Н. Приглашение к творчеству. – СПб, 2004.

Казанова Р., Сайганова Т., Седова Е. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2004.

Колль М.-Э. Рисование красками. – М., 2005.

Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – М., 2005.

Неменский Б. Изобразительное искусство. Программно–методические материалы. – М., 2005-2009.

Уотт Ф. Я умею рисовать. – М., 2003.

Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Рисуем и познаем окружающий мир. – М., 2001.

Фатеева А. Рисуем без кисточки. – Ярославль, 2006.

Журналы: «Юный художник», «Искусство в школе», 2004-2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы обучению грамоте

Курс русского языка в школе начинается с обучения грамоте. Процесс обучения грамоте является неотъемлемой частью не только начального, но и  в целом всего школьного образования....

Программа для дополнительных занятий по изобразительному искусству в школе. "Основы изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции" (Ознакомительный уровень)

Учебная программа для дополнительных занятий по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Разработана для детей разного возраста, но на начальной стадии обучения (ознакомительный уровень...

Обучение изобразительной грамоте школьников

Основная отличительная черта школьных занятий изобразительным искусством заключается в том, что учебный предмет «изобразительное искусство» начинает составлять неразрывную часть целостного...

Игра-викторина "Хочу играть" для учащихся ДШИ по ДООП "Основы изобразительного искусства"

Игра- викторина содежит тесты промежуточной аттестации для учащихся 1 класса ДШИ...

Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых.

Конспект урока по темам. изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых....

Изобразительное искусство. Пошаговое рисование. Тема "Совушка"

Изобразительное искусство. Пошаговое рисование. Тема "Совушка"...