Тема занятия: «Знакомство с праздником «Сороки». Изготовление жаворонка из соленого теста».
творческая работа учащихся по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Цели: Познакомить детей с обычаями и традициями празднования весеннего народного календарного праздника Сороки и предшествующим праздником, Герасим-грачевник, с народными играми, познакомить с основными приметами прихода весны. Вызвать у детей интерес к народному творчеству. Дать характеристику марту как месяцу весеннего равноденствия.

Задачи:Образовательные:«Познание»: Продолжать знакомить детей с историей и традициями русского народа посредством слайдовой презентации. Закрепить знания детей о праздновании народного праздника «Сороки – встреча весны» с помощью вопросов.

«Коммуникация»: Продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью, отвечать полными предложениями на вопросы. Закрепить умение детей читать  весенние заклички.«

Художественное творчество»: Учить детей создавать образ жаворонка из соленого теста.

 Развивающие:                                                                                                      

«Художественное творчество»: Развивать фантазию, воображение, творческие способности, вовлекая детей в исполнение стихов, закличек.                        

«Коммуникация»: Активизировать и пополнять словарный запас. Объяснить понятия "день весеннего равноденствия", "кулики", "грачевник", "жаворонки", создать творческую атмосферу , развить слуховую и зрительную память.                                 

Развивать навыки свободного общения с взрослыми и сверстниками.               

«Познание»: Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы.     

Воспитательные:                                                                                                                                                                                

Воспитывать желание больше узнавать о традициях наших предков. Воспитывать интерес к народной культуре.

Интеграция:«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Оборудование: ноутбук, флеш – карта с презентацией «Праздник Сороки», соленое тесто, стеки.

Задачи:

Раскрыть возможности народного творчества;

Побудить в детях желание изготавливать различные изделия;

Научить ребят изготавливать жаворонка из соленого теста;

Развивать коммуникативные навыки;

  • развивать творческие способности обучающихся;
  • воспитывать интерес к народным традициям;
  • вызвать эмоциональный положительный отклик у учащихся на собственную творческую деятельность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soroki_2.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

КГОБУ Уссурийская КШИ

Тема занятия: «Знакомство с праздником «Сороки».

Изготовление жаворонка из соленого теста».

                                                                     

                                                               4 класс.

                                       Воспитатель: Паруликова.О.А

Цели: Познакомить детей с обычаями и традициями празднования весеннего народного календарного праздника Сороки и предшествующим праздником, Герасим-грачевник, с народными играми, познакомить с основными приметами прихода весны. Вызвать у детей интерес к народному творчеству. Дать характеристику марту как месяцу весеннего равноденствия.

Задачи:Образовательные:«Познание»: Продолжать знакомить детей с историей и традициями русского народа посредством слайдовой презентации. Закрепить знания детей о праздновании народного праздника «Сороки – встреча весны» с помощью вопросов. «Коммуникация»: Продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью, отвечать полными предложениями на вопросы. Закрепить умение детей читать  весенние заклички.«Художественное творчество»: Учить детей создавать образ жаворонка из соленого теста.

 Развивающие:                                                                                                      

«Художественное творчество»: Развивать фантазию, воображение, творческие способности, вовлекая детей в исполнение стихов, закличек.                        

«Коммуникация»: Активизировать и пополнять словарный запас. Объяснить понятия "день весеннего равноденствия", "кулики", "грачевник", "жаворонки", создать творческую атмосферу , развить слуховую и зрительную память.                                 

Развивать навыки свободного общения с взрослыми и сверстниками.               

Воспитательные:                                                                                                     «Познание»: Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы.                                                                                  

Воспитывать желание больше узнавать о традициях наших предков. Воспитывать интерес к народной культуре.

Интеграция:«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Оборудование: ноутбук, флеш – карта с презентацией «Праздник Сороки», соленое тесто, стеки.

Задачи:

Раскрыть возможности народного творчества;

Побудить в детях желание изготавливать различные изделия;

Научить ребят изготавливать жаворонка из соленого теста;

Развивать коммуникативные навыки;

  • развивать творческие способности обучающихся;
  • воспитывать интерес к народным традициям;
  • вызвать эмоциональный положительный отклик у учащихся на собственную творческую деятельность.

Воспитатель: Сегодня 22 марта – день необычный, день прилета птиц. В народе так говорили об этом дне:

Когда вода разольется,

Когда лес зазеленеет,

Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

По народному календарю день 22 марта называли Сороки, считалось, что в этот день зима кончается, а весна начинается. У русских людей существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. Раньше говорили, что на зиму жаворонки не в теплые края улетали, а превращались в мышей, пережидая стужу в теплой мышиной норке. А как только пригревало землю солнышко, они принимали прежний образ и вылетали на свет Божий, приветствуя весну ликующим пением На Сороки зима кончается, весна начинается. А еще, 22 марта день весеннего равноденствия, когда день с ночью меряются.

  По приметам именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращаются сорок разных пташек», наступает весна. А теперь пора и весну позвать.

 Слайд 1. Весна.

Ребенок 1:Весна, весна, красная,
Приди, весна, с милостью,
С великой благодатью.
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей.
Приходи, приходи,
Солнцем светом озари.

Ребенок 2:Весна, весна красная! Приди весна с радостью,

С доброй радостью, с великой милостью:

Со льном высоким, с корнем глубоким,                                                                                          

 с дождями сильными, с хлебами обильными.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо весну позвали.

Слайд 2.Изображение народных игр.( Карусель. Золотые ворота).

 Весну в народе встречали и народными играми. Вот несколько из них. Это Весёлая карусель (молодой человек берёт карусель поднимает её вверх, а остальные берутся левой рукой за кончики лент и под закличку крутят карусель). А это Золотые ворота, которые открывали  для Весны-красны. Они помогают весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит.

Почему люди так ждали весну?

Возможные ответы детей:

– Она дарит людям теплое солнце и свет.
– С ней связывали надежды на будущий урожай.
– С приходом весны пробуждалась природа.

Воспитатель: А как узнать, что весна пришла?

Возможные ответы детей:

– Солнце ярче светит.
– Тает снег.
– Дни становятся длиннее, ночи – короче,
 проталины, капель, ручей, подснежник, грач, мать-и-мачеха , почки, солнце, скворец, скворечник, оттепель, одуванчик…).

Воспитатель: У весны много разных примет: и капель с крыши, и особые весенние запахи. Что-то переменилось в природе, да и день стал длинный – палкой не докинешь. Но, пожалуй, самой верной является вот эта, когда мы открываем настежь окна, как будто приглашаем весну в свой дом и слышим пение птиц.

Слайд 3.Пение птиц.

Воспитатель: Ребята, назовите весенние месяцы.

Ответы детей: (Март, апрель, май)

Воспитатель: А о каком месяце издавна в народе говорили: «Пришел месяц - капельник и зима заплакала». О каком месяце речь?

Ответы  детей: О месяце март.

Воспитатель: Какое время года он начинает?

Ответы  детей:  Март начинает весну.                                                                                            

Воспитатель: Почему он капельник? 

Ответы детей: Солнце ярче светит, снег тает, появляются проталинки с островками подснежников, журчат ручьи, природа просыпается ото сна, наступает ранняя весна).

Воспитатель: – Правильно. Прилетают птицы: Увидел грача  весну встречай; грач на горе  весна на дворе.

 Птицы начинали прилетать в марте. Одна из первых весенних птиц – грач.

Слайд 4Грач

Воспитатель: По народным представлениям грач – сама весна. Грачи прилетали 17 марта. Люди называли этот день "Герасим-грачевник" (имя Герасим означает "почитаемый"). Так же люди заметили, если грачи прилетают прямо на гнезда, то весна будет дружная. В этот день первый раз встречали весну. Ребята, птиц прославлял не только простой народ. О птицах  поэты слагали стихи, художники писали картины.

Слайд 5. « Грачи прилетели». Вот, например, посмотрите на  картину великого художника Александра Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» (дети рассматривают картину).

Слайд 617 марта – день Герасима-грачевника. 

Воспитатель: Молодцы. Отгадайте загадки и сразу вспомните, какие еще птицы прилетают к нам из теплых краев?

  1. Всех перелётных птиц черней, чистит землю от червей, 

Вдоль по пашням мчится вскачь, а зовётся птица? (Грач.)

  1. Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растенья,

Его и песня и полет

Вошли в стихотворенья. Хочет — прямо полетит,

Хочет — в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

И в полях поет, поет.

(Жаворонок.) 

  1. Нам в хозяйстве помогает,

Дом охотно заселяет,

Свой, похожий на дворец,

Наш весёлый друг…   (Скворец.)

  1. Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из песка и глины… (Ласточка.)

Воспитатель: Как мы называем этих птиц? (Ответы детей. Перелетные.)

Молодцы!  А сейчас для вас ребята будет игра на смекалку.

Я буду говорить о летящих птицах и насекомых и не только. А вы должны со словами «летят, летят»  поднимать руки, а если это не летает, не чего не говорим тихо, тихо стоим.

Игра «Летят — не летят»

1.Грачи летят, на всю Русь кричат: гу-гу-гу, мы насеем весну! Летят! (поднимает руки)

(дети поднимают руки) Летят! Летят!

2.Журавли летят, на всю Русь кричат: угу, угу, не догнать нас никому! Летят!

( дети поднимают руки) Летят! Летят!

3. Пчелы летят, гудят: жу-жу-жу, медовую несу росу! Летят!

( дети поднимают руки) Летят! Летят!

4. Поросята летят, полосатые визжат: хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву! Летят!

(дети не поднимают руки)

5. Воробьи, летят,  на всю Русь кричат: чи-вить, чи-вить, мы хотим попить! Летят!

(дети поднимают руки) Летят! Летят!

6. Комары летят, звенят, пищат: зы-зы-зы, наточим носы! Летят!

(дети поднимают руки) Летят! Летят!

7. Медвежата летят, толстопятые рычат: ру-ру-ру, надоело нам в лесу! Летят!

(дети не поднимают руки).

Молодцы.Присаживайтесь. Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного ржаного теста фигурки жаворонков или куликов( это тоже птица похожа на сороку, внешне, но обитает в основном на морских побережьях, называют птицу кулик-сорока). Тесто катали в виде жгута и связывали его узлом.  Вместо глаз вставляли угольки, горох, гречишные зерна, изюм, сушенные ягоды. Птичек смазывали растопленным сахаром.

Слайд 7. Утром «жаворонков» раздавали детям. Дети насаживали печеных, «жаворонков» на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и, сбившись в кучу, что есть силы, кричали, закликая жаворонков и весну.

В некоторых деревнях сельские ребятишки собирали 40 щепочек,  выбегали рано утром босые на двор и старались  их перебросить через кровлю, так как существовало поверье, что птицы кладут в гнездо 40 щепочек, а девочки завязывали на тесёмке 40 узелков, чтобы все желания сбылись.                                                                                     

И сейчас в разных сёлах, деревнях русский народ чтит традиции и празднует этот замечательный народный праздник.                                                  

А сейчас садитесь удобно, будем лепить жаворонков из соленого теста.  Показываю приемы работы. Дети делают птиц.

Последовательность работы:

1. Готовое соленое тесто педагог делит на небольшие полоски.

2. Каждому ребенку дается полоска, которую нужно раскатать так, чтобы получился тонкий валик.

3. Полученный валик завязывают узелком.

4. Один из концов узелка будет головкой птички, вставьте туда две бусинки (можно взять бисер) вместо глаз.

5. Другой конец узла – хвостик. Хвостик нужно немного расплющить и надавить на него вилкой (или несколько раз спичкой), получатся птичьи перышки.

6. Теперь птичку нужно просушить.

Воспитатель: Ребята, красиво у нас получилось? (да). А вы знаете, что детские игрушки, вылепленные из солёного теста, являются магическими предметами.

 Слайд 8. Жаворонки из теста.

Мука – это символ жизни, изначальная пища человека.

Соль – одна из самых очищающих средств.

Вода – элемент памяти, она хранит заложенную информацию.

Рефлексия:  А теперь, ребята, возьмите птичек и если:

  • вам всё понравилось, вам было весело и интересно, то посадите вашу  летящую птичку к окошку, пусть порадуется солнышку,
  • если вы немного устали и вам чуть – чуть взгрустнулось, то посадите вашу птичку на пенек,

а если вам было сегодня грустно и неинтересно, то посадите птичку на полянку. А сейчас, ребята прочитают закличку:

1. Жаворонушки, птички звонкие,
Принесите нам весну-красну,
Унесите зиму долгую,
Принесите солнце красное,
Не забудьте – небо синее
И немножечко дождя-ситечка!

2. Ой, вы, жавороночки, жавороночки!
Ой, летите в поле, несите здоровья:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.

3. Летел кулик из-за моря,
Принес кулик да семь замков.
Кулик, кулик, запирай зиму,
Отпирай весну, тепло летечко!

Воспитатель: Залезали дети, как можно ближе к солнцу. В этот день разрешалось залазить на крышу и на забор. К вечеру "жаворонков" съедали: голову – родителям, парочку "жаворонков" – скоту, остальное – детям. В руках у детей можно было видеть не только обрядовое печенье, но и глиняных птичек-свистулек. Они нужны были, чтобы выгонять из дома кикимору, нечистую силу.

 А сейчас, я задам вам вопросы, проверим как вы запомнили. Только, с места не кричать и руку поднимать:

     1. Какой праздник празднуют 22 марта? (Сороки, Масленица, Пасха).

2.Какая птица одной из первых помогала природе пробуждаться от сна? (жаворонок, воробей, грач, ласточка).

3.А какого числа прилетали грачи? Как назывался праздник?

4.Что хозяйки пекли на праздник Сороки? (блинчики, пирожки, каравай, жаворонков).

5.Что делали дети в праздник Сороки? (Дети закликали жаворонков и весну,  водили хороводы вокруг ёлки, собирали 40 шишек.)                                                            

Воспитатель: Молодцы. Ребята, я думаю, вы дома обязательно расскажете своим родным и близким о старинном русском празднике – Встреча Весны или Сороки. 

ВоспитательА что же мы про гостинцы наши забыли? Давайте ка всех угостим «жаворонками» и все вместе весну позовём. Прочитайте закличку и давайте все вместе пригласим весну.

Жавороночки, прилетите к нам, Красно летечко, принесите нам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по внеучебному занятию "лепка из соленого теста"тема: "Новогодние блюда "

Внеучебное занятие в условиях введения ФГОС по авторской программе "лепка из соленого теста". Тема: «Новогодние блюда»  (Яйчница , торт.)       Цели: Закреплять...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ИЗО во 2 классе (сложная структура дефекта). Лепка снеговика из соленого теста.

Систематизировать знания детей о влениях природы. Формирование моторных, графомоторных и сенсорных навыков. Закреплять умение раскатывать тесто круговыми движениями....

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности. Кружок «Страна мастеров». Тема: «Работа с соленым тестом. Изготовление поделки «Цветик-семицветик». 2 «В» класс

Цель:расширить кругозор учащихся по  лепке сувениров из солёного теста, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении сувениров из соленого теста...

Конспект внеклассного занятия по чтению в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом). Тема занятия: «Знакомство с творчеством Самуила Маршака «Декабрь».

Цели: - развитие коммуникативных умений учащихся, расширение словарного запаса.Задачи:  - Развитие навыка правильного, выразительного, сознательного чтения. - развитие слухового восприятия о...

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Весёлые овощи».

Цель: Развить мелкую моторику рук через занятия декоративно – прикладного творчества с применением пальчиковой гимнастики.Задачи:Образовательные:Повышать компетентность детей на...

Конспект занятия объединения "Декор" (поделки из соленого теста) Тема: «Знакомство с волшебством соленого теста

Цель: формирование у детей знаний о том, что такое тестопластика, какое оно – соленое тесто и его свойства.Задачи:• Познакомить детей с новой техникой – тестоплас...