Схема урока изобразительного искусства
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Роева Евгения Владимировна

"Ажурные ограды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_uroka_izobrazitelnogo_iskusstva.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Фамилия, имя. отчество педагога

Роева Евгения Владимировна

Наименование образовательного учреждения, район (город)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Федосеевская средняя школа

Заветинский район Ростовская область

Тема урока

«Ажурные ограды» (по программе Б.М. Неменского)

Возраст обучающихся

8-9 лет (3 класс)

Тип урока

Комплексного применения знаний и умений (в новых условиях)

Форма урока

Урок-путешествие

Цель урока:

- учить выполнять эскизы ажурных  оград

Задачи урока:

Образовательный аспект

Воспитательный аспект

Развивающий аспект

  1. Знакомить с понятиями «ажур», «дизайн», с  ажурными изделиями из разных материалов; учить видеть в  художественном оформлении уличных оград  природные аналоги (листья, снежинки, морозные узоры, ветви деревьев и т. д.)
  2. Развивать творческое мышление, воображение, логического мышление через умение анализировать, синтезировать материал
  3. Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами художественной культуры.

Планируемые результаты

     

- Умение сравнивать художественное оформления ажурных оград с природными аналогами; приобретут представление в области художественного оформления города.

-Умение видеть перспективу и передавать единство элементов декоративного ажура с учетом перспективного изменения размера.

- Умение придумывать свой вариант декоративного оформления ограды.

-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.

Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)

Учителю:  иллюстрации и фотографии города Санкт-Петербург, где много ажурных оград, презентация с разными вариантами ажура в окружающем мире, природе;  раздаточный материал (вырезанные формы в виде отдельных частей общих оград)

Ученику: краски (гуашь или акварель); кисти № 1-3; баночки для воды, салфетки.

УМК (видеоряд)

Мультимедийная презентация

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся (УУД)

познавательные

коммуникативные

регулятивные

1

2

3

4

Организационный этап. Подведение к цели урока.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

--- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. У вас на столах лежат солнышки. Прочитайте пожелание от меня и от солнышка: Улыбнись! Сегодня твой день! Ты со всем справишься блестяще!

--- Сегодня мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила групповой работы:

  • учитывать разные мнения в обсуждениях;
  • уметь договариваться;
  • уметь приходить к общему решению

--- Я вам предлагаю совершить путешествие, а куда вы узнаете, разгадав ребус. Для работы возьмите белые листы. Ребусы у всех разные (групповая работа + на слайде)

--- Сегодня мы путешествуем по городу (открываем створки).

--- В каком городе вы бы хотели жить? Почему?

--- Чего не хватает в этом городе? (ажурных оград) (слайд)

Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме. Умеют извлекать нужную информацию.

Взаимодействуют  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме и в групповой работе. Планируют учебное сотрудничество.

Осуществляют мотивационной  установки на предстоящую  работу. Волевая саморегуляция

Этап “Постановка цели и задач урока». Сообщение нового материала.

Задача: знакомить с понятиями «ажур», «дизайн», с  ажурными изделиями из разных материалов; учить видеть в  художественном оформлении уличных оград  природные аналоги (листья, снежинки, морозные узоры, ветви деревьев и т. д.).

--- Как вы думаете, какова тема нашего урока?  (Ажурные ограды)

--- Какую цель мы поставим на урок?

--- Человек так устроен, что он всегда стремится сделать свою жизнь красочнее, ярче, интереснее.

--- А что он для этого делает?

--- А в этом городе что сделали люди, чтобы он стал красивее?

--- В изобразительном искусстве есть термин «декор». Как вы думаете, что он означает? (сначала – ответы детей)

--- Это слово иностранного происхождения, поэтому его значение можно найти в словаре иностранных слов  (показать словарь, потом ребенок зачитывает: термин «декор» в переводе с латинского языка  - это  «украшение» - читает ребенок)

Один из элементов для украшения  разных предметов – АЖУР

 --- Что означает слово «ажур» (сначала – ответы детей)

--- Значение этого слова также находится в этом словаре (ребенок зачитывает: ажур – сквозной узор)

--- Из чего выполняют ажурные изделия?

--- Ажур используется в изделиях из ниток, дерева, металла (слайд).

--- Железо огненное взял

И превратил умело

В деталь бесформенный металл.

--- О ком идет речь?

--- А кто придумывает ажурные ограждений на улицах города? (Художники)

--- А где в городе можно встретить ажур?  (отвечают дети)

--- А в городе Санкт - Петербург много ажурных оград?

---- Давайте посмотрим (просмотр набора фотографий из моего путишествия)

Осознают поставленную задачу, знакомятся с новыми терминами, работают с материалами словаря. Учатся извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза

Взаимодействуют друг с другом и с учителем фронтально, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Одноклассники дополняют ответы учащихся.

Этап «Подготовка учащихся к практической деятельности по применению знаний, умений в новой ситуации»

Задача: подведение учащихся к планированию своих действий (алгоритма работы), выявление затруднений в групповой практической деятельности учащихся.

--- Посмотрите на разные ажурные ограды.

 (показ слайдов с ажурными оградами)

--- Какой цвет преобладает в этих оградах?

--- Значит, какой цвет мы будем использовать в нашей работе?

---Какие элементы в декоративных ограждениях вы увидели? (Листья, цветы, стебли)

--- А где художники подсмотрели такую красоту?

--- Художники придумывают свои произведения, используя красоту природы.

Физминутка.

1, 2, 3, 4, 5 — кузнецы начнут считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место тихо сесть.

--- Для нашего города поступил заказ – изготовить ажурные ограды.

--- Ребята!  А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а художники-дизайнеры, которые создадут свои проекты ажурных оград, чтобы он стал еще красивее и  наряднее.

--- У каждого из вас есть часть будущей ограды, но разной формы. Ваша задача: придумать такой рисунок, который при склеивании частей, даст целую картину.

--- В каждой работе важна техника безопасности: (на слайды – зачитывают дети по цепочке)

  1. Не размахивать руками.
  2. Не брать в рот кисти, не пробовать краски.
  3. Быть аккуратными (беречь одежду, школьное имущество).

--- Давайте составим алгоритм работы: (сначала говорят дети, затем в обобщенном виде я)

  1. Придумать узор  для своей ограды
  2. Нарисовать карандашом на заготовке этот узор.
  3. Нарисовать карандашом часть узора на своей части ограды.
  4. Обвести узор по линиям кончиком кисточки черной краской.
  5. Склеить части в общую ограду.
  6. Сдать готовую ограду заказчику, т.е. мне.
  7. Навести порядок на рабочем месте.

--- (показать неправильную ограду) Такой же заказ выполняли и другие мастера. Несколько оград не приняли. Как вы думаете, почему?

--- Чтобы наш заказ приняли, еще раз обратимся к алгоритму (дети читают по очереди)

Осуществляют поиск необходимых способов компоновки ажурного орнамента для выполнения учебной задачи; видят в  художественном оформлении уличных оград  природные аналоги. Озвучивают технику безопасности при работе с красками; озвучивают и демонстрируют алгоритм работы.

Строят монологические высказывания, строят в коммуникации понятные для партнеров способы действия, учитывая разные мнения в обсуждении декора уличной ограды. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. 

Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия в соответствии с поставленной задачей. Осознавать возникающие трудности, находят их причины и пути преодоления.  

Этап «Применение знаний в практической деятельности»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

--- Приступая к работе, помните о правилах групповой работы

 

Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, помощь в осознании удачных и ошибочных моментов и способах их устранения. 

--- Напоминаю вам правила групповой работы: каждая группа должна выбрать одного представителя, который сдает ограду заказчику, т.е. мне (учитель приклеивает на город)

Используют предложенные формы для изображения в них орнамента; осуществляют синтез как составление целого из частей (составление ажурной ограды из отдельных модулей).

Вступают в учебный диалог с  одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; обосновывают свою точку зрения; осуществляют совместную деятельность в  группах для создания общей ажурной ограды.

Планируют действия, необходимые для создания общей ажурной ограды по алгоритму; контролируют процесс и результаты деятельности всех членов группы, вносят необходимые коррективы; осознают возникающие трудности, находят их причины и пути преодоления.

Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

--- Наша работа завершена. Что вы можете сказать, уходя с урока? (на слайде).

--- Давайте еще раз вспомним цель нашего урока. Достигли ли мы ее?

--- По критериям оценивания, которые лежат у вас на столах, оцените свою работу.

--- Поднимите руки те, кто набрал 5 баллов. Молодцы, ребята, я очень рада нашей совместной работе.

--- Поднимите руки те, кто набрал 4 балла. Еще немного и будет отлично.

--- Есть такие, кто набрал 3 балла? (при отсутствии рук) Я рада, что мы все достигли поставленной цели урока.

Учащимся предлагаются критерии оценивания практических работ для обсуждения в группах.

Критерии оценивания:

  1. Вы придумали общий узор для вашей ограды – 1 балл
  2. Нарисовали карандашом на общей заготовке этот узор с учётом перспективы – 1 балл
  3. Каждый член группы нарисовал карандашом часть узора на своей части ограды с учётом перспективы – 1 балл
  4. Каждый член группы обвёл узор по линиям кончиком кисточки черной краской – 1 балл
  5. Группа склеила части в общую ограду – 0,5 балла
  6. Группа навела порядок на рабочем месте – 0,5 балла

--- Выберите один из вариантов предложений и закончите его.

  1. Мне понравилось _______________
  2. Я узнал _________________
  3. Я научился________________
  4. У меня получилось _________________
  5. У меня не получилось __________________

Моя рефлексия: (мне понравилось, что вы все проявили свое творчество, показали индивидуальность)

(если не одинаковые части в одной ограде): я вам желаю быть одной командой, научиться договариваться

Анализируют полученные результаты с учетом всех шагов алгоритма  и законом перспективы. Осознанно и произвольно обосновывают качество продуктивной деятельности в парах и своих группах. Осуществляют рефлексию своих действий.

Взаимодействуют друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают рефлексивные оценки своей деятельности.

Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, находят их причины и пути преодоления.

Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов.

Я предлагаю задания на выбор: (на слайдах) – на жёлтых листах.

  • Выполнить ажурные ограды в виде аппликации
  • Найти примеры ажура в природе (нарисовать)
  • Нарисовать свой вариант ажурной ограды

--- Молодцы ребята, славно потрудились.

--- Закончить урок я хочу словами, пусть они станут девизом нашего урока: Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет!

Осознают познавательную задачу; читают и слушают, информацию для самостоятельного нахождения её в разных источниках.

Вступают в учебный диалог с учителем, задают вопросы.

Принимают и сохраняют учебную задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Презентация к уроку изобразительного искусства. "Жанр изобразительного искусства Портрет"

Портрет В изобразительном искусстве  — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Платок для мамы", 3 класс, (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Платок для мамы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Искусство объединяет народы. Праздник "День Победы" (аппликация) «Учебник «Изобразительное искусство. 4 класс» авт. Коротеева Е.И.

Цель урока: создание условий для углубления представлений обучающихся о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне.Задачи урока Дидактические:1. Углубить представление детей о подвиге на...