Конспект урока "Веселая сова и грустный ворон"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1, 2 класс)

Васильева Галина Николаевна

Занятие  по изобразительному искусству в 1-2 классах по теме «Весёлая сова и грустный ворон».

Цель: передача настроения сказочных персонажей живописными средствами при использовании проблемных, репродуктивных и творческих методов и освоении новых приёмов живописи  для активизации деятельности учащихся и поддержания устойчивого интереса в течении занятия при разноуровневом обучении.

 Задачи урока:

- развивающие:

- формирование художественно - образного мышления  и эмоционального отклика на образ сказочных  персонажей эскимоской сказки – Ворона и Совы;

- расширять знания детей о птицах; познакомить детей с особенностями строения и образа жизни совы, ворона;

- формирование чувственного опыта;

- формирование навыков работы в сотрудничестве с учащимися и учителем;

- формирование творческой и познавательной активности;

- формирование изобразительных навыков;

- обучающие:

- учить анализировать и систематизировать полученную информацию для создания целостного представления об образе сказочного героя;

- учить различать тёплые и холодные цвета, смешивать краски для получения нужного оттенка;

- совершенствовать умение изображать птиц, передавая характерные особенности формы тела;

- учить рисовать методом «тычка» и раздельного мазка;

- учить с помощью изобразительных средств (линии и цвета) выражать настроение  сказочного героя через  характерные черты внешнего облика, позы, цвета;

- учить размышлять и выражать своё отношение на основе полученного опыта;

 

 - воспитательные;

- воспитание чувственного опыта;

- воспитание эстетических чувств и интереса к изобразительному искусству;

- воспитывать желание рисовать.

 

Тип урока: комбинированный, который включает в себя формирование знаний, умений, навыков и применение их на практике.

 

После проведения занятия учащиеся смогут:

выделять общее и различие в характеристике персонажей, приобрести понятие  в определении  настроения героя по цветовым отношениям, позе, выражать  к ним отношение;  работать красками методом «тычка» и мазками, овладеть первичными навыками в передаче  на плоскости художественными средствами эмоций сказочного героя.

Основные понятия урока: образ героя

 

Вид художественной деятельности:

изображение на плоскости

Оборудование:

для учителя: демонстрационные: изображение совы, ворона; репродукции картин с изображением золотой и поздней осени; зимнего морозного дня и снежной бури; цветовой круг; цветные круги (3 зелёных цветов, трёх жёлтых, двух красных, одного синего); ноутбук; мультимедийный проектор, экран, 10 магнитов; две презентации; запись «Пение птиц»,  рисунок ворона; контур совы; 3 кисти; лист для рисования; раздаточные: изображение двух птиц;  24 пёрышка разного цвета, 6 листов с синим подмалёвком; шесть листов тёплых оттенков; шесть трафаретов птиц;

для учащихся: тонкие кисти;  жесткие кисти;  тряпочки для осушения кисти; палитры, гуашь разных цветов (белая, желтая, темно-коричневая, оранжевая, черная, красная, зеленая, синяя, фиолетовая);  баночки с водой.

                                               Методы обучения:

репродуктивный, наглядный,  практический, проблемный

Форма урока:

сочетание индивидуальной, групповой и фронтальных форм обучения. 

Экспозиция доски:

 

 

 

6

 

 

 

image

1-4 – репродукции с изображением природы в разных состояниях;

5 – изображение ворона;

6- изображение совы;

7 – рисунок ворона;

8- лист белой бумаги

9- абрис совы

План урока:

 

Этапы урока

Время (мин.)

1

Организационный момент

1 мин.

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы

5 мин.

3

4

 

 

5

Актуализация знаний учащихся

2 мин.

 Получение новой информации. Презентация

6 мин.

Осмысление  и первичная проверка понимания информации. Формирование умений в передачи настроения  при помощи цвета

5 мин.

6

 

7

8

Первичное усвоение новых знаний. Электронная презентация пошагового выполнения практической работы

4 мин.

 Педагогический рисунок и выполнение практической  работы

19 мин.

Рефлексия

3 мин.

 

Ход урока

1. Орг. момент

Цель этапа – настрой учащихся на работу во время урока. Учитель приветствует учащихся. Учащиеся готовятся к вхождению в учебную деятельность.

Учитель. Здравствуйте, дети!

2. Постановка цели и задач урока. Мотивирование учебной деятельности.

Цель урока – осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. Учитель организует мотивирование учебной деятельности и ставит проблему. Учащиеся осознанно подчиняют себя требованиям учебной деятельности и вырабатывают внутреннюю готовность к их реализации.

Учитель. М ы сегодня с вами на уроке нарисуем сказочных птиц, а каких вы узнаете,  отгадав загадки.  

Её не встретишь днём воочию, охотится лишь только ночью. Когда вокруг темным-темно - найдёт добычу всё равно. Для грызунов она – гроза,  большие, жёлтые глаза, летит практически бесшумно, её считают сильной, умной, как на шарнирах голова. Она – ? (ушастая сова).

Черный, темноты темней, нету птиц его умней. На высокой ели – вон он. Это – старый, мудрый… (ворон).

(Учитель открывает доску и показывает изображение двух птиц).

Постановка проблемы

     Послушайте старую эскимоскую сказку. «В давние-давние времена Ворон и Сова были большими друзьями, делили вместе радость и горе. Однажды задумали они покрасить друг друга, так как были белыми как снег. Первым за дело взялся Ворон. Приготовил краски, выдернул перо из хвоста и аккуратно, перышко за перышком, стал Сову раскрашивать. Старается Ворон. Как художник, который создает картину, смотрит, чтобы не было повторов, чтобы рисунок разнообразным был. От удовольствия песенку напевает. А Сова вся измаялась, устала сидеть на одном месте и думает про себя: "Придет моя очередь, я Ворона мучить не буду, быстро его покрашу". Вот пришла очередь Совы. Она говорит Ворону: "Ты, Ворон, голову опусти и глаза закрой, я тебя по-другому красить буду". Опустил Ворон голову, а Сова взяла и вылила ему на голову ведро краски. Высохли птицы, стали в зеркало смотреться. Сова не налюбуется собой: то одним боком повернется, то другим, то крыло поднимет. Узор на перышках везде разный. А Ворон как глянул в зеркало, так и испугался, голову  опустил: ни одного светлого пятна на перьях не осталось. Осерчал Ворон на Сову. С тех пор и дружба их врозь». 

     Как вы думаете, ребята, какое настроение стало у птиц, после того как они покрасили друг друга? (Учащиеся отвечают: сова была весёлая, она не могла налюбоваться собой, своим узором. А ворон грустный, как глянул в зеркало, так испугался и голову от грусти опустил: ни одного светлого пятна на перьях не осталось.)

    Мы  на уроках часто карандашом рисовали различные предметы и образы, а краска с кисточкой делали их красивыми и нарядными. А как же нам с помощью карандаша и красок передать настроение птиц? Нарисовать не просто сову, а весёлую сову и не просто ворона, а  грустного ворона. Это мы выясним в ходе урока.  

3. Актуализация знаний учащихся. Цель этапа – активизация личного опыта учащихся на уровне собственных знаний.

Учитель.  На доске два кружка жёлтого и синего цвета. Что вы можете сказать о жёлтом  цвете. Какой он в цветовом круге, по настроению?  (Учащиеся называют: основной, тёплый,  яркий, радостный). Что вы можете сказать о синем цвете? (Учащиеся называют: основной, холодный, ледяной). А что вы можете сказать о зелёном цвете?  (Учащиеся говорят, что он составной). А к холодному или тёплому спектру цветового круга его отнести? Ведь в нём присутствует и холодный синий, и тёплый жёлтый.

Фронтальные формы обучения. Словесные, объяснительно-иллюстрационные, активные и проблемные методы обучения

4. Получение новой информации. Цель этапа – усвоение новых знаний по цветоведению

   Учитель. Представьте жёлтый солнечный лучик,  который превращает другие цвета в тёплые, солнечные, радостные. Если добавить в зелёный цвет больше жёлтого, то он будет каким? (Учащиеся отвечают – тёплым, находят его на доске  и прикрепляют его между жёлтым и зелёным).  А  если – синюю льдинку  – то каким? (Учащиеся отвечают – холодным, грустным,  находят карточку с  зелёно-синим цветом и прикрепляют его между зелёным и синим).  Ребята, оказывается, холодными могут быть и жёлтые, и красные тона, а синие, зелёные – тёплыми. Всё зависит от того какого цвета в них больше жёлтого или синего. Если сравнить два  красных цвета – алый и просто красный, то алый воспринимается нами каким? Где его место в цветовом круге? (Учащиеся отвечают  и прикрепляют кружок ближе к синему цвету). А найдите место красному в цветовом круге. Если сравнить два жёлтых цвета: лимонный и ярко жёлтый, то лимонный будет каким? Где он находится в цветовом круге? (Учащиеся отвечают и прикрепляют кружок между жёлтым и сине-зелёным) А если взять другой ярко- жёлтый , то каким он является и где его место в цветовом круге? (Учащиеся отвечают). У тёплых и холодных цветов разное настроение. Тёплые больше похожи на радостные, весёлые, а холодные на фантастические, загадочные, грустные. 

Посмотрите на картину художника М.Врубеля «Царевна Лебедь». Как удалось художнику с помощью холодных цветов и оттенков передать настроение царевны Лебеди из сказки «О царе Салтане». Она загадочна, грустна и одинока.

Жар – птица на картине вся сияет и горит, а помогли художнику в этом тёплые краски: жёлтые, оранжевые, красные.

Мы  видим,  что карандаш, кисточка и краски умеют не только украшать, но и разговаривать при помощи линий и цветового пятна и помогают художнику выразить свои переживания, чувства и мысли,  рассказывать нам о настроении изображаемых героев. (У учащихся появляется устойчивый интерес к изучаемой теме)

    Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый – это яркие цвета, как бы громкие. Но есть три   волшебные краски – белая,  чёрная и серая, которые тоже помогают создать настроение. Что станет с цветом, если его смешать с белой краской? Цвет станет  светлее, как бы легче и нежнее. Синий превратится в голубой, а красный – в розовый. А зачем художнику серая  или чёрная краска? Оказывается, если добавить в любой цвет серой или немного чёрной краски, то можно затемнить  цвет, сделать его глухим,  грустным, задумчивым и даже мрачным.

Рассмотрим пейзажи: осенний и зимний. Как удалось художнику создать разное настроение в рисунках? (Учащиеся высказываются, что яркие тёплые цвета художник использовал в создании образа золотой осени, а охристые тона вместе с серой и чёрной краской помогли ему нарисовать позднюю осень. Яркие синие и сине-зелёные тона создают образ морозного зимнего солнечного дня, а если к этим краскам добавить немного серой краски, то можно изобразить снежную бурю).

Фронтальный и индивидуальный формы обучения. Методы обучения:словесный,объяснительно-иллюстрационные,проблемный, игровой.

5. Осмысление  и первичная проверка понимания информации. Формирование умений в передачи настроения  при помощи цвета. Цель этапа – организовать вступление учащихся в контакт с информацией на эмоционально – образном уровне, поддержать активность и интерес к изучаемой теме, соотнесение новой информации с известной.

Учитель. А сейчас мы поиграем. На листе  изображены  две птицы с пышными хвостами, а на столах у вас лежат пёрышки  различного цвета и тона. Одна птичка весёлая, хвостик распушила, радуется солнышку. Надо подобрать для хвостика перышки теплых  радостных,  ярких,  звонких  цветов. Другая птица загрустила, пошел дождь, хвостик намок. С помощью пёрышек холодных  глухих  цветов создать образ грустной птицы. (Учащиеся, работая в группе,  прикрепляют к хвостику  шесть пёрышек, а затем демонстрируют свои работы)

Групповая форма обучения. Словесные, игровые, развивающие

6.  Первичное усвоение новых знаний на техническом уровне. Цель этапапродемонстрировать учащимся  в виде электронной презентации пошагового выполнения практической работы. Учитель с помощью презентации показывает изображение двух птиц одновременно, сначала фотографическое, затем рисунчатое,  сравнивает, указывает на анатомическое строение и цвет оперения  каждой  птицы, объясняет учащимся особенности в передачи разного настроения в образе вороны и сов. Учащиеся учатся воспринимать новую информацию, осмысливать, перестраивать прошлый опыт в соответствии с новой информацией.

Вот теперь ребята мы сможем передать настроение птиц. Рассмотрим строение и цвет оперения совы и ворона.

Учитель. Посмотрите внимательно на сову. У совы большая голова, которой она ловко вертит во все стороны, почти нет шеи и круглые немигающие глаза. Они словно фонари, в темноте сова видит очень хорошо, у неё очень хороший слух. Посмотрите внимательно какой у неё клюв – он очень похож на крючок; ещё обратите внимание на лапы совы – они очень цепкие с острыми когтями, так что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев. Пышное оперение совушки защищает её от холода, а закруглённые крылья и широкий, короткий хвост лопаткой помогают летать бесшумно. Пёрышки имеют разную окраску на различных частях тела. Каждое пёрышко имеет форму капельки. У нашей совы крылья и голова коричневого цвета, а вокруг глаз и на брюшке – серого.  Какие цвета присутствуют в ее оперении? (желтый, оранжевый, темно-коричневый).

 Не приходилось ли вам слышать о «кудрях... черных, как ворон. Его блестящее черное оперение с синим и фиолетовым металлическим отливом — а в нижней части иногда еще и с зеленоватым оттенком — отражает действительный смысл выражения «черный как вороново крыло». Строение ворона отличается от строения совы.Туловище напоминает овал в виде огурца, овальная голова с хохолком. Хвост длинный в виде треугольника,  треугольное крыло слегка выступает. Лапки сильные и цепкие. Учитель демонстрирует пошаговое выполнение практической работы в рисовании совы.

Фронтальная форма работы. Наглядно-словесный, мультимедийный метод обучения с использованием ТСО.

7.Практическая работа на усвоение новых знаний, понятий. Цель урока - формирование и развитие изобразительных умений и навыков при работе гуашевыми красками на плоскости при создании образа грустного ворона и весёлой совы. Учитель выполняет роль консультанта, учащиеся работают  красками без прорисовки.

Разноуровневое  обучение.

1 класс – рисуют образ весёлой совы

2 класс – рисуют образ грустного ворона

Учитель поясняет учащимся, как расположить трафарет на листе.

Учащиеся на цветном   листе  обводят по трафарету контур совы, рисуют глаза, уши,клюв, когти, веточку.

Учитель на доске выполняет мелом педагогический рисунок, в котором раскрывает разницу в изображении весёлой и грустной вороны (открытое и закрытое движение) и последовательность выполнения работы. В центре листа нарисуем небольшой овал — голову. Теперь от него вниз рисуем туловище. Всегда проще рисовать, если представить форму чего вы рисуете. Сейчас наше туловище чем-то похоже по форме на огурец. Вниз нужно продолжить длинный, угловатый хвост. Пририсуем к голове клюв. Длинный, ровный. Обозначим глаз. Покажем крыло, начинающееся от верхней части туловища. Оно сложено, а его каря немного торчит поверх хвоста. Теперь лапки птицы Оформим клюв: он немного приоткрыт, а верхняя часть чуть выпуклая. Над глазом проведем «бровь», получим угрюмый взгляд ворона. Обведем туловище и голову плавной линией, чтобы получить шею. На крыле покажем полукруг. Он нам понадобится в дальнейшем. Дорисовываем лапки, цепляющиеся за ветку. Продолжаем работать над лицом птички. Заштрихуем подбородок, нарисуем хохолок на затылке. На крыла и хвосте покажем длинные перья. Проработаем лапки

 Демонстрирует приём работы кистью раздельными мазками и имитацию оперения острым концом кисти. Учащиеся воспринимают информацию

Учитель.  Мы будем рисовать сове пёрышки   методом  «тычка»–  и не обычной кисточкой, а – жесткой полусухой. Для этого сначала я наберу краску белого цвета, затем тычками закрашу сове лицевой диск. Промою кисть, осушу о тряпочку, наберу желтую краску и обведу сову по контуру. Потом редкими тычками желтым цветом заполню туловище. Чтобы оперение совы стало еще красивее добавим темно-коричневый и оранжевый цвет. Учитель показывает учащимся, как с помощью тонкой кисточки нарисовать уши, глаза,  нос и лапки сове. Далее предлагает учащимся с помощью приёмом тычка раскрасить сову тёплыми весёлыми тонами.

Учитель раздаёт учащимся трафареты: два овала и предлагает учащимся использовать их в своей работе, а далее  выбрать цвета, с помощью которых можно передать грустное состояние. Отобрать баночки готовой краски или получить краску на палитре и изобразить птицу.  Учащиеся изображают  с помощью трафарета ворона, смешивают краски или отбирают готовые баночки с краской для передачи настроения птицы.

Учащиеся  рисуют весёлую сову

Учащиеся рисуют грустного ворона

 

Индивидуальная форма  работы. Методы- репродуктивный, творческий.

8. Рефлексия. Цель этапа – обобщение, подведение итогов, выявление проблем и положительных моментов. Учитель с помощью вопросов проводит анализ деятельности на уроке.

Фронтальная форма обучения. Проблемные, словесные методы обучения.

Учитель. Ребята, вы создали целую галерею рисунков птиц. Выходите к доске.

1.Всем ли удалось передать настроение птиц?

2. Как вы думаете каким языком с нами говорят краски?

3.Какими же цветами мы рисуем, когда надо передать тоскливое, грустное настроение?

4.А какие три волшебные краски нам в этом помогают? Что они делают с яркими цветами?

5.Ребята, что вам в уроке понравилось ?

6.Что было трудно?

Все вы хорошо работали на уроке. Спасибо вам за сотрудничество.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sova_i_voron.pptx850.81 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"

План - конспект   урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....

конспект урока по литературному чтению "Ворона и лисица"

Надеюсь, что этот конспект урока кому-нибудь пригодится...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

План - конспект урока "Речь и культура общения" 3 класс Грустно и смешно (драматический жанр)

Урок "Речь и культура общения" - урок говорения, общения, раскрепощения. На уроке - надо слушать и слышать друг друга. Мудрец сказал: "Лучше слушать, чем говорить". Почему?  "Бог создал один язык...

Конспект учебного занятия по предмету "Музыка" по теме «Музыка веселая и грустная», 2 класс

Конспект учебного занятия по предмету "Музыка" по теме «Музыка веселая и грустная», 2 класс для детей с легкой степенью умственной отсталости...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Людмила Николаенко «Весёлое сделалось грустным»

Планируемые результаты обучения:Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции;формирование чувства ответственности за свои поступки (перед родителями); нравственное сознание и чувство с...