Конспект урока "Веселая сова и грустный ворон"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1, 2 класс)
Занятие по изобразительному искусству в 1-2 классах по теме «Весёлая сова и грустный ворон».
Цель: передача настроения сказочных персонажей живописными средствами при использовании проблемных, репродуктивных и творческих методов и освоении новых приёмов живописи для активизации деятельности учащихся и поддержания устойчивого интереса в течении занятия при разноуровневом обучении.
Задачи урока:
- развивающие:
- формирование художественно - образного мышления и эмоционального отклика на образ сказочных персонажей эскимоской сказки – Ворона и Совы;
- расширять знания детей о птицах; познакомить детей с особенностями строения и образа жизни совы, ворона;
- формирование чувственного опыта;
- формирование навыков работы в сотрудничестве с учащимися и учителем;
- формирование творческой и познавательной активности;
- формирование изобразительных навыков;
- обучающие:
- учить анализировать и систематизировать полученную информацию для создания целостного представления об образе сказочного героя;
- учить различать тёплые и холодные цвета, смешивать краски для получения нужного оттенка;
- совершенствовать умение изображать птиц, передавая характерные особенности формы тела;
- учить рисовать методом «тычка» и раздельного мазка;
- учить с помощью изобразительных средств (линии и цвета) выражать настроение сказочного героя через характерные черты внешнего облика, позы, цвета;
- учить размышлять и выражать своё отношение на основе полученного опыта;
- воспитательные;
- воспитание чувственного опыта;
- воспитание эстетических чувств и интереса к изобразительному искусству;
- воспитывать желание рисовать.
Тип урока: комбинированный, который включает в себя формирование знаний, умений, навыков и применение их на практике.
После проведения занятия учащиеся смогут:
выделять общее и различие в характеристике персонажей, приобрести понятие в определении настроения героя по цветовым отношениям, позе, выражать к ним отношение; работать красками методом «тычка» и мазками, овладеть первичными навыками в передаче на плоскости художественными средствами эмоций сказочного героя.
Основные понятия урока: образ героя
Вид художественной деятельности:
изображение на плоскости
Оборудование:
для учителя: демонстрационные: изображение совы, ворона; репродукции картин с изображением золотой и поздней осени; зимнего морозного дня и снежной бури; цветовой круг; цветные круги (3 зелёных цветов, трёх жёлтых, двух красных, одного синего); ноутбук; мультимедийный проектор, экран, 10 магнитов; две презентации; запись «Пение птиц», рисунок ворона; контур совы; 3 кисти; лист для рисования; раздаточные: изображение двух птиц; 24 пёрышка разного цвета, 6 листов с синим подмалёвком; шесть листов тёплых оттенков; шесть трафаретов птиц;
для учащихся: тонкие кисти; жесткие кисти; тряпочки для осушения кисти; палитры, гуашь разных цветов (белая, желтая, темно-коричневая, оранжевая, черная, красная, зеленая, синяя, фиолетовая); баночки с водой.
Методы обучения:
репродуктивный, наглядный, практический, проблемный
Форма урока:
сочетание индивидуальной, групповой и фронтальных форм обучения.
Экспозиция доски:
6
1-4 – репродукции с изображением природы в разных состояниях;
5 – изображение ворона;
6- изображение совы;
7 – рисунок ворона;
8- лист белой бумаги
9- абрис совы
План урока:
№ | Этапы урока | Время (мин.) |
1 | Организационный момент | 1 мин. |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы | 5 мин. |
3 4
5 | Актуализация знаний учащихся | 2 мин. |
Получение новой информации. Презентация | 6 мин. | |
Осмысление и первичная проверка понимания информации. Формирование умений в передачи настроения при помощи цвета | 5 мин. | |
6
7 8 | Первичное усвоение новых знаний. Электронная презентация пошагового выполнения практической работы | 4 мин. |
Педагогический рисунок и выполнение практической работы | 19 мин. | |
Рефлексия | 3 мин. |
Ход урока
1. Орг. момент.
Цель этапа – настрой учащихся на работу во время урока. Учитель приветствует учащихся. Учащиеся готовятся к вхождению в учебную деятельность.
Учитель. Здравствуйте, дети!
2. Постановка цели и задач урока. Мотивирование учебной деятельности.
Цель урока – осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. Учитель организует мотивирование учебной деятельности и ставит проблему. Учащиеся осознанно подчиняют себя требованиям учебной деятельности и вырабатывают внутреннюю готовность к их реализации.
Учитель. М ы сегодня с вами на уроке нарисуем сказочных птиц, а каких вы узнаете, отгадав загадки.
Её не встретишь днём воочию, охотится лишь только ночью. Когда вокруг темным-темно - найдёт добычу всё равно. Для грызунов она – гроза, большие, жёлтые глаза, летит практически бесшумно, её считают сильной, умной, как на шарнирах голова. Она – ? (ушастая сова).
Черный, темноты темней, нету птиц его умней. На высокой ели – вон он. Это – старый, мудрый… (ворон).
(Учитель открывает доску и показывает изображение двух птиц).
Постановка проблемы
Послушайте старую эскимоскую сказку. «В давние-давние времена Ворон и Сова были большими друзьями, делили вместе радость и горе. Однажды задумали они покрасить друг друга, так как были белыми как снег. Первым за дело взялся Ворон. Приготовил краски, выдернул перо из хвоста и аккуратно, перышко за перышком, стал Сову раскрашивать. Старается Ворон. Как художник, который создает картину, смотрит, чтобы не было повторов, чтобы рисунок разнообразным был. От удовольствия песенку напевает. А Сова вся измаялась, устала сидеть на одном месте и думает про себя: "Придет моя очередь, я Ворона мучить не буду, быстро его покрашу". Вот пришла очередь Совы. Она говорит Ворону: "Ты, Ворон, голову опусти и глаза закрой, я тебя по-другому красить буду". Опустил Ворон голову, а Сова взяла и вылила ему на голову ведро краски. Высохли птицы, стали в зеркало смотреться. Сова не налюбуется собой: то одним боком повернется, то другим, то крыло поднимет. Узор на перышках везде разный. А Ворон как глянул в зеркало, так и испугался, голову опустил: ни одного светлого пятна на перьях не осталось. Осерчал Ворон на Сову. С тех пор и дружба их врозь».
Как вы думаете, ребята, какое настроение стало у птиц, после того как они покрасили друг друга? (Учащиеся отвечают: сова была весёлая, она не могла налюбоваться собой, своим узором. А ворон грустный, как глянул в зеркало, так испугался и голову от грусти опустил: ни одного светлого пятна на перьях не осталось.)
Мы на уроках часто карандашом рисовали различные предметы и образы, а краска с кисточкой делали их красивыми и нарядными. А как же нам с помощью карандаша и красок передать настроение птиц? Нарисовать не просто сову, а весёлую сову и не просто ворона, а грустного ворона. Это мы выясним в ходе урока.
3. Актуализация знаний учащихся. Цель этапа – активизация личного опыта учащихся на уровне собственных знаний.
Учитель. На доске два кружка жёлтого и синего цвета. Что вы можете сказать о жёлтом цвете. Какой он в цветовом круге, по настроению? (Учащиеся называют: основной, тёплый, яркий, радостный). Что вы можете сказать о синем цвете? (Учащиеся называют: основной, холодный, ледяной). А что вы можете сказать о зелёном цвете? (Учащиеся говорят, что он составной). А к холодному или тёплому спектру цветового круга его отнести? Ведь в нём присутствует и холодный синий, и тёплый жёлтый.
Фронтальные формы обучения. Словесные, объяснительно-иллюстрационные, активные и проблемные методы обучения
4. Получение новой информации. Цель этапа – усвоение новых знаний по цветоведению
Учитель. Представьте жёлтый солнечный лучик, который превращает другие цвета в тёплые, солнечные, радостные. Если добавить в зелёный цвет больше жёлтого, то он будет каким? (Учащиеся отвечают – тёплым, находят его на доске и прикрепляют его между жёлтым и зелёным). А если – синюю льдинку – то каким? (Учащиеся отвечают – холодным, грустным, находят карточку с зелёно-синим цветом и прикрепляют его между зелёным и синим). Ребята, оказывается, холодными могут быть и жёлтые, и красные тона, а синие, зелёные – тёплыми. Всё зависит от того какого цвета в них больше жёлтого или синего. Если сравнить два красных цвета – алый и просто красный, то алый воспринимается нами каким? Где его место в цветовом круге? (Учащиеся отвечают и прикрепляют кружок ближе к синему цвету). А найдите место красному в цветовом круге. Если сравнить два жёлтых цвета: лимонный и ярко жёлтый, то лимонный будет каким? Где он находится в цветовом круге? (Учащиеся отвечают и прикрепляют кружок между жёлтым и сине-зелёным) А если взять другой ярко- жёлтый , то каким он является и где его место в цветовом круге? (Учащиеся отвечают). У тёплых и холодных цветов разное настроение. Тёплые больше похожи на радостные, весёлые, а холодные на фантастические, загадочные, грустные.
Посмотрите на картину художника М.Врубеля «Царевна Лебедь». Как удалось художнику с помощью холодных цветов и оттенков передать настроение царевны Лебеди из сказки «О царе Салтане». Она загадочна, грустна и одинока.
Жар – птица на картине вся сияет и горит, а помогли художнику в этом тёплые краски: жёлтые, оранжевые, красные.
Мы видим, что карандаш, кисточка и краски умеют не только украшать, но и разговаривать при помощи линий и цветового пятна и помогают художнику выразить свои переживания, чувства и мысли, рассказывать нам о настроении изображаемых героев. (У учащихся появляется устойчивый интерес к изучаемой теме)
Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый – это яркие цвета, как бы громкие. Но есть три волшебные краски – белая, чёрная и серая, которые тоже помогают создать настроение. Что станет с цветом, если его смешать с белой краской? Цвет станет светлее, как бы легче и нежнее. Синий превратится в голубой, а красный – в розовый. А зачем художнику серая или чёрная краска? Оказывается, если добавить в любой цвет серой или немного чёрной краски, то можно затемнить цвет, сделать его глухим, грустным, задумчивым и даже мрачным.
Рассмотрим пейзажи: осенний и зимний. Как удалось художнику создать разное настроение в рисунках? (Учащиеся высказываются, что яркие тёплые цвета художник использовал в создании образа золотой осени, а охристые тона вместе с серой и чёрной краской помогли ему нарисовать позднюю осень. Яркие синие и сине-зелёные тона создают образ морозного зимнего солнечного дня, а если к этим краскам добавить немного серой краски, то можно изобразить снежную бурю).
Фронтальный и индивидуальный формы обучения. Методы обучения:словесный,объяснительно-иллюстрационные,проблемный, игровой.
5. Осмысление и первичная проверка понимания информации. Формирование умений в передачи настроения при помощи цвета. Цель этапа – организовать вступление учащихся в контакт с информацией на эмоционально – образном уровне, поддержать активность и интерес к изучаемой теме, соотнесение новой информации с известной.
Учитель. А сейчас мы поиграем. На листе изображены две птицы с пышными хвостами, а на столах у вас лежат пёрышки различного цвета и тона. Одна птичка весёлая, хвостик распушила, радуется солнышку. Надо подобрать для хвостика перышки теплых радостных, ярких, звонких цветов. Другая птица загрустила, пошел дождь, хвостик намок. С помощью пёрышек холодных глухих цветов создать образ грустной птицы. (Учащиеся, работая в группе, прикрепляют к хвостику шесть пёрышек, а затем демонстрируют свои работы)
Групповая форма обучения. Словесные, игровые, развивающие
6. Первичное усвоение новых знаний на техническом уровне. Цель этапа – продемонстрировать учащимся в виде электронной презентации пошагового выполнения практической работы. Учитель с помощью презентации показывает изображение двух птиц одновременно, сначала фотографическое, затем рисунчатое, сравнивает, указывает на анатомическое строение и цвет оперения каждой птицы, объясняет учащимся особенности в передачи разного настроения в образе вороны и сов. Учащиеся учатся воспринимать новую информацию, осмысливать, перестраивать прошлый опыт в соответствии с новой информацией.
Вот теперь ребята мы сможем передать настроение птиц. Рассмотрим строение и цвет оперения совы и ворона.
Учитель. Посмотрите внимательно на сову. У совы большая голова, которой она ловко вертит во все стороны, почти нет шеи и круглые немигающие глаза. Они словно фонари, в темноте сова видит очень хорошо, у неё очень хороший слух. Посмотрите внимательно какой у неё клюв – он очень похож на крючок; ещё обратите внимание на лапы совы – они очень цепкие с острыми когтями, так что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев. Пышное оперение совушки защищает её от холода, а закруглённые крылья и широкий, короткий хвост лопаткой помогают летать бесшумно. Пёрышки имеют разную окраску на различных частях тела. Каждое пёрышко имеет форму капельки. У нашей совы крылья и голова коричневого цвета, а вокруг глаз и на брюшке – серого. Какие цвета присутствуют в ее оперении? (желтый, оранжевый, темно-коричневый).
Не приходилось ли вам слышать о «кудрях... черных, как ворон. Его блестящее черное оперение с синим и фиолетовым металлическим отливом — а в нижней части иногда еще и с зеленоватым оттенком — отражает действительный смысл выражения «черный как вороново крыло». Строение ворона отличается от строения совы.Туловище напоминает овал в виде огурца, овальная голова с хохолком. Хвост длинный в виде треугольника, треугольное крыло слегка выступает. Лапки сильные и цепкие. Учитель демонстрирует пошаговое выполнение практической работы в рисовании совы.
Фронтальная форма работы. Наглядно-словесный, мультимедийный метод обучения с использованием ТСО.
7.Практическая работа на усвоение новых знаний, понятий. Цель урока - формирование и развитие изобразительных умений и навыков при работе гуашевыми красками на плоскости при создании образа грустного ворона и весёлой совы. Учитель выполняет роль консультанта, учащиеся работают красками без прорисовки.
Разноуровневое обучение.
1 класс – рисуют образ весёлой совы | 2 класс – рисуют образ грустного ворона |
Учитель поясняет учащимся, как расположить трафарет на листе. Учащиеся на цветном листе обводят по трафарету контур совы, рисуют глаза, уши,клюв, когти, веточку. | Учитель на доске выполняет мелом педагогический рисунок, в котором раскрывает разницу в изображении весёлой и грустной вороны (открытое и закрытое движение) и последовательность выполнения работы. В центре листа нарисуем небольшой овал — голову. Теперь от него вниз рисуем туловище. Всегда проще рисовать, если представить форму чего вы рисуете. Сейчас наше туловище чем-то похоже по форме на огурец. Вниз нужно продолжить длинный, угловатый хвост. Пририсуем к голове клюв. Длинный, ровный. Обозначим глаз. Покажем крыло, начинающееся от верхней части туловища. Оно сложено, а его каря немного торчит поверх хвоста. Теперь лапки птицы Оформим клюв: он немного приоткрыт, а верхняя часть чуть выпуклая. Над глазом проведем «бровь», получим угрюмый взгляд ворона. Обведем туловище и голову плавной линией, чтобы получить шею. На крыле покажем полукруг. Он нам понадобится в дальнейшем. Дорисовываем лапки, цепляющиеся за ветку. Продолжаем работать над лицом птички. Заштрихуем подбородок, нарисуем хохолок на затылке. На крыла и хвосте покажем длинные перья. Проработаем лапки Демонстрирует приём работы кистью раздельными мазками и имитацию оперения острым концом кисти. Учащиеся воспринимают информацию |
Учитель. Мы будем рисовать сове пёрышки методом «тычка»– и не обычной кисточкой, а – жесткой полусухой. Для этого сначала я наберу краску белого цвета, затем тычками закрашу сове лицевой диск. Промою кисть, осушу о тряпочку, наберу желтую краску и обведу сову по контуру. Потом редкими тычками желтым цветом заполню туловище. Чтобы оперение совы стало еще красивее добавим темно-коричневый и оранжевый цвет. Учитель показывает учащимся, как с помощью тонкой кисточки нарисовать уши, глаза, нос и лапки сове. Далее предлагает учащимся с помощью приёмом тычка раскрасить сову тёплыми весёлыми тонами. | Учитель раздаёт учащимся трафареты: два овала и предлагает учащимся использовать их в своей работе, а далее выбрать цвета, с помощью которых можно передать грустное состояние. Отобрать баночки готовой краски или получить краску на палитре и изобразить птицу. Учащиеся изображают с помощью трафарета ворона, смешивают краски или отбирают готовые баночки с краской для передачи настроения птицы. |
Учащиеся рисуют весёлую сову | Учащиеся рисуют грустного ворона |
Индивидуальная форма работы. Методы- репродуктивный, творческий.
8. Рефлексия. Цель этапа – обобщение, подведение итогов, выявление проблем и положительных моментов. Учитель с помощью вопросов проводит анализ деятельности на уроке.
Фронтальная форма обучения. Проблемные, словесные методы обучения.
Учитель. Ребята, вы создали целую галерею рисунков птиц. Выходите к доске.
1.Всем ли удалось передать настроение птиц?
2. Как вы думаете каким языком с нами говорят краски?
3.Какими же цветами мы рисуем, когда надо передать тоскливое, грустное настроение?
4.А какие три волшебные краски нам в этом помогают? Что они делают с яркими цветами?
5.Ребята, что вам в уроке понравилось ?
6.Что было трудно?
Все вы хорошо работали на уроке. Спасибо вам за сотрудничество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sova_i_voron.pptx | 850.81 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"
План - конспект урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....
конспект урока по литературному чтению "Ворона и лисица"
Надеюсь, что этот конспект урока кому-нибудь пригодится...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"
Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...
Конспект сценария новогоднего спектакля "Волк,ворона и весёлые зайчата"
Сценарий для 1 класса ....
План - конспект урока "Речь и культура общения" 3 класс Грустно и смешно (драматический жанр)
Урок "Речь и культура общения" - урок говорения, общения, раскрепощения. На уроке - надо слушать и слышать друг друга. Мудрец сказал: "Лучше слушать, чем говорить". Почему? "Бог создал один язык...
Конспект учебного занятия по предмету "Музыка" по теме «Музыка веселая и грустная», 2 класс
Конспект учебного занятия по предмету "Музыка" по теме «Музыка веселая и грустная», 2 класс для детей с легкой степенью умственной отсталости...
Конспект урока литературного чтения по теме: "Людмила Николаенко «Весёлое сделалось грустным»
Планируемые результаты обучения:Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции;формирование чувства ответственности за свои поступки (перед родителями); нравственное сознание и чувство с...