конспект урока по литературному чтению "Ворона и лисица"
план-конспект урока чтения (3 класс) на тему
Надеюсь, что этот конспект урока кому-нибудь пригодится
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Подробный конспект урока.
Организационная информация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока | И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет | Литературное чтение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор урока (ФИО, должность) | Никитина Т.В. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательное учреждение | МПУ СОШ № 27 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Республика/край, город/поселение | г. Подольск | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методическая информация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | Изучение нового материала | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока | Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»; продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста; продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; дать образец выразительного чтения басни. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока | Образовательные задачи: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к прочитанному. Развивающие задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас, развивать умения и навыки анализа басни. Воспитательные задачи: содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | ЗУНы актуализируют: знание о литературных жанрах, произведений И.А. Крылова, умение слушать речь учителя, навыки чтения. ЗУНы приобретут: знание биографии писателя и новой басни, умение и навык анализа басни и морали. ЗУНы закрепят: навык осознанного выразительного чтения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимое оборудование и материалы | Мультимедиа-проектор (проекционное устройство) Аудиоадаптер + акустическая система (колонки) Персональный компьютер (ноутбук) Экран Мультимедийная презентация, Толковые словари русского языка С.И. Ожегова и В.И. Даля Учебник: Горецкий, «Родная речь. В 2–х частях: 3 класс», М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М: Просвещение, 2002 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подробный конспект урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация учащихся | 1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока. - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что – то новое и важное о себе и людях. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души самыми прекрасными чувствами. (СЛАЙД 2) На сегодняшнем уроке будем Выразительно читать. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход и содержание урока | 2.Актуализация полученных ранее знаний и умений. (СЛАЙД 3-8) Кроссворд «Определи литературный жанр» - Сегодня мы приступаем к работе над уже знакомым жанром литературы, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Задание: определите к какому литературному жанру относится отрывок из произведения.
Вопросы:
Из того ли села из Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец». (Былина).
А вчера зарей Все грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой» (Стихотворение)
Дай хлеба гуще! Хлеба - каравай, Весь день – поливай!» (Песня)
(СЛАЙД 9) - Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать. (Басня). - Чье имя вы вспоминаете, услышав слово «басня»? (И.А. Крылов). (СЛАЙД 10) Слово учителя об И.А. Крылове. - Посмотрите на портрет Ивана Андреевича Крылова. - Каким он вам представляется по характеру? (ответы детей) - Иван Андреевич Крылов был еще и очень трудолюбивым. Когда – то он был молодым, но в истории литературы все знают « дедушка Крылов» когда произносят это имя сразу пред глазами тучный старик с серыми волосами. И.А. Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года, в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. И маленькому Ване пришлось идти работать. У будущего баснописца не было возможности учиться в школе. Но в нем жила жажда знаний, он был очень способным, поэтому самоучкой овладел языками математикой и стал высокообразованным человеком.
(СЛАЙД 11) - Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клод изобразил персонажей басне Крылова в бронзе. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже – фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. (СЛАЙД 12) Задание: угадайте какой иллюстрации из басни принадлежит строка. 3. Сообщение темы урока. - Сегодня я предлагаю вам, продолжая разговор о творчестве И.А.Крылова, ещё раз познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, перечитать её и попытаться открыть что-то новое в содержании басни и художественных законах этого жанра вообще. (СЛАЙД 13 - 14) - Отгадайте ребусы и вы узнаете название басни, с которой мы сегодня познакомимся. («Ворона и Лисица») Работа с толковыми словарями С.И. Ожегова и В.И Даля по понятию «басня». - Кто из вас знает, что такое басня? (ответы детей) - Найдите в толковых словарях, какое определение дает Ожегов и В.Даль. (Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ. Басня (по В.И. Далю) - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными). (СЛАЙД 15) - Сравним эти два определения. Что общего? Чем отличаются? (СЛАЙД 16-17) - Составим свое определение басни. Задание: вставьте пропущенные по смыслу слова. (Басня – короткий, нравоучительный рассказ в стихах, в скрытой форме изображающей людей и их поступки. Главные герои: животные и растения» - На какой жанр литературы похожа басня, если животные разговаривают или действуют как люди? Чем? (на сказку, главные герои – животные, которые могут разговаривать). - Еще в басне всегда есть нравоучение или, по – другому, мораль. В морали осуждаются плохие или глупые поступки. - Мы сегодня должный найти в басне «Ворона и Лисица» мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басне И.А. Крылов.
Физкультминутка от Вороны. Вот под елочкой зеленой (Встали.) 4. Первичное знакомство с басней. (СЛАЙД 18) - А теперь послушаем басню «Ворона и Лисица» и узнаем какая история приключилась с Вороной. Восприятие прослушенной басни. - Понравилась вам басня? - Какая же история приключилась с Вороной? - О чем это произведение: о хорошо знакомых нам животных или еще о чем – то? Словарная работа. - Давайте вместе определим значение этих слов, используя толковые словари. (СЛАЙД 19 - 21) Лесть – угодливое восхваление, лицемерие. Гнусный – отвратительный, омерзительный. Не впрок – не на пользу Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что – либо. Пленить – очаровать, покорить чем – либо. Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница. Ангельский (голосок) – нежный, добрый. Царь – птица – главная среди птиц. Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница. Задание: замените следующие словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни:
5. Самостоятельное чтение учащимися басни по учебнику, с.137-138 Работа с текстом басни. - Попробуем объяснить мораль этой басни, а прежде давайте поговорим о главных героях. - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман) - Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая) - Опишите внешний вид лисы. Какая она? (ответы детей) - Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте. - Опишите, какова Ворона по внешнему виду (ответы детей). - Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет). - А что.говорила Лиса о Вороне? Прочитайте. (Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какиe перышки! какой носок!) - Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»). - А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!) - Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковы слова Лисицы. («Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло») - Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр). - Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (Нет, скромный не стал бы ее слушать). - Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (от своей глупости)
(СЛАЙД 22 - 23) - Какие из этих качеств характеризуют Ворону, а какие Лисицу?
- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему? (ответы детей) (СЛАЙД 24) Работа над моралью басни. - Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль). - О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам). - Какими хотел видеть Крылов людей? (Искренними, честными, скромными). (СЛАЙД 25) Работа с пословицами. Задание: собери пословицы и скажите, как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни:
Физкультминутка от Лисицы. Кто на месяце живёт? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка и оценивание ЗУНКов | 6.Чтение произведения по ролям.Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую лживую плутовку Лисицу.Взаимооценка детьми. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности на уроке | 7. (СЛАЙД 26) Закончите предложения: «Сегодня я узнал ….» «Было интересно ….» «Урок дал мне для жизни…..» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | 8. (СЛАЙД 27) (дается по выбору)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературному чтению в 3 классе И А. Крылов "Ворона и лисица"
Цели: продолжить ознакомление с баснями И.А.Крылова;формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;развивать навыки чтения, твор...
План-конспект урока по литературному чтению в 3 классе И.А.Крылов "Ворона и лисица"
План-конспект урока по литературному чтениюс применением ЭОР по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....
Конспект урока по литературному чтению. И.А.Крылов "Ворона и Лисица"
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему: «И.А.Крылов "Ворона и Лисица.» по программе "Школа России". Представлен конспект урока с презентацией, урок открытия новых знаний в условиях ...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме И.А.Крылов «Ворона и лисица». Планируемые результаты:
Планируемые результаты:Познавательные: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выраж...
Конспект-урока по литературному чтению на тему И.А.Крылов «Ворона и Лисица»
Знакомство с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица»...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему «И.Крылов «Ворона и лисица»» (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование у детей первоначальных представлений о содержании басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица».Планируемые результатыПредметные:-знать структуру...
Конспект урока по литературному чтению. И.А. Крылов "Ворона и лисица"
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса...