Конспект урока " Морской пейзаж"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Данный конспект можно использовать для уроков изобразительного искусства и во внеклассной работе по предмету «Изобразительное искусство». В данной разработке урока изобразительного искусства предлагается рассмотреть особенности направления  в создании пейзажа. Урок знакомит учащихся с произведениями художника – марианиста  И. Айвазовского. Образовательное мероприятие проводится в нетрадиционной форме. Обобщение и закрепление знаний, полученных учащимися на школьных уроках и во внеклассной деятельности, осуществляется в непринужденной обстановке. Данное групповое занятие способствует развитию индивидуальных способностей учеников, даёт возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволяет  им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, фантазируя , самовыражаясь и передавая морской пейзаж в разной технике.

Урок опробирован в 4 классе

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Новобурейская средняя общеобразовательная школа №3

Разработка открытого урока по изобразительному искусству

Морской пейзаж для 4 класса

Автор:

Мендеева Ольга Николаевна.

Учитель начальных классов

1 категория

МОБУ СОШ №3

                                                                           

пгт. Новобурейский,

     Аннотация

Данный конспект можно использовать для уроков изобразительного искусства и во внеклассной работе по предмету «Изобразительное искусство». В данной разработке урока изобразительного искусства предлагается рассмотреть особенности направления в создании пейзажа. Урок знакомит учащихся с произведениями художника – марианиста И. Айвазовского. Образовательное мероприятие проводится в нетрадиционной форме. Обобщение и закрепление знаний, полученных учащимися на школьных уроках и во внеклассной деятельности, осуществляется в непринужденной обстановке. Данное групповое занятие способствует развитию индивидуальных способностей учеников, даёт возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволяет им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, фантазируя , самовыражаясь и передавая морской пейзаж в разной технике.

Урок апробирован в 4 классе

                                         

                                                   

                                                      Введение

Дети очень любят рисовать, причем в любом возрасте. Они приходят в восторг от этого процесса.

Детям нравится рисовать везде и всем: красками и ручками по бумаге, палочками на песке, мелками на асфальте. Юные художники всегда найдут место для своего очередного творения.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия рисованием способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает его творческие способности.

Цель: Совершенствовать умения работать в разной технике: мыльная

живопись, карандашная пыль, рисование по наждачной бумаге, пуантилизма.

 Задачи. Познакомить учащихся с творчеством известного художника-мариниста И. Айвазовского; учить анализировать художественные работы, создавать композицию на заданную тему. Развивать способности у учащихся эмоционально воспринимать произведения изобразительного искусства, выражать в своих творческих работах свое отношение к окружающему миру. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

  Тип урока. Комбинированный.

  Методы и формы обучения. Словесный, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные понятия и термины: пейзаж, художник-маринист, этюд.

Наглядно-демонстрационный материал. Мультимедийная презентация по теме, видеофайл.

Оборудование для учащихся. Ватман, мультимедиа, мыло, наждачная бумага, канцелярские ножи, ватные тампоны, краски, фломастеры, карандаши цветные, клей, ножницы, кисти, палитра, стакан с водой, салфетка.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: познакомятся с творчеством художника-мариниста  

И. Айвазовского, создавать композицию на заданную тему.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные: научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о жанрах изобразительного искусства, выражать свое отношение к произведениям искусства.

Регулятивные: научатся оценивать свою работу на уроке, воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер о работе на уроке.

Коммуникативные: овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, сориентированы на эстетическое восприятие произведений искусства.

Ход урока.

Организационный этап. Подведение к цели урока.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Девиз урока

Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет

- Как вы понимаете эти слова?

-Послушайте звуки и скажите, что вы представили, что вы услышали при этих звуках? (прослушивание аудио)

-Что же вам напомнили эти звуки? (море)

-Так что же сегодня мы будем рисовать на уроке?

Этап “Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала.

Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами. 

-Тема нашего урока «Морской пейзаж»

В каждой группе на столе находятся энциклопедии. Найдите, лексическое значение слова пейзаж?

 (находят и зачитывают)

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором основной

предмет изображения - природа, местность, морские виды

Учитель:

-Знаете ли вы, художников, которые в своих картинах изображали море?

Вывод:

  • Одним из великих художников, писавших морские пейзажи, был Иван

Константинович Айвазовский.

По словам знаменитого художника Мартироса Сарьяна, все картины

Айвазовского можно рассматривать как большую поэму о море.

Ни в русском, ни в мировом искусстве не было художника, творчество

которого было бы настолько посвящено одной теме.

  • Кто он, Иван Константинович Айвазовский?

(Выступление учащихся о жизни Айвазовского)

Иван Константинович Айвазовский родился в небольшом, крымском городке, Феодосии в семье армянского купца.

Его талант проявился в раннем детстве и был замечен городским архитектором Феодосии Кохом, знакомым семьи.

Кох помог мальчику выучиться в симферопольской гимназии, окончив которую, юноша поступил в Петербургскую Академию художеств.

Ещё студентом Айвазовский начал выставлять свои картины на академических выставках.

Уже в 1837 году за картину «Спокойное море» ему была присуждена золотая медаль Академии художеств.

Он посещает различные города, и всё время пишет картины.

Виды Чёрного моря и Крымского побережья вызывают восхищение зрителей. Айвазовский, наконец, убеждён в том, что он стал художником.

Написанная в Риме картина «Хаос» была куплена музеем Ватикана.

Художник много путешествует, вовремя путешествия устраивает выставки.

Возвратившись из путешествия, Айвазовский узнаёт, что стал членом Российской Академии художников.

В 1844 году Адмиралтейство назначило Айвазовского своим официальным художником. По поручению Адмиралтейства художник работает над серией картин, посвящённых победам русского флота.

Всю свою жизнь живописец занимался благотворительностью и большую часть денег, полученных от продажи картин, тратил на приобретение произведений искусства для основанной им в Феодосии картинной галереи. 

(просмотр видеофильма)

Учитель:

Айвазовский, умер в 83 года 1900г в своей мастерской Феодосии. Феодосийская художественная галерея существует и сейчас, она обладает самым большим собранием картин мастера и носит имя художника.

Ни один из художников не мог так передавать движения моря, игру света и тени морской стихии.

1881 году Айвазовский пишет картину «Чёрное море». Она стала самой яркой, самой грандиозной в творчестве художника.

-Посмотрите на, картину и скажите, какие чувства вызывает у вас море. (Оно как - будто живое)

«Чёрное море» - художник писал не с натуры, а в мастерской на основании многочисленных этюдов

- Что такое этюд? (находят и зачитывают)

Этюд - рисунок, выполненный с натуры, обычно часть будущего большого произведения.

Учитель:

Он делал эти эскизы через каждые два часа, чтобы проследить изменение цвета и света.

- Давайте ещё раз посмотрим и послушаем о картине «Чёрное море».

(Просмотр видеофильма)

Учитель:

- Айвазовского называли художником маринистом.

-Предположите, кого называют маринистами?

- Найдите в энциклопедии.

Маринист-художник, изображающий морские виды, жизнь моря

Этап «Профилактический». Физминутка.

Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.

Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.

Учитель:

- Мы сегодня тоже будем маринистами. Айвазовский писал свои картины красками, маслом, но мы будем использовать в своей работе разные виды техники.

Вы разделились на группы по желанию, и каждая группа будет работать в своей технике.

  1. группа - в технике «Мыльная живопись». Вы рисуете море.
  2. группа - вы работаете с одним из видов тонировки - карандашная пыль. С помощью этой техники вы показываете небо.
  3. группа - у вас рисование по наждачной бумаге. Вы рисуете камни, скалы, птицы.
  4. группа - у вас техника «Пуантеризм»

.

- Вспомните, что такое пуантеризм? (Один из видов штриховка, только штриховка точками).

- На уроках рисования мы работали с каждой техникой, поэтому давайте вспомним, как правильно применять эти техники при работе

 (Работа с инструктивными картами (Приложение 1))

Этап «Применение освоенного в практической деятельности»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

Самостоятельная работа учащихся. 

Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

Из работ учащихся каждой группы составляется картина на ватмане, даётся название картины.

Выставление оценок.

Рефлексия.

 1. Весь урок у меня было … настроение

 - бодрое             - тревожное

 - светлое            - сонное

 - загадочное      - печальное

 - уютное             - мечтательное

 2. Задания на уроке были:

 -интересными

- необычными

 - скучными

 3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною:

 - на высоком уровне

- на необходимом уровне

 - мне ещё надо поработать

- мне нужна помощь

 4. Мне приятно было работать с … .

 5. Мне больше всего понравилось на уроке: …

Учитель:

Сегодня вы славно и творчески поработали на уроке  и каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.

Мы еще раз подтвердили девиз нашего урока: Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет!

 

Спасибо вам за творчество и труд

Список использованной литературы и источников

  • Материалы из Википедии. И. Айвазовский.  https://ru.wikipedia.org/wiki/
  • Изображения и фотографии из интернета https://www.google.ru
  • Музыка. Звуки моря https://www.youtube.com
  • Видеофильм «Описание Чёрного моря» https://www.youtube.com
  • Словарь специальных терминов в живописи  http://cosmograph.ru
  • Терра Лексикон. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – Т35 672 с: ил

        

Приложение 1

Инструктивная карта

Мыльная живопись

  1. Использовать кисть с жёсткой щетиной.
  2. Обмакнуть кисть в акварельной краске.
  3. Повращать ворсинки кисти по поверхности куска мыла.
  4. Полученную мыльную краску наносим на поверхность бумаги, создавая движением кисти волнистый узор.
  5. Смочить кисть в краске и снова развести с мылом.
  6. Поверх старых волн, добавить новые.

Карандашная пыль

  1. Цветная пыль образуется во время затачивания карандаша.
  2. Растирать цветную пыль можно ватными тампонами.
  3. Во время растирания пыли цвета смешиваются.
  4. Быль        должна быть

однородной, попавшие в неё крупные кусочки грифеля могут создать на рисунке полоски.

  1. Соблюдать        технику

безопасности с ножом.

Работа на наждачной бумаге

  1. Наносим рисунок на наждачную бумагу
  2. Начинаем с более светлых оттенков, постепенно насыщая тон и цвет.
  3. Начинать раскрашивать надо с верхнего левого угла, чтобы меньше пачкаться и не размазывать контуры.
  4. Прорисовав все детали, рисуем фон широкими легкими мазками.

Пуантеризм

  1. Смочить краски водой.
  2. Ватные палочки или печатки обмакиваем в нужную краску и делаем точки.
  3. Печатку или палочку держим вертикально
  4. Ярко обводим контур предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Зимний пейзаж" .

Цель урока: познакомить уч-ся с творчеством Грабаря, Шишкина.. Развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, строить аналогии. Формировать навыки работы в технике аппли...

Конспект урока "Зимний пейзаж.Ночь"(Графика)

Вашему вниманию, предлагаю конспект урока по изобразительному искусству....

Конспект урока ИЗО "Пейзаж"

Конспект урока ИЗО "Пейзаж"...

Конспект урока изо "Пейзаж" (2 класс, Школа России)

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета...

Конспект урока "Морские эстафеты"

                 Урок "Морские эстафеты"  Цель урока: Способствовать развитию навыков совместных двигательных действий.Задачи урока: ...