Урок ИЗО 2 класс Блюдо с бурятским орнаментом
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Попова Лариса Анатольевна

Расширить представление о бурятском  орнаменте, его видах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Блюдо  с  бурятским орнаментом   

                           (Элементы росписи бурятским орнаментом)

Цель: расширить представление о бурятском  орнаменте, его видах, элементах, назначении, применении; развивать творческую активность, эстетический вкус, воображение, память; познакомить с художественными промыслами бурятского народа;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Задачи:

Обучающая:

- совершенствовать умение рисовать красками;

Развивающая:

- развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу по плану;

Воспитательная:

- воспитывать аккуратность при выполнении работы; рациональное использование материала.

Оборудование учащегося: альбом, карандаш, краски, кисточка, палитра.

Оборудование учителя: поэтапное выполнение рисунка на формате А-3  

                                                       Ход  урока

Этапы урока и время

       Содержание работы

Формирование УУД

1.Органи-

зационный момент

Проверка готовности  обучающихся к уроку. Вступительное слово.

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ль предметы правильно лежат?
Все ли на учителя внимательно глядят?

Личностный УУД.

Организован-ное начало урока настрой на работу.

Отвечают

на вопрос.

2.Актуализация знаний.

Подготовка рабочего места.

- В создании посуды большую роль играет художник; он конструирует, украшает её, делает образец, а затем на фабрике по образцу изготавливают её повторение – массовое производство. Но посуда бывает в одном экземпляре – авторская выставочная работа. Посуда бывает повседневной, праздничной, детской или взрослой.

- Слово «орнамент» - латинского происхождения означает «узор», «украшение»).

- С чем он связан? (связан с почитанием духов,  богов).

-Сегодня мы с вами  будем  изучать орнамент, только бурятский и украшать им блюдо.

Познаватель-ные:

Понимать информацию, представленную на уроке.

Дети отвечают:

Слушают
учителя.

Обсуждают, сравнивают, анализируют.

4. Мотивация к действию.

Постановка учебной задачи  

-Узор по-бурятски звучит так «угалза», по-монгольски- «хээ угалз».

Как у бурятского народа, так и на  Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти.

Орнамент тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.

Бурятский орнамент имеет свои выразительные особенности, отличающиеся от узоров других народов традиционными мотивами, формой, цветовой гаммой, композиционным решением. Он находит универсальное применение при украшении предметов быта, народного костюма, ювелирных украшений и др.

Бурятский узор имеет немало общих черт с орнаментом живших в данной местности и ныне живущих кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.

 Основные группы орнамента

Все многообразие орнаментов можно  разделить на пять основных групп:

  1. Геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды….) "меандр"
  2. Зооморфные ( животные, птицы..)
  3. Растительные (листья, цветы, лотос…)
  4. Природные или космогонические (солнце, луна, вода…)
  5. Культовые

Ученики вместе с учителем

проговаривает новые умения

Метод наглядно-практический.

Фронтальная работа способствует прочному усвоению знаний всеми учениками.

5. Физминутка

 (2-3 мин)

Где ладошки? Тут?

Тут.

На ладошках пруд?

Пруд.

Этот палец большой —

Гусь молодой.

Указательный пой мал,

Средний палец ощипал,

Этот палец печь топил.

Этот палец суп варил.

Полетел гусь в рот.

А попал в живот.

- Вот!

Личностный

Выполняют упражнения

6.Практичес-

кая работа (20-25 мин.)

Объясняет последовательность выполнения работы.

 Рисование  круга (блюда)  по шаблону.

     (Демонстрация поэтапных рисунков  выполненных учителем.)

Рисование орнаментов.

Раскрашивание отдельных элементов.

Раскрашивание полностью.

В ходе выполнения работы учитель напоминает о технике безопасности при работе с красками и кисточками.

Личностный УУД:

Выполняют работу

 поэтапно.

Помощь педагога слабым учащимся.

Познаватель-ные:

Слушают объяснение учителя.

7.Проверка изделия

- Чему мы сегодня учились?

(Выявление недочётов, поиск пути исправления.  Оценивание.)

– Рассмотрите выполненные вами рисунки.

 Давайте выберем наиболее удачные композиции.

(Дети отвечают)

Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных художественно задач.

8.Рефлексия

(2 мин)

- Уберём рабочее место.

- Всё ли у вас получилось?

- Что показалось трудным?

Регулятивные. Оценивание своих  результатов.

9.Подведение итогов урока

(1-2 мин.)

-С каким  орнаментом вы сегодня познакомились на уроке?

- Чем он отличается от орнамента на Руси?

- Что изображено на ваших рисунках?

Подводят итог своего личного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительной деятельности. "Орнамент в русском народном костюме" УМК Школа 2100. 4 класс

Тема урока ___ Орнамент в русском народном костюме Тип урока____ Урок изучения нового материала Цель урока: познакомить с особенностями национального костюма и ролью орнамента в нем; научить...

Урок марийского языка в 3 классе "Марийский орнамент"

Урок проведен с целью приобщения детей к традициям, укладу, быту прошлых поколений, познакомить с марийской вышивкой; закрепления лексического запаса учащихся по теме «Семья»; развития внимания, вообр...

Урок марийского языка в 3 классе "Марийский орнамент"

Урок проведен с целью приобщения детей к традициям, укладу, быту прошлых поколений, познакомить с марийской вышивкой; закрепления лексического запаса учащихся по теме «Семья»; развития внимания, вообр...

План - конспект урока по технологии «Аппликация орнамент - коврик» 4 класс (Образовательная система «Школа 2100»)

План - конспект урока по технологии (Образовательная система «Школа 2100» )«Аппликация орнамент - коврик» 4 класс...

«Орнамент в национальных костюмах». Урок 2 класс , изобразительное искусство

Познакомить учащихся с элементами русского и татарского орнамента , научить детей украшать орнаментом русский и татарсий национальные костюмы...

Конспект урока по технологии «Аппликация орнамент - коврик» (УМК "Школа России, 4 класс)

Цели деятельности учителя: познакомить детей с народным творчеством, созданием народных орнаментов;научить различать элементы узора, их форму, расположение, цветовую гамму;развивать чувство формы, цве...