Рабочая программа по изо 1-5 класс для слабослышащих учащихся.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Бойченко Оксана Владимировна

Рабочая программа по изо для слабослышащих учащихся ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx60.8 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по изобразительному искусству

Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»   2 класс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья   составлена на основе ФГОС начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2), адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2), на основе авторской программы Неменский Б. М , концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

     Изобразительное искусство занимает важное место в обучении и воспитании детей, так как обладает большими возможностями их всестороннего развития.В школе для слабослышащих детей значимость предмета «Изобразительное искусство» определяется большими возможностями коррекции и компенсации особенностей развития познавательной, эмоциональной и волевой сфер деятельности учащихся, формирования их речи, совершенствования слухо-зрительного восприятия и общения, а также положительных личностных качеств.

     Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; различных видов декоративно-прикладного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также  в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Значимость учебного предмета «Изобразительное искусство» определяется нацеленностью этого предмета на развитие способностей и творческого потенциала слабослышащего и позднооглохшего ребёнка, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. У обучающихся развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.

Задачи:

1. Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

2. Способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

3. Способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

4. Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Место учебного предмета в учебном плане.

     Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1-5 классов начальной школы.

     На изучение предмета в 1 классе отводится (  0,5 ч- 8 недель) , ( 1 ч.-25 недель).  Всего29 ч. Во  2,3,4,5  классе отводится 1час в в неделю 34ч в год.

1.Планируемые результаты освоения  предмета, курса

Искусство. (Изобразительное искусство):

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;

2) сформированность эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого»;

3) сформированность умений выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями, реализуя формирующиеся коммуникативные умения, в том числе слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики (с учётом особенностей речевого развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся);

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)

  Универсальные учебные действия при освоении предмета «Изобразительное искусство»:

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно эстетическим содержанием;
  • умение организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • способность оценивать результаты художественно творческой деятельности, собственной и одноклассников.

     При изучении курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.

     Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного процесса по программе «Изобразительное искусство»:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувст, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

     Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

     Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

- понимание образной природы искусства;

- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- способность узнавать, воспринимать, эмоционально оценивать несколько великих произведений русского искусства;

- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу;

- умение компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный художественный образ;

1 класс

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

2 класс

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

3-5 классы

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

2.Содержание учебного предмета, курса

Предметная область: Искусство.

Основные задачи реализации содержания:

  • накопление обучающимися первоначальных впечатлений от произведений искусства, формирование основ художественной культуры, эстетического отношения к миру, понимания красоты, потребности в художественном творчестве;
  • формирование первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека;
  • развитие опыта восприятия, анализа и оценки произведений искусства, способности получать удовольствие от произведений искусства, умений выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями, реализуя формирующиеся коммуникативные умения, в том числе слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики;
  • получение доступного опыта художественного творчества, самовыражения в художественной деятельности, стремления к самостоятельной деятельности, связанной с искусством;
  • приобщение к культурной среде, формирование стремления и привычки посещения музеев, театров. 

    Учебная программа имеет пять разделов:

1)композиция;

2)цвет и краски;

3)форма, пропорции, конструкция;

4)пространство;

5)восприятие произведений искусства.

     В разделе программы «Цвет и краски» предусматривается развитие у учащихся умения видеть многообразие цветов, различать и составлять сложные оттенки цветов посредством смешения красок.

     Особое внимание уделяется формированию у учащихся технических навыков работы с красками. Большое значение при этом имеют демонстрации учителем приёмов работы.

     Развитие у учащихся умений воспринимать и передавать форму предметов, пропорции и конструкцию в разных видах изобразительной деятельности, достигая сходства, является центральной задачей третьего раздела программы. У детей формируются художественно-изобразительные навыки работы с разными принадлежностями и художественными материалами.

     Рисование с натуры как вид изобразительной деятельности является ведущим, с которым тесно взаимосвязаны и которому нередко подчинены лепка и работа над аппликацией. Благодаря этой тесной взаимосвязи у детей легче формируются умения обследовать предмет и анализировать его изображение, а именно: выделять форму предмета, сопоставлять её с формой геометрических эталонов (кругом, квадратом и др.); выделять части в форме предмета и устанавливать их место в конструкции (строении) предмета; соотносить конструктивные части по размеру, т.е. устанавливать пропорциональные отношения частей в целом. Предметы для рисования с натуры располагают перед учащимися во фронтальном положении, несколько ниже уровня зрения учащихся. Чтобы облегчить учащимся передачу сходства с натурой, предметы небольших размеров (листья, фрукты и др.) раздаются на парты, и детям предлагается изображать их в натуральную величину.

     Обучение способам передачи пространства    осуществляется в основном в процессе рисования на темы. Большое внимание уделяется формированию у младших школьников понятия об изломе пространства и границе излома (граница стены и пола, земли и неба), а также умения правильно размещать в рисунке предметы на поверхности пола или земли.

     При показе основных способов передачи пространства, его глубины на плоскости (зрительное уменьшение дальних предметов, загораживание одних предметов другими и т.д.) в начальных классах широко используется «подвижная» аппликация на магнитной доске или специальное панно с прорезями, куда вставляются вырезанные изображения предметов или их силуэты.

     В обучении учащихся восприятию произведений искусства ставятся задачи систематического развития у них способности осознавать содержание произведений художественной культуры, их художественную ценность, понимать значение искусства в жизни общества. Учащиеся овладевают приёмами рассматривания картины, скульптуры, декоративно-прикладной работы, знакомятся с особенностями труда художника и скульптора. В начальных классах дети должны научиться сознательно воспринимать произведения изобразительного искусства (называть изображённые предметы, явления природы, времена года, определять взаимоотношения персонажей, их настроение и т.д.).

Виды художественной деятельности

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи.

Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­
прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской
и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве.

Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в Рос­
сии (с учётом местных условий).

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плос­
кости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, т. д.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве.

Значимые темы искусства.

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. остройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника
Отечества.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно­творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации,  бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

1 класс

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ (29 ч)

Ты учишься изображать. Знакомство с мастером изображения (8 ч)

Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

  • Изображения всюду вокруг нас.
  • Мастер Изображения учит видеть.
  • Изображать можно пятном.
  • Изображать можно в объеме.
  • Изображать можно линией.
  • Разноцветные краски.
  • Изображать можно и то, что невидимо.
  • Художники и зрители (обобщение темы).

Ты учишься украшать. Знакомство с мастером украшения. (9 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им  наглядно выявлять свои роли. 

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

  • Мир полон украшений.
  • Цветы.
  • Красоту надо уметь замечать.
  • Узоры на крыльях. Ритм пятен.
  • Красивые рыбы. Монотипия.
  • Украшения птиц. Объёмная аппликация.
  • Узоры, которые создали люди.
  • Как украшает себя человек.
  • Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты учишься строить. Знакомство с мастером постройки. (8 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы. 

  • Постройки в нашей жизни.
  • Дома бывают разными.
  • Домики, которые построила природа.
  • Дом снаружи и внутри.
  • Строим город.
  • Все имеет свое строение.
  • Строим вещи.
  • Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (4 ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

  • Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
  • Праздник весны.
  • Сказочная страна.
  • Здравствуй, лето!  Урок любования (экскурсия, обобщение темы).

2 класс

ИСКУССТВО И ТЫ (34 ч.)

Чем и как работают художники (8 ч.)

Три основные краски – красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия(7 ч.)

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство (10 ч.)

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство (9 ч.)

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.

3 класс

Искусство в твоем доме. (8 ч)

Воплощение замысла в искусстве.  

Твои игрушки.

 Посуда у тебя дома.

Мамин платок.

Обои и шторы в твоем доме.

Твои книжки.

Поздравительная открытка.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего города. (7 ч)

Памятники архитектуры – наследие веков.

Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

Фонари на улицах и в парках.

Витрины магазинов.

Транспорт в городе.

Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы).

Художник и зрелище. (11 ч)

Художник в цирке.

Образ театрального героя.

Театральные маски. Театр кукол.

Театр кукол.

Театр кукол

Художник в театре.

Художник в театре.

Афиша и плакат.

Праздник в городе.

Праздник в городе.

Место художника в зрелищных искусствах. Школьный карнавал. Обобщение темы

Художник и музей. (8 ч)

Музеи в жизни города

Картина-натюрморт

Картина-пейзаж

Картина-портрет

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Музеи народного декоративно-прикладного искусства.

Художественная выставка.

4 класс

Повторение (8 ч)

Пейзаж родной земли.

Пейзаж родной земли.

Гармония жилья с природой.

Деревня – деревянный мир.

Образ русского человека (женский образ).

Образ русского человека (мужской образ).

Воспевание труда в искусстве.

Народные праздники.

Древние города нашей земли (7ч)

Древнерусский город - крепость.

Древние соборы.

Древний город и его жители.

Древнерусские воины – защитники.

Города Русской земли

Узорочье теремов.

Праздничный пир в теремных палатах.

Каждый народ – художник (11ч)

Образ японских построек.

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

Отношение к красоте природы в японской культуре.

Народы гор и степей.

Города в пустыне.

Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека.

Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура.

Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции

Европейские города Средневековья (архитектура).

Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха.

Многообразие художественных культур в мире.

Искусство объединяет народы (8ч)

Материнство.

Мудрость старости.

Мудрость старости.

Сопереживание великая тема искусства.

Герои-защитники.  

Юность и надежды.

Искусство народов мира. (Обобщение темы)

Каждый народ – художник.

5 класс (34 ч)

Каждый народ-художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)

Истоки родного искусства  (8 ч)

 Красота человека.

Образ русского человека в произведениях художников.

Календарные праздники.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей Земли (7 ч)

Древнерусские воины-защитники.

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Узорочье теремов.

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник  (11 ч)

Древняя Эллада.

Мифологические представления Древней Греции.

Европейские города Средневековья

Образ готического храма.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы  (8 ч)

Герои - защитники.

Героическая тема в искусстве разных народов.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).

3.Тематическое планирование

1 класс (29 ч )

п/п

Тема  раздела

Кол-во часов

1-8

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ (29 ч)

Ты учишься изображать. Знакомство с мастером изображения (8 ч)

  1. Изображения всюду вокруг нас.
  2. Мастер Изображения учит видеть.
  3. Изображать можно пятном.
  4. Изображать можно в объеме.
  5. Изображать можно линией.
  6. Разноцветные краски.
  7. Изображать можно и то, что невидимо.
  8. Художники и зрители (обобщение темы).

1

1

1

1

1

1

1

1

9-17

Ты учишься украшать. Знакомство с мастером украшения. (9 ч)

  1. Мир полон украшений.
  2. Цветы.
  3. Красоту надо уметь замечать.
  4. Узоры на крыльях. Ритм пятен.
  5. Красивые рыбы. Монотипия.
  6. Украшения птиц. Объёмная аппликация.
  7. Узоры, которые создали люди.
  8. Как украшает себя человек.
  9. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

1

1

1

1

1

1

1

1

1

18-25

Ты учишься строить. Знакомство с мастером постройки. (8 ч)

  1. Постройки в нашей жизни.
  2. Дома бывают разными.
  3. Домики, которые построила природа.
  4. Дом снаружи и внутри.
  5. Строим город.
  6. Все имеет свое строение.
  7. Строим вещи.
  8. Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).

1

1

1

1

1

1

1

1

26-29

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (4 ч)

  1. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
  2. Праздник весны.
  3. Сказочная страна.
  4. Здравствуй, лето!  Урок любования (экскурсия,  обобщение темы).

1

1

1

1

Итого:

29

2 класс (34 ч )

п/п

Тема  раздела

Кол-во часов

1-8

ИСКУССТВО И ТЫ (34 ч.)

Чем и как работают художники (8 ч.)

  1. Три основные краски – красная, синяя, желтая.
  2. Пять красок — все богатство цвета и тона.
  3. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
  4. Выразительные возможности аппликации.
  5. Выразительные возможности графических материалов.
  6. Выразительность материалов для работы в объеме.

7.  Выразительные возможности бумаги.

8.  Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

1

1

1

1

1

1

1

1

9-15

Реальность и фантазия(7 ч.)

  1. Изображение и реальность.
  2. Изображение и фантазия.
  3. Украшение и реальность.
  4. Украшение и фантазия.
  5. Постройка и реальность.
  6. Постройка и фантазия.
  7. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

1

1

1

1

1

1

1

16-25

О чём говорит искусство (10 ч.)

  1. Выражение характера изображаемых животных.
  2. Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
  3. Выражение характера человека в изображении: женский образ.
  4. Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
  5. Изображение природы в различных состояниях.
  6. Выражение характера человека через украшение.
  7. Выражение намерений через украшение.
  8. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

1

1

1

1

2

2

1

1

26-34

Как говорит искусство (9 ч.)

  1. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
  2. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
  3. Линия как средство выражения: ритм линий.
  4. Линия как средство выражения: характер линий.
  5. Ритм пятен как средство выражения.
  6. Пропорции выражают характер.
  7. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
  8. Обобщающий урок года.

1

1

1

1

2

2

1

1

Итого:

34

3 класс (34 ч)

п/п

Тема  раздела

Кол-во часов

1-8

Искусство в твоем доме. (8 ч)

  1. Воплощение замысла в искусстве.  
  2. Твои игрушки.
  3. Посуда у тебя дома.
  4. Мамин платок.
  5. Обои и шторы в твоем доме.
  6. Твои книжки.
  7. Поздравительная открытка.
  8. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).

1

1

1

1

1

1

1

1

9-15

Искусство на улицах твоего города. (7 ч)

  1. Памятники архитектуры – наследие веков.
  2. Парки, скверы, бульвары.
  3. Ажурные ограды.
  4. Фонари на улицах и в парках.
  5. Витрины магазинов.
  6. Транспорт в городе.
  7. Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы).

1

1

1

1

1

1

1

16-26

Художник и зрелище. (11 ч)

  1. Художник в цирке.
  2. Образ театрального героя.
  3. Театральные маски. Театр кукол.
  4. Театр кукол.
  5. Театр кукол
  6. Художник в театре.
  7. Художник в театре.
  8. Афиша и плакат.
  9. Праздник в городе.
  10. Праздник в городе.
  11. Место художника в зрелищных искусствах. Школьный карнавал. Обобщение темы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

27-34

Художник и музей. (8 ч)

  1. Музеи в жизни города
  2. Картина-натюрморт
  3. Картина-пейзаж
  4. Картина-портрет
  5. Картины исторические и бытовые.
  6. Скульптура в музее и на улице.
  7. Музеи народного декоративно-прикладного искусства.
  8. Художественная выставка.

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого:

34

4 класс (34 ч)

п/п

Тема  раздела

Кол-во часов

1-8

Повторение (8 ч)

  1. Пейзаж родной земли.
  2. Пейзаж родной земли.
  3. Гармония жилья с природой.
  4. Деревня – деревянный мир.
  5. Образ русского человека (женский образ).
  6. Образ русского человека (мужской образ).
  7. Воспевание труда в искусстве.
  8. Народные праздники.

1

1

1

1

1

1

1

1

9-15

Древние города нашей земли (7ч)

  1. Древнерусский город - крепость.
  2. Древние соборы.
  3. Древний город и его жители.
  4. Древнерусские воины – защитники.
  5. Города Русской земли
  6. Узорочье теремов.
  7. Праздничный пир в теремных палатах.

1

1

1

1

1

1

1

16-26

Каждый народ – художник (11ч)

  1. Образ японских построек.
  2. Образ человека, характер одежды в японской культуре.
  3. Отношение к красоте природы в японской культуре.
  4. Народы гор и степей.
  5. Города в пустыне.
  6. Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека.
  7. Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура.
  8. Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции
  9. Европейские города Средневековья (архитектура).
  10. Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха.
  11. Многообразие художественных культур в мире.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

27-34

Искусство объединяет народы (8ч)

  1. Материнство.
  2. Мудрость старости.
  3. Мудрость старости.
  4. Сопереживание великая тема искусства.
  5. Герои-защитники.  
  6. Юность и надежды.
  7. Искусство народов мира. (Обобщение темы)
  8. Каждый народ – художник.

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого:

34

   

5 класс (34 ч)

п/п

Тема  раздела

Кол-во часов

1-8

Каждый народ-художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)

Истоки родного искусства (8 ч)

  1.  Красота человека.
  2. Образ русского человека в произведениях художников.
  3. Календарные праздники.
  4. Народные праздники (обобщение темы).

2

2

2

2

9-15

Древние города нашей Земли (7 ч)

  1. Древнерусские воины-защитники.
  2. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
  3. Узорочье теремов.
  4. Пир в теремных палатах (обобщение темы).

2

2

2

1

16-26

Каждый народ — художник (11 ч)

  1. Древняя Эллада.
  2. Мифологические представления Древней Греции.
  3. Европейские города Средневековья
  4. Образ готического храма.
  5. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

2

3

2

2

2

27-34

Искусство объединяет народы (8 ч)

  1. Герои - защитники.
  2. Героическая тема в искусстве разных народов.
  3. Юность и надежды.
  4. Искусство народов мира (обобщение темы).

2

2

2

2

Итого:

34

Материально – технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов

 и средств  материально - технического обеспечения

Библиотечный фонд

                               Учебники и пособия для учащихся:

1. Неменская Л.А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и

строишь: Учебник для 1,2,3,4 класса. Москва. «Просвещение» 20012;

2. Коротеева Е.И. Искусство и ты: учебник для 1,2,3,4, класса. Москва.

«Просвещение» 2012;

3. Коротеева Е.И. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для1, 2,3,4  класса. Москва.

«Просвещение» 2013;

4. Коротеева Е.И Искусство вокруг нас: Учебник для 3 класса. Москва.

«Просвещение» 2012;

5. Коротеева Е.И. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 3 класса. Москва.

«Просвещение» 2013;

6. Неменская Л.А. Искусство и ты: Каждый народ - художник: Учебник

для 4 класса. Москва. «Просвещение» 2012;

7. Неменская Л.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 класса.

Москва. «Просвещение» 2013;

  Неменский Б.М. Уроки изобразительного  искусства.  Поурочные разработки.1-4 классы.

  Москва. «Просвещение» 2013

Печатные пособия: таблицы,  схемы,портреты художников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Учусь говорить правильно» для слабослышащих учащихся 1 «а» класса 2 отделения 2 варианта

Для того, чтобы цели и задачи предмета «Развитие речи» были реализованы в полном объеме, считаем необходимым введение курса коррекционных занятий «Учусь говорить правильно».Курс нацелен на разно...

Рабочая программа по математике для 4 класса школы слабослышащих.

Рабочая программа по математике для 4 класса школы слабослышащих....

Рабочая программа литературного чтения в 3 классе, где обучаются учащиеся с ОВЗ, УМК "Планета знаний".

Рабочая программа литературного чтения в 3 классе, где обучаются учащиеся с ОВЗ, УМК "Планета знаний"....

Конспект внеурочного занятия для 3 класса (для слабослышащих учащихся 2 отделения) по теме "Осторожно, тонкий лёд!"

Конспект внеурочного занятия по курсу «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» для 3 класса слабослышащих обучающихся 2 отделения, вариант программы 2.2....

Методическая разработка: конспект внеклассного занятия в 3 классе для слабослышащих учащихся с нарушением интеллекта (вариант 2.3), 3 класс. Тема: "Что такое дружба".

Конспект для проведения занятия для детей, обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ по АООП (вариант 2.3 для слабослышащих и позднооглохших с лёгкими нарушеними интеллекта). Материалы таккже могут использоваться д...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО (Вариант 2.2) 1 – 5 классы

Рабочая программа по предмету «Русский язык» адресована обучающимся начального общего образования  по АООП для...

Рабочая программа по математике 1-5 класс для слабослышащих учащихся

Рабочая программа по математике 1-5 класс ФГОС НОО для слабослышащих детей....