Рабочая программа по математике для 4 класса школы слабослышащих.
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа по математике для 4 класса школы слабослышащих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_rabochaya_programma.docx | 47.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с переходным этапом на Федеральный компонент основного общего образования, на основе Программы для четвертого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида под редакцией К.Г.Коровина, А.Г.Зикеева. М.: «Просвещение», 2006.
В соответствии с Законом «Об образовании» рабочая программа включает в себя элементы ФГОС и концепции СФГОС. (В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию… При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты. (Глава I, Статья 7).
Цель: подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными математическими умениями и навыками.
Задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:
- дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные, и геометрические представления;
- использовать процесс обучения математике для повышения общего развития учащихся и коррекции их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные коррекционные задачи.
Основные направления коррекционной работы:
– развитие абстрактных математических понятий;
– развитие зрительного восприятия и узнавания;
– развитие пространственных представлений и операций;
– развитие основных мыслительных операций;
– развитие речи и обогащение словаря;
– коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Освоение начального курса математики должно создать прочную основу для осознанного овладения глухими детьми систематического курса математики на следующих ступенях школьного образования, а также способствовать развитию их словесно-логического мышления и коррекции его недостатков. Программа построена с учётом общих закономерностей и специфических особенностей развития глухих детей, типичных трудностей, возникающих у них при изучении математики и сурдопедагогических путей их преодоления. На уроках математики продолжается работа над коррекцией произносительной стороны речи детей, которая заключается в систематическом контроле над реализацией каждым учеником его максимальных произносительных возможностей и исправления допускаемых ошибок с помощью уже известных ребёнку навыков самоконтроля. Основным способом восприятия учебного материала на уроке является слухо-зрительный.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части;
- устное решение примеров и задач;
- практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;
- работа, направленная на формирование речевых умений;
- самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;
- работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;
- индивидуальные задания, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.
В четвертом классе начинают углубленно изучать трехзначные числа и начинают знакомство с числами в пределах 1000000.
В первой четверти дети повторяют нумерацию чисел в пределах 1000, представляют числа в виде суммы разрядных слагаемых, начинают знакомиться с классом миллионов и единицами измерения длины.
Во второй четверти учащиеся знакомятся с числами до 1000000, учатся представлять числа пределах 1000000 в виде суммы разрядных слагаемых, учатся устанавливать взаимосвязь между суммой и слагаемыми, между уменьшаемыми и разностью, учатся решать задачи в 2, 3 действия.
Необходимо добиваться понимания детьми смысла действия умножения и формировать у них прочные навыки умножения и деления в ходе многократных и разнообразных упражнений. Дети должны хорошо знать таблицу умножения.
В третьей и четвёртой четвертях дети учатся устанавливать взаимосвязь между множителями и произведением, способами проверки умножения и деления, знакомятся с понятиями скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость, площадь фигур.
Цель изучения предмета на конкретной ступени образования для формирования:
- личностных универсальных учебных действий (УУД):
образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач; закладывание основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- регулятивных УУД:
воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Создание условий для восприятия осознанных, прочных математических умений.
- познавательных УУД:
Развитие образного и логического мышления, воображения. Формирование предметных умений, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования. Воспитания интереса к математике, стремления использовать математические умения в повседневной жизни.
- коммуникативных УУД:
Организацию систематической работы на уроках математики, направленной на развитие не только логического, но и творческого математического мышления. Важнейшее значение при этом придаётся постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления, аналитико-синтетической деятельности учеников.
Результаты изучения курса
Личностные
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами.
Основные требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
таблицы единиц измерения величин (длины, массы, времени) и применять эти знания в практике измерения при решении задач.
Учащиеся должны уметь:
называть и записывать числа в пределах 1000000;
выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, выполнять проверку правильности вычислений;
применять правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих 2 действия.
Объём и сроки изучения. Систематический курс «Математика» по примерной программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида рассчитан на 170 час в год по 5 часов в неделю. Изучается в течении 34 учебных недель. Из них:
I четверть – 44 часа;
II четверть – 40 часов;
III четверть – 45 часов;
IV четверть – 42 часа.
Календарно-тематическое планирование по математике (5 часов в неделю).
№ п/п | Дата | Тема урока. | Кол-во часов. | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты (УУД) | Форма контроля |
1. | Повторение материала, изученного в 3 классе. | 3 | Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. Обозначать геометрических фигур буквами. Решать задачи логического и поискового характера. Знать понятия килограмм, грамм, километр. Решение задач на сложение и вычитание, умножение и деление. | Личностные: Принимать новый статус «обучающийся», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживания других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя. Умение выделять нравственный аспект поведения. Регулятивные: Целеполагание; Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. - анализ с целью выделения признаков; -синтез– составление целого из частей; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: -постановка вопросов; -разрешение конфликтов; -управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; -владение монологической и диалогической формами речи. | Фронтальный. | |
2. | Нумерация, счет предметов. | 2 | Фронтальный. | |||
3. | Чтение чисел. | 2 | Фронтальный. | |||
4. | Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | 3 | Фронтальный. | |||
5. | Единица измерения – километр. | 2 | Фронтальный. | |||
6. | Единицы измерения массы – килограмм, грамм. | 3 | Фронтальный. | |||
7. | Единицы измерения времени. | 2 | Фронтальный. | |||
8. | Обозначение с помощью букв точек, отрезков, углов многоугольников. | 3 | Фронтальный. | |||
9. | Решение задач на сложение и вычитание. | 6 | Фронтальный. | |||
10. | Решение задач на умножение и деление. | 6 | Фронтальный. | |||
11. | Решение простых задач на вычисление времени, массы, длины. | 6 | Фронтальный. | |||
12. | Контрольная работа по теме: «Тысяча». | 1 | Индивидуальный. | |||
13. | Работа над ошибками. | 1 | Фронтальный. | |||
14. | Повторение изученного материала за I четверть по теме «Единицы измерения» | 4 | Фронтальный. | |||
Итого за I четверть: | 44ч. | |||||
II четверть. | ||||||
1. | Числа от 1 до 1000000. Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. | 4 | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях). Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действий для решения. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении ее условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в ее решении. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. | Личностные: -ценностно-смысловая ориентация учащихся; - знание моральных норм; - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; - умение выделять нравственный аспект поведения. Регулятивные: - Целеполагание; -Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.- анализ с целью выделения признаков ; -синтез– составление целого из частей; -установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: -постановка вопросов; -разрешение конфликтов; -управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; -владение монологической и диалогической формами речи. | Фронтальный. | |
2. | 1, 2, 3 разряды в классе единиц и классе тысяч. | 4 | Фронтальный. | |||
3. | Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. | 3 | Фронтальный. | |||
4. | Сложение и вычитание многозначных чисел. | 3 | Фронтальный. | |||
5. | Контрольная работа по теме: «сложение и вычитание многозначных чисел». | 1 | Индивидуальный. | |||
6. | Работа над ошибками. | 1 | Фронтальный. | |||
7. | Перестановка и группировка слагаемых при сложении нескольких чисел. | 3 | Фронтальный. | |||
8. | Взаимосвязи между суммой и слагаемыми, между уменьшаемым, вычитаемым и разностью. | 3 | Фронтальный. | |||
9. | Способы проверки сложения и вычитания. | 2 | Фронтальный. | |||
10. | Сложение и вычитание с 0. | 2 | Фронтальный. | |||
11. | Решение уравнений вида: х+312=654. | 2 | Фронтальный. | |||
12. | Числовые выражения, содержащие сложение и вычитание в 2-3 действия. | 3 | Фронтальный. | |||
13. | Решение задач в 1-3 действия. | 3 | Фронтальный. | |||
14. | Контрольная работа по теме: «Многозначные числа, уравнения». | 1 | Индивидуальный. | |||
15. | Работа над ошибками. | 1 | Фронтальный. | |||
16. | Повторение пройденного материала за четверть. | 4 | Фронтальный. | |||
Итого за II четверть: | 40ч. | |||||
III четверть. | ||||||
1. | Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний). | 2 | Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 1000 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножения и деления. Выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям. Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Выполнять устное и письменное умножение и деление на однозначное число, на 10, 100, 1000. | Личностные: -ценностно-смысловая ориентация учащихся; - знание моральных норм; - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; - умение выделять нравственный аспект поведения. Регулятивные: - Целеполагание; - Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. - анализ с целью выделения признаков; -синтез– составление целого из частей; -установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: -постановка вопросов; -разрешение конфликтов; -управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; -владение монологической и диалогической формами речи. | Фронтальный. | |
2. | Задачи, решаемые умножением и делением. | 3 | Фронтальный. | |||
3. | Случаи умножения на 1 и 0. Деление числа 0 и невозможность деления на 0. | 2 | Фронтальный. | |||
4. | Умножение суммы на число и числа на сумму. | 2 | Фронтальный. | |||
5. | Деление суммы на число. | 2 | Фронтальный. | |||
6. | Взаимосвязь между множителями и произведением. | 2 | Фронтальный. | |||
7. | Способы проверки умножения и деления. | 2 | Фронтальный. | |||
8. | Решение уравнений вида: 6*х=426 , х:18=270 и их использование при решении задач. | 2 | Фронтальный. | |||
9. | Решение уравнений. | 3 | Фронтальный. | |||
10. | Контрольная работа по теме: «Уравнения». | 1 | Индивидуальный. | |||
11. | Работа над ошибками. | 1 | Фронтальный. | |||
12. | Устное умножение и деление на однозначное число | 2 | Фронтальный. | |||
13. | Умножение и деление на однозначное число. | 2 | Фронтальный. | |||
14. | Умножение и деление на 10, 100, 1000. | 2 | Фронтальный. | |||
15. | Письменное умножение на двузначное число. | 3 | Фронтальный. | |||
16. | Письменное умножение на трехзначное число. | 3 | Фронтальный. | |||
17. | Письменное деление на однозначное число. | 3 | Фронтальный. | |||
18. | Письменное деление на двузначное число. | 6 | Фронтальный. | |||
19. | Контрольная работа по теме: «Письменное умножение и деление». | 1 | Индивидуальный. | |||
20. | Работа над ошибками. | 1 | Фронтальный. | |||
Итого за III четверть: | 45ч. | |||||
IV четверть. | ||||||
1. | Решение числовых выражений в 2, 3 действиях. | 3 | Читать и записывать трехзначные числа. Сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Анализировать достигнутые результаты и недочеты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя различные приемы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Применять алгоритм письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений. | Личностные: -ценностно-смысловая ориентация учащихся; - знание моральных норм; - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; - умение выделять нравственный аспект поведения. Регулятивные: - Целеполагание; - Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. - анализ с целью выделения признаков; -синтез– составление целого из частей; -установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: -постановка вопросов; -разрешение конфликтов; -управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; -владение монологической и диалогической формами | Фронтальный. | |
2. | Задачи на нахождение среднего арифметического и на нахождение нескольких долей числа. | 5 | Фронтальный. | |||
3. | Скорость, время, расстояние. | 4 | Фронтальный. | |||
4. | Цена. Количество. Стоимость. | 4 | Фронтальный. | |||
5. | Представление о площади фигур. | 3 | Фронтальный. | |||
6. | Единицы измерения площади в см, м. | 2 | Фронтальный. | |||
7. | Задачи на нахождение площади прямоугольника. | 2 | Фронтальный. | |||
8. | Решение числовых выражений в 3-4 действия (со скобками и без них). | 3 | Фронтальный. | |||
9. | Решение задач в 3-4 действия. | 3 | Фронтальный. | |||
10. | Контрольная работа по теме: «Решение примеров, уравнений, задач». | 1 | индивидуальный | |||
11. | Работа над ошибками. | 1 | Фронтальный. | |||
12. | Цена, количество, стоимость – повторение. | 3 | Фронтальный. | |||
13. | Площадь – повторение. | 1 | Фронтальный. | |||
14. | Числовые выражения – повторение. | 2 | Фронтальный. | |||
15. | Решение задач – повторение. | 2 | Фронтальный. | |||
16. | Повторение изученного за год. | 3 | Фронтальный. | |||
Итого за IV четверть: | 42ч. |
Учебно-методическая литература.
Слезина Н.Ф., Федорова Л.В. Математика: учебник для 4 класса школ глухих – М.: Просвещение, 1993.
Моро М.И., Бантова М.А. Математика: учебник для 4 класса: в 2 частях, - М.: Просвещение, 2008.
Моро М.И., Бантова М.А. Методические рекомендации к учебнику «Математика. 4 класс». – М.: Просвещение, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике. 1 класс школа 2100.
Рабочая программа по математике. 1 класс школа 2100....
Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"
Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"...
Рабочая программа по математике 4 класс Школа России
Рабочая программа по математике 4 класс Школа России...
Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России" Рабочая программа составлена на основе концепции и программы для начальных классов «Школа России» в 2 ч. Ч.1., Бантова М.А., Бельтюк...
Рабочая программа по математике 4 класс "Школа 2100" (Демидова, Козлова)
в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по математике - 1 класс ("Школа России")
МАТЕМАТИКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (132 ч) Программа: ШКОЛА РОССИИ. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика.// Рабочие программы. Предметная линия у...
Рабочая программа по математике 2 класс (Школа 21 век )
Рабочая программа составлена по авторской программе В.Н.Рудницкой) с учетом требований ФГОС....