Внеурочная деятельность. Программа курса Волшебный карандаш.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Рабочая программа по курсу "Волшебный карандаш".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_volshebnyy_karandash.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа-детский сад №13»
Байкальского городского поселения
Слюдянского района
Иркутской области
__________________________________________________________________
Согласовано « 30 » августа2019 г. Заместитель директора по УВР Брезина Н.Н./____________/ | Утверждаю «30 » августа 2019 г. Директор МБОУ НШДС №13 Морозова И.Г./___________/ Приказ № 140/пр |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «Волшебный карандаш»
класс 2-4
срок, на который утверждается на 1 год
воспитатель ГПД Кузнецова Мария Петровна
Квалификационная категория нет
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Волшебный карандаш» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
— репродуктивный (воспроизводящий);
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты.
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа во 2-4 классах.
Приоритетная цель курса «Волшебный карандаш» - духовно-нравственное развитие ребенка, т. Е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культурно созидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Волшебный карандаш» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Волшебный карандаш»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя
-учиться высказывать свое предположение(версию) на основе работы с материалом
-учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
-находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников
-делать выводы в результате совместной работы с классом
-преобразовывать информацию из одной формы в другую с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и художественной форме
-слушать и понимать речь других;пользоваться премами передачи эмоций с пмощью художественных образов
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения
-учиться работать в паре, группе.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Волшебный карандаш»:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного курса
Тема 1. «Знакомство с королевой кисточкой».
Введение в курс занятий. Условия безопасной работы. Организация рабочего места.
Тема 2. «Что могут краски».
Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Рассказывание сказки о красках с практическим показом.
Тема 3. «Радуга над лужайкой».
Знакомство со спектром. Рассказ о природном явлении радуге, показ рисования радуги.
Тема 4. «Разноцветные шарики».
Акварель. Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно».
Тема 5«Тепло – холодно». Знакомство с теплыми и холодными цветами. Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах.
Тема 6. «Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками. Свойства белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет.
Тема 7. «Живопись».Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.
Тема 8. «Жанры». Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее.
Тема 9. «Пейзаж».Знакомство с жанром пейзажа. Умение рисовать пейзаж и отличать его от других жанров изобразительного искусства.
Тема 10. .Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстрированного материала..
Восприятие художественных произведений.
Тема 11. .«Осень. Листопад».
Работа с акварелью. Смешение теплых цветов. Отработка приема: примакивание кисти боком.
Тема 12. «Грустный дождик». Образ дождя.
Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Смешение цветов, передача настроения.
Тема 13. «Узоры снежинок».
Ритм. Орнамент в круге. Отработка приема: смешение цвета с белилами.
Тема 14. «Ёлочка-красавица».Рисование елей. Творческая работа. Свободный выбор материала.
Тема 15. «Портрет Снегурочки».
Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Работа с ограниченной палитрой.
Тема 16. «В гостях у Деда Мороза».
Рисование впечатлений от новогодних праздников. Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов.
Тема 17. «Экскурсия в зимний парк».
Экскурсия. Умение видеть прекрасное, любить родную природу.
Тема 18. «Зимний лес». Характер деревьев.
Практическое занятие. Беседа по иллюстрациям. Изобразительные свойства гуаши.
Тема 19. «Снежная птица зимы».
Творческая работа. Рисование, используя холодную гамму цветов. Орнаментальная композиция.
Тема 20. «Дом снежной птицы».
Творческая работа.Отработка приема в декоре дома — линия зигзаг. Ритм геометрических пятен.
Тема 21. «Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта.
Умение отличать натюрморт от других жанров изобразительного искусства.
Тема 22. «Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе.
Тема 23. «Портрет». Знакомство с жанром портрета.
Умение отличать портрет от других жанров изобразительного искусства.
Тема 24. «Как рисовать портрет». Рисование лица человека.
Тема 25. «Мамин портрет». Рисование пропорций человеческого лица.
Тема 26. «Анималистический жанр». Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства. Умение отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства.
Тема 27. «Рисуем животных». Рисование домашних животных. Умение рисовать пропорции тела животных.
Тема 28. «Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства.
Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного искусства.
Тема 29. «Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев.
Тема 30. «Экскурсия в весенний парк».Экскурсия.
Умение видеть прекрасное, любить родную природу.
Тема 31. «Весенние цветы». Рисование весенних цветов.
Тема 32. «Весенний пейзаж». Рисование весеннего пейзажа.
Тема 33. «Весенний пейзаж» Рисование весеннегопейзажа
Тема 34. «Экзамен художника Тюбика». Обобщение и систематизация изученного материала.
Тематическое планирование
№ | Тема, название | Кол-во часов | Примечание |
1. | «Знакомство с королевой Кисточкой». Условия безопасной работы. | 1 | Введение в курс занятий, объяснение и проведение игры. |
2. | «Что могут краски». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок | 1 | Рассказывание сказки о красках с практическим показом. |
3. | «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром. | 1 | Рассказ, сопровождаемый показом. |
4. | «Разноцветные шарики».Акварель. | 1 | Показ и объяснение. |
5. | «Тепло – холодно». Знакомство с теплыми и холодными цветами. | 1 | Рассказ, сопровождаемый показом. |
6. | «Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками. | 1 | Рассказ, сопровождаемый показом. |
7. | «Живопись».Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования. | 1 | Рассказ, сопровождаемый показом. |
8. | «Жанры». Знакомство с жанрами изобразительного искусства. | 1 | Беседа, показ. |
9. | «Пейзаж».Знакомство с жанром пейзажа. | 1 | Беседа, показ. |
10. | Беседа на тему «Осень» с исп. илл. материала. | 1 | Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. |
11. | «Осень в городе» | 1 | Показ- объяснение. |
12. | «Первый снег». | 1 | Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал |
13. | «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. | 1 | Рассказ, объяснение, показ. |
14. | «Ёлочка-красавица». | 1 | Развитие творческих способностей, фантазии. |
15. | « Снегурочка». | 1 | Беседа по иллюстрациям, работа с таблицами. |
16. | «В гостях у Деда Мороза». | 1 | Работа с таблицами. Показ новогодних открыток. |
17. | «Экскурсия в зимний парк» | 1 | Объяснение, показ, рассказ. |
18. | «Зимний лес». Характер деревьев. | 1 | Беседа по иллюстрациям. |
19. | «Снежная птица зимы». | 1 | Развитие творческих способностей, фантазии. |
20. | «Дом снежной птицы». | 1 | Развитие творческих способностей, фантазии. |
21. | «Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта. | 1 | Рассказ, сопровождаемый показом. |
22. | «Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе. | 1 | Объяснение, рассказ, показ. |
23. | «Портрет». Знакомство с жанром портрета. | 1 | Рассказ, сопровождаемый показом. |
24. | «Как рисовать портрет». Рисование лица человека. | 1 | Рассказ, сопровождаемый показом. |
25. | «Мамин портрет». | 1 | Развитие творческих способностей, фантазии. |
26. | «Анималистический жанр». Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства. | 1 | Рассказ, сопровождаемый показом. |
27. | «Рисуем животных». Рисование домашних животных. | 1 | Объяснение , рассказ, показ. |
28. | «Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства. | 1 | Рассказ, сопровождаемый показом. |
29. | «Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев. | 1 | Развитие творческих способностей, фантазии. |
30. | «Экскурсия в весенний парк» | 1 | Объяснение, показ, рассказ. |
31. | «Весенние цветы». Рисование весенних цветов. | 1 | Рассказ, сопровождаемый показом. |
32. 33. | «Весенний пейзаж». Весенний пейзаж | 2 | Рассказ, сопровождаемый показом |
34. | «Экзамен художника Тюбика». Итоговое занятие. | 1 | Развитие творческих способностей, фантазии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Программа Курса Доноведение для 1-4 классов.
Программа внеурочсной деятельности , направленная на реализацию регионального компонента в начальной школе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности художественной студии "Волшебный карандаш"
Программа художественной студии "Волшебный карандаш" общекультурной направленности...
Внеурочная деятельность. Программа курса "Жить здорово"
Подвижные игры и «Уроки здоровья» являются неотъемлемой частью физического и художественного воспитания учащихся начальной школы. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношен...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Волшебный мир тряпичной куклы»
Данная программа будет полезна учителям начальной школы, воспитателям дошкольных учреждений, руководителям кружков. В ней собраны видеоматериалы, которые будут полезны в работе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Волшебный карандаш" для 3 класса
Актуальность и значимость программы внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» в том, что предполагает в большом объёме творческую деятельность, связ...
Конспект занятия по внеурочной деятельности по курсу «Волшебная кисточка»
Тема : «Элементы хохломской росписи»Цель: познакомить детей с особенностями Хохломской росписи, сформировать навыки составления и выполнения декоративного травного узора, приемов кистевой ...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММА КУРСА «Функциональная грамотность» 4 класс
Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...