Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Волшебный карандаш" для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему
Актуальность и значимость программы внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» в том, что предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_karandash.docx.docx | 40.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Волшебный карандаш" для 3 класса составлена в соответствии с положениями:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. №1576 "О внесени изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373";
- основной образовательной программой начального общего образования Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 34 Лесозаводского городского округа";
- авторской программой
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Вид реализуемой рабочей программы: данная рабочая программа составлена для начальной общеобразовательной школы.
Место предмета в учебном плане:
на реализацию данной программы отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Цели программы:
- развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором;
- опираясь на индивидуальный подход к каждому ребенку, содействовать развитию творческой инициативы, выдумки и художественных способностей детей в атмосфере доброжелательности и увлеченности, совместного творчества педагога и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности;
- формирование у учащихся эмоционально-целостного отношения к явлениям действительности и искусства; - овладение детей знаниями основ реалистического рисунка;
- формирование навыков рисования с натуры, по памяти;
- ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного творчества России.
Задачи программы:
- обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыками в изобразительном искусстве; - развитие стремления к углублению знаний;
- формирование интереса к художественно-эстетической деятельности;
- развитие образного мышления и творческой активности учащихся;
- формирование чувства коллективизма; - создание комфортной обстановки на занятиях;
- развитие аккуратности, опрятности; - выявление творческих способностей и развитие индивидуальных изобразительных навыков ребенка;
- организация и оформление выставок детских работ в школе по темам, участие в городских выставках;
- дополнительное знакомство детей с художественными произведениями живописи, творчеством художников. Место курса в учебном плане.
Основное содержание внеурочной деятельности общекультурного направления "Волшебный карандаш" 68 часов.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы организации занятий | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Основы художественной грамоты. 32 ч. | ||||
1-2 | Вводное занятие. | 2 | коллективно - индивидуальная | Рассказ детей о правилах безопасной работы |
3-4 | Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | 2 | индивидуальная | Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг |
5-6 | Натюрморт из трёх предметов. | 2 | индивидуальная | Самостоятельное составление натюрморта. |
7-8 | Рисующий свет. | 2 | индивидуальная | Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. |
9-10 | Холодные цвета. Стихия – вода. | 2 | индивидуальная | Рисование по методу ассоциаций. |
11-12 | Теплые цвета. Стихия- огонь | 2 | индивидуальная | Рисование по методу ассоциаций. |
13-14 | « Осенние листья». | 2 | индивидуальная | Зарисовки растений с натуры. |
15-16 | Природная форма – лист. | 2 | индивидуальная | Выполнение тоновой растяжки цвета, акварель. |
17-18 | Натюрморт. | 2 | индивидуальная | Рисование натюрморта. |
19-20 | «Дворец Снежной королевы». | 2 | индивидуально - групповая | Рисование по представлению. |
21-24 | Портрет мамы. | 4 | индивидуальная | Рисование по памяти. |
25-26 | «Цветы зимы». | 2 | индивидуальная | Рисование на тему. |
27-30 | «Здравствуй ,праздник Новый год!» | 4 | индивидуально - групповая | Творческая работа по замыслу детей. |
31-32 | «Прогулка по зимнему саду» | 2 | индивидуально - групповая | Выполнение композиции с фигурами в движении. |
Графика. 8 ч. | ||||
33-34 | Вводное занятие, введение в тему. | 2 | коллективно - групповая | Изучение графических материалов и приспособлений. |
35-36 | «Листья и веточки». | 2 | индивидуальная | Рисование с натуры. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. |
37-38 | «Осенние листья» | 2 | индивидуально - групповая | Выполнение композиции с использованием листьев гербария в качестве матриц. |
39-40 | Натюрморт | 2 | индивидуальная | Выполнение наброска рисунков с разных положений. |
41-42 | «Село родное» | 2 | индивидуальная | Рисование на тему в технике монотипии. |
43-44 | «Терема». . | 2 | индивидуальная | Создание гравюры на картоне. |
45-46 | Открытка – поздравление «Защитникам Отечества» | 2 | индивидуальная | Изготовление открытки с использованием шаблона и трафарета. |
47-48 | Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник» | 2 | индивидуальная | Творческая работа. |
Наше творчество. 2 ч. | ||||
49-50 | «Мир вокруг нас» | 2 | индивидуально - групповая | Рисование с натуры. Гуашь . Рассказы детей об экологических проблемах окружающей среды. |
Техники изобразительного искусства.8 ч. | ||||
51-52 | Волшебные нитки. | 2 | индивидуально - групповая | Практическая работа с помощью красок и нити. |
53-54 | Кляксография. | 2 | индивидуально - групповая | Практическая работа с помощью красок и зубной щетки. |
55-56 | Выдувание. | 2 | индивидуально - групповая | Практическая работа с помощью красок. |
57-58 | Пальчиковая живопись | 2 | индивидуально - групповая | Практическая работа пальцами |
Наше творчество. 10 ч. | ||||
59-60 | Рисование по теме: «Победа!» | 2 | индивидуально - групповая | Свободный выбор тем и материалов для исполнения |
61-62 | Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни» | 2 | индивидуально - групповая | Свободный выбор тем и материалов для исполнения |
63-64 | «Мы рисуем бабочку». | 2 | индивидуальная | Свободный выбор тем и материалов для исполнения |
65-66 | Рисование по теме:«Мечты о лете!» | 2 | индивидуальная | Свободный выбор тем и материалов для исполнения |
67 68 | Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. Выставка рисунков. Подведение итогов. | 1 1 | индивидуально – групповая коллективная | Творческая работа. |
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности общекультурного направления "Волшебный карандаш".
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий: Личностные УУД:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;
- интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;
- интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
- осознание ответственности за выполненное художественное художественноепороизведение.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественным произведением);
- пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы, находить ответы.
Предметные результаты:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий .
Календарно-тематическое планирование
2 часа в неделю (68 часов год)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
Дата | Время | |||
Основы художественной грамоты. 32ч. | ||||
1-2 | Вводное занятие. | 1 ч. | ||
3-4 | Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | 2 ч. | ||
5-6 | Натюрморт из трёх предметов. | 2 ч. | ||
7-8 | Рисующий свет. | 2 ч. | ||
9-10 | Холодные цвета. Стихия – вода. | 2 ч. | ||
11-12 | Теплые цвета. Стихия- огонь | 2 ч. | ||
13-14 | « Осенние листья». | 2 ч. | ||
15-16 | Природная форма – лист. | 2 ч. | ||
17-18 | Натюрморт. | 2 ч. | ||
19-20 | Вводное занятие. | 2 ч. | ||
21-22 | «Дворец Снежной королевы». | 2 ч. | ||
23-26 | Портрет мамы. | 4 ч. | ||
27-28 | «Цветы зимы». | 2 ч. | ||
29-30 | «Здравствуй ,праздник Новый год!» | 2 ч. | ||
31-32 | «Прогулка по зимнему саду» | 2 ч. | ||
Графика. 16 ч. | ||||
33-34 | Вводное занятие, введение в тему. | 2 ч. | ||
35-36 | «Листья и веточки». | 2 ч. | ||
37-38 | «Осенние листья» | 2 ч. | ||
39-40 | Натюрморт | 2 ч. | ||
41-42 | «Село родное» | 2 ч. | ||
43-44 | «Терема» | 2 ч. | ||
45-46 | Открытка – поздравление «Защитникам Отечества» | 2 ч. | ||
47-48 | Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник» | 2 ч. | ||
Наше творчество. 2ч. | ||||
49-50 | «Мир вокруг нас» | 2 ч. | ||
Техники изобразительного искусства. 8 ч. | ||||
51-52 | Волшебные нитки. | 2 ч. | ||
53-54 | Кляксография. | 2 ч. | ||
55-56 | Выдувание. | 2 ч. | ||
57-58 | Пальчиковая живопись | 2 ч. | ||
Наше творчество. 10 ч. | ||||
59-60 | Рисование по теме: «Победа!» | 2 ч. | ||
61-62 | Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни» | 2 ч. | ||
63-64 | «Мы рисуем бабочку». | 2 ч. | ||
65-66 | Рисование по теме:«Мечты о лете!» | 2 ч. | ||
67 68 | Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. Выставка рисунков. Подведение итогов. | 1 ч. 1ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' 3 класс
Рабочая программа общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой О. А. , содержит развёрнутое тематиче...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс 2016 г
Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс 2016 г
Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В стране Знаек» Возрастная категория 1-4 классы
Кружок "В стране Знаек"...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» 1 класс
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государст...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" для 3 класса
Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...