Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Волшебный мир тряпичной куклы»
рабочая программа (2 класс) на тему

Цветкова Анастасия Алексеевна

Данная программа будет полезна учителям начальной школы, воспитателям дошкольных учреждений, руководителям кружков. В ней собраны видеоматериалы, которые будут полезны в работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_tryapichnoy_kukly_-programma.docx71.27 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ ШКОЛА  № 1191

                   УТВЕРЖДЕНО                             СОГЛАСОВАНО                    РАССМОТРЕНО

                  Директор ГБОУ                            Руководитель НМС                 на ШМО

                  Школа  № 1191                                                                               учителей______________

                                                                                                                            ____________________

                  _________ _С.И. Васильева     __________Е.В. Меркель         Руководитель __________

РАССМОТРЕНО

            Приказ № __. от «__» _  201_ г.                                              Протокол №__ от «__» _  201_ г

на педагогическом совете

Протокол № ___

от   «__» ____ 201_ г.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Курс «Волшебный мир тряпичной куклы»

  2 КЛАСС

                                                Составитель: Цветкова Анастасия Алексеевна,

                                                                         Широкова Валентина Алексеевна.

Москва, 2015 год

Структура

  1. Пояснительная записка …………………………………………….....3с.
  2. Актуальность ………………………………………………………….4с
  3. Педагогическая целесообразность …………………………………..4с.
  4. Учебно-тематический план …………………………………………...6с.
  5. Содержание  программы……………………………………………...7с.
  6. Ожидаемые результаты ………………………………………………9с.
  7. Способы определения результативности программы ……………..9с.
  8. Формы подведения итогов …………………………………………...9с.
  9. Календарно-тематическое планирование ………………………….. 9с.
  10. Материально-техническое обеспечение …………………………….17с.
  11. Учебно-методическое обеспечение…………………………………..18с.

  1. Пояснительная записка

Образовательная программа «Волшебный мир тряпичной куклы» относится к художественно-эстетической направленности.

Данная программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей и художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребёнка.

Программа вводит ребёнка в удивительный мир народной культуры,

творчества, даёт возможность поверить в себя и  в свои способности. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, связь народной художественной культуры с духовными ценностями. Осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

        По данной программе дети имеют возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют «погружению» в  удивительный мир славянской культуры. Программа носит комплексный характер и способствует формированию у обучающихся духовной  и художественной культуры.

 Искусство изготовления кукол – один из древнейших видов народного  художественного творчества. Кукла – первая среди игрушек. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Тряпичная кукла в старину играла большую роль:

- она была участницей многих праздников и обрядов;

- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;

- была оберегом;

- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нём формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;

- самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.

- самостоятельное изготовление кукол побуждало ребёнка к труду.

В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:

  • сам процесс изготовления приносит радость;
  • работа с тканью материалом даёт ощущение тепла, нежности;
  • при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, речи и письма, происходит массаж рук;
  • изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли;
  • изготавливая фигурки кукол, развиваются пространственные способности, корректируются недостатки  памяти и внимания у детей.

Россия – страна огромных богатств, но самым ценным богатством является культура. Она способствует взаимопониманию. А народы, которые понимают друг друга, всегда будут жить в мире.                                  

Русская народная кукла занимает особое место в традиционной культуре. Она  хранит в себе традиции и обряды, которые складывались у русского народа много веков. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. 

                                                                   

  1. Актуальность программы – это в первую очередь связь её с народными корнями, народным творчеством, народными праздниками. Современные дети  не знакомы с культурой русского народа, не разбираются в  обрядах и традициях, не знают народные праздники. Знакомство с традиционной русской народной куклой  помогает им познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком.

  1. Педагогическая целесообразность – связь со школьной программой (литературное чтение, уроки технологии). Ребёнок познакомится с разными видами кукол, узнает о традиционной вышивке; овладеет элементарными навыками шитья, вышивания.

         Программа «Волшебный мир тряпичной куклы» имеет художественно-эстетическую   направленность и включает теоретическую и практическую работы.

Теоретический метод обучения:
- Рассказ-информация по истории создания куклы, виды куклы, функции и предназначение, история костюма, о жизни и быте Русского народа, о православных праздниках.
- Показ образцов готовых кукол или иллюстрации с изображением кукол в книгах, журналах, презентации.
- Показ иллюстраций по русскому народному костюму, крестьянскому быту.
- Беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы.

Практический метод обучения:

  - дети знакомятся с особенностями, приёмами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол;
- пробуют изготовить саму  поделку на заданную тему.


Процесс изготовления куклы длительный и разбивается на несколько этапов, например:
- Беседа. 

 - Продумывание костюма, головного убора, конструкции куклы, изготовление тела куклы, пошив костюма;
- Декоративное оформление.

    Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приёмами практического исполнения.

Цель: 

прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду  народного художественного творчества через изготовление образцов кукол;

развивать  творческие способности детей через знакомство с   культурными традициями русского народа;

Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся на основе изучения истории, культуры и традиций славянских  народов посредством народной куклы.

 Задачи:

  • Знакомство обучающихся с историей, традициями и обрядами на Руси
  • Обучение детей изготовлению традиционной народной куклы
  • Привитие детям любви к Родине и людям её населяющим
  • Воспитание эстетического вкуса и чувства прекрасного на лучших образцах декоративно-прикладного творчества
  • Развитие у обучающихся творческих способностей

Методы обучения:

  • методы эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности (создание ситуации успеха, поощрение, использование игровых ситуаций с помощью изготовленных детьми кукол);
  • методы развития познавательного интереса (создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки; создание ситуации творчества);

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;
  • общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях;
  • историю русской тряпичной куклы.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять требования безопасного труда;
  • подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;
  • освоить технологию изготовления тряпичной куклы.

Программа «Русская тряпичная кукла» рассчитана на 1 год обучения и является программой дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению внеурочной деятельности. Количество часов за год составляет 34часа. Возраст детей – 7-9 лет. Занятия проходят один раз в неделю по 1 часу. Занятия проходят во второй половине дня. Группа набирается без отбора, главным условием приёма является желание ребенка. 70% учебного времени отводится на практические работы. Организационные формы проведения занятий могут быть:

  • Коллективные (в процессе освоения знаний работает вся группа)
  • Групповые (дети разбиваются на группы  в соответствии с выполнением задания)
  1. Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Введение (3ч)

1

Введение. Безопасность труда

Куклы из бабушкиного сундука.

1

2

Русский народный костюм

2

Обрядовые куклы (6ч)

3

Кувадка

2

4

Свадебная

 (Неразлучнички, Мировое древо)

2

5

Кукла Коза

1

6

Пасхальная голубка

1

Обереговые куклы (16ч)

7

Столбушка

2

8

Вепсская кукла

2

9

Лихоманки

1

10

Колокольчик

2

11

Десятиручка

2

12

Кубышка-Травница

2

13

Зерновушка (Крупеничка)

2

14

Седьмая Я (Московка)

3

Игровые куклы (8ч)

15

Узелковая

2

16

Кукла из лыка

2

17

Девка-Баба

3

18

Малышок-голышок

1

19

Организация выставки работ. Участие в школьном Фестивале педагогических идей и успехов

1

Итого

34

  1. Содержание программы

1.Введение. Безопасность труда.

Цели и задачи курса. Краткая история русской тряпичной куклы. Знакомство с планом работы творческого объединения и с образцами различных кукол.

Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы).

2. Русский народный костюм

Мужской костюм. Женский костюм. Головной убор. Пояс. Украшения, конструкция и орнамент русского костюма.

3. Обрядовые куклы

Кувадка

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

Свадебная (Неразлучнички, Мировое Древо)

Традиции русской народной свадьбы. История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

Кукла Коза

Символ жизненной силы. История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

Пасхальная голубка

Праздник «Пасха». История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

4. Обереговые куклы

Столбушка

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

Вепсская кукла

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

Лихоманки

Защита от болезней. История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

Колокольчик

Кукла добрых вестей.  История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

Десятиручка

Помощница в хозяйстве. История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

 Кубышка-Травница

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

 Зернушка

Кукла-оберег на сытость и достаток в семье. История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

 Столбушка

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

5. Игровые куклы

Узелковая

«Живая» кукла, кукла с головой из завязанного узлом лоскута, узелковая кукла с круглой головой. Технология изготовления кукол.
Практическая работа: Изготовление кукол.

Куклы из лыка

История и технология изготовления кукол. Разные виды кукол. Техника заготовки лыка.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

Девка-Баба

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

 Малышок-голышок

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

Организация выставки работ

6. Выставка работ учащихся. Подведение итогов работы творческого объединения. Представление своих работ на школьном Фестивале педагогических идей и успехов

6. Ожидаемые результаты:

  • повысится интерес детей к народной кукле и народным традициям;
  • расширятся знания детей о народной кукле;
  • сформируется интерес к изготовлению простых кукол;
  • сформируются у детей навыки бережного отношения к результатам своего и чужого труда;
  • активизация родителей (законных представителей) к участию в процессе воспитания детей.

7. Способы определения результативности программы:

- педагогическое наблюдение;

- анализ результатов деятельности;

- анкетирование.

8. Формы подведения итогов программы

- тематические выставки (по итогам темы, раздела)  кукол (принимают участие лучшие работы),

          - участие в школьных,  районных  выставках

- участие в школьном Фестивале педагогических идей и успехов

9. Календарно-тематическое планирование.

 (1 час в неделю, 34 часа в год)

Л1- личностные.

Р2- регулятивные.

К3-коммуникативныеэ

п/п

Тема занятий

Характеристика деятельности

Формируемые умения

(планируемые результаты)

ИКТ-поддержка

(ссылка)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Введение (3 ч.)

1.

Введение.

Безопасность труда.

Куклы из бабушкиного сундука.

Рассказ о том, что кукла первая   среди игрушек.

Рассматривание образцов различных кукол.

Рассказ, демонстрация образцов.

Советы по подбору материала: лоскутков ткани, ниток.

Показ приёмов изготовления (схематически)

Рассматривают,

слушают,

отвечают  на вопросы,

 ставят свои, пробуют изготовить отдельные детали по образцу.

Л[1].Осознание своей этнической принадлежности.

Уважительное отношение к истории и культуре

других народов. Навыки сотрудничества в разных

ситуациях. Эстетические потребности, ценности и

чувства.

Р[2]. Выбирать действия в соответствии  с

поставленной задачей и условиями её реализации.

К[3]. Ставить вопросы, обращаться за помощью.

http://www.youtube.com/watch?v=iKbEHE2nL8c

2.

Традиционный русский народный костюм

Рубаха, сарафан, понёва, передник.

Пояса.

Рассказ о русском костюме. Показ образцов женской и мужской одежды (на иллюстрациях)

Рассказ о головных уборах. Демонстрация образцов.

Показ изготовления отдельных элементов.

Рассказ о поясах – кушаках. Показ отдельных элементов изготовления.

Рассматривание.

Зарисовки.

Изготовление бумажной модели костюма, роспись.

Изготовление отдельных элементов русского народного костюма.

Выполнение проектного задания: придумать свой костюм по образцу русского народного для бумажных кукол (мальчика и девочки – по выбору)

Л1.Осознание своей этнической принадлежности.

Уважительное отношение к истории и культуре других народов.

К2. Определять цель и пути её достижения. Осуществлять взаимный контроль.

Р2.Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Определять последовательность промежуточных целей и действий с учётом конечного результата.

http://www.youtube.com/watch?v=g_mkyZVpSGE

http://www.youtube.com/watch?v=OYUPHsHI-sI

http://www.youtube.com/watch?v=YbijLt05qVo

http://www.youtube.com/watch?v=K5UWbPpZG4I

3.

Традиционный русский костюм

 Головные уборы. Платки, кокошники, повойник, сорока, повязки – ленты, накосники.

  1. Обрядовые куклы (6 ч.)

4.

Кувадки

Обряд  «кувады» (19 век, Орловская и Костромская губернии)

Рассказ, демонстрация образцов,

 показ последовательности изготовления, оказание помощи затрудняющимся, организация взаимопомощи.

Слушание, рассматривание, постановка вопросов, подготовка материала, изготовление по образцу.

Выполнение проектного задания: кувадка-погремушка для малыша.

Л1.Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Гуманистическое сознание, социальная компетентность,  осознание ответственности за общее благополучие.

К3. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

http://www.youtube.com/watch?v=reMJIDGOtYY

5.

Кувадки – погремушки.

Проектное задание

«Погремуш-ка для малыша»

6.

Свадебная кукла

«Неразлучники»

Проектное задание

«Семья»

Рассказ о свадебном обряде,

показ образцов кукол,  последовательности изготовления,

оказание помощи,

организация взаимопомощи.

Особенности техники изготовления. Материал для изготовления: лучина, лоскуты белой и цветной ткани. Кукла Жених и кукла Невеста.

Отвечают на вопросы и ставят свои, рассматривают образцы,  готовят материал для изготовления.

Работают над выполнением проектного  задания по выбору: кукла Жених, кукла Невеста, дети.

К3. Составлять план и последовательность действий.

Р2. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Л1.Осознание ответственности человека за общее благополучие.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

http://www.youtube.com/watch?v=GEPulJBiPss

7.

Мировое древо Изготовление куклы «Мировое древо» для украшения свадебного пирога.

http://www.youtube.com/watch?v=fVHuCrAbOug

http://www.youtube.com/watch?v=IirquIIgtdc

8.

Кукла «Коза»

Рассказ об празднике «Святки» и о Рождестве.  Показ образцов кукол,  последовательности изготовления,

оказание помощи,

организация взаимопомощи.

Особенности техники изготовления. Материал для изготовления:

Слушание, рассматривание, постановка вопросов, подготовка материала, изготовление куклы  по образцу. Сбор материала о празднике «Святки»: обычаи, традиции, гадания и т.д.

К3. Составлять план и последовательность действий.

Р2. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Л1  Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

http://www.youtube.com/watch?v=RvZ823z-dMo

9.

Кукла «Пасхальная голубка»

Обряд «Светлой пасхи»

Рассказ о символах «Пасхи».

показ образцов кукол,  последовательности изготовления,

оказание помощи,

организация взаимопомощи.

Особенности техники изготовления. Материал для изготовления.

Слушание, рассматривание, постановка вопросов, подготовка материала, изготовление по образцу. Сбор материала о празднике «Светлой Пасхи»: обычаи, традиции, гадания и т.д.

К3. Составлять

план и последовательность действий.

Р2. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Л1  Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

http://samoydelkin.ru/kukli/pashalnaya-golubka-gotovimsya-k-pashe/

http://www.youtube.com/watch?v=kXKv5vfsMPI

  1. Обереговые куклы (16 ч.)

10.

Кукла «Столбушка»

Рассказ, демонстрация образцов,

 показ последовательности изготовления, оказание помощи затрудняющимся, организация взаимопомощи.

Слушание, рассматривание, постановка вопросов, подготовка материала, изготовление по образцу. Сбор материала об истории куклы.

Р2.Ставить новые задачи в сотрудничестве с руководителем.  Выбирать действия  в соответствии  с поставленной задачей и условиями её реализации.

Л1.Осознание своей этнической принадлежности.

http://www.youtube.com/watch?v=BV7JKbIJdM0

http://www.youtube.com/watch?v=dsmRPVau9mE

http://web-kapiche.ru/56-bereginya-kukla.html

11.

Кукла «Столбушка»

Проектное задание «Оберег дома. Столбушка»

12.

Лихоманки.

 История преданий, верований.

12 куколок – «Кумоха» и её сёстры

Рассказ об истории преданий, показ иллюстраций, образца – готовой куклы, помощь в планировании и подборе материала.

Слушают, задают вопросы, рассматривают, готовят материал, планируют последовательность изготовления.

Л1.Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.  Осознание своей этнической принадлежности.

Р2. Адекватно воспринимать предложение руководителя.

http://www.karakyli.ru/2014/07/02/lixomanki-narodnye-tryapichnye-kukly/

13.

Вепсская кукла

    Рассказ о многонациональном русском народе

Показ последовательности изготовления

Оказание помощи в подборе лоскутов ткани

Рассматривание, последовательное изготовление под руководством учителя.

Выполнение проектного задания: изготовь свой наряд для вепсской куклы

Р2.Ставить новые задачи в сотрудничестве с руководителем.  Выбирать действия  в соответствии  с поставленной задачей и условиями её реализации.

Л1.Осознание своей этнической принадлежности.

К3 – постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

http://www.youtube.com/watch?v=IoK2EMqdR1k

http://www.youtube.com/watch?v=3EleXwkfW78&list=PLEqg_Is6D2PYX4XgX7KSLmUnnaooJjKAT&index=5

http://www.winalite.cc/kak-sdelat-vepsskuyu-kuklu-obereg.html

http://www.youtube.com/watch?v=zIz0C62VrLI

14.

Вепсская кукла

Технология изготовления

15.

Кукла

«Колоколь-чик»

Рассказ, беседа, демонстрация образцов,

 показ последовательности изготовления, оказание помощи затрудняющимся.

Слушание, рассматривание, постановка вопросов, подготовка материала, изготовление по образцу. Сбор материала об истории куклы.

Изготовление проектного задания «Погремушка»

К3. Составлять план и последовательность действий.

Р2. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Л1.Осознание ответственности человека за общее благополучие.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

http://my.mail.ru/bk/shklovskaya61/video/1226/2244.html

16.

Технология изготовленияПроектное задание «Погремуш-ки из Куколок-колокольчи-ков»

17.

Кукла «Десятируч-ка»

 Беседа о событиях народного календаря, демонстрация образца, показ последовательности изготовления.

Слушание, рассматривание, постановка вопросов, подготовка материала, изготовление по образцу.

Р2.Ставить новые задачи в сотрудничестве с руководителем.  Выбирать действия  в соответствии  с поставленной задачей и условиями её реализации.

Л1.Осознание ответственности человека за общее благополучие.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

http://www.rukukla.ru/article/coloma/decatiru4ka.htm

http://akademijaumelieruki2012.jimdo.com/обережное-рукоделие/мастер-классы/нитяные-куколки-кукла-десятиручка/

18.

Кукла «Десятируч-ка»

19.

Кукла «Кубышка-травница»

 Беседа о событиях народного календаря, демонстрация образца, показ последовательности изготовления,

Слушание, рассматривание, постановка вопросов, подготовка материала, изготовление по образцу.

Р2 Планирование – определение последовательности действий, контроль в форме сличения с эталоном.

Л1 – смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

К3- постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

http://www.youtube.com/watch?v=zz8iwQvtD3k

http://www.youtube.com/watch?v=H54y4cQsUKQ

20.

Кукла «Кубышка-травница»

21.

Кукла

«Зерновушка»

Беседа об истории куклы, разные названия куклы.  Демонстрация образцов,

 показ последовательности изготовления, оказание помощи затрудняющимся.

Рассматривают,

слушают,

отвечают  на вопросы,

 ставят свои,  готовят материал для изготовления, пробуют и выполняют куклу по образцу, обыгрывают.

К3. Составлять план и последовательность действий.

Р2. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Л1.Осознание ответственности человека за общее благополучие.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

http://www.youtube.com/watch?v=gqnIuJilgss

http://www.youtube.com/watch?v=hkdPVg50L8g

22.

Кукла

«Зерновушка» или «Крупеничка»

23.

Кукла

«Седьмая Я»

«Московка»

Беседа об истории куклы, символы мужского и женского начала, символы семьи.

Рассматривают,

слушают,

отвечают  на вопросы,

 ставят свои,  готовят материал для изготовления, пробуют и выполняют куклу по образцу, обыгрывают.

Выполнение проектного задания: «Седьмая Я»

Р2.Ставить новые задачи в сотрудничестве с руководителем, контроль в форме сличения с эталоном.  Выбирать действия  в соответствии  с поставленной задачей и условиями её реализации.

Л1.Осознание своей этнической принадлежности.

К3. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

http://www.prodlenka.org/index.php?option=com_mtree&task=att_download&link_id=62567&cf_id=24

24.

Кукла

«Седьмая Я»

«Московка»

Беседа о создании Московского княжества. История куклы – оберега Москвы.

Демонстрация образцов,

 показ последователь-ности изготовления, оказание помощи

http://www.evoklub.ru/classes/master-classes/traditsionnye-kukly-moskovka-semya/

http://www.youtube.com/watch?v=XONiIEPGcXM

http://www.youtube.com/watch?v=z8zs9hHyeSs

25.

Кукла

«Седьмая Я»

Проектное задание «Седьмая Я»

  1. Игровые куклы (8 ч.)

26.

Кукла

«Узелковая»

Беседа об истории куклы, разные названия куклы.  Демонстрация образцов,

 показ последовательности изготовления, оказание помощи затрудняющимся.

Рассматривают,

слушают,

отвечают  на вопросы,

 ставят свои,  готовят материал для изготовления, пробуют и выполняют куклу по образцу, обыгрывают.

Р2 Планирование – определение последовательности действий, контроль в форме сличения с эталоном.

Л1 – смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

К3- постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

http://www.rukukla.ru/article/trya/uzelkovye_kukly.htm

http://www.tavika.ru/2012/09/hanky-dolls.html

27.

Кукла

«Узелковая»

28.

Куклы из лыка

Беседа об заготовке лыка,  о различных куклах из лыка.

Технология изготовления  кукол.  Демонстрация образцов,

 показ последовательности.

Рассматривают,

слушают,

отвечают  на вопросы,

 ставят свои,  готовят материал для изготовления, пробуют и выполняют куклу по образцу, обыгрывают.

Р2 Планирование – определение последовательности действий, контроль в форме сличения с эталоном.

Л1 – смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

К3- постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

http://www.youtube.com/watch?v=B_sljaSsrbA

http://www.youtube.com/watch?v=WFxeHRv58xY

http://www.youtube.com/watch?v=AFxx9Rktank

29.

Куклы из лыка

30.

Кукла

«Девка-Баба»

Беседа об истории создания куклы, применение и значение куклы.  

Технология изготовления  кукол.  Демонстрация образцов,

 показ последовательности.

Рассматривают,

слушают,

отвечают  на вопросы,

 ставят свои,  готовят материал для изготовления, пробуют и выполняют куклу по образцу, обыгрывают

Р2 Планирование – определение последовательности действий, контроль в форме сличения с эталоном.

Л1 – смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

К3- постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

http://www.youtube.com/watch?t=10&v=YRf9CMfhQh0

http://rastemvrossii.ru/narodnaya-kukla-devka-baba.html

31.

Кукла

«Девка-Баба»

32.

Кукла

«Девка-Баба»

33.

Кукла

«Малышок - голышок»

Беседа об истории создания куклы, применение и значение куклы.  Значение мужского и женского образа.

Технология изготовления  кукол.  Демонстрация образцов,

 показ последовательности.

Рассматривают,

слушают,

отвечают  на вопросы,

 ставят свои,  готовят материал для изготовления, пробуют и выполняют куклу по образцу, обыгрывают

Л1 – смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Р2 Планирование – определение последовательности действий, контроль в форме сличения с эталоном.

К3- постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

http://pelagea-kukla.ru/144-kukla-malyshok-golyshok-master-klass-kak-rozhdautsya-kukly.html

http://podelki-doma.ru/handmade/iz-tkani/malyishok-golyishok

34.

Матушкина куколка (русская народная сказка)

Выставка кукол.

Чтение сказки, беседа по содержанию.

Подведение итогов года.  Организация выставки.

Слушают, отвечают на вопросы по содержанию сказки. Высказываются по поводу полученных умений на занятиях в мастерской «Народной куклы». Представляют на выставку лучшие свои работы.

К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить монологическое высказывание.  Определять общую цель и пути её достижения.

Л.Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

http://www.youtube.com/watch?v=7SfWJmYJnOo

10.Материально – техническое обеспечение образовательной программы

Оборудование кабинета:

  • шкафы для хранения методического материала, инструментов, материалов;
  • стол для педагога;
  • столы для обучающихся;

Инструменты и приспособления:

  • ножницы;
  • иглы;
  • цветные булавки с большими головками;
  • клей ПВА.

Материал для изготовления кукол:

  • нитки (хлопковые, ирис, шерстяные);
  • пеньковая веревка;
  • ткань хлопчатобумажная белая;
  • ткань хлопчатобумажная цветная (разнообразной фактуры и рисунка);
  • ткани смесовые (разнообразной фактуры и рисунка);
  • ткань льняная;
  • ленты, кружево, тесьма;
  • бисер, бусины.

Методический материал, обеспечивающий выполнение  программы:

  • образцы готовых изделий;
  • рисунки, фотографии, иллюстрации;
  • схемы изготовления;
  • рекомендации по сохранению и укреплению здоровья обучающихся  
  • ребусы, кроссворды;
  • анкеты, тесты;
  • диагностические карты;

11. Учебно-методическое обеспечение            

  1. Дайн Г.Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Детская литература, 2001.
  2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.
  3. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие: В 2 ч. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.2.
  4. Дикова С.И. Шьём тряпичные куклы //Школа и производство. – 1995. – №2. – С. 55-57.
  5. Колесникова В. Праздники Руси православной. – М.:ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.
  6. Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. – 2002. – №1. – С. 40-51.
  7. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. – М.: Белый город, 2011.
  8. Осиненко Г.П. Столбик против Барби //Народное творчество. – 1997. – №5. – С. 44-45.
  9. Русский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А.,Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

Компьютерные программы

  1. Русская тряпичная кукла. Делаем сами. – М.: СОВА-ФИЛЬМ, 2009.

2.Традиционная народная кукла [электронный ресурс] – режим доступа:    

                                                                    http://tn-kukla.livejournal.com



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок" Волшебный пластелин"

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок" Волшебный пластелин"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка «Волшебный мир книг»

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы дл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир волшебных звуков и слов"

Прграмма направлена на детей с нарушением фонематического слуха....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка «Волшебный мир книг»

Пояснительная записка.Цели и задачи:- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;- формир...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Волшебный квиллинг» для 2 класса

Программа по внеурочной деятельности "Волшебный квиллинг"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Народная кукла" для начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности "Народная кукла" рассчитана для учащихся начальной школы. В основе программы заложена цель: приобщить учащихся к истокам русской культуры, национальным традиция...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наш волшебный театр» для учащихся, воспитанников 2 класса

Рабочая программа по курсу «Наш волшебный театр» разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина ...