Внеурочная деятельность. Программа курса "Жить здорово"
рабочая программа по физкультуре (1 класс) по теме
Подвижные игры и «Уроки здоровья» являются неотъемлемой частью физического и художественного воспитания учащихся начальной школы. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств.Игры приучают детей терпеливо сносить боль от падений и ушибов, требуют смекалки, находчивости, развивают массу навыков и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zhit_zdorovo.docx | 29.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе учебного плана, Закона об образовании, Стандартов общего начального образования и авторской программы внеурочной деятельности системы Л. В. Занкова для реализации в МОУ « Заклинская СОШ» в 1-2 классах.
Курс «Уроки здоровья » выбран в связи с тем, что в интересной и занимательной форме позволяет обратить внимание ребенка на свое здоровье, научить его заботиться о своем организме, формировать привычку к занятиям спортом, активному досугу, привить внимательное отношение к природе, окружающему миру, научить быстро и правильно принимать решения в возникающих в жизни ситуациях.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют
проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
-стрессовая педагогическая тактика;
-несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
-несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
-недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
-провалы в существующей системе физического воспитания;
-интенсификация учебного процесса;
-функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
-частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
-отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Цель программы: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей, формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни.
Задачи:
- развивать координационные и кондиционные способности у детей младшего школьного возраста ;
- развивать коммуникативные качества;
-развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
- развивать умения ориентироваться в пространстве;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, здоровом образе жизни;
-познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм, как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Содержание программы
Подвижные игры и «Уроки здоровья» являются неотъемлемой частью физического и художественного воспитания учащихся начальной школы. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств. Учитель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Учителю нужно суметь предложить игру, воспитывающую умение анализировать, вырабатывающую выносливость, закаляющую тело и душу ребенка. Игры приучают детей терпеливо сносить боль от падений и ушибов, требуют смекалки, находчивости, развивают массу навыков и умений. В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели при этом испытывать радость. Правильно организованные подвижные игры и « Уроки здоровья» должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков.
Данная программа строится на принципах:
Научности -в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности -которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности -определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | Регулятивные УУД |
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели структурирование знаний; | адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; задавать вопросы; контролировать действия партнёра; | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, установка на здоровый образ жизни | принимать и сохранять учебную задачу, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия, различать способ и результат действия. |
Планируемые результаты
Учащиеся должны иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
-о способах изменения направления и скорости движения;
- о народной игре как средстве подвижной игры;
- об играх разных народов;
- о соблюдении правил игры.
Учащиеся должны знать:
- знать о здоровом образе жизни;
- знать о способах движений и передвижений человека;
- знать о причинах травматизма во время проведения динамических пауз и правилах их предупреждения.
Учащиеся должны уметь:
- проявлять дисциплинированность, доброжелательность;
-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- овладеть двигательными навыками;
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
соблюдать правила игры.
Личностные результаты | Регулятивные результаты | Познавательные результаты | Коммуникативные результаты |
1.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «здоровье». 2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к занятиям физической культурой и спортом.. 4.Оценивать жизненные ситуаций и поступки с точки зрения общечеловеческих норм. 5. Соблюдать гигиенические нормы. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях. 3. Определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях. 4. Использовать в своей деятельности здоровье сберегающие технологии. | 1.Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного курса. 2. Находить нужную информацию. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, объекты на основе существенных признаков. | 1. Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Слушать и понимать речь других. 5. Участвовать в паре, группе. |
Сроки реализации программы
На реализацию данной программы отводится 201…-201… учебный год.
На изучение отводится 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Изучение программного материала начинается с 1класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребенку его собственную индивидуальности резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Тематический план занятий
Дата | Тема занятий | Содержание занятий |
Сентябрь | Вводное занятие. Основы здорового образа жизни. | Инструктаж по ТБ на занятиях. |
Советы доктора Воды. | Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко». | |
Осанка. Упражнения для формирования правильной осанки. | Игровые упражнения: «Пропеллер», «Аист», «Сделай фигуру!». | |
Друзья Вода и мыло. | Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа. | |
Зарядка дарит бодрость. | Комплекс упражнений утренней гимнастики. | |
Глаза – главные помощники человека. | Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению. | |
Основные положения головы, рук, туловища, ног. | Игровые упражнения: «Будь внимателен», «Затейники», «Вершки и корешки». | |
Подвижные игры. | Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!» | |
Ходьба с сохранением правильной осанки. | Игровые упражнения: «Ходим в шляпах», «Слушай внимательно». | |
Октябрь | Чтобы уши слышали | Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил сохранения слуха. |
Ходьба. | Ходьба на носках, средним и широким шагом, по разметкам, переступая через препятствия, по линии, семенящим шагом, прыжками. | |
Почему болят зубы. | Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование. | |
Упражнения на релаксацию. | Мышечное расслабление. Расслабление мышц плечевого пояса. Игровое упражнение « Медведи и пчёлы». | |
Чтобы зубы были здоровыми | Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щѐтка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Тест. | |
Пальчиковые и малоподвижные игры. | Игровые упражнения: «Апельсин», «Братья-ленивцы». | |
Как сохранить улыбку красивой? | Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа. | |
Строевые упражнения. | Игровые упражнения: «Быстро встань в колонну», «Два и три», «Соревнование скороходов». | |
«Рабочие инструменты» человека. | Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа. | |
Ноябрь | Строевые упражнения. | Игровые упражнения: «Хоровод», «Построй круг». |
Подвижные игры. | Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч». | |
Подвижные игры. | Подвижные игры: «Мышеловка», «Воротики», «К своим флажкам». | |
Зачем человеку кожа. | Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей. | |
Бег. Подвижные игры. | «Салки» | |
Надѐжная защита организма. | Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест. | |
Упражнения с предметами. | Игровые упражнения: «Мяч в корзину», «Успей поймать», «Передал-садись». | |
Если кожа повреждена. | Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?» | |
Декабрь | Подвижные игры. | Подвижные игры: «Мяч в воздухе», «Передача мяча по кругу», «Передача мяча в колонне». |
Подвижные игры. | Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весѐлая эстафета», «Поезд». | |
Танцевальные упражнения. | ||
Питание – необходимое условие для жизни человека. | Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку». | |
Упражнения без предметов | Упражнения для рук, туловища, ног, упражнения для осанки. | |
Здоровая пища для всей семьи. | Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания. | |
Подвижные игры для развития общей выносливости . | Подвижные игры :«Кто дальше», «Шаг в шаг», «Морской бой». | |
Сон – лучшее лекарство | Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо». | |
Дыхание – важнейшая функция организма. | Дыхательные упражнения | |
Январь | Как настроение? | Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест. |
Правила дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений. | Скороговорки для дыхательных упражнений | |
Я пришѐл из школы. | Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». | |
Равновесие. | Стойка на носках, стойка на одной ноге, вторая нога согнута, на гимнастической скамейке. | |
Подвижные игры по выбору детей. | ||
Игровые упражнения. | «Разойдись – не упади», «Канатоходец», «Шагай через кочки», «Через холодный ручей». | |
Февраль | Равновесие. | «Разойдись – не упади», «Канатоходец», «Шагай через кочки», «Через холодный ручей». |
. Я – ученик. | Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказовМ.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». | |
Подвижные игры для развития статического и динамического равновесия. | «Совушка», «Сигнал», «Сороконожка» и «Космонавты». | |
. Я – ученик. | Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказовМ.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». | |
Подвижные игры для развития точности движения рук, координации движений в пространстве. | «Ловкие ребята», «Хитрая лиса». | |
Вредные привычки. | Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах. | |
Лазание, перелезание. | «Салки. Ноги от земли» | |
Март | Вредные привычки. | Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах. |
Лазание по гимнастической стенке произвольным способом | ||
Подвижные игры | Разучивание игр «Золотое зѐрнышко», «Не зевай!», «Западня». | |
Подвижные игры . | Подвижные игры «Перелет птиц», «Ловля обезьян», «Белки в лесу». | |
Скелет – наша опора. | Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи. |
Апрель | Прыжки | Имитация прыжков птиц, животных; в длину с места, через резинку, прыжки по «кочкам». |
Осанка – стройная спина! (1час) | Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения. | |
Прыжки в длину; через скакалку, прыжки на двух ногах с продвижением вперед. | Игровые упражнения: «Добеги и прыгни», «Попрыгунчики». | |
Если хочешь быть здоров. | Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…» | |
Подвижные игры для развития быстроты движений. | Подвижные игры: «Через кочки и пенечки», «Мяч соседу», «Воробьи и кошка», «Палочка – выручалочка». | |
Правила безопасности на воде. | Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. | |
Упражнения зрительной гимнастики. | Игровые упражнения: «Восьмерки», «Дирижер», «Танец змеи», «Пчела». | |
Подвижные игры. | Веселые старты. |
Май | Подвижные игры для развития быстроты движений: | «Змейка», «Круговая лапта». |
Обобщающие занятия «Доктора здоровья». | Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе. | |
Спортивная азбука. Спортивный праздник. | Малые олимпийские игры. |
Список литературы
1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
2. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
3. Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
4. Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.-Новокузнецк, 1999.5. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
5.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.
6.Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.
7. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.
8.Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
9.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоѐ здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
10.Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.
11.Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997
12.Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.
13. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
14.Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе- М., 2003.
15.Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
16.Соковня-Семѐнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь-М.,1997
18.Татарникова Л.Г. , Захаревич Н.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребѐнка – СПб., 1997
19.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.
20.Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.
21.Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский –М., 1980
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ШКОЛА ДОКТОРОВ ЗДОРОВЬЯ"
обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами...
Доклад " Внеурочная деятельность. Программа: " Путь к здоровью""
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на но...
Программа внеурочной деятельности учащихся: «В здоровом теле – здоровый дух». (разработана для учащихся1 класса, срок реализации: 1 год)
Настоящая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух» разработана для обучающихся 1-4 классов, с учётом...
Внеурочная деятельность Программа профилактики здорового образа жизни "Уроки здоровья
Программа профилактики здорового образа жизни, включает в себя внеурочную деятельность, расчитааную на 3 года. Для учащихся 2-4 классов. И приложение, к котором представлены разоаботки некоторых занят...
Программа дистанционного курса внеурочной деятельности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » для младших школьников.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » (далее Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров ...
Рабочая программа по ЗОЖ (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Рабочая программа (авторская) по внеурочной деятельности «Разговор о здоровом питании» для 1 - 4 классов (здоровьесберегающее направление)
Авторская рабочая программа "С чего начинается Родина" краеведческой направленности 1-4 классы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «В здоровом теле здоровый дух»
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «В здоровом теле здоровый дух»...