Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство 3 класс (авт. Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова.) УМК "Школа 21 век"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования и авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования./ Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2016./
На изучение данного предмета в 3 классе отводится 34 ч. (34учебные недели по 1 часу в неделю)
Скачать:
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования и авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования./ Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2012./
На изучение данного предмета в 3 классе отводится 34 ч. (34учебные недели по 1 часу в неделю)
Формирование универсальных учебных действий.
Личностнымирезультатами обучения учащихся являются:
• целостное, гармоничное восприятие мира;
• интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
• умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
• способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
• способность различать звуки окружающего мира (пен птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса люде в доме, в школе, в лесу);
• представление о том, что у каждого живого существа своего жизненное пространство;
• самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
• умение доводить работу до конца;
• способность предвидеть результат своей деятельности;
• адекватная оценка результатов своей деятельности;
• способность работать в коллективе;
• умение работать индивидуально и в малых группах;
• готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты:
• постановка учебной задачи и контроль её выполнение (умение доводить дело до конца);
• принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
• самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
• самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
• умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
• умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
• умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
• умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач; • умение проводить самостоятельные исследования;
• умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
• умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
• умение находить нужную информацию в Интернете;
• участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
• умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием; • обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
• умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;
• понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);
• умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
• умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты:
• сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
• умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
• умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
• способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
• умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
• умение фиксировать своё эмоциональное состояние, во время восприятия произведения искусства;
• сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
• сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
• активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
• понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
• понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
• умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
• умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
• умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);
• сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
• умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;
• умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
• умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
• умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
• умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Планируемые результаты обучения
Ученик научится:
знать/понимать:
- основные жанры и виды изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремёсел России;
- ведущие художественные музеи России, объяснять их и назначение;
уметь:
- различать основные составные, тёплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной и творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок и музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Ученик получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна и художественного конструирования собственной художественно-творческой деятельности;
- выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства живописи;
- активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, пейзаж, натюрморт и др.), передавая своё эмоциональное состояние;
- участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству;
- выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения.
Содержание учебного предмета
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).
Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изображение природного ритма. Отделение главного от второстепенного. Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цветов. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм ( по описанию в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три-пять человек. Поиск Интернет музейных экспозиций. Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.
Развитие фантазии и воображения (11 часов).
Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены к спектаклю. Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства. Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).
Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусств. Выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической значимости произведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Сроки | |
планируемые | корректировка | |||
1 четверть Раздел 1. Развитие дифференцированного зрения: переноснаблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 ч) | ||||
1 | 1.1 | Освоение человеком природного пространства. «Корабли в море». | ||
2 | 1.2 | Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Природа в разных жанрах изобразительного искусства. «Изображение животного» | ||
3 | 1.3 | Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство; водное пространство; земная поверхность; подземный мир. Работа в технике акварели «по-сырому» «Горные вершины» | ||
4 | 1.4 | Ритм и орнамент в природе и в искусстве. «О чем рассказывают камни». | ||
5 | 1.5 | Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры «Мой город». | ||
6 | 1.6 | Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов.Воздушная перспектива. «Журавлиная стая на восходе солнца». | ||
7 | 1.7 | Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. «Старый дом и новый дом». | ||
8 | 1.8 | Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический «Музыкальные инструменты» | ||
2 четверть | ||||
9 | 1.9 | Передача движения. «Зимние игры» | ||
10 | 1.10 | Передача объема в живописи и графике. Картина «Царство лягушки». | ||
11 | 1.11 | Понятие стилизации. Изображение комнаты в утреннее и вечернее время. | ||
12 | 1.12 | Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал). «Деревенский натюрморт». | ||
13 | 1.13 | Передача динамики в объемном изображении. «Заколдованное озеро в пещере сталактитов». | ||
14 | 1.14 | Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина. «Детский городок». | ||
15 | 1.15 | Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа. «Цветочный город». | ||
16 | 1.16 | Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщенность, силуэт. «Кто вздыхает в ночном лесу». | ||
3 четверть | ||||
17 | 1.17 | Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы — одно из чудес подводного мира. | ||
Раздел 2. Развитие фантазии и воображения (11ч) | ||||
18 | 2.1 | Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). | ||
19 | 2.2 | Зарождение замысла на основе предложенной темы. Натюрморт «Настольная лампа и книги». | ||
20 | 2.3 | Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. | ||
21 | 2.4 | Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Проект сада перед дворцом царя Гороха. | ||
22 | 2.5 | Взаимосвязь содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Композиция из сказки «Цветик-семицветик». | ||
23 | 2.6 | Художник в театре. Эскиз витража. | ||
24 | 2.7 | Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации. «Дворец, в котором может жить ветер» | ||
25 | 2.8 | Передача настроения в форме. «Спортивный натюрморт» | ||
26 | 2.9 | Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. | ||
4 четверть | ||||
27 | 2.10 | Освоение разнообразия форм в архитектуре. Цвет и форма в знаковом изображении. «Древо жизни» | ||
28 | 2.11 | Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. | ||
Раздел 3. Художественно=образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 ч) | ||||
29 | 3.1 | Выразительные средства изобразительного искусства: форма, объем, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция. | ||
30 | 3.2 | Использование музыкального и литературного материала. Иллюстрация к небылице Г. Сапгира. | ||
31 | 3.3 | Художественная форма произведения изобразительного искусства Образ сказочного животного. | ||
32 | 3.4 | Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический. «Что видно с крыши» | ||
33 | 3.5 | Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. | ||
34 | 3.6 | Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по предмету изобразительное искусство 3 класс программа "Школа Росии"
Примерная рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Изобразительное искусст...
Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс
Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс программа "Планета знаний"
Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандартаначального общего образования, Примерной программы начального образования, авторскойпрограммы Н. М. Сокольниковой «Изобразит...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"
В данном разделе помещёна рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса по программе "Школа России" ....
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 2 класс (авт. Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинскпая) УМК "Школа 21 век"
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования и авто...
Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. г.
Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. (Учебный материaл в раздел "Начальное и с...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса УМК «Школа России» Предметная область: искусство
Рабочая программа учебного и календарно-тематическое планирование предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса УМК «Школа России», рассчитанная на 1 час в неде...