Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по изобразительному искусству 1-4 классы УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо)
ИЗО Школа России 1-4 класссы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_1-4_klassy_umk_shkola_rossii_pliss_e.s.docx | 116.03 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для первой ступени образования разработана на основе:
- Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Примерной программы начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство»;
- Федерального базисного учебного плана начального общего образования;
- Методического письма по преподаванию предмета «Изобразительное искусство»;
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнение учебных предметов ФГОС НОО по предмету «Изобразительное искусство»;
- Авторской программы «Изобразительное искусство», составителями которой являются: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.;
- Регионального учебного плана начального общего образования;
- Учебного плана МАОУ СОШ № 15 г. Балаково Саратовской области;
- Положения о Рабочей программе по предмету «Изобразительное искусство» МАОУ СОШ № 15 г. Балаково Саратовской области.
Данная рабочая программа адресована обучающимся 1-4 классов общеобразовательной школы и рассчитана на 4 года обучения.
Структура Рабочей программы состоит из разделов:
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика учебного предмета.
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
- Учебно-тематическое планирование по предмету.
- Содержание учебного предмета.
- Требование к уровню подготовки обучающихся.
- Критерии и нормы оценки обучающихся.
- Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Календарно - тематическое планирование по предмету.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Художественно – эстетическое развитие обучающегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в тоже время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.
Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде,где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Планирование составлено на основе сборника программы «Изобразительное искусство», предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.— М.: Просвещение, 2015
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение изобразительного искусства в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2 , 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО КУРСА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
1 КЛАСС
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты
Обучающийся научиться:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой).
- Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.).
- Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться примом загораживания.
- Понимать важность деятельности художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник: бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
- Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш.
- Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.
- Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов.
- Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности.
- Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками).
- Применять примы кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома).
- Устно описать изображённые на картинке или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.).
- Пользоваться простейшими примами лепки (пластилин, глина).
- Выполнять простые по композиции аппликации.
2 КЛАСС
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты
Обучающийся научиться:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- называть основные жанры и виды художественных произведений изобразительного искусства;
- называть некоторые известные центры народных художественных ремесел России;
- называть ведущие художественные музеи России;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников; называть их авторов;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
3 КЛАСС
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты
Обучающийся научиться:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
- применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
- добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
- добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
- различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- узнавать известные центры народных художественных ремесел России;
- узнавать ведущие художественные музеи России.
- выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
- использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
- расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
4 КЛАСС
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты
Обучающийся научиться:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- получат знания узнают о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения
о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
- получат знания о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова;
- об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя);
- Научатся работать акварельными и гуашевыми красками;
- Научатся применять правила смешения цветов(красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д.)
- Выражать отношение к произведению;
- чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
- изображать форму, строение, цвет предметов;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка;
- определять холодные и тёплые цвета;
- выполнять эскизы декоративных узоров;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- применять приёмы народной росписи;
- расписывать готовые изделия по эскизу;
- применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек.
6. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Разделы, темы | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | |||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | |||
1. | Виды художественной деятельности | 64 ч. | 5 ч. | 18 ч. | 18ч. | 23 ч. |
2. | Азбука искусства. Как говорит искусство? | 71 ч. | 28 ч. | 16 ч. | 16 ч. | 11 ч. |
Итого: | 135 ч. | 33 ч. | 34ч. | 34 ч. | 34 ч. |
1 класс (33 ч)
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | |
Примерная программа | Рабочая программа | ||
1 | Ты учишься изображать | 9 | 9 |
2 | Ты украшаешь. | 8 | 8 |
3 | Ты строишь. | 11 | 11 |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 | 5 |
Итого: | 33 | 33 |
2 класс (34 ч)
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | |
Примерная программа | Рабочая программа | ||
1 | Как и чем работает художник? | 8 | 8 |
2 | Реальность и фантазия | 7 | 7 |
3 | О чём говорит искусство | 11 | 11 |
4 | Как говорит искусство | 8 | 8 |
Итого: | 34 | 34 |
3 класс (34 ч)
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | |
Примерная программа | Рабочая программа | ||
1 | Искусство в твоём доме | 8 | 8 |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 | 7 |
3 | Художник и зрелище | 11 | 11 |
4 | Художник и музей | 8 | 8 |
Итого: | 34 | 34 |
4 класс (34 ч)
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | |
Примерная программа | Рабочая программа | ||
1 | Истоки родного искусства | 8 | 8 |
2 | Древние города нашей Земли | 7 | 7 |
3 | Каждый народ — художник | 11 | 11 |
4 | Искусство объединяет народы | 8 | 8 |
Итого: | 34 | 34 |
7. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1 КЛАСС (33 ч)
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Ты учишься изображать – 9 ч
Изображения, красота всюду вокруг нас. Экскурсия «В парке»
Мастер Изображения учит видеть
Изображать можно пятном
Изображать можно в объеме
Изображать можно линией
Разноцветные краски
Изображать можно и то, что невидимо
Художники и зрители (обобщение темы). Картина. Скульптура
Художники и зрители (обобщение темы). Художественный музей
Ты украшаешь - 8 ч
Мир полон украшений
Цветы
Красоту надо уметь замечать
Узоры на крыльях. Ритм пятен
Красивые рыбы. Монотипия
Украшения птиц. Объёмная аппликация
Как украшает себя человек
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)
Ты строишь - 11 ч
Постройки в нашей жизни
Дома бывают разными
Домики, которые построила природа
Форма и конструкции природных домиков
Дом снаружи и внутри
Внутреннее устройство дома
Строим город
Все имеет свое строение
Строим вещи
Город, в котором мы живем (обобщение темы)
Прогулка по родному городу
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу - 5 ч
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе
Праздник весны. Праздник птиц
Разноцветные жуки. Сказочная страна
Времена года
Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы)
2 КЛАСС (34 ч)
ИСКУССТВО И ТЫ
Как и чем работают художник? - 8 ч
Три основные краски – желтый, красный, синий
Белая и чёрная краски
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности
Выразительные возможности аппликации
Выразительные возможности графических материалов
Выразительность материалов для работы в объеме
Выразительные возможности бумаги
Неожиданные материалы (обобщение темы)
Реальность и фантазия – 7 ч
Изображение и реальность
Изображение и фантазия
Украшение и реальность
Украшение и фантазия
Постройка и реальность
Постройка и фантазия
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)
О чём говорит искусство - 11 ч
Изображение природы в различных состояниях
Изображение характера животных
Знакомство с анималистическими изображениями
Изображение характера человека: женский образ
Изображение характера человека: мужской образ
Образ человека в скульптуре
Человек и его украшения
О чём говорят украшения
Образ здания
Образы зданий и окружающей жизни
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы)
Как говорит искусство – 8 ч
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного
Тихие и звонкие цвета
Что такое ритм линий?
Характер линий
Ритм пятен
Пропорции выражают характер
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности
Обобщающий урок года
3 КЛАСС (34 ч)
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС
Искусство в твоем доме – 8 ч
Твои игрушки
Посуда у тебя дома
Обои в твоем доме
Шторы в твоем доме
Мамин платок
Твои книжки
Открытки
Труд художника для твоего дома (обобщение темы)
Искусство на улицах твоего города – 7 ч
Памятники архитектуры
Парки, скверы, бульвары
Ажурные ограды
Волшебные фонари
Витрины
Удивительный транспорт
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы)
Художник и зрелище - 11 ч
Художник в цирке
Художник в театре
Художник-создатель сценического мира
Театр кукол
Образ куклы, её конструкция и костюм
Маски
Условность языка масок, их декоративная выразительность
Афиша и плакат
Праздник в городе
Элементы праздничного украшения города
Школьный праздник-карнавал (обобщение темы)
Художник и музей - 8 ч
Музеи в жизни города
Картина - особый мир. Картина-пейзаж
Картина-портрет
Картина-натюрморт
Картины исторические и бытовые
Учимся смотреть картины
Скульптура в музее и на улице
Художественная выставка (обобщение темы)
4 КЛАСС (34 ч)
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
Истоки родного искусства – 8 ч
Пейзаж родной земли
Красота природы в произведениях русской живописи
Деревня — деревянный мир
Украшения избы и их значение
Красота человека
Образ русского человека в произведениях художников
Календарные праздники
Народные праздники (обобщение темы)
Древние города нашей Земли – 7 ч
Родной угол
Древние соборы
Города Русской земли
Древнерусские воины-защитники
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва
Узорочье теремов
Пир в теремных палатах (обобщение темы)
Каждый народ — художник - 11 ч
Страна Восходящего солнца
Образ художественной культуры Японии
Образ женской красоты
Народы гор и степей
Юрта как произведение архитектуры
Города в пустыне
Древняя Эллада
Мифологические представления Древней Греции
Европейские города Средневековья
Образ готического храма
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Искусство объединяет народы – 8 ч
Материнство
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве
Мудрость старости
Сопереживание
Герои - защитники
Героическая тема в искусстве разных народов
Юность и надежды
Искусство народов мира (обобщение темы)
8. ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1 КЛАСС
знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства
уметь:
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);
- сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
2 КЛАСС
знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
- основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
- простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
- начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
- о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;
- начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
- начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
- роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
- о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);
- особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.
уметь:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
- использовать навыки компоновки;
- передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
- применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
- менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
- составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
- лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
- составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
3 КЛАСС
знать/понимать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного искусства;
- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России.
уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т.д. в рисовании на темы и с натуры;
- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
- применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной
4 КЛАСС
знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;
- простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России.
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
- применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной
9. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Развернутость ответов, их образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по изобразительному искусству
Оценка "5"
- обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
- обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
- обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
- обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока.
Критерии оценивания предметных умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.
Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены
10. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МЕТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Список учебно-методической литературы для учителя:
Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Рабочие программы. 1 – 4 классы.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1 класс.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 2 класс.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 3 класс.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 4 класс.
Список учебно-методической литературы для обучающегося:
УЧЕБНИКИ
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс.
Коротеева Е. И.Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс.
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс.
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Печатные пособия:
- Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.
- Портреты художников.
- Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
- Схемы рисования предметов, растений, животных человека.
- Открытки и календари с репродукциями.
- Демонстрационные материалы.
- Разнообразные художественные материалы.
Цифровые образовательные ресурсы:
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2011.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2011.
- Мультимедийная энциклопедия.
- Большая русская биографическая энциклопедия.
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 1- 4 класс. Электронное приложение к учебнику.
Электронные образовательные ресурсы:
Название сайта | Электронный адрес |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | |
Федеральный портал «Российское образование» | |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | |
Образовательный портал «Учеба» | |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») |
Технические средства обучения:
- аудиоколонки;
- мультимедийный проектор;
- персональный компьютер;
- принтер;
- интерактивная доска.
Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству в 1 ___ классе
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Примечание | |
плани-руемая | с учётом коррек-тировки | |||
Ты учишься изображать – 9 ч | ||||
1 | Изображения, красота всюду вокруг нас. Экскурсия «В парке» | |||
2 | Мастер Изображения учит видеть | |||
3 | Изображать можно пятном | |||
4 | Изображать можно в объеме | |||
5 | Изображать можно линией | |||
6 | Разноцветные краски | |||
7 | Изображать можно и то, что невидимо | |||
8 | Художники и зрители (обобщение темы). Картина. Скульптура | |||
9 | Художники и зрители (обобщение темы). Художественный музей | |||
Ты украшаешь - 8 ч | ||||
10 | Мир полон украшений | |||
11 | Цветы | |||
12 | Красоту надо уметь замечать | |||
13 | Узоры на крыльях. Ритм пятен | |||
14 | Красивые рыбы. Монотипия | |||
15 | Украшения птиц. Объёмная аппликация | |||
16 | Как украшает себя человек | |||
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) | |||
Ты строишь - 11 ч | ||||
18 | Постройки в нашей жизни | |||
19 | Дома бывают разными | |||
20 | Домики, которые построила природа | |||
21 | Форма и конструкции природных домиков | |||
22 | Дом снаружи и внутри | |||
23 | Внутреннее устройство дома | |||
24 | Строим город | |||
25 | Все имеет свое строение | |||
26 | Строим вещи | |||
27 | Город, в котором мы живем (обобщение темы) | |||
28 | Прогулка по родному городу | |||
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу - 5 ч | ||||
29 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе | |||
30 | Праздник весны. Праздник птиц | |||
31 | Разноцветные жуки. Сказочная страна | |||
32 | Времена года | |||
33 | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы) |
Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству во 2 ___ классе
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Примечание | |
плани-руемая | с учётом коррек-тировки | |||
Как и чем работают художник? – 8 ч | ||||
1 | Три основные краски – желтый, красный, синий | |||
2 | Белая и чёрная краски | |||
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности | |||
4 | Выразительные возможности аппликации | |||
5 | Выразительные возможности графических материалов | |||
6 | Выразительность материалов для работы в объеме | |||
7 | Выразительные возможности бумаги | |||
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы) | |||
Реальность и фантазия – 7 ч | ||||
9 | Изображение и реальность | |||
10 | Изображение и фантазия | |||
11 | Украшение и реальность | |||
12 | Украшение и фантазия | |||
13 | Постройка и реальность | |||
14 | Постройка и фантазия | |||
15 | Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | |||
О чём говорит искусство - 11 ч | ||||
16 | Изображение природы в различных состояниях | |||
17 | Изображение характера животных | |||
18 | Знакомство с анималистическими изображениями | |||
19 | Изображение характера человека: женский образ | |||
20 | Изображение характера человека: мужской образ | |||
21 | Образ человека в скульптуре | |||
22 | Человек и его украшения | |||
23 | О чём говорят украшения | |||
24 | Образ здания | |||
25 | Образы зданий и окружающей жизни | |||
26 | В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | |||
Как говорит искусство – 8 ч | ||||
27 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного | |||
28 | Тихие и звонкие цвета | |||
29 | Что такое ритм линий? | |||
30 | Характер линий | |||
31 | Ритм пятен | |||
32 | Пропорции выражают характер | |||
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности | |||
34 | Обобщающий урок года |
Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству в 3 ___ классе
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Примечание | |
плани-руемая | с учётом коррек-тировки | |||
Искусство в твоем доме – 8 ч | ||||
1 | Твои игрушки | |||
2 | Посуда у тебя дома | |||
3 | Обои в твоем доме | |||
4 | Шторы в твоем доме | |||
5 | Мамин платок | |||
6 | Твои книжки | |||
7 | Открытки | |||
8 | Труд художника для твоего дома (обобщение темы) | |||
Искусство на улицах твоего города – 7 ч | ||||
9 | Памятники архитектуры | |||
10 | Парки, скверы, бульвары | |||
11 | Ажурные ограды | |||
12 | Волшебные фонари | |||
13 | Витрины | |||
14 | Удивительный транспорт | |||
15 | Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы) | |||
Художник и зрелище - 11 ч | ||||
16 | Художник в цирке | |||
17 | Художник в театре | |||
18 | Художник-создатель сценического мира | |||
19 | Театр кукол | |||
20 | Образ куклы, её конструкция и костюм | |||
21 | Маски | |||
22 | Условность языка масок, их декоративная выразительность | |||
23 | Афиша и плакат | |||
24 | Праздник в городе | |||
25 | Элементы праздничного украшения города | |||
26 | Школьный праздник-карнавал (обобщение темы) | |||
Художник и музей - 8 ч | ||||
27 | Музеи в жизни города | |||
28 | Картина - особый мир. Картина-пейзаж | |||
29 | Картина-портрет | |||
30 | Картина-натюрморт | |||
31 | Картины исторические и бытовые | |||
32 | Учимся смотреть картины | |||
33 | Скульптура в музее и на улице | |||
34 | Художественная выставка (обобщение темы) |
Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству в 4 ___ классе
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Примечание | |
плани-руемая | с учётом коррек-тировки | |||
Истоки родного искусства – 8 ч | ||||
1 | Пейзаж родной земли | |||
2 | Красота природы в произведениях русской живописи | |||
3 | Деревня — деревянный мир | |||
4 | Украшения избы и их значение | |||
5 | Красота человека | |||
6 | Образ русского человека в произведениях художников | |||
7 | Календарные праздники | |||
8 | Народные праздники (обобщение темы) | |||
Древние города нашей Земли – 7 ч | ||||
9 | Родной угол | |||
10 | Древние соборы | |||
11 | Города Русской земли | |||
12 | Древнерусские воины-защитники | |||
13 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва | |||
14 | Узорочье теремов | |||
15 | Пир в теремных палатах (обобщение темы) | |||
Каждый народ — художник - 11 ч | ||||
16 | Страна Восходящего солнца | |||
17 | Образ художественной культуры Японии | |||
18 | Образ женской красоты | |||
19 | Народы гор и степей | |||
20 | Юрта как произведение архитектуры | |||
21 | Города в пустыне | |||
22 | Древняя Эллада | |||
23 | Мифологические представления Древней Греции | |||
24 | Европейские города Средневековья | |||
25 | Образ готического храма | |||
26 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | |||
Искусство объединяет народы – 8 ч | ||||
27 | Материнство | |||
28 | Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве | |||
29 | Мудрость старости | |||
30 | Сопереживание | |||
31 | Герои - защитники | |||
32 | Героическая тема в искусстве разных народов | |||
33 | Юность и надежды | |||
34 | Искусство народов мира (обобщение темы) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 34 часа
Рабочая программа и календарно-тематичекое планирование по изобразительному искусству 4 класс на 2016-2017 чебный год УМК "Школа России" составлены в соответствии с ФГОС нового поколения и с учетом из...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству Неменская Л.А. 1 класс «Школа России»
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству Неменская Л.А. 1 класс «Школа России»...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ИЗО 2 класс...
Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по изобразительному искусству для 1 класса "Школа России"
Рабочая программа учебного предмета«Изобразительное искусство»Базовый уровень, начальное образование, 1 класс, 33 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной програм...
Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по изобразительному искусству для 2 класса "Школа России"
Рабочая программа учебного предмета«Изобразительное искусство»Базовый уровень, начальное образование, 2 класс, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной п...
Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по изобразительному искусству для 3 класса "Школа России"
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая пр...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 3 классе УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по изобразительному искусству УМК ...