Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по изобразительному искусству для 1 класса "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Базовый уровень, начальное образование, 1 класс, 33 часа
Для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы: специальных (коррекционных) образовательных учреждений и Рабочей программы по изобразительному искусству к предметной линии учебников для 1 – 4 классов общеобразовательной школы авторов-составителей: Б. М. Неменского, Л.А. Неменской,1кл., г.Москва, «Просвещение» 2015г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rprogramma_izo_ovz.docx | 311.04 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
1.1..Перечень нормативных документов и (или) методических материалов, на основании которых разработана программа
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса, в котором обучаются дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, составлена на основе:
- ФГОС ООО (Приказ Миноборнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 4 от 31.08.2018 г)
- Примерных программ по учебным предметам (издательство «Просвещение», 2011 г.)
- Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса образовательных учреждений, разработанной автором Б. М. Неменский, Л.А. Неменская (УМК «Школа России»)., Просвещение- 2015г.
- МБОУ СОШ пгт. Пионерский
6.Учебный план МБОУ СОШ пгт. Пионерский на 2018-2019 уч.год.
1.2.Цель и задачи курса
Цель программы – развитие изобразительной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- Восприятие эстетических чувств, интерес к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
- Развитие воображения, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
- Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
- Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
1.3. Краткие сведения о категории обучающихся с ОВЗ У детей данной категории отмечается неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью
Данная категория обучающихся характеризуется незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка
1.4. Описание коррекционной направленности (задач) в изучении данного учебного предмета .Для учащихся с ОВЗ характерны различные нарушения памяти, в первую очередь малый объем и прочность. Для улучшения запоминания необходимо акцентировать внимание обучающегося на материале; использовать "включение" различных видов памяти через различные виды учебной деятельности: слушание (включение видео уроков, видео экспериментов), чтение (фрагмент параграфа, дополнительной литературы), наблюдение, практическая художественно - творческая деятельность ученика (восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства).
При работе с такими обучающимся используются все виды повторения:
- вводное (в начале года с целью восстановления знаний в памяти учащихся после длительного повторения);
- текущее повторение (повторение на каждом уроке основных элементов материала предыдущего для того, чтобы зафиксировать их в долговременной памяти, а также ранее изученного материала, необходимого для восприятия нового);
- периодическое повторение (повторение, проводимое на определенных этапах изучения курса - это обобщающее повторение, организуемое после изучения определенной темы, а также повторение, проводимое на заключительном этапе изучения материала раздела курса);
- заключительное (в конце учебного года).
Приёмы коррекционной работы на уроке изобразительного искусства:
1)индивидуальные задания;
2)увеличение времени на выполнение работы;
3) работы во временных группах;
4) анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками;
5)проговаривание, комментирование, систематическое повторение;
2. Общая характеристика учебного предмета.
2.1. Роль и значимость предмета, курса с точки зрения целей общего образования и современных требований к учащимся
Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования младших школьников и имеет важное коррекционно-развивающее значение. Творчество художников выступает как мощное средство эстетического воспитания. Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической деятельности мышления, позволяет совершенствовать произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также преодолевать несовершенство ручной моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной координации. Собственная изобразительная деятельность позволяет ребенку выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает психическое развитие на качественно новую ступень.
Отличительная особенность программы – учебного предмета «Изобразительное искусство» предусматривает предметно-практическую изобразительную деятельность с учетом характера затруднений и потенциальных возможностей детей, раскрывает содержание, методы и приемы обучения изобразительным умениям, учитывает основные положения дифференцированного подхода к учащимся. Таким образом, обеспечивается разносторонняя коррекция недостатков предшествующего развития: обогащается содержание умственного развития, совершенствуется восприятие, активизируется связное высказывание, уменьшаются трудности оречевления действий, осуществляется связь вербальных и невербальных процессов.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
В процессе реализации программы применяются индивидуальные, групповые, и коллективные формы контроля. Контроль осуществляется в форме экспресс-диагностики, творческих работ, мини-проектов, участия детей в концертах и праздниках, а также в форме стандартизованного наблюдения.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся ЗПР включают:
- особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
- при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
- при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.
3.Место учебного предмета, курса в учебном плане.
3.1. Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета. Базисный учебный план предусматривает изучение курса в количестве 33 учебных недель. Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов в год – 33.
Количество часов в неделю – 1.
Количество часов в I полугодии – 16;
Количество часов во II полугодии – 17.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса.
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству в процессе освоения содержания художественных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
2. Формирование художественного опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
3. Развитие гибкого творческого мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать художественные произведения разнообразных жанров, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда художественных произведений.
4. Разнообразие видов художественной деятельности помогает учащимся войти в мир изобразительного искусства, развить память, воспитать художественный вкус.
5. Воспитание потребности школьников в художественном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации художественных произведений.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование изобразительной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника. Реализация данной программы опирается на следующие методы художественного образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания изобразительного искусства;
- метод жанрового постижения изобразительного искусства;
- метод художественного контекста;
- метод создания «художественного изображения»;
- метод игры.
В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, знание культуры своего народа;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе на основе мотивации к обучению;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, готовность и способность вести диалог с другими людьми, понимать чувства других людей, уметь сопереживать им, обладать эмоциональной отзывчивостью;
- восприятие эстетических потребностей, ценностей и чувств, как результат освоения художественного наследия народов России и мира, как результат творческой деятельности эстетического характера;
- приобретение целостного, социально-ориентировочного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижении цели;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность, или ошибочность выполнения учебной задачи;
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, размышлять, делать выводы;
- осуществлять смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- умение организовывать учебное сотрудничество в ходе реализации коллективно творческих проектов и в процессе решения различных художественно-творческих задач;
- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты:
- сформированность основ художественной культуры школьника, как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с изобразительном искусством для дальнейшего духовно-нравственного развития, самообразования, осознания роли изобразительного искусства в жизни отдельного человека и общества, а также в развитии мировой культуры;
- развитие образного, ассоциативного мышления, творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную художественно-творческую деятельность;
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия изобразительной информации, развитие творческих способностей;
- расширение художественного и общего культурного кругозора;
- овладение основами изобразительной грамотности, способностью эмоционально воспринимать изобразительное искусство, как живое, образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями изобразительного искусства;
- понятие сотрудничества в ходе реализации коллективных творческих проектов и в процессе решения различных художественно-творческих задач.
6.Содержание учебного предмета « Изобразительное искусство»
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (10 ч)
Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем. Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами.
Мастер Изображения помогает увидеть, учит рассматривать
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Изображать можно пятном
Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)
Изображать можно в объеме
Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).
Изображать можно линией
Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе» — рисунок или последовательность рисунков.
Наши краски
Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выражаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.
Художники и зрители (обобщение темы)
Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.
Ты украшаешь — знакомство с Мастером Украшения (7 ч)
Мир природы полон украшений
Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе.
Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.
Красоту надо уметь замечать
Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечатлений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Как,когда, для чего украшает себя человек
Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений.
Мастер Украшения помогает сделать праздник
Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка».
Ты строишь — знакомство с Мастером Постройки (10 ч)
Дом для себя
«Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения.
Какие можно придумать дома
Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.
Мастер Постройки помогает придумать город
«Сказочный город» — создание на бумаге образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.
Все, что мы видим, имеет конструкцию
Сделать образы разных зверей — зоопарк-конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм, заранее заготовленных.
Все предметы можно построить
Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек.
Дом снаружи и внутри
Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?
Город, где мы живем
Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии.
Обобщение темы
Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно «Наш город» или «Москва».
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 ч)
Цель темы — показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться.
Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе
Обобщением здесь является первый урок.
Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисовать его
Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке.
Уроки любования. Умение видеть
Наблюдение живой природы. Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.
7. Тематическое планирование
Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения - 9 ч | ||
1 | 1 | Изображения всюду вокруг нас. |
2 | 2 | Мастер Изображения учит видеть. |
3 | 3 | Изображать можно пятном. |
4 | 4 | Изображать можно в объеме. |
5 | 5 | Изображать можно линией. |
6 | 6 | Изображать можно линией (продолжение) |
7 | 7 | Разноцветные краски. |
8 | 8 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) |
9 | 9 | Художники и зрители (обобщение темы). |
Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. - 8 ч | ||
10 | 1 | Мир полон украшений. Цветы. |
11 | 2 | Красоту надо уметь замечать. |
12 | 3 | Узоры на крыльях. Ритм пятен. |
13 | 4 | Красивые рыбы. Монотипия. |
14 | 5 | Украшения птиц. Объёмная аппликация. |
15 | 6 | Узоры, которые создали люди. |
16 | 7 | Как украшает себя человек. |
17 | 8 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение) |
Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки – 11 ч | ||
18 | 1 | Постройки в нашей жизни. |
19 | 2 | Постройки в нашей жизни (продолжение) |
20 | 3 | Дома бывают разными. |
21 | 4 | Домики, которые построила природа. |
22 | 5 | Какие можно придумать дома. |
23 | 6 | Дом снаружи и внутри. |
24 | 7 | Строим город. |
25 | 8 | Все имеет свое строение. |
26 | 9 | Строим вещи. |
27 | 10 | Город, в котором мы живем. |
28 | 11 | Город, в котором мы живем (обобщение темы) Создание образа. |
Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу – 5 ч | ||
29 | 1 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Разноцветные жуки. |
30 | 2 | Праздник весны. Праздник птиц. Сказочная страна. |
31 | 3 | Контроль знаний за год. |
32 | 4 | Работа над ошибками. Времена года. |
33 | 5 | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы) |
Итого 33ч |
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебные и методические пособия
Неменская Л. А. Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь, строишь: учебник для 1 класса / под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2016.
Неменский Б. М., Неменская Л. А. Рабочие программы: пособие для учителей Общеобразоват. учреждений для 1 класса - М.: Просвещение, 2011
Неменский Б. М., Неменская Л. А. Уроки изобразительного искусства: Поурочные разработки для 1-4 классов - М.: Просвещение, 2013
Технические средства
Ноутбук, проектор, экран, колонки.
Цифровые образовательные ресурсы.
Таблицы, электронные презентации по изобразительному искусству, ресурсы Интернета.
Учебно-практическое оборудование: краски (гуашь, акварель), восковые мелки, цветные карандаши, стакан для воды, набор кисточек, альбом для рисования.
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ урока с начала уч.г. | № урока по разделу | Дата-план | Дата-факт | Тема урока | Примечание | Виды деятельности учащихся | Коррекционная работа |
Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения - 9 ч | |||||||
1 | 1 | 05.09 | Изображения всюду вокруг нас. | Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие восприятия, представлений, ощущений; развитие памяти; развитие внимания; развитие пространственных представлений и ориентации. Коррекция мелкой моторики. Формирование навыков самообслуживания, усвоение правил техники безопасности; Формирование умений работать с различными видами материалов (бумагой, картоном); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств. Формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.); Приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; Использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств; формирование умения анализировать свою деятельность. | |
2 | 2 | 12.09 | Мастер Изображения учит видеть. | Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Сравнивать различные листья на основе их геометрических форм свою работу с другими. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами заданный образ. | ||
3 | 3 | 19.09 | Изображать можно пятном. | Развитие способности целостного обобщенного видения. | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору – находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды) в паре. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). | ||
4 | 4 | 26.09 | Изображать можно в объеме. | Знакомство с понятиями «линия», «плоскость». | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. | ||
5 | 5 | 03.10 | Изображать можно линией. | Выражение настроения в изображении. | Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг). Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Потребность в общении с учителем и сверстниками. Изображать радость или грусть. | ||
6 | 6 | 10.10 | Изображать можно линией (продолжение) | Выражение настроения в изображении. | Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг). Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Потребность в общении с учителем и сверстниками. Изображать радость или грусть. | ||
7 | 7 | 17.10 | Разноцветные краски. | Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства.
| Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. | ||
8 | 8 | 24.10 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | Знакомство с понятием «произведение искусства». | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно-следственных связей. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Потребность в общении с учителем и сверстниками. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. | ||
9 | 9 | 06.11 | Художники и зрители (обобщение темы). | Цвет и краски в картинах художников. | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно-следственных связей. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Потребность в общении с учителем и сверстниками. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. | ||
Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. - 8 ч | |||||||
10 | 1 | 13.11 | Мир полон украшений. Цветы. | Украшения в окружающей действительности. | Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Выражать в беседе свои впечатления. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб, передавая характер узоров, расцветки, форму, украшающих их деталей. | ||
11 | 2 | 20.11 | Красоту надо уметь замечать. | Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. | Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Выражать в беседе свои впечатления. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб, передавая характер узоров, расцветки, форму, украшающих их деталей. | ||
12 | 3 | 27.11 | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. | Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Выражать в беседе свои впечатления. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб, передавая характер узоров, расцветки, форму, украшающих их деталей. | ||
13 | 4 | 04.12 | Красивые рыбы. Монотипия. | Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. | Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Выражать в беседе свои впечатления. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб, передавая характер узоров, расцветки, форму, украшающих их деталей. | ||
14 | 5 | 11.12 | Украшения птиц. Объёмная аппликация. | Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. | Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах в паре. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. | ||
15 | 6 | 18.12 | Узоры, которые создали люди. | Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. | Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах в паре. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. Ориентация на позицию других учеников, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги. | ||
16 | 7 | 25.12 | Как украшает себя человек. | Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. | Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. Ориентация на позицию других учеников, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги. | ||
17 | 8 | 15.01 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение) | Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. | Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображения дома в паре. Наблюдать постройки в природе. Изображать придуманные дома для себя и своих друзей. | ||
Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки – 11 ч | |||||||
18 | 1 | 22.01 | Постройки в нашей жизни. | Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. | Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображения дома в паре. Наблюдать постройки в природе. Изображать придуманные дома для себя и своих друзей. | ||
19 | 2 | 29.01 | Постройки в нашей жизни (продолжение) | Продолжение знакомства с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. | Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображения дома в паре. Наблюдать постройки в природе. Изображать придуманные дома для себя и своих друзей. | ||
20 | 3 | 05.02 | Дома бывают разными. | Соотношение внешнего вида здания и его назначения. | Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображения дома в паре. Наблюдать постройки в природе. Изображать придуманные дома для себя и своих друзей. | ||
21 | 4 | 12.02 | Домики, которые построила природа. | Соотношение форм и их пропорций. | Овладевать первичными навыками конструирования. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Конструировать из бумаги, коробочек разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. Придумывать и изображать фантазийные дома. | ||
22 | 5 | 26.02 | Какие можно придумать дома. | Деятельность художника-архитектора. | Овладевать первичными навыками конструирования. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Конструировать из бумаги, коробочек разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. Придумывать и изображать фантазийные дома. | ||
23 | 6 | 05.03 | Дом снаружи и внутри. | Деятельность художника-архитектора. | Овладевать первичными навыками конструирования. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Конструировать из бумаги, коробочек разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. Придумывать и изображать фантазийные дома. | ||
24 | 7 | 12.03 | Строим город. | Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. | Овладевать первичными навыками конструирования. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Конструировать из бумаги, коробочек разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. Придумывать и изображать фантазийные дома. Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять, конструировать из простых геометрических форм в паре. Конструировать различные бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их. | ||
25 | 8 | 19.03 | Все имеет свое строение. | Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. | Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять, конструировать из простых геометрических форм в паре. Конструировать различные бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их. | ||
26 | 9 | 02.04 | Строим вещи. | Малые архитектурные формы, деревья в городе. | Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, каким быть городу. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. | ||
27 | 10 | 09.04 | Город, в котором мы живем. | Малые архитектурные формы, деревья в городе. | Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Воспринимать и обсуждать выставку детских работ. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. | ||
28 | 11 | 16.04 | Город, в котором мы живем (обобщение темы) Создание образа. | Малые архитектурные формы, деревья в городе. | Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Воспринимать и обсуждать выставку детских работ. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. | ||
Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу – 5 ч | |||||||
29 | 1 | 23.04 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Разноцветные жуки. | Взаимодействие трех видов художественной деятельности. | Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. | ||
30 | 2 | 30.04 | Праздник весны. Праздник птиц. Сказочная страна. | Развитие наблюдательности и изучение природных форм. | Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. | ||
31 | 3 | 07.05 | Контроль знаний за год. | Обобщить свои знания и умения. | Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области. Строить сообщения в устной форме, обобщать, отделять известное от неизвестного. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; формулировать собственное мнение и позицию. | ||
32 | 4 | 14.05 | Работа над ошибками. Времена года. | Дать возможность учащимся осмыслить свои ошибки; определить задачи, над которыми следует работать в дальнейшем. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке. | ||
33 | 5 | 21.05 | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы) | Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. | Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ УЧЕНИКА 1 КЛАССА МОУ ОШ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ УЧЕНИКА 1 КЛАССА МОУ ОШ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ составлена в со...
Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)
Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....
Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по изобразительному искусству для 2 класса "Школа России"
Рабочая программа учебного предмета«Изобразительное искусство»Базовый уровень, начальное образование, 2 класс, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной п...
Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по изобразительному искусству для 3 класса "Школа России"
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая пр...
Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Предметные результаты: 1) знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, н...
Адаптированная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по изобразительному искусству, 2 класс
Общая цель состоит в обеспечении выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, о...
Адаптированная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по изобразительному искусству, 4 класс
Обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с ...