Рабочая программа по изобразительному искусству (1 класс)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_1_klass.docx | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» п.Пурпе Пуровского района
Рабочая программа
по учебному предмету Изобразительное искусство
для 1 класса
на 2018-2019 учебный год
Учитель Хилько Оксана Александровна
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена на основе следующих документов и материалов:
- Примерной программы по учебному предмету;
- Рабочей программы по изобразительному искусству для 1-4 классов (авторы Б.М. Неменский, Л.А. Неменская и др.).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.
- в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне начального общего образования
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно прикладное искусство. Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тема первого года обучения: «Ты изображаешь, украшаешь, строишь».
№ | Дата | Тема урока | Кол-во час | Планируемые результаты | Вид контроля, инструментарий |
1 | 05.09 | Изображения всюду вокруг нас. Урок – наблюдение. Отмена урока, приказ от 01.09.2017 г. № 202. | 1 | Создавать простые композиции на заданную тему. | Индивидуальный, с.9 |
2 | 12.09 | Мастер Изображения учит видеть. Урок – наблюдение. Отмена урока, приказ от 01.09.2018 г. № 202. | 1 | Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости. | Коллективный, с.14-15 |
3 | 19.09 | Изображать можно пятном. Урок-фантазия. Отмена урока, приказ от 01.09.2018 г. № 202. | 1 | Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости. | Индивидуальный, с.21 |
4 | 26.09 | Изображать можно в объеме. Урок-фантазия. Отмена урока, приказ от 01.09.2018 г. № 202 | 1 | Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы. | Индивидуальный, с.27 |
5 | 03.10 | Изображать можно линией. Урок-фантазия. Отмена урока, приказ от 01.09.2018 г. № 202. | 1 | Использовать выразительные средства изобразительного искусства: линию для воплощения собственного художественно-творческого замысла. | Индивидуальный, с.29 |
6 | 10.10 | Разноцветные краски. Урок – выставка. Отмена урока, приказ от 01.09.2018 г. № 202. | 1 | Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. | Индивидуальный, с.33 |
7 | 17.10 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Урок - викторина. Отмена урока, приказ от 01.09.2018 г. № 202. | 1 | Различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния. | Коллективный, с.36-41 |
8 | 24.10 | Художники и зрители (обобщение темы). Урок открытых мыслей. Отмена урока, приказ от 01.09.2018 г. № 202. | 1 | Видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины). | Коллективный, с.34-35 |
9 | 07.11 | Мир полон украшений. Урок – наблюдение. | 1 | Использовать декоративные элементы для украшения своих изделий. | Индивидуальный, РТ, с.20-21 |
10 | 14.11 | Цветы. | 1 | Создавать простые композиции на заданную тему. | Коллективный, с.49 |
11 | 21.11 | Красоту нужно уметь замечать. | 1 | Использовать декоративные элементы для украшения своих изделий. | Коллективный, с.44 |
12 | 28.11 | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | 1 | Использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий. | Индивидуальный, с.53 |
13 | 05.12 | Красивые рыбы. Монотипия. | 1 | выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы. | Индивидуальный, с.55 |
14 | 12.12 | Украшение птиц. Объёмная аппликация. | 1 | Использовать выразительные средства изобразительного искусства: ритм, линию для воплощения собственного художественно-творческого замысла. | Индивидуальный, с.57 |
15 | 19.12 | Узоры, которые создали люди. | 1 | Использовать выразительные средства изобразительного искусства: ритм, линию для воплощения собственного художественно-творческого замысла. | Индивидуальный, с.61 |
16 | 26.12 | Как украшает себя человек. | 1 | Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека. | Коллективный, с.60 |
17 | 16.01 | Мастер Украшения помогает сделать праздник. | 1 | Использовать простые формы для создания выразительных образов в художественном конструировании. | Индивидуальный, с.61 |
18 | 23.01 | Постройки в нашей жизни. | 1 | Создавать простые композиции на заданную тему в пространстве. | Индивидуальный, с.65 |
19 20 | 30.01 06.02 | Дома бывают разными. | 2 | Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости. | Индивидуальный, с.73 |
21 22 | 20.02 27.02 | Домики, которые построила природа. | 2 | Использовать выразительные средства изобразительного искусства: форму, объём; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла. | Индивидуальный, с.77 |
23 24 | 06.03 13.03 | Дом снаружи и внутри. | 2 | Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы. | Индивидуальный, с.79 |
25 | 20.03 | Строим город. | 1 | Наблюдать и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы. | Коллективный, с.83 |
26 | 03.04 | Все имеет свое строение. | 1 | Использовать декоративные элементы для украшения своих изделий и предметов быта. | Индивидуальный, с.85 |
27 | 10.04 | Строим вещи. | 1 | Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы. | Индивидуальный, с.87 |
28 | 17.04 | Город, в котором мы живем (обобщение темы). | 1 | Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы. | Индивидуальный, РТ, с.32-33 |
29 | 24.04 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | 1 | Различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура). | Коллективный, с.93 |
30 | 08.05 | «Праздник весны». Праздник птиц. | 0,5 | Использовать простые формы для создания выразительных образов в художественном конструировании. | Коллективный, с.95 |
31 | 08.05 | Разноцветные жуки. | 0,5 | Использовать простые формы для создания выразительных образов в художественном конструировании. | Индивидуальный, с.97 |
32 | 15.05 | Сказочная страна. | 1 | Использовать простые формы для создания выразительных образов в художественном конструировании. | Коллективный, с.99 |
33 | 22.05 | Времена года. Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). | 1 | Создавать простые композиции на заданную тему. | Коллективный, с.100-101 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.
Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....