Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие для школьников 7-11 лет.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)
Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие для школьников 7-11 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_veselaya_kistochka_7-11.docx | 80.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1213».
Школьное отделение.
Программа
Художественно-эстетического и творческого развития.
Изостудия «Веселая кисточка»
для школьников 7-10 лет.
ПДО по изобразительной деятельности Тананыкина О.С.
2018-2019уч.г.
Предисловие
Развитие творческих способностей детей воспитывает активную творческую личность. Способность творить - одно из фундаментальных свойств человеческой личности. Идея творчества - самая влекущая и загадочная в сфере вопросов о природе человека, его самобытности и предназначении.
«Творчество необходимо сегодня более чем когда-либо, и оно должно быть переориентировано на цели сохранения человечества и всего живого на нашей планете» - утверждала академик Н.П.Бехтерева .
Н. Рерих говорил, что творчество - это выражение законов.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном мире. Эффективное ее развитие начинается с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Существует утверждение - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, живопись, коллаж, объемно-пространственные композиции). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) доступными ему изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Школьный возраст – это этажи общего развития ребенка. Именно в этом возрасте продолжают закладываться основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Художественный образ, лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Пояснительная записка
Важнейшим фактором обучения детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Нужно окружить ребенка такой средой и такой системой обучения, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
Важно заметить творческие проявления ребенка, помочь их реализовать, открыть новые горизонты возможностей, заинтересовать, вдохновить. Н. К. Рерих писал: «Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству. Замените пошлость и уныние радостью и прозрением. Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребенка, уберегите его от гримасы жизни. И дайте ему счастливую смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений».
Для развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству:
необходимо использование творческих заданий, специальной системы упражнений на развитие воображения, фантазии, творческого мышления, интеграции различных видов искусства, работа с различными художественными материалами, например, создаем пятно или линию, придумываем на что, это похоже, и из этого пятна, или линии изображаем какой-то предмет или сюжет, отображаем различные эмоциональные состояния предметов, также использование различных художественных материалов расширяет воображение ребенка;
формировать умений и навыков, необходимых для выполнения заданий, должно сочетаться с использованием визуальных ассоциаций - наглядных пособий, изучением и творческим освоением на занятиях лучших традиций мировой изобразительной культуры, дети хорошо воспринимают творческое наследие, открывают для себя много нового;
стимулировать самостоятельную работу творческого, исследовательского характера, базирующейся на раскрытии индивидуальных качеств каждого ребенка, для каждого ребенка необходим индивидуальный подход, если одним детям необходимы только наглядные пособия, и они начинают творчески мыслить, то других детей необходимо подтолкнуть и направить на развитие фантазии;
также неплохое влияние оказывает взаимодействие педагога с родителями (лекции, беседы, проведение совместных занятий детей с родителями).
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.
Программа предполагает освоение детьми художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в
художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета во 2 классе:
Личностными результатами» является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Цель программы:
- Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности.
Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы изобразительной деятельности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Задачи:
– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.
- Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
- Развивать творческие возможности дошкольников.
- Развивать умение анализировать, планировать создавать работу по образцу, заданным условиям.
- Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в деятельности изостудии.
- Закреплять навыки и умения, полученные на занятиях рисованием в группе.
- Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
- Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
- Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
- Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
- Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание-художественно-эстетических объектов с помощью воображения и образа (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
- Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
- Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
- Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
- Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».
Принципы организации деятельности
● Принцип психологической комфортности, предполагающий психологическую безопасность, защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для активности, самореализации дошкольника.
● Принцип активности, инициативности и субъективности в развитии ребёнка.
● Принцип выбора.
● Принцип доверия и поддержки.
Методы взаимодействия детей и педагога на занятиях
-► информативно - рецептивный;
- ►словесный;
- ►репродуктивный;
- ►исследовательский;
- ►эвристический;
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
- ►зрительный ряд;
- ►наблюдение;
- ►образ, созданныйпедагогом;
- ►показ приемов изображения.
Словесный метод включает в себя:
- ►беседу;
- ►рассказ, искусствоведческий рассказ;
- ►художественное слово.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
- прием повтора;
- работа с экизами;
- выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявлении самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает ребенку самостоятельно выполнить всю работу, а не какую-то часть.
Основные методы обучения:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Актуальность.В группах воспитатели проводят большую работу по изобразительной деятельности. Но, в связи с тем, что в группах много детей, у воспитателя нет реальной возможности раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.
Работа в изостудии ведется небольшими группами и художником-педагогом, что позволяет закрепить умения и навыки, полученные на занятиях.
Занятия в изостудии позволяют закрепить полученные на занятиях в группе знания, умения и навыки, развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в творческом процессе, учат работать в коллективе, создавая общие коллективные работы, уверенность в себе при подготовке конкурсных работ.
Педагогическая целесообразность. На занятиях в изостудии детям представлены более широкие возможности в выборе тем работ, использовании разнообразного материала, использовании нетрадиционных методик изобразительной деятельности. Широко используются коллективные работы, длительное выполнение работы. Это оказывает комплексное воздействие на развитие ребенка:
- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
- возможность создания объемных поделок;
- умение планировать работу и доводить ее до конца;
- богатое воображение;
- формирует умение планировать работу по организации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
А так же способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно эстетического вкуса. Вот почему работа изостудии является необходимой составной частью воспитательно – образовательного процесса.
Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствует, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало для нас ведущим в разработке программы.
Отличительные особенности программы:
Особенностью данной программы является сочетание разнообразных изобразительных техник. В процессе посещения изостудии дети получают разнообразные умения одновременно и в работе с пластичным материалом, и бумагой, тканью, картоном, и др., у детей развивается фантазия, формируется эстетическое восприятие, развивается точность и тонкие движения мелкой моторики руки. Создание макетов, коллективных работ позволяет развить у ребенка пространственное и логическое мышление. В итоге развитие ребенка идет разносторонне, расширяется кругозор и творческое самовыражение. Следовательно, все это будет способствовать более успешному обучению в школе.
Посещение изостудии положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми –они помогают друг другу, дарят подарки, сделанные своими руками, растут отзывчивыми, добрыми и творческими личностями.
Форма организации процесса обучения:
Непосредственно образовательная деятельность организуются в групповом помещении и изостудии, с учетом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников 2 раза в неделю по 45 мин.
Программа рассчитана на 2 года 144 занятия.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям и разделам:
- «Речевое развитие». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
- «Социально-коммуникативное развитие». Для занятий по изобразительной деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы , о жизни людей, о жизни животных.
- «Познавательное развитие». Знакомство видами и жанрами изобразительного искусства. Знакомство с художниками, лучшими произведениями изобразительного искусства.
Занятия по изобразительной деятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, о свойствах используемых материалов.
- «Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
Содержание образовательного процесса
Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры, развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).
Продолжать учить детей сюжетному рисованию, размещая изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего, ближе к нижнему краю листа или дальше от него); передавать соотношение изображений по величине (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.). Формировать композиционные умения, умение передавать движения людей, животных.
Качество рисунков, их выразительность зависят от овладения техникой изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять материалы, которые дети могут использовать в рисовании (краски гуашь, акварель, пастель - сухая и жирная, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.), учить соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа, учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою). Учить детей разным способам создания фона для изображаемой картины: акварелью и гуашью -до создания картины; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения.
Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, при рисовании завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами - при рисовании форм небольшого размера и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.
Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; учить чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.
Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты, обучать созданию цветов и оттенков.
Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.). Обращать внимание на изменчивость цвета предметов (например, при созревании помидоры зеленые, а созревшие - красные) ) Учить замечать изменениецвета в природе в связи с погодой, освещением.
Закреплять навыки изображения предметов декоративно – прикладного искусства.
Закреплять навыки лепки и аппликации, полученные детьми в группе.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
2 года.
Материальное обеспечение для реализации программы:
-краски, гуашь, цветные карандаши;
- восковые мелки и акварель;
- свеча и акварель;
-баночки для воды, простые карандаши, кисточки, ластики.
-альбомы для рисования, палитра.
-репродукции картин известных художников,
-компьютер для просмотра презентаций.
Нетрадиционные техники:
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошек;
- волшебные веревочки;
- кляксография;
- тычок жесткой кистью;
- монотопия;
Ожидаемые результаты образовательной деятельности:
Организация тематических выставок.
Участие в городских и всероссийских выставках и конкурсах в течение года.и т.д.
Конечным результатом обучения считается умение:
В ходе процесса обучения рисования дети должны освоить начальные навыки изобразительной деятельности и дизайнерского искусства, воплощать свои идеи, свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков, выбирать средства выразительности для выражения задуманного образа, получать удовлетворение от занятий.
Последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы;
Составлять композицию из предметов;
Последовательно работать над живописным изображением рисунка;
Применять разные техники изображения.
Оценка результативности программы (сформированность уровня художественно – эстетического развития детей) проводится один раз в год (май).
Используемая программа:
Б.М.Неменский. Изобразительное искусство,Колл Мэри-Энн, Джин Поттер. Наука через искусство, Колл Мэри-Энн, Синди Гейнер. 200 увлекательных проектов для детей: творим, экспериментируем, развиваемся, Колл Мэри-Энн, Ким Сольга. 110 креативных заданий для детей 4-12 лет,
Литература:
1.Б.М.Неменский. Изобразительное искусство 1- 4 классы, М, Просвещение, 2016 -128стр,
2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
4. ФионаУотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
5. Колл Мэри-Энн, Синди Гейнер. 200 увлекательных проектов для детей: творим, экспериментируем, развиваемся, Минск Попури 2009 -221стр
6. Колл Мэри-Энн, Ким Сольга. 110 креативных заданий для детей 4-12 лет Минск Попури2009 -256стр,
7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
8. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
- Величко Н.: Русская роспись: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия.-М.: АСТ- ПРЕСС книга, 2009.
- Костерин Н.П. Учебное рисование. - М.: «Просвещение». 1980.
.Межуева Ю.А. «Сказочная гжель» (рабочая тетрадь) - М., 2003.
- Хворостов А.С. «Декоративно-прикладное искусство в школе». - М.,1982.
- «Основы декоративного искусства в школе» / Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. – М., 1981.
- Кузин В.С. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. - М. «Просвещение», 1970.
- Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1, 2,3,4 классы. – М.: Дрофа. - 2004.
- Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. - М. «Просвещение», 1972.
- Михейшина М.: Уроки рисования для младших школьников 6-9 лет. Серия РУЧЕЁК. – Минск: «Литература», 1997.
- Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках»: Городецкая роспись по дереву. Мозаика – Синтез, 2003.
- Неменский Б. Искусство вокруг нас. - М. «Просвещение» 2004.
- Никодеми Г.Б. Рисунок: Школа рисунка. - М.: ЭКСМО, 2004.
- Никологорская О. Основы художественного ремесла. Волшебные краски. Книга для детей и родителей. – М:. АСТ–Пресс, 1997.
- Орлова Л.В. Искусство детям: Рабочие тетради по основам народного искусства. – М: Мозаика-Синтез, 2003.
- Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. - М.: «Просвещение», 2004.
- Шалаева Г. Учимся рисовать. – М.: ЭКСМО, 2007.
- 18 Материалы интернет сайтов.
Календарно – тематический план занятий.
Школьники 7-8 лет.
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Материалы | Кол-во занятий |
сентябрь | ||||
Летняя картина. | Учить детей отображать в работе летние впечатления. Закреплять умение располагать изображение на листе, заполнять фон. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Бабочки-красавицы. | Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности, умение принять и самостоятельно реализовать своё творчество разными изобразительными средствами. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Живые листья. | Учить детей передавать характерные особенности листьев деревьев. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Дары осени. | Учить детей передавать характерные особенности фруктов, овощей, веток, листьев, цветов. Развивать наблюдательность. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Мир науки глазами детей. | Учить создавать жанровую композицию. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Мир науки глазами детей. | Учить создавать жанровую композицию. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Осенняя ветка. | Учить детей передавать характерные особенности деревьев. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Бежал ежик по дорожке. | Учить детей рисовать зверей, строение тела, пропорции, воспитывать любовь и заботу об окружающем мире. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
октябрь | ||||
Осень наступила. | Продолжать знакомить детей с понятием пейзажа, работать над теплыми оттенками цвета. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Образ Осени. | Знакомить с портретным жанром, пропорциями. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Превращение комочка. | Учить детей превращать комочек в зверей, строение тела, пропорции, воспитывать любовь и заботу об окружающем мире. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
В царстве грибов. | Создать образ и выразить свои эмоции, определить строение и пропорции, воспитывать любовь и заботу об окружающем мире. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Птицы, звери. | Аппликация из осенних листьев. Учить детей создавать из кусков целое, развивать фантазию в создании образа. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши, листья, клей, цветная бумага. | 1 | |
Город на сказочной планете. | Учить создавать жанровую композицию. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Рисуем сказку. | Учить создавать жанровую композицию. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Осень в городе. | Учить передавать в работе эмоции и эстетические чувства. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
ноябрь | ||||
Гжельская сказка. | Познакомить со своеобразием, красотой, нежностью гжельской росписи, воспитать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками гжельскую роспись, закрепить умение рисовать мазок с оттенком, украшение концом кисти. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Сказочный герой. | Учить создавать портрет или жанровую композицию (в основе авторские и народные сказки). | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Дождик. | Создать образ и настроение дождя, изобразить себя и свои эмоции. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Моя мама. | Знакомить с портретным жанром, пропорциями. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Читаем и рисуем. | Учить создавать литературные образы. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Чудесная мозаика. | Учимся создавать композицию из геометрических форм. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши, цветная бумага, клей, картон. | 1 | |
Пуантилизм. | Знакомимся с новой техникой рисования и художниками. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Жар-птица. | Создаем образ сказочной птицы. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
декабрь | ||||
Звери зимой. | Учить детей рисовать животных, обсудить какие животные, чем занимаются зимой. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Посуда. | Учить передавать форму посуды и цветовую гамму. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Моя буква. | Знакомство с каллиграфией, развитие фантазии. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Зимние забавы. | Учить создавать жанровую композицию, передавать эмоции. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Новогодняя открытка. | Познакомить с творчеством художников-иллюстраторов, учить создавать образ, развивать воображение и фантазию. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Новогодние игрушки. | Учить создавать образы. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Елка. | Создать образ новогодней елки. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Дед Мороз и Снегурочка | Создать образ, выразить настроение, пропорции фигур. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
январь | ||||
Птицы зимой. | Учить детей рисовать птиц, изображать перья, воспитывать любовь и заботу о зимующих птицах. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Снеговик. | Учить лепить форму мазками, изображать белое на белом. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Город зимой. | Создавать образы домов, деревьев, окружающей среды в определенное время года. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Животные Севера. | Коллаж. Познакомить с животными Севера, средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Дымковская игрушка. | Уметь передавать форму игрушки и цветовую гамму. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Дремлет лес под сказку сна. | Передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать разными способами хвою на елях, соснах и коре деревьев. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Морозные узоры (витражи). | Познакомить с искусством витража, техникой его исполнения, основными мотивами узоров; умение видеть красоту в окружающем мире; развитие фантазии и творческого воображения; воспитания желания передавать в работе эмоции и эстетические чувства. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Иллюстрирование зимних сказок (народные и авторские сказки). | Ознакомление с произведениями иллюстраторов детских книг, развитие фантазии. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
февраль | ||||
Любимые сказки. | Учить создавать литературные образы. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Замок Снежной Королевы. | Знакомить с произведениями иллюстраторов детских книг, учить создавать образы. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Портрет папы. | Знакомить с портретным жанром, пропорциями. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Холодные краски зимы. | Учить видеть красоту в окружающем мире, развитие фантазии и творческого воображения; воспитания желания передавать в работе эмоции и эстетические чувства, создать образ. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Интерьер комнаты, в которой я хочу жить. | Познакомить с понятием перспективы, развитие фантазии и творческого воображения. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Зимушка-зима. | Закреплять знания о жанре пейзажа, особенностях изображения, учить отображать перспективу, строить композицию и передавать цветовую гамму зимнему времени год, развивать фантазию и творческое воображение. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Завитки. | Знакомить с основными элементами каллиграфии, развивать фантазию и творческое воображение. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Страничка календаря. | Познакомить с искусством каллиграфии и леттерлинга. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
март | ||||
Цветы для мамы. | Графика, коллаж. Учить детей передавать характерные особенности натуры, веток, листьев, цветов. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Матрешка. | Создавать различные орнаменты, линий, развивать фантазию и творческое воображение. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Образ весны. | Развитие эмоциональной отзывчивости у детей. Восприятие образа через музыку. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Гнездо для птичек. | Создавать объем при помощи линий, развивать фантазию и творческое воображение. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Портрет мамы, бабушки. | Знакомить с портретным жанром, пропорциями. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Кошки. | Закрепить знания о строении животных, совершенствовать композиционные навыки, учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых контрастах; развивать творческую фантазию и чувство гармонии. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Золотая хохлома. (Роспись посуды). | Знакомить с хохломской росписью, ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием, рисовать узор в определенной последовательности. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Животные Африки. | Закрепить знания о строении животных, совершенствовать композиционные навыки, учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых контрастах; развивать творческую фантазию и чувство гармонии. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
апрель | ||||
На далекой планете. Ко дню космонавтики. | Знакомить с историей космонавтики, учиться создавать композицию. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
По реке плывет кораблик. | Учить создавать композиции. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Ко дню Победы. | Воспитывать патриотизм, знакомить с историей нашей Родины. Смешанные техники. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Цветущая клумба. | Закреплять знания о строении цветка, развивать восприятие окружающей природы, наблюдательность. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Рисуем сказки. | Знакомить с произведениями иллюстраторов детских книг, учить создавать образы. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Чудо букет. | Передавать в работе эмоции и эстетические чувства, создавать композицию, передавать пропорции. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Друзья. | Передавать в работе эмоции и чувства, учить создавать композиции, учить создавать выразительный образ. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Путешествие. | Учить создавать композиции, учить создавать выразительный образ. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
май | ||||
Автопортрет. | Знакомить с портретным жанром, пропорциями. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Насекомые. | Монотипия, оттиск мятой бумагой, изучать строение насекомых, развивать восприятие окружающей природы, наблюдательность. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Подводный мир. | Расширять представление детей о море и его обитателях. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Деревья в цвету. | Учить изображать цветущие деревья, передавать их характерное строение, цвет коры, расположение веток, окраску цветов; учить создавать выразительный образ; прививать любовь к окружающей природе. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Ваза с цветами. | Продолжать знакомить с жанром натюрморт как жанром живописи; умение располагать отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта; передавать характерные особенности цветов, учить двухцветному боковому мазку. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Весенний день. | Закреплять знания о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей весне, передавать в работе эмоции и эстетические чувства. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Здравствуй, лето. | Передавать в сюжетном рисунке характерные особенности летней природы, продолжать работать над разнообразием композиций в пейзажных рисунках, учить использовать светлые и яркие краски для передачи радостного настроения. | 1 | ||
У лукоморья дуб зелёный (по сказкам Пушкина) | Знакомить с творчеством А. С. Пушкина; воспитывать чувство прекрасного, учить иллюстрировать отрывок произведения, передовая его в рисунке, развивать воображение, чувство цвета и композиции. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 |
Школьники 9-10 лет.
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Материалы | Кол-во занятий |
сентябрь | ||||
Воспоминание о лете. | Продолжать учить детей отображать в работе летние впечатления. Закреплять умение располагать изображение на листе, заполнять фон. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Бабочки. | Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности, умение принять и самостоятельно реализовать своё творчество разными изобразительными средствами. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Графика листьев. | Учить детей передавать характерные особенности листьев деревьев. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Натюрморт с овощами, фруктами. | Учить детей передавать характерные особенности фруктов, овощей, веток, листьев, цветов. Развивать наблюдательность. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Мир науки глазами детей. | Учить создавать жанровую композицию. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Мир науки глазами детей. | Учить создавать жанровую композицию. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Ветка рябины. | Учить детей передавать характерные особенности деревьев. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Белка. | Учить детей рисовать зверей, строение тела, пропорции, воспитывать любовь и заботу об окружающем мире. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
октябрь | ||||
Осенние мотивы. | Продолжать знакомить детей с понятием пейзажа, работать над теплыми оттенками цвета. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Образ Осени. | Знакомить с портретным жанром, пропорциями. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Что получилось из пятна. | Учить детей превращать комочек в зверей, строение тела, пропорции, воспитывать любовь и заботу об окружающем мире. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Грибы. | Создать образ и выразить свои эмоции, определить строение и пропорции, воспитывать любовь и заботу об окружающем мире. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Образ птицы и зверей. | Аппликация из осенних листьев. Учить детей создавать из кусков целое, развивать фантазию в создании образа. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши, листья, клей, цветная бумага. | 1 | |
Сказочная планета. | Учить создавать жанровую композицию. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Сказки. | Учить создавать жанровую композицию. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Осенний город. | Учить передавать в работе эмоции и эстетические чувства. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
ноябрь | ||||
Гжель. | Познакомить со своеобразием, красотой, нежностью гжельской росписи, воспитать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками гжельскую роспись, закрепить умение рисовать мазок с оттенком, украшение концом кисти. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Герои сказок. | Учить создавать портрет или жанровую композицию (в основе авторские и народные сказки). | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Я гуляю под дождем. | Создать образ и настроение дождя, изобразить себя и свои эмоции. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Портрет мамы. | Знакомить с портретным жанром, пропорциями. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Читаем и рисуем. | Учить создавать литературные образы. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Разноцветная мозаика. | Учимся создавать композицию из геометрических форм. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши, цветная бумага, клей, картон. | 1 | |
Пуантилизм. | Знакомимся с новой техникой рисования и художниками. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Волшебная птица. | Создаем образ сказочной птицы. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
декабрь | ||||
Зимовье зверей. | Учить детей рисовать животных, обсудить какие животные, чем занимаются зимой. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Образ посуды. | Учить передавать форму посуды и цветовую гамму. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Алфавит. | Знакомство с каллиграфией, развитие фантазии. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Зимние игры. | Учить создавать жанровую композицию, передавать эмоции. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Новогодняя открытка. | Познакомить с творчеством художников-иллюстраторов, учить создавать образ, развивать воображение и фантазию. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Игрушки на елку. | Учить создавать образы. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
В лесу родилась елочка. | Создать образ новогодней елки. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
К нам приходит Дед Мороз и Снегурочка. | Создать образ, выразить настроение, пропорции фигур. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
январь | ||||
Птицы зимой. | Учить детей рисовать птиц, изображать перья, воспитывать любовь и заботу о зимующих птицах. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Лепим снеговика. | Учить лепить форму мазками, изображать белое на белом. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Белый город. | Создавать образы домов, деревьев, окружающей среды в определенное время года. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
На далеком Севере. | Коллаж. Познакомить с животными Севера, средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Дымковская игрушка. | Уметь передавать форму игрушки и цветовую гамму. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Зимний лес. | Передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать разными способами хвою на елях, соснах и коре деревьев. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Морозный калейдоскоп (витражи). | Познакомить с искусством витража, техникой его исполнения, основными мотивами узоров; умение видеть красоту в окружающем мире; развитие фантазии и творческого воображения; воспитания желания передавать в работе эмоции и эстетические чувства. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Иллюстрации к зимним сказкам (народные и авторские сказки). | Ознакомление с произведениями иллюстраторов детских книг, развитие фантазии. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
февраль | ||||
Сказочные образы. | Учить создавать литературные образы. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Замок Снежной Королевы. | Знакомить с произведениями иллюстраторов детских книг, учить создавать образы. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Мой папа, дедушка. | Знакомить с портретным жанром, пропорциями. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Холодные краски зимы. | Учить видеть красоту в окружающем мире, развитие фантазии и творческого воображения; воспитания желания передавать в работе эмоции и эстетические чувства, создать образ. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Интерьер комнаты, в которой я хочу жить. | Познакомить с понятием перспективы, развитие фантазии и творческого воображения. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Зимой. | Закреплять знания о жанре пейзажа, особенностях изображения, учить отображать перспективу, строить композицию и передавать цветовую гамму зимнему времени год, развивать фантазию и творческое воображение. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Завитки и закорючки. | Знакомить с основными элементами каллиграфии, развивать фантазию и творческое воображение. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Страничка календаря. | Познакомить с искусством каллиграфии и леттерлинга. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
март | ||||
Весенние цветы. | Графика, коллаж. Учить детей передавать характерные особенности натуры, веток, листьев, цветов. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Барышня-матрешка. | Создавать различные орнаменты, линий, развивать фантазию и творческое воображение. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Образ весны. | Развитие эмоциональной отзывчивости у детей. Восприятие образа через музыку. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Птички в гнездах. | Создавать объем при помощи линий, развивать фантазию и творческое воображение. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Образ мамы, бабушки. | Знакомить с портретным жанром, пропорциями. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Кошки. | Закрепить знания о строении животных, совершенствовать композиционные навыки, учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых контрастах; развивать творческую фантазию и чувство гармонии. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Золотая хохлома. (Роспись посуды). | Знакомить с хохломской росписью, ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием, рисовать узор в определенной последовательности. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Африканские мотивы. | Закрепить знания о строении животных, совершенствовать композиционные навыки, учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых контрастах; развивать творческую фантазию и чувство гармонии. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
апрель | ||||
В космосе. Ко дню космонавтики. | Знакомить с историей космонавтики, учиться создавать композицию. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Кораблики. | Учить создавать композиции. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
С Днем Победы. | Воспитывать патриотизм, знакомить с историей нашей Родины. Смешанные техники. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Цветная клумба. | Закреплять знания о строении цветка, развивать восприятие окружающей природы, наблюдательность. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Герои сказок. | Знакомить с произведениями иллюстраторов детских книг, учить создавать образы. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Букет. | Передавать в работе эмоции и эстетические чувства, создавать композицию, передавать пропорции. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Наши друзья. | Передавать в работе эмоции и чувства, учить создавать композиции, учить создавать выразительный образ. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Мы едем в далекие края. | Учить создавать композиции, учить создавать выразительный образ. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
май | ||||
Автопортрет. | Знакомить с портретным жанром, пропорциями. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Насекомые и их знакомые. | Монотипия, оттиск мятой бумагой, изучать строение насекомых, развивать восприятие окружающей природы, наблюдательность. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Мир в аквариуме. | Расширять представление детей о море и его обитателях. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Деревья в цвету. | Учить изображать цветущие деревья, передавать их характерное строение, цвет коры, расположение веток, окраску цветов; учить создавать выразительный образ; прививать любовь к окружающей природе. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Ваза с цветами. | Продолжать знакомить с жанром натюрморт как жанром живописи; умение располагать отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта; передавать характерные особенности цветов, учить двухцветному боковому мазку. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Весенний день. | Закреплять знания о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей весне, передавать в работе эмоции и эстетические чувства. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 | |
Скоро лето. | Передавать в сюжетном рисунке характерные особенности летней природы, продолжать работать над разнообразием композиций в пейзажных рисунках, учить использовать светлые и яркие краски для передачи радостного настроения. | 1 | ||
У лукоморья дуб зелёный (по сказкам Пушкина) | Знакомить с творчеством А. С. Пушкина; воспитывать чувство прекрасного, учить иллюстрировать отрывок произведения, передовая его в рисунке, развивать воображение, чувство цвета и композиции. | Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое развитие младших школьников на уроках и во внеурочное время.
Данный материал поможет найти различные способы и приёмы развития творческих способностей школьников. Умение осуществлять индивидуальный подход с опорой на наклонности ребёнка....
Творческое развитие младших школьников.
Одной из важных проблем начального обучения детской психологии и педагогики была и остаётся проблема творческого развития детей. На этом этапе закладывается фундамент формирования общих изобретате...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности
Программа кружка «Родное слово». Направленность: художественно-эстетическая. Срок реализации: 3 года. Руководитель: Харасова Л. Ф. 2011-2014 уч. г....
Развитие ассоциативно-образного мышления на занятиях по общеобразовательным программам дополнительного образования художественно-эстетического профиля
В статье рассматривает опыт внедрения образовательных проектов в системе общего и дополнительного образования на примере разработки занятия, целью которого является развитие ассоциативно-образного мыш...
Образовательная программа внеурочной деятельности интеллектуального и творческого развития младших школьников «Развивайка»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Большую роль в процессе учебной деятельности...
Программа дополнительного образования учащихся «Creative English» «Творческий английский»
Данная рабочая программа разработана для освоения английского языка учащимися 3-4 класса, которые изучают английский язык в рамках дополнительного образования в объеме 2 часа в неделю. Длительность од...
Методическая разработка. Программа дополнительного образования «Художественная эстетическая гимнастика»
Методическая разработатка для педагогов дополнительного образования, благодаря которой, можно улучшить физические данные детей...