Творческое развитие младших школьников на уроках и во внеурочное время.
статья по теме

Чурсина Валентина Васильевна

Данный материал поможет найти различные способы и приёмы развития творческих способностей школьников. Умение осуществлять индивидуальный подход с опорой на наклонности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_tvorcheskoe_razvitie.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Начало обучения в школе – переломный момент в жизни ребёнка, характеризующийся сменой основного вида деятельности: на смену игре приходит учение. Это новый и неизвестный детям вид деятельности и, как всё новое и неизвестное, он может явиться фактором повышенной тревожности ребёнка, способствующим формированию заниженной самооценки. И неудивительно, что очень скоро у части детей интерес к учению пропадает, и за ними прочно закрепляется репутация «троечника» или «двоечника». Но если понаблюдать за этими детьми, то можно увидеть такую картину: изнывающий за партой, невнятно бормочащий у доски и смотрящий пустыми глазами на учителя он преображается, как только прозвенит звонок с урока. Здесь тебе и решительность, и звонкий голос, и изобретательность. А разгадка проста: ребёнок из объекта деятельности превратился в субъект, которому дозволено творить порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребёнок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность.  

    Развитие творческих возможностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах только начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем.

    Важную роль в развитии творческого мышления младших школьников играют учебные задания, которые выступают в качестве цели мыслительной деятельности и определяют её характер. Выделяют репродуктивные задания, которые требуют воспроизведения готовых знаний и методов работы без существенных изменений, и продуктивные, выполнение которых предполагает внесение существенных изменений в структуру усвоенных знаний или требует поиска новых знаний.  

     Различные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления младших школьников. Преобладание в учебной деятельности репродуктивных заданий формирует у ребёнка установку на воспроизведение знаний и способов действий, которые он приобрёл раньше, привычку действовать по образцу, что составляет репродуктивную основу мыслительного процесса. Но творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку, планирование, нетривиальные способы анализа, сравнения, обобщения, формирование критериев оценок и т. д. Чтобы сформировать у учащихся указанные мыслительные процессы, необходимо включать в урок  продуктивные задания, непосредственно направленные на развитие таких процессов творческого мышления, как целеобразование, планирование, нешаблонный анализ, сравнение, обобщение, а также контроль и оценка.

       Для развития целеобразования  учитель должен более широко использовать задания, которые требуют от ученика  самостоятельного формулирования  цели: постановка вопросов, самостоятельное составление заданий, определение целей и задач деятельности.              

       Процессы целеобразования имеют место при выполнении заданий вида: сформулировать вопросы к содержанию текста, картины; задать дополнительный вопрос ученику. Проявлению творческих возможностей детей способствует игровой мотив,  поэтому задания на целеобразование лучше использовать в игровой форме, в форме соревнования. Для развития умения формулировать цели деятельности необходимо предлагать детям вопросы о том, какие задачи они ставят в своей работе, с какой целью даётся в учебнике то или иное задание.

       Особенно большие возможности в развитии целеобразования имеют уроки чтения, на которых учитель может более широко, чем обычно, использовать следующие задания: «Какие вопросы вы можете поставить к этому рассказу?», «Что вам понравилось в рассказе?» и др. Самостоятельная формулировка задачи – это и есть целеобразование.    

       Для развития у учащихся начальных классов умения планировать работу полезно постоянно обсуждать со школьниками, как они представляют себе свои будущие действия при выполнении любых заданий на уроке. Следует шире включать в урок задания типа: составить план рассказа, изложения и т.п.

        Необходимость формирования у младших школьников творческого мышления ставит перед учителем задачу более широкого использования в учебном процессе заданий, непосредственно направленных на развитие у учащихся умения осуществлять анализ, сравнение, обобщение.

        Развитию у учащихся нешаблонного анализа способствуют такие задания, как решение задач с недостающими данными, а также с лишними данными. Возможности для развития анализа у учащихся имеются и на уроках чтения и русского языка. На уроках чтения анализ произведения должен быть направлен на то, чтобы, опираясь на художественные детали, понять точку зрения автора, его мысли и чувства и выработать своё понимание данного текста. Разные точки зрения необходимо сравнивать, сопоставлять, чтобы показать возможности разной интерпретации текста. На уроках чтения следует, как можно чаще давать учащимся возможность говорить о собственном настроении, о том,  что они чувствовали, переживали во время чтения.

      Осуществляя анализ, сравнение, обобщение учащиеся овладевают различными формами рассуждений, доказательств, умением пользоваться своими знаниями. А на основе этого формируется умение комбинировать новые способы действий, что является важной стороной самостоятельного, творческого мышления школьника.  

      Формирование контрольно-оценочного механизма мыслительной деятельности предполагает использование на каждом уроке заданий, ориентирующих учащихся на осуществление контроля не только за результатами деятельности, но и в процессе выполнения этой деятельности, требующей оценки. С целью развития творческого мышления важно побуждать учащихся к самостоятельной проверке результатов работы, используя задания следующего типа: «Самостоятельно проверь задачу», «Какое правило будете использовать при проверке упражнения?». Подобный самостоятельный контроль, связанный с поиском способов осуществления этого действия, ведёт к повышению продуктивности мышления, т. е. активизирует процессы целеобразования, оценки.      

      Учащимся можно доверить взаимопроверку работ друг у друга. При этом у них совершенствуются умения выполнять контроль и оценку, что создаёт благоприятные условия для формирования важных регулирующих механизмов творческой мыслительной деятельности. Для развития творческого мышления большое значение имеют задания, которые ориентируют школьников на получение нового продукта. Например: составить рассказ по вопросам, картинкам, нарисовать словесную картинку к рассказу и т. п.  

       Таким образом, включение в структуру урока продуктивных заданий является одним из основных условий формирования у младших школьников таких процессов мыслительной деятельности, как выдвижение новых целей, планирование, нешаблонный анализ, сравнение, контроль и оценка, которые играют большую роль в развитии творческого мышления.

       

Среди педагогических приёмов и методов активизации творческого развития можно использовать положение Л. С. Выготского об исключительном значении слова как средства, организующего сознание и стимулирующего творческое воображение. В школьный период интерес детей к рисованию начинает ослабевать (по сравнению  с дошкольным возрастом), и его место занимает словесное творчество. В качестве наиболее подходящей формы словесного творчества можно выбрать коллективное сочинение сказки, которое является той ситуацией, где снимаются барьеры для творчества. Каждый

ребёнок чувствует себя его соучастником: сочинённый продукт – это его продукт, а это многократно увеличивает  активность детей.

   Ещё одним приёмом развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время является стихотворство. К.И. Чуковский говорил: «В начале жизни мы все стихотворцы, и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой». Работу необходимо начинать с первых дней пребывания ребёнка в школе. Сначала на уроках обучения грамоте, затем на уроках чтения, развития речи, внеклассного чтения. Для этого необходимо применять много стихотворного материала: сказки, загадки, стихи о буквах, звуках, цифрах, игры: «Закончи фразу», «Придумай рифму» и т. п.      

    Поддержка способности детей к стихотворчеству способствует формированию положительной мотивации к учению, адекватной самооценки детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время

Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время...

Развитие диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках и во внеурочное время в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Развитию диалогической  и монологической речи у младших школьников на уроках...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время

В работе отражены некоторые приемы развития творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время, приведены примеры....

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время

В данной статье говорится о развитии творческих способностей младших школьников на основе развивающей системы Л.В.Занкова...

Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Мы считаем, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться ...

Выступление по теме :" Системно-деятельностный подход в развитии творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время"

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроке и во внеурочное время.

       Наше время — это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жи...