Конспект урока по изобразительному искусству в4 классе по теме: "Пейзаж родной земли"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Данная разработка урока предназначена для того,чтобы познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; рисовать по памяти, развивать воображение и творческую фантазию формировать у учащихся представления о пейзаже как о произведении искусства, способным выразить мысли и чувства художника; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, укреплять межпредметные связи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по изо,4 класс. | 403.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по теме:
«ПЕЙЗАЖ РОДНОЙ ЗЕМЛИ»
4 класс
учитель начальных классов
Кочегура Татьяна Александровна
МБОУ СОШ № 30
г. Симферополь
Тема урока: Пейзаж родной земли.
Цели и задачи: Познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; рисовать по памяти, развивать воображение и творческую фантазию формировать у учащихся представления о пейзаже как о произведении искусства, способным выразить мысли и чувства художника; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, укреплять межпредметные связи.
Расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи художников-передвижников, используя понятия тёплые и холодные цвета. Продолжить овладение техникой гуаши.. Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ художников-передвижников.
Оборудование: для учителя – аудиозапись композитора П.И.Чайковского «Времена года», репродукции картин художников пейзажистов.
для учащихся – бумага формата А3, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой.
Ход урока
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала.
- Конструктор урока (Необъявленная тема):
Учитель: Кто из вас вспомнит и скажет что такое пейзаж?
- Пейзаж – (с фр. – страна, местность) – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, здания.
А какой пейзаж мы с вами будем рисовать мы сможем узнать разгадав загадки:
1-назовите 3 планету солнечной системы
2- японский кроссворд – судоку- р1а
Учитель:1 слово-пейзаж,2 –земля,3-родина.
Тема урока: Пейзаж родной земли
А что мы будем делать на уроке?( рисовать по памяти, развивать воображение и творческую фантазию,
Ребята, мы с вами изучали разнообразные виды пейзажа. Кто может их назвать? (Сельский, городской).
Конструктор урока (прием «Согласен – не согласен):
Презентация состоит из текста и картинок.
Пейзажи бывают: сельский (рисуют поля, деревенские дома) Слайд 2, городской (изображают разные дома, улицы, виды городов) Слайд 3,парковый пейзаж (изображают уголки природы, созданные для отдыха в городах) Слайд 4, архитектурный пейзаж (похож на городской с памятниками архитектуры) Слайд 5, исторический пейзаж(изображают архитектурные и скульптурные памятники, связанные с историческими событиями) Слайд 6, космический пейзаж (внеземные горизонты) Слайд 7.
- Сообщение нового материала.
-Кто-нибудь, ребята, может мне назвать художников того времени? (Левитан, Шишкин).
-На каких уроках мы с вами встречались с художниками?
- Вспомните, с какими видами пейзажа вы знакомились на уроках литературы, окружающего мира? (Сельский, городской).
-Назовите картины, с которыми мы встречались на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира в 3 и 4 классах.
Презентация «Картины на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира.
-Изображая природу, эти и другие русские художники (Куинджи, Саврасов, Пластов) стремились передать определенное настроение, состояние их души, которое затем находило отклик в сердцах людей.
- Но самая красивая природа для человека там, где он родился и вырос. Этот край он видит в любое время, и знает свои места как родного человека.
И очень многое, что не заметит и не поймет путешественник, известно тому, кто здесь живет и трудится.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете такие выражения: «родная земля», «Родина»? (Ответы учащихся)
Совершенно верно. Наша большая Родина – Россия. Природа её разнообразна и очень красива. Есть у нас и горы, и степи, и поля, и луга, и полноводные реки, и маленькие речушки, и безбрежные моря, и озёра.
Малая Родина - это то место на Земле, где мы родились, растем, ходим в школу, работаем. Это место мы знаем и любим.
Расскажите, пожалуйста, о своей Родине, о родных местах. Чем интересны и особенны ваши родные места ?
(Выслушиваем рассказы 2-3 учеников)
У каждого времени года особенный запах и цвет,
Но как совершенна природа, что в целом её краше нет!
Каждое время года имеет свой характер и свое настроение. Мы отправляемся с вами на встречу с временами года.
/Заранее подготовленные учащиеся рассказывают временах года и читают стихи/
1-й ученик: Сошлись как-то вместе четыре волшебника живописца: Зима, Весна, Лето, Осень; сошлись, да и заспорили кто из них лучше рисует?
И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга и поля, а в судьи себе выбрали Красное Солнышко.
Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.
2-й ученик:/читает стихотворение А.С. Пушкина/
Учащимся предлагается репродукция картины Пластова А.А. «Первый снег» Слайд 8.
Учитель: Какие чувства вызывает у вас ребята картина «Первый снег»? (Особенное приподнятое настроение от снега).
Сочетание каких цветов преобладает в картине? (Серебристые, коричневые, серо-сизые и белый).
1-й ученик: Но вот пришла весна и стала думать, какую бы картину ей нарисовать?
3-й ученик:/читает стихотворение о весне Плещева А./
Учащимся предлагается репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» Слайд 9.
Учитель: Ребята, вы вероятно знаете первые признаки весны? Использовал ли художник их в своей работе? (Грачи прилетели, рыхлый грязный снег, проталины с водой). А какие цвета использовал в своей работе художник? (серо-голубые, солнечный луч, который освещает картину, дает ощущение дыхания весны, картина наполнена весенним свежи воздухом).
1-й ученик: Приступило к работе жаркое лето и взялось за свою волшебную кисть.
4-й ученик /читает стихотворение о лете М.Ивенсена/
Учащимся предлагается репродукция картины А.А.Пластова «Летом»Слайд 10.
Учитель: Какие выразительные средства использовал художник в своей работе? (Яркая цветовая гамма). Отчего так много теплых тонов в картине? (Лето).
1-й ученик: Настала очередь осени рисовать. Для своей работы взяла она краски и отправилась она с ними в лес.
5-й ученик /читает стихотворение об осени А.Твардовского/
Учащимся предлагается репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень» Слайд 11.
Учитель: Какое впечатление произвела на вас эта картина? (Ощущение светлой радости и грусти перед недолговечной и хрупкой красотой осенней поры). Какие цвета преобладают в картине? (золотой, желтый, синий, голубой с небольшим добавлением зеленого – символизирует полноту жизни).
Учитель: Ребята, наступила осень. Перечислите признаки осени, которые вам известны.
Конструктор урока (прием «Шаг за шагом»)
/Учащимся предлагается перечислить признаки осени/
Учитель: Какое общее чувство выражено в стихотворениях поэтов и в произведениях художников? (Гордость за Родину, восхищение красотой природы, любовь к родному краю).
Каждый из художников выразил свои чувства и переживания, своё отношение к природе. Они проникли в нашу душу, художникам удалось запечатлеть в своих работах красоту родной природы.
Художники, изображающие в своих картинах природу, называются художники-пейзажисты.
-Так написать, изобразить, создать образ родной природы могли только люди искренне любящие свою отчизну, свою землю. О красоте природы поют песни, пишут стихи.
- Дидактическая игра «Музыкальная загадка»
Учитель:- Так написать, изобразить, создать образ родной природы могли только люди искренне любящие свою отчизну, свою землю. О красоте природы поют песни, пишут стихи.
Художник, изображая природу, всегда стремится увидеть, понять, выразить ее настроение и характер (учащимся предлагается прослушать музыкальный фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Времена года» - «У камелька» - зима, «Песнь жаворонка» - весна, «Песнь косаря» - лето, «Осенняя песнь» - осень)
Учитель: Какое настроение передает этот музыкальный фрагмент? («У камелька» - мечтательное настроение, музыка медленная, с расстановкой; «Песнь жаворонка» - два оттенка настроения от мечтательно-грустного к светлому; «Песнь косаря» - основная мелодия напоминает народные песни; «Осенняя песнь» - в мелодии преобладают грустные интонации – вздохи, затем возникает трепетное воодушевление).
Физкультминутка.
5.Творческая практическая деятельность учащихся.
Работа в группах.
1 группа рисует зиму, 2 группа –весну,3 –лето,4-осень.
Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке вы будете изображать пейзаж по представлению.
Учитель: Настроения пейзажа можно создать холодными, теплыми, глухими или звонкими цветами. Для этого не забывайте использовать цветовую палитру, использовать только локальный цвет - неправильно.
/На доске представлена методическая таблица по цветоведению/
-Прежде чем вы начнете работу ответьте мне на вопрос: Как правильно компоновать пейзаж? (выбрать как правильно расположить альбом, представить что будешь рисовать, провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения находящиеся дальше, сделать набросок карандашом).
Учащиеся приступают к выполнению практической работы.
В процессе выполнения работы учащимися, учитель контролирует приемы работы, наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.
Зрительная разминка « Солнышко»
Физкультминутка
Выполнение работ учащимися под муз . сопровождение А. Вивальди.
С./ оц.
6.Рефлексия.
С помощью какого цвета вы выразите свое настроение на уроке?
Удалось ли вам выполнить работу?
Справились с работой все.
Молодцы!
Итог урока.
Выставка и анализ работ.
7.Домашнее задание: нарисовать портрет своего друга.
Литература:
Учебник под редакцией Б.М. Неменского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по изобразительному искусству 2 класс
Класс 2 Вид занятия: декоративное рисованиеТема: Филимоновская игрушка....
Конспект урока по изобразительному искусству (2 класс)
Урок по теме: Выражение характера человека в изображении. Женский образ русских сказок....
План - конспект урока по изобразительному искусству на тему "Каждый художник урожай своей земли хвалит"
Представлен подробный план - конспект урока по изобразительному искусству на тему "Каждый художник урожай своей земли хвалит"....
Конспект урока по изобразительному искусству, 3 класс. Тема: Учимся видеть. Русский музей.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образова...
Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс, учебник Б.М. Неменского на тему урока: "Весенний натюрморт"
Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс, учебник Б. М. Неменского на тему урока: «Весенний натюрморт»...
Конспект урока коррекционной направленности по "Изобразительному искусству", 4 класс, тема: Осенний пейзаж родной земли
Класс: 4 ВУМК: «Школа России»Тип: открытие нового знанияТема урока: «Осенний пейзаж родной земли.»Цель урока: формировать у учащихся понимание своеобразия пейзажной живописи и ...