Конспект урока "Образ русского человека. Костюм." (4 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Цель деятельности учителя:
- создание условий для эмоционально-ценностного восприятия учащимися красоты ансамбля русского народного костюма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта "Образ русского человека. Костюм." | 32.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 9 октября 2018г., вторник Школа: МАОУ СОШ №104 Класс: 4 «Б» Кабинет: 201 Время: 12:15-12:55 | ФИО учителя: Пашнина Т.С. ФИ студента: Гурьянова А. ФИО методиста: Подгорская Т.А. |
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Тема: «Образ русского человека. Костюм.»
Тема четверти: «Искусство русского народа»
Цель деятельности учителя:
- создание условий для эмоционально-ценностного восприятия учащимися красоты ансамбля русского народного костюма.
Планируемые результаты:
Предметные:
- развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного творчества.
Личностные:
- осознавать личностный смысл учения;
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: белый картон, цветная бумага, ткани, тесьма, кружева, ножницы, клей, презентация.
№ п/п | ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Хронометраж | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | |
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 2 мин | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я. - Ребята, давайте настроимся на плодотворную работу. | Приветствуют учителя Слушают учителя Показывают готовность к уроку | Р: выработка учебной мотивации, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: учебный диалог Наглядный: демонстрация Словесный: учебный диалог Словесный: учебный диалог Словесный: слово учителя | 3 мин | - Над какой темой мы работаем в этой четверти? - А кто скажет, что вы изучали на прошлом уроке? - Отлично. А что же такое изба? - Из чего вы делали старинную русскую избу? - Кто помнит, из каких элементов состоит изба? Приятно видеть вас сегодня такими красивыми. Посмотрите друг на друга. Как вы одеты? Посмотрите на Машу, какая у неё красивая блузка. Посмотрите на Мишу, он сегодня в пиджаке и белой рубашке. Ребята, а вы знаете, кто придумывает одежду для нас? (модельеры) Назовите самых известных модельеров. (Кристиан Диор, Юдашкин, Зайцев) А вы знаете, что модельеры появились давным - давно. В Древней Руси их называли портными. Их называли портными потому, что в Древней Руси вся одежда называлась порты или портище Приятно видеть вас сегодня такими красивыми. Посмотрите друг на друга. Как вы одеты? Посмотрите на Машу, какая у неё красивая блузка. Посмотрите на Мишу, он сегодня в пиджаке и белой рубашке. Ребята, а вы знаете, кто придумывает одежду для нас? (модельеры) Назовите самых известных модельеров. (Кристиан Диор, Юдашкин, Зайцев) А вы знаете, что модельеры появились давным - давно. В Древней Руси их называли портными. Их называли портными потому, что в Древней Руси вся одежда называлась порты или портище Приятно видеть вас сегодня такими красивыми. Посмотрите друг на друга. Как вы одеты? Посмотрите на Машу, какая у неё красивая блузка. Посмотрите на Мишу, он сегодня в пиджаке и белой рубашке. Ребята, а вы знаете, кто придумывает одежду для нас? (модельеры) Назовите самых известных модельеров. (Кристиан Диор, Юдашкин, Зайцев) А вы знаете, что модельеры появились давным - давно. В Древней Руси их называли портными. Их называли портными потому, что в Древней Руси вся одежда называлась порты или портище Приятно видеть вас сегодня такими красивыми. Посмотрите друг на друга. Как вы одеты? Посмотрите на Машу, какая у неё красивая блузка. Посмотрите на Мишу, он сегодня в пиджаке и белой рубашке. Ребята, а вы знаете, кто придумывает одежду для нас? (модельеры) Назовите самых известных модельеров. (Кристиан Диор, Юдашкин, Зайцев) А вы знаете, что модельеры появились давным - давно. В Древней Руси их называли портными. Их называли портными потому, что в Древней Руси вся одежда называлась порты или портище. Приятно видеть вас сегодня такими красивыми. Посмотрите друг на друга. Как вы одеты? Посмотрите на Машу, какая у неё красивая блузка. Посмотрите на Мишу, он сегодня в пиджаке и белой рубашке. Ребята, а вы знаете, кто придумывает одежду для нас? (модельеры) Назовите самых известных модельеров. (Кристиан Диор, Юдашкин, Зайцев) А вы знаете, что модельеры появились давным - давно. В Древней Руси их называли портными. Их называли портными потому, что в Древней Руси вся одежда называлась порты или портище. Приятно видеть вас сегодня такими красивыми. Посмотрите друг на друга. Как вы одеты? Посмотрите на Машу, какая у неё красивая блузка. Посмотрите на Мишу, он сегодня в пиджаке и белой рубашке. Ребята, а вы знаете, кто придумывает одежду для нас? (модельеры) Назовите самых известных модельеров. (Кристиан Диор, Юдашкин, Зайцев) А вы знаете, что модельеры появились давным - давно. В Древней Руси их называли портными. Их называли портными потому, что в Древней Руси вся одежда называлась порты или портище. - Приятно видеть вас сегодня такими красивыми. - Посмотрите друг на друга. Как вы одеты? Посмотрите на себя, какая у вас красивая одежда. - Ребята, а вы знаете, кто придумывает одежду для нас? - А вы знаете, что модельеры появились давным - давно. В Древней Руси их называли портными. - Их называли портными потому, что в Древней Руси вся одежда называлась порты или портище. - Сегодня я предлагаю вам отправиться в недолгое, но далекое путешествие в старину. | -В этой четверти мы работаем над темой: «Искусство русского народа» - Изба – это жилище для людей - Мы делали украшение из цветной бумаги - Фасад, сруб, окна, полотенце, причелина, лобовая доска, ставни, наличники Слушают учителя Отвечают на вопросы - Одежду придумывают модельеры Слушают учителя | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: выдвижение гипотез и их обоснование П: построение логической цепочки рассуждений Р: целеполагание Р: планирование |
3. | Постановка учебной задачи Словесный: слово учителя Наглядный: демонстрация Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог Словесный: слово учителя | 3 мин | - Попробуйте угадать, с чем оно будет связано. Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать, О быте, нравах может рассказать. В себе не станем мы растить невежу, По выставке пройдемся не спеша, Рассмотрим древнерусскую одежду: Не правда ли проста и хороша! - Предположите, какая у нас сегодня будет тема урока? - А какую цель мы поставим на этот урок? - Совершенно верно, ребята. Этим мы с вами и займёмся на сегодняшнем уроке. | Слушают учителя Слушают чтение стихотворения Думают о главной мысли данного стихотворения - Я думаю, сегодня тема нашего урока: «Русский народный костюм» - Наша цель: Узнать, как одевались русские мужчины и женщины в старину | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: построение логической цепочки рассуждений К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: построение логической цепочки рассуждений |
4. | Открытие детьми нового знания Словесный: учебный диалог Словесный: слово учителя Словесный: слово учителя Словесный: слово учителя Наглядный: демонстрация Словесный: слово учителя Наглядный: демонстрация Словесный: слово учителя Наглядный: демонстрация Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог Наглядный: демонстрация | 10 мин | - Посмотрите на репродукции. - Как вы думаете, каким был характер русского мужчины в те времена? - А характер женщины? - Как вы думаете, из чего состоит женский костюм? - А мужской костюм? - Цвет в русском народном костюме всегда был символичным: красный цвет жизнь, огонь, кровь; желтый – огонь; синий, черный – тьма, горе; белый – свет, праздник; охра – земля; голубой, серый – надежда. - В узорах зашифрованы магические знаки – обереги, вышитые красными и черными нитями по подолу, вороту, на рукавах и груди. - Давайте с вами совершим виртуальное путешествие в музей. - Первый зал, который мы посетим, это зал мужского костюма. - Знаете ли вы, из каких частей состоял мужской костюм? Основой мужского костюма была рубаха. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой, синей, красной ткани, украшая вышивкой. - А так же носили порты. - Кто знает, что такое порты? Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. - Что же обували мужчины? Что такое лапти? Лапти – плетенная обувь из лыка. А теперь, мы переходим в зал женского костюма. - Знаете ли вы, из каких частей состоял женский костюм? Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сверх сорочки надевали сарафан. - Опишите, пожалуйста, сарафан. - Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу до верху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой. На сарафан повязывали пояс, а на голову надевали кокошник. - Что такое кокошник? - Кокошник – это старинный женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом На этом наше с вами путешествие заканчивается. | - Рассматривают репродукции - Я думаю, что мужчина в те времена был сильным, мужественным и т.д. - А женщина - хранительница домашнего очага, красивая, добрая, гостеприимная и т.д. - Женский костюм – это рубаха, сарафан, венец, кокошник, сапоги или лапти - А мужской костюм – это рубаха (косоворотка), порты, сапоги или лапти, шапка Слушают учителя Слушают учителя Вместе с учителем виртуально посещают зал мужского костюма Изучают мужской костюм - Рубаха-косоворотка, кушак-пояс, порты, шляпа Внимательно слушают и просматривают иллюстрации - Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. - Лапти или сапоги - Лапти – плетенная обувь из лыка. Вместе с учителем виртуально посещают зал женского костюма Изучают женский костюм - Рубаха, сарафан, пояс, кокошник Внимательно слушают и просматривают иллюстрации - Старинный женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: доказательство П: построение логической цепочки рассуждений П: построение логической цепочки рассуждений К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
5. | Первичное закрепление Словесный: слово учителя Пед.показ Словесный: учебный диалог Словесный: слово учителя Наглядный: демонстрация | 5 мин | - Итак, сегодня, ребята, мы только начнем создавать аппликацию. Наша задача начать делать русский народный костюм мужчине или женщине, а закончите эту работу вы на следующем уроке. - Сейчас я покажу, как нужно выполнять эту работу. Вы только смотрите и запоминаете. Уберите все из рук.
- Вы можете использовать не только ткань, но и цветную бумагу. | Слушают учителя Внимательно смотрят за показом учителя Слушают учителя и следят за его действиями | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: самостоятельное создание способов решения проблем управление поведением партнёра |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: учебный диалог Словесный: слово учителя Практический: выполнение упражнения | 10 мин | - Ребята, а сейчас послушайте учебную задачу: вам необходимо начать делать аппликацию «Русский народный костюм» для женщины или мужчины. - Приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы справитесь с этим заданием. - Макет избы и фигурка войдёт в общее панно «Родина старинная моя» | Слушают учебную задачу Выполняют задание самостоятельно | Л: понимание и выражение в речи цели задания Р: принятие учебной задачи к исполнению П: самостоятельное создание способов решения проблем |
7. | Включение в систему знаний, повторение Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог | 3 мин | - Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу. Давайте полюбуемся работами друг друга. Приносим свои и кладем их на пол у доски. Внимательно посмотрите на работы. - Чьи работы наиболее творческие? - Над какой темой мы с вами сегодня работали? - Какую цель мы ставили на урок? Поднимите руку те, кто её достиг. - Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились? - Было ли сложно? Почему? - Достигли ли мы поставленных целей? - Что нового вы узнали на уроке? - Я очень довольна вашей работой! Молодцы, ребята! | Делают выставку своих работ Слушают учителя Отвечают на вопросы - Мы работали над темой: «Русский народный костюм» - Наша цель: узнать особенности русского народного костюма - Научились выполнять элементы русского народного костюма - Мы достигли поставленных целей Слушают учителя | П: обобщение и структурирование знаний в речи К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: построение логической цепочки рассуждений К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
8. | Рефлексия деятельности Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог Словесный: слово учителя | 4 мин | Выставка готовых работ. - Вы все большие отлично поработали. - Сейчас я предлагаю первому ряду оставить свои работы на партах, очень тихо встать и посмотреть работы у своих одноклассников и выбрать 2, которые вам понравился больше всего. - Почему вы выбрали именно эти работы? - Теперь можете сесть, теперь встанет 2 ряд, 3 ряд. Высказывания ребят Я научилась… Мне стало ясно… Я поняла… Теперь я знаю… Я буду стараться… Я узнала… - Пригодится в жизни ли вам это в жизни? - Вы сегодня замечательно потрудились. - Какое настроение у вас в конце урока? - Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы. | Оценивают работы - Потому что они выполнены очень красиво и аккуратно Выполняют задание Дополняют фразы - Я думаю, что нам это пригодится Отвечают на вопросы Слушают учителя | Р: оценка П: доказательство качества выполнения задания Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ИЗО. Образ русского человека. Костюм. 4 класс
Конспект к уроку ИЗО. Образ русского человека. Костюм. 4 класс...
Конспект урока по ИЗО "Образ русского человека. Костюм", 4 класс
Конспект урока, УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока ИЗО «Образ русского человека. Костюм». Коллективное панно «Хоровод» 4 класс
Тема: «Образ русского человека. Костюм». Коллективное панно «Хоровод» Дисциплина: изобразительное искусство Тип урока: комбинированный Цель: создать условия для эмоционально-целостного ...
Конспект урока "Образ русского человека. Костюм" Коллективное пано "Хоровод"
Предмет: Изобразительное искусствоКласс: 4Тема: «Образ русского человека. Костюм». Коллективное панно «Хоровод»Тип урока: комбинированныйЦель: создать условия для эмоционально-целостного восприятия уч...
Конспект изобразительного искусства "Башкирский костюм" 2 класс "Школа России"
quot;Башкирский костюм"...
"Русский народный костюм " 4 класс
Тема: Русский народный костюмТип урока: получение новых знанийЦель: изобразить русский народный костюмЗадачи:Образовательные:познакомить с особенностями русского народного костюмаОбучающие:закрепить у...