Конспект урока "Образ русского человека. Костюм." (4 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Чиркова Анастасия Сергеевна

Цель деятельности учителя:

  • создание условий для эмоционально-ценностного восприятия учащимися красоты ансамбля русского народного костюма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 9 октября 2018г., вторник

Школа: МАОУ СОШ №104

Класс: 4 «Б»

Кабинет: 201

Время: 12:15-12:55

ФИО учителя: Пашнина Т.С.

ФИ студента: Гурьянова А.

ФИО методиста: Подгорская Т.А.

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Тема: «Образ русского человека. Костюм.»

Тема четверти: «Искусство русского народа»

Цель деятельности учителя:

  • создание условий для эмоционально-ценностного восприятия учащимися красоты ансамбля русского народного костюма.

Планируемые  результаты:

Предметные:

  • развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного творчества.

Личностные:

  • осознавать личностный смысл учения;
  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: белый картон, цветная бумага, ткани, тесьма, кружева, ножницы, клей, презентация.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я.

- Ребята, давайте настроимся на плодотворную работу.

Приветствуют учителя

Слушают учителя

Показывают готовность к уроку

Р: выработка учебной мотивации, установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

Словесный:

учебный диалог

Словесный: слово учителя

3 мин

- Над какой темой мы работаем в этой четверти?

- А кто скажет, что вы изучали на прошлом уроке?

- Отлично. А что же такое изба?

- Из чего вы делали старинную русскую избу?

- Кто помнит, из каких элементов состоит изба?

Приятно  видеть  вас  сегодня  такими  красивыми.  Посмотрите  друг  на

друга.  Как  вы  одеты?  Посмотрите  на  Машу,  какая  у  неё  красивая  блузка.

Посмотрите на Мишу, он сегодня в пиджаке и белой рубашке. 

Ребята, а вы знаете, кто придумывает одежду для нас? (модельеры) 

Назовите  самых  известных  модельеров.  (Кристиан  Диор,  Юдашкин,

Зайцев) 

А вы знаете, что модельеры появились давным - давно. В Древней Руси

их называли портными. 

Их  называли  портными  потому,  что  в  Древней  Руси  вся  одежда

называлась порты или портище

Приятно  видеть  вас  сегодня  такими  красивыми.  Посмотрите  друг  на

друга.  Как  вы  одеты?  Посмотрите  на  Машу,  какая  у  неё  красивая  блузка.

Посмотрите на Мишу, он сегодня в пиджаке и белой рубашке. 

Ребята, а вы знаете, кто придумывает одежду для нас? (модельеры) 

Назовите  самых  известных  модельеров.  (Кристиан  Диор,  Юдашкин,

Зайцев) 

А вы знаете, что модельеры появились давным - давно. В Древней Руси

их называли портными. 

Их  называли  портными  потому,  что  в  Древней  Руси  вся  одежда

называлась порты или портище

Приятно  видеть  вас  сегодня  такими  красивыми.  Посмотрите  друг  на

друга.  Как  вы  одеты?  Посмотрите  на  Машу,  какая  у  неё  красивая  блузка.

Посмотрите на Мишу, он сегодня в пиджаке и белой рубашке. 

Ребята, а вы знаете, кто придумывает одежду для нас? (модельеры) 

Назовите  самых  известных  модельеров.  (Кристиан  Диор,  Юдашкин,

Зайцев) 

А вы знаете, что модельеры появились давным - давно. В Древней Руси

их называли портными. 

Их  называли  портными  потому,  что  в  Древней  Руси  вся  одежда

называлась порты или портище

Приятно  видеть  вас  сегодня  такими  красивыми.  Посмотрите  друг  на

друга.  Как  вы  одеты?  Посмотрите  на  Машу,  какая  у  неё  красивая  блузка.

Посмотрите на Мишу, он сегодня в пиджаке и белой рубашке. 

Ребята, а вы знаете, кто придумывает одежду для нас? (модельеры) 

Назовите  самых  известных  модельеров.  (Кристиан  Диор,  Юдашкин,

Зайцев) 

А вы знаете, что модельеры появились давным - давно. В Древней Руси

их называли портными. 

Их  называли  портными  потому,  что  в  Древней  Руси  вся  одежда

называлась порты или портище. 

Приятно  видеть  вас  сегодня  такими  красивыми.  Посмотрите  друг  на

друга.  Как  вы  одеты?  Посмотрите  на  Машу,  какая  у  неё  красивая  блузка.

Посмотрите на Мишу, он сегодня в пиджаке и белой рубашке. 

Ребята, а вы знаете, кто придумывает одежду для нас? (модельеры) 

Назовите  самых  известных  модельеров.  (Кристиан  Диор,  Юдашкин,

Зайцев) 

А вы знаете, что модельеры появились давным - давно. В Древней Руси

их называли портными. 

Их  называли  портными  потому,  что  в  Древней  Руси  вся  одежда

называлась порты или портище. 

Приятно  видеть  вас  сегодня  такими  красивыми.  Посмотрите  друг  на

друга.  Как  вы  одеты?  Посмотрите  на  Машу,  какая  у  неё  красивая  блузка.

Посмотрите на Мишу, он сегодня в пиджаке и белой рубашке. 

Ребята, а вы знаете, кто придумывает одежду для нас? (модельеры) 

Назовите  самых  известных  модельеров.  (Кристиан  Диор,  Юдашкин,

Зайцев) 

А вы знаете, что модельеры появились давным - давно. В Древней Руси

их называли портными. 

Их  называли  портными  потому,  что  в  Древней  Руси  вся  одежда

называлась порты или портище. 

- Приятно видеть вас сегодня такими красивыми.

- Посмотрите друг на

друга. Как вы одеты? Посмотрите на себя, какая у вас красивая одежда.

- Ребята, а вы знаете, кто придумывает одежду для нас?

- А вы знаете, что модельеры появились давным - давно.

В Древней Руси

их называли портными.

- Их называли портными потому, что в Древней Руси вся одежда

называлась порты или портище.

- Сегодня я предлагаю вам отправиться в недолгое, но далекое путешествие в старину.

-В этой четверти мы работаем над темой: «Искусство русского народа»

- Изба – это жилище для людей

- Мы делали украшение из цветной бумаги

- Фасад, сруб, окна, полотенце, причелина, лобовая доска, ставни, наличники

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

- Одежду придумывают модельеры

Слушают учителя

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: построение логической цепочки рассуждений

Р: целеполагание

Р: планирование

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя

Наглядный: демонстрация

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

3 мин

- Попробуйте угадать, с чем оно будет связано.

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!

- Предположите,  какая у нас сегодня будет тема урока? 

- А какую цель мы поставим на этот урок? 

- Совершенно верно, ребята. Этим мы с вами и займёмся на сегодняшнем уроке.

Слушают учителя

Слушают чтение стихотворения

Думают о главной мысли данного стихотворения

- Я думаю, сегодня тема нашего урока: «Русский народный костюм»

- Наша цель: Узнать, как одевались русские мужчины и женщины в старину

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Словесный: слово учителя

Словесный: слово учителя

Наглядный: демонстрация

Словесный: слово учителя

Наглядный: демонстрация

Словесный: слово учителя

Наглядный: демонстрация

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

10 мин

- Посмотрите на репродукции.

- Как вы думаете, каким был характер русского мужчины  в те времена? 

- А  характер женщины? 

- Как вы думаете, из чего состоит женский костюм? 

- А мужской костюм? 

- Цвет в русском народном костюме всегда был символичным: красный

цвет жизнь, огонь, кровь; желтый – огонь; синий, черный – тьма, горе; белый

– свет, праздник; охра – земля; голубой, серый – надежда.

- В узорах зашифрованы магические знаки – обереги, вышитые

красными и черными нитями по подолу, вороту, на рукавах и груди.

- Давайте с вами совершим виртуальное путешествие в музей.

- Первый зал, который мы посетим, это зал мужского костюма.

- Знаете ли вы, из каких частей состоял мужской костюм?

Основой мужского костюма была рубаха.

Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом.

Шили их из белой, синей, красной ткани, украшая вышивкой.

- А так же носили порты.

- Кто знает, что такое порты?

Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались

они на шнурке, который завязывался вокруг талии.

- Что же обували мужчины? Что такое лапти?

Лапти – плетенная обувь из лыка.

А теперь, мы переходим в зал женского костюма.

- Знаете ли вы, из каких частей состоял женский костюм?

Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был

круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные

рукава.

Сверх сорочки надевали сарафан.

- Опишите, пожалуйста, сарафан.

- Сарафан распашная длинная одежда

без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу до верху на пуговицы.

Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

На сарафан повязывали пояс, а на голову надевали кокошник.

- Что такое кокошник?

- Кокошник – это старинный женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом

На этом наше с вами путешествие заканчивается.

- Рассматривают репродукции

- Я думаю, что мужчина в те времена был сильным, мужественным и т.д.

- А женщина - хранительница домашнего очага, красивая, добрая, гостеприимная и т.д.

- Женский костюм – это рубаха, сарафан, венец, кокошник, сапоги или лапти

- А мужской костюм – это рубаха (косоворотка), порты, сапоги или лапти, шапка

Слушают учителя

Слушают учителя

Вместе с учителем виртуально посещают зал мужского костюма

Изучают мужской костюм

- Рубаха-косоворотка, кушак-пояс, порты, шляпа

Внимательно слушают и просматривают иллюстрации

- Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны.

- Лапти или сапоги

- Лапти – плетенная обувь из лыка.

Вместе с учителем виртуально посещают зал женского костюма

Изучают женский костюм

- Рубаха, сарафан, пояс, кокошник

Внимательно слушают и просматривают иллюстрации

- Старинный женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: доказательство

П: построение логической цепочки рассуждений

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.

Первичное закрепление

Словесный: слово учителя

Пед.показ

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Наглядный: демонстрация

5 мин

- Итак, сегодня, ребята, мы только начнем создавать аппликацию. Наша задача начать делать русский народный костюм мужчине или женщине, а закончите эту работу вы на следующем уроке.

- Сейчас я покажу, как нужно выполнять эту работу. Вы только смотрите и запоминаете. Уберите все из рук.

  1. Я беру шаблон из картона и выбираю любую понравившуюся мне ткань для рубахи.
  2. Затем я прикладываю  кусочек ткани шаблону. Обвожу контур фигуры.
  3. Затем нужно вырезать рубаху по контуру. Аккуратно, не спеша.
  4. После этого приклеиваю её к шаблону.
  5. Тоже делаю и с сарафаном. Прикладываю к шаблону, обвожу его и вырезаю. Затем приклеиваю.

- Вы можете использовать не только ткань, но и цветную бумагу.

Слушают учителя

Внимательно смотрят за показом учителя

Слушают учителя и следят за его действиями

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: самостоятельное создание способов решения проблем

управление поведением партнёра

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

10 мин

- Ребята, а сейчас послушайте учебную задачу: вам необходимо начать делать аппликацию «Русский народный костюм» для женщины или мужчины.

- Приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы  справитесь с этим заданием.

- Макет избы и фигурка войдёт в общее панно «Родина старинная моя»

Слушают учебную задачу

Выполняют задание самостоятельно

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи к исполнению

П: самостоятельное создание способов решения проблем

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: слово учителя

Словесный:

учебный диалог

3 мин

- Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу. Давайте полюбуемся работами друг друга. Приносим свои и кладем их на пол у доски. Внимательно посмотрите на работы.

- Чьи работы наиболее творческие?

- Над какой темой мы с вами сегодня работали?

- Какую цель мы ставили на урок? Поднимите руку те, кто её достиг.

- Что нового вы узнали на уроке?

 

- Чему научились?

 - Было ли сложно? Почему?

- Достигли ли мы поставленных целей?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Я очень довольна вашей работой! Молодцы, ребята!

 Делают выставку своих работ

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

- Мы работали над темой: «Русский народный костюм»

- Наша цель: узнать особенности русского народного костюма

- Научились выполнять элементы русского народного костюма

- Мы достигли поставленных целей

Слушают учителя

П: обобщение и структурирование знаний в речи

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

4 мин

 Выставка готовых работ.

- Вы все большие отлично поработали.

- Сейчас я предлагаю первому ряду оставить свои работы на партах, очень тихо встать и посмотреть работы у своих одноклассников и выбрать 2, которые вам понравился больше всего.

 - Почему вы выбрали именно эти работы?

- Теперь можете сесть, теперь встанет 2 ряд, 3 ряд.

Высказывания ребят

Я научилась…

Мне стало ясно…

Я поняла…

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Я узнала…

- Пригодится в жизни ли вам это в жизни?

- Вы сегодня замечательно потрудились.

- Какое настроение у вас в конце урока?

- Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Оценивают работы

- Потому что они выполнены очень красиво и аккуратно

Выполняют задание

Дополняют фразы

- Я думаю, что нам это пригодится

Отвечают на вопросы

Слушают учителя

Р: оценка

П: доказательство качества выполнения задания

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ИЗО. Образ русского человека. Костюм. 4 класс

Конспект к уроку ИЗО. Образ русского человека. Костюм. 4 класс...

Технологическая карта урока ИЗО «Образ русского человека. Костюм». Коллективное панно «Хоровод» 4 класс

Тема: «Образ русского человека. Костюм». Коллективное панно «Хоровод» Дисциплина: изобразительное искусство Тип урока: комбинированный Цель: создать условия для эмоционально-целостного ...

Конспект урока "Образ русского человека. Костюм" Коллективное пано "Хоровод"

Предмет: Изобразительное искусствоКласс: 4Тема: «Образ русского человека. Костюм». Коллективное панно «Хоровод»Тип урока: комбинированныйЦель: создать условия для эмоционально-целостного восприятия уч...

"Русский народный костюм " 4 класс

Тема: Русский народный костюмТип урока: получение новых знанийЦель: изобразить русский народный костюмЗадачи:Образовательные:познакомить с особенностями русского народного костюмаОбучающие:закрепить у...