Конспект изобразительного искусства "Башкирский костюм" 2 класс "Школа России"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Бураншина Аида Зуфаровна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

изобразительного искусства

Выполнила студентка 43  гр.

                                                                                                                                                Бураншина Аида      

Проверил: ______________________

Отметка: _______________________

Дата: __________________________

Челябинск, 2018

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 2

Тема урока: Башкирский костюм

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями башкирского костюма.

 Планируемые результаты

Предметные: -Выявить особенности башкирского костюма.

Личностные: укреплять любовь к красоте родного края, интерес к искусству, к изучаемой теме, воспитывать эстетическое чувство, творческое воображение.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: -шаблоны, репродукции (слайды) с различной символикой.

Этап, время

Время

                       Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

УУД

Огр.момент

Словесный

0.5 мин

Добрый день, ребята! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. Молодцы! Присаживайтесь!

Приветствуют  учителя

Настроиться на урок,

концентрировать внимание и поведение

Мотивационный

словесный

фронтальный опрос

2,5 мин

Актуализация знания и опыта

Ребята, я сейчас вам прочитаю стихотворение. Послушайте его очень внимательно.

В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,

Бескрайних лугов и степей красота,

Цвет синего неба, земли плодородной,

Цвет красных цветов, родников чистота.

Мы слышим протяжную песню курая

В сплетении цвета природы холста.

В башкирском узоре – сэсэна сказанье

И щедрость народа, его доброта.

- О чем говорит это стихотворение? (О том, что посмотрев на орнамент, можно догадаться)

активно слушают,

отвечают   на вопросы, оценивают   свои знания

умение пользоваться полученной информацией

Постановка учебной задачи

эвристический вопрос

схема-опора

2 мин

Подведение к определению темы урока.

Сделайте предположение.  

Тема урока – Выражение характера человека через украшение (башкирский костюм)

Сегодня мы поговорим о башкирах, башкирских традициях и о башкирском костюме.

Кто может сформулировать тему и задачу нашего урока?  (На слайде опора)

Познакомимся _____________________________

Научимся _________________________________

Правильно.

-А теперь сядьте удобно.        

самостоятельно или с помощью опоры  формулируют  тему урока, цель

умение самостоятельно определять круг  учебных задач

Решение учебной задачи

эвристический полилог, наглядный

наглядный, словесное пояснение

демонстрационный,

практический

инструктаж

самостоятельная работа

35 мин

 

Башкирский национальный костюм - это настоящее произведение искусства. В давние времена каждая башкирская женщина была мастерицей в изготовлении одежды. Свое искусство она передавала дочерям, и так - из поколения в поколение. Материалы для одежды тоже изготовляли сами: выделывали сукно, кожу, мех. Из волокон крапивы и конопли ткали материю.

Также для изготовления одежды использовали шелк и бархат. Украшали одежду вышивкой, аппликацией, монетами и металлическими подвесками, цветными камнями и бисером. Женщина должна быть красивой в любой обстановке. Поэтому не только праздничная, но и повседневная одежда башкирок выглядела очень нарядной.

Традиционно в создании народных башкирских костюмов используют природные оттенки. Основными цветами являются синий, чёрный, зелёный, красный, коричневый и жёлтый. Используют и другие оттенки, но они, как правило, предназначены не для повседневной одежды, а для праздничных костюмов.

Показ одежды башкир.

У. - Давайте рассмотрим башкирский женский костюм. Он состоит из длинного (до щиколотки) платья с закрытым воротничком и длинным рукавом. Платье украшали атласными лентами, узорной аппликацией, вышивкой. На платье одевалась нагрудная повязка, расшитая монетами и бисером. Поверх платья носили кафтан, который называли ЕЛЯН или приталенную безрукавку - КАМЗУЛ. На ноги в любое время года надевали одну и туже обувь - кожаные башмаки или сапожки с суконными голенищами, которые называются САРЫК. Наряд дополнял головной убор. Башкирские женщины носили платок - светлый, красный или в мелкий цветочек. Очень красиво выглядела облегающая шапочка из плотной красной ткани с круглым отверстием на макушке. Она называется КАШМАУ. По украшению головного убора можно было узнать о семейном положении человека и его возрасте. Девочки и девушки заплетали волосы в одну косу, а взрослые женщины - в две. В косы вплетали длинные шнуры с монетами на концах.

Рассмотрим мужской башкирский костюм.

- Он состоит из рубахи и штанов. Поверх рубахи надевалась короткая безрукавка, называется КАМЗУЛ или кафтан - КАЗАКЕЙ или ЕЛЯН. Пожилые мужчины носили широкие и длинные синие, зелёные и красные халаты - БЕШМЕТЫ. На голове носили тюбетейки и круглые меховые шапки - БУРЕК. Их шили на бараньем меху и обшивали мехом бобра или лисицы. Мужчинам по мусульманским обычаям запрещалось ходить с непокрытой головой, поэтому головные уборы носили в любую погоду. На ноги, как и женщины, надевали кожаные башмаки или сапоги. Высокие сапоги называют ИЧИГИ. Верхней одеждой служил ЧЕКМЕНЬ. Он обязательно подпоясывался.

- Ребята, сравним с вами башкирский костюм с татарским. Материалом для традиционной татарской одежды служили домотканые и фабричные ткани. Носили татары широкую рубаху, платья. Мужской костюм татар имеет много общего с башкирским костюмом. У них также были распространены штаны с «широким шагом», поверх рубашки носили приталенный камзол или бишмет из темной ткани, чекмени. Отличие заключалось в том, что башкиры повязывали кушак или надевали пояс поверх верхней одежды (камзола или зиляна), а татары повязывали свои кушаки поверх рубашки.

Женская одежда была богато украшена вышивкой и отделкой. Женские платья имели небольшой грудной вырез, он плотно застегивался. К низу платья пришивалась широкая декоративная оборка. Поверх платья женщины надевали камзолы, богато вышитые фартуки. Также женский костюм дополняло множество украшений: массивные нагрудники, нагрудные перевязи, затылочные украшения. Их изготавливали, нашивая на тканевую основу кораллы, бусы, монеты, ювелирные подвески, цепочки, бубенчики, перламутровые пластины и пуговицы. Традиционным украшением были серебряные ювелирные изделия. Часть украшений носили постоянно, большинство сложных украшений было предназначено для торжественных случаев, праздников. В праздничных костюмах нагрудник сочетали с перевязью, ожерельем, бусами, наспинником. Подбор материалов для украшений был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывалась защитная, очистительная сила, его блеску и звону - способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Не зря существовала пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть.

Итак, ребята, обратите внимание на:

  1. Одежду
  2. Украшения
  3. Цвет

Итак, ваша задача – выполнить башкирский костюм.

Желаю успешной творческой работы!

5). Самостоятельная практическая работа учащихся

Ребята, осталось 10 минут до звонка.

Стараемся! Молодцы!

Наблюдают   за объектами;

Высказывают свои мнения по теме;

Аргументируют  свое мнение;

Анализируют  особенности объекта;

под руководством учителя или самостоятельно выявляют  особенности композиции, характеристики объекта

Наблюдают, запоминают порядок выполнения задания

Слушают и  

Воспринимают  задание

Выполняют задание, соблюдают  требования, проявляют  творчество

умение наблюдать, делать выводы,

умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

умение проводить анализ, выявлять общее, типичное, частное в  объекте  

умение следить и усваивать практические приёмы работы

умение принимать учебную задачу

умение сконцентрироваться на работе, соблюдать время выполнения задания

умение следить и усваивать практические приёмы работы

умение наблюдать, делать выводы,

умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

Итоги   урока

Рефлексия

Словесный

демонстрационный

5 мин

Итоги темы.

Чем занимались сегодня на уроке? О каком народе бы сейчас говорили? Какого цвета были башкирские костюмы? Как их украшали? Как бы вы оценили свое настроение после урока?

Итоги практической работы –

Итак, ребята, закончили. Теперь посмотрите работу своего соседа и оцените ее по выбору цвета, чистоте и аккуратности работы. Давайте выберем лучшие работы. Молодцы ребята, отличные работы! Остальным желаем побольше стараться, чтобы получилось так же красиво!

осматривают  выставку,

анализируют  качество выполнения задания;

оценивают  достижения свои и товарищей

умение анализировать результаты труда своего и одноклассников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по математике 3 классШкола России

Контроль знаний по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток"...

Аннотации к рабочим программам 2 классШкола России.

Данные аннотации написаны с учетом ФГОС,в каждой аннотации по предмету расписаны УУД....

План-конспект урока по Изобразительному искусству УМК "Школа России"

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Карнавал"...

Конспект урока изобразительного искусства "Водные просторы России. Морской пейзаж" (УМК Перспектива, 3 класс)

Цель деятельности учителя: создание условий для продолжения ознакомления с жанром живописи пейзажем на примере морского пейзажа, с творчеством художника-мариниста И. К. Айвазовского; способствовать фо...

Конспект урока изобразительного искусства "Водные просторы России. Морской пейзаж" (3 класс)

Цель деятельности учителя: создание условий для продолжения ознакомления с жанром живописи пейзажем на примере морского пейзажа, с творчеством художника-мариниста И. К. Айвазовского; способствовать фо...

Конспект урока по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 3 класс, «Картина-пейзаж»

Цели деятельности учителя: формирование умений выполнять композицию «Картина-пейзаж».Планируемые результаты: Предметные: -знать разнообразие пейзажных сюжетов;-понимать роль искусства в кр...