Изобразительное искусство.Орнамент
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Щербакова Карина МИхайловна

Орнамент.Делаем варежку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_1_klass_ornament.docx58.53 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 08.11.2018 г.

Школа: Трубчевская гимназия им. М. Т. Калашникова.

Класс: 1

Образовательная система: Школа 2100.

Тема: Орнамент. Украшаем варежку.

Цель: выполнение орнаментального изображения на основе ритмичного чередования декоративных элементов.

Задачи:

1. Дать первичные представления об узоре, орнаменте, прикладном характере применения орнамента.

2. Формировать изобразительные умения при рисовании кистью элементов геометрического орнамента, совершенствовать композиционные умения.

3.  Формировать опыт субъективного поиска решения изобразительной задачи.

4. Способствовать развитию эстетического восприятия произведений народного искусства.

5. Создать условия для формирования УУД.

Оборудование:

Для учителя: образцы работ, презентация, шаблоны, учебник.

Для учащихся: учебник, альбом для рисования, простой карандаш, краски, кисти.

Дидактическое обеспечение:  Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 1 класс.- М.: Баласс, 2011.- с.20-21. (Образовательная система «Школа 2100»)

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знание отличительных особенностей построения геометрического орнамента.
  2. Формирование умения ритмично располагать декоративные элементы при построении орнаментальной композиции.
  3. Формирование умения подбирать  цветовые сочетания в орнаменте (желтый, красный, синий).

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Умение планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  2. Умение находить варианты решения художественно - творческих задач.
  3. Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, словесного описания.

Коммуникативные:

  1. Формирование умения правильно формулировать ответы на поставленные вопросы.
  2. Формирование умения вести диалог.
  3. Формирование умения слушать и понимать других.

Регулятивные:

  1. Умение следовать указаниям учителя.
  2. Формирование умения высказывать свои мысли, свои предположения.

Личностные:

  1. Воспитание уважительного отношения к результатам изобразительной деятельности.
  2. Умение видеть достоинства работ своих одноклассников.

План урока:

1. Организация начала урока. (1 мин.)

1. 1. Приветствие.

1. 2. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Вхождение в новое знание (4 мин.)

2.1. Работа с учебником

3. Целеполагание. (3 мин.)

4. Анализ зрительного ряда (2 мин.)

5. Алгоритм работы (3 мин.)

6. Самостоятельное применение нового знания (15 мин)

6.1. Выполнение тренировочных упражнений

6.2. Физминутка

7. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин)

8. Уборка рабочих мест. (2 мин)

Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Формы, средства и методы обучения

Формируемые УУД

1. Организация начала урока.

1.1. Приветствие. Знакомство.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!

- Сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я.

1.2. Проверка готовности к уроку.

- Проверьте,  все ли готово у вас к уроку (альбом, простой карандаш, краски, учебник).

- Сегодня у нас интересная тема урока, поэтому будьте внимательны и активны.

Фронтальная форма работы.

2. Вхождение в новое знание.

2.1. Работа с учебником

- Ребята, а кто из вас знает, что такое орнамент?

- Откройте учебники на с.20 и прочитайте первый абзац.

- Так что же такое орнамент?

( Это узор, в котором повторяется один и тот же рисунок).

- Для чего люди используют орнамент? (Для украшения посуды, одежды, архитектурных сооружений книг и так далее).

- Посмотрите на примеры орнамента на рис.1 и скажите, что отличает орнамент от обычного узора? (Повторение одинаковых элементов)

- Это как раз главная особенность орнамента. Ещё говорят, что орнамент ритмичен.

- А как вы понимаете слово «ритм»? (Это определённое чередование каких – либо элементов. Ритм может быть и в узоре и в цвете) (Слайд 1)

- Ребята посмотрите на слайд, и скажите, имеет ли этот орнамент ритм. Давайте попробуем прохлопать ритм (главный элемент и второстепенный).

- Ромб – это главный акцент, хлопаем громко, а круг – это второстепенный акцент, хлопаем тихо.

hello_html_m665bf65c.jpg

- По мотивам, используемым в орнаменте, его разделяют на 3 вида:

  1. растительный,
  2. геометрический,
  3. зооморфный.

(слайды о каждом: 3,4,5)

Фронтальная форма работы,

работа с учебником,

беседа,

беседа,

беседа,

игровая ситуация,

рассказ учителя, показ образцов.

3. Целеполагание.

- А сейчас я загадаю вам загадку, а вы будьте внимательны и постарайтесь её отгадать.

Загадка:

Мы-мохнатенькие штучки,

На прогулку выйти рады.

Защитим отлично ручки

И в мороз, и в снегопады.

Меховые, шертяные-

Выбирает нас погода,

Однотонные, цветные-здесь уже диктует мода.

(ВАРЕЖКИ)

- А как же связаны между собой варежки и орнамент?

- Вы, наверное, уже догадались, чем мы будем заниматься на уроке? (Украшать варежки)

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Какова будет цель урока?

 (Изобразить уникальную варежку, украшенную геометрическим орнаментом).

Фронтальная форма работы,

беседа.

4. Анализ зрительного ряда.

(Слайд 7)

- Посмотрите на слайд, вот несколько примеров украшения варежек геометрическим орнаментом.

- Из каких геометрических фигур составлены эти орнаменты?

- Где лучше всего располагать орнамент? (У основания варежки и на самой широкой её части)

- Изображение животного будет являться элементом геометрического орнамента? Почему?

- В геометрическом орнаменте чередуются только геометрические фигуры.

- Я тоже попробовала оригинально украсить свою варежку с помощью геометрического орнамента, и вот что у меня получилось (демонстрирую свою работу).

- Каждый из вас может придумать индивидуальное и оригинальное украшение своей варежки, используя геометрические фигуры, такие как: треугольник, квадрат, круг, волнистые линии, прямые линии, точки, звёздочки, ромбы и т.д.

Фронтальная форма работы,

беседа,

показ образцов.

5. Алгоритм работы.

- Прежде, чем приступить  к  работе,  обратите внимание на последовательность действий. (Слайд 8)

- Посмотрите на инструкцию, с чего мы начнём работу?

- нарисовать форму варежки,

- раскрашиваем её в нужный цвет (для фона лучше выбирать светлые оттенки, чтобы орнамент был именно украшением, чтобы он был ярким и красочным)        

- продумать орнаментальную композицию;

- выполнить работу в цвете.

- Можем ли мы сделать всё сразу? (нет, фон должен подсохнуть)

- Таким образом, мы можем сделать только два первых шага: обвести шаблон и нанести фон.

- А пока фон будет сохнуть, мы с вами кое- что сделаем, а что именно, вы узнаете потом.

Фронтальная форма работы,

беседа,

планирование деятельности.

6. Самостоятельное применение нового знания.

- Теперь можно приступать к работе.

- Итак, откройте свои альбомы и положите их вертикально перед собой.

- Нам нужно нарисовать варежку. Для этого положите на альбом шаблон, который лежит у вас на парте, и обведите его.

- Варежке нужно придать любой цвет, который вам нравится, но я рекомендую вам использовать светлые тона. Вы можете сделать это акварельными красками или карандашами. Следите за тем, чтобы на рисунке не было много воды, и он смог поскорее высохнуть.

- А пока краска на рисунке сохнет, мы с вами выполним несколько упражнений по составлению орнамента.

6.1. Выполнение тренировочных упражнений

На доске прикреплена полоска из бумаги.

- У меня есть элементы для составления узора, кто из вас попробует на доске составить геометрический орнамент?

(Ученик выходит к доске и прикрепляет элементы орнамента к полоске магнитами).

- Посмотрите, правильный орнамент получился у …?

- Давайте ещё раз повторим, какая самая главная особенность орнамента? (Повторение или чередование одинаковых элементов).

Физминутка

…..

- Теперь варежка подсохла и можно, наконец, её украсить. (Слайд 9)

- Вы можете работать сразу красками, кто сомневается, может легонько нанести орнамент карандашом (не нажимайте сильно на карандаш).

Целевые обходы учителя:

  • Контроль организации рабочего места.
  • Контроль изобразительной  грамотности выполнения работы.

Оказание дозированной индивидуальной помощи  учащимся, испытывающим затруднения.

Фронтальная форма работы,

инструктаж учителя,

упражнение, беседа,

дозированная помощь.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

- Закончили работу. Отложите всё в сторону.

- Что же мы должны были с вами сделать на этом уроке?

- Орнамент – это?

- Какой вид орнамента мы сегодня использовали для украшения?

- Кто испытывал затруднения на уроке?

- Кому работа на уроке показалась интересной и несложной?

- А теперь я хочу, чтобы вы поделились с классом результатами своей дизайнерской работы. (Выходит к доске 1-й ряд и т.д.)

Учащиеся представляют свои работы.

Критерии оценки:

- композиционное решение (наличие орнаментальной композиции),

- цветовое решение,

- завершённость работы.

Фронтальная форма работы, обобщающая беседа, комментирование работ учащихся.

8. Уборка рабочих мест.

-Уберите свои рабочие места. Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"

Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Методическая разработка на тему: «Современные подходы в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Орнамент»

Данная разработка: «Современные подходы в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Орнамент» предназначена для повышения уровня педагогического мастерства и воспо...

План - конспект учебного занятия «Декоративно – прикладное искусство. Орнаменты и их виды».

Данный материал  будет интересен педагогам дополнительного образованияучителям,ведущим уроки  труда,. кружки декоративно - прикладного исеусства....

План - конспект учебного занятия «Декоративно – прикладное искусство. Орнаменты и их виды».

занятие ормирует у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого,.Способствует  формированию ...

Технологическая карта урока Изобразительного искусства «Орнамент. Ритм» (1 класс, Неменский)

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с новым мастером, с графикой, с понятием «орнамент» и «ритм в орнаменте». Обучение выполнени...