План - конспект учебного занятия «Декоративно – прикладное искусство. Орнаменты и их виды».
методическая разработка (2, 3 класс)
Данный материал будет интересен педагогам дополнительного образованияучителям,ведущим уроки труда,. кружки декоративно - прикладного исеусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uchebnogo_zanyatiya_vidy_ornamenta.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема учебного занятия: «Декоративно – прикладное искусство. Орнаменты и их виды. Изготовление орнамента в полосе.
Цель: Познакомить учащихся с видами орнамента и его практическим применением на примере украшения полотенца.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения;
- Дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике.
Воспитательные:
- Формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого.
- Способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение детей методом глубокого погружения в материал
- Развивать эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства.
- Таблица «Построение орнамента в квадрате»
Оборудование для учащихся:
- Простой карандаш, цветные карандаши
- Ластик
- Альбомный лист
План занятия:
I. Вводная часть:
1. Организационный момент.
2. Беседа о народном орнаменте:
а) История возникновения орнамента.
б) Виды орнамента.
II. Объяснение нового материала:
1. Беседа о способах построения орнаментальной полосы.
а) Простейшие схемы построения линейного орнамента.
III. Практическая работа
IV. Анализ детских работ
V. Подведение итогов
Ход занятия
1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
2. Сообщение темы и цели занятия.
-Наше занятие посвящено очень интересному и необычному миру орнамента. Вы узнаете много нового и научитесь использовать свои знания в украшении хорошо знакомых вам обычных предметов.
-Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты? Каково же назначение орнамента? (основное назначение - украшение)
Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.
Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.
Украшая какой-либо предмет, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета. Он является его неотъемлемой частью и подчеркивает особенности предмета. Произведением искусства является и сам украшенный орнаментом объект и орнамент его украшающий.
Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.
История развития орнамента.
Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.
Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.
Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.
Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например, плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.
В Древней Руси орнамент назывался - "узорочьем" от слова узор. Но только ли орнамент украшал? Нет. Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце» и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами. Вынужденный постоянно противоборствовать суровой природе, во многом зависимый от нее, человек искал себе могучих покровителей, образы этих защитников.
В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы хранили своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации.
Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.
В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: (педагог называет вид орнамента, а ученики по изображению на слайде называют, из чего он составлен).
Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.
Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем).
2.Объяснение нового материала.
Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов.
Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - это отдельный элемент, без которого нет орнамента.
Для этого нам нужно узнать несколько правил построения орнамента. (Объяснение ведется по таблице «Построение орнамента в квадрате»)
Орнамент строится по 3 законам:
1.ВЫБОР И СОХРАНЕНИЕ РИТМА ОРНАМЕНТА.
Это значит, что орнамент, как музыка может быть плавным и резким, прерывистым и непрерывным.
2.ПЕРЕОДИЧНОСТЬ ОСНОВЫ ОРНАМЕНТА.
Это значит, что надо выбрать несколько линий и фигур, которые будут основой орнамента. Потом можно повторить эту основу в орнаменте несколько раз.
3.СОЧЕТАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА.
В орнаменте должно быть использовано всего лишь несколько цветов, не более 3-4.
Например, белый, красный, черный.
Физ. минутка
Ах, как долго рисовали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
3. Практическая работа
- Вводный инструктаж педагога
- Инструктаж по технике безопасности
- Самостоятельная работа учащихся
- Текущий инструктаж педагога
4. Выставка и анализ детских работ.
5.Подведение итогов
- Что такое орнамент?
? Для чего нужен орнамент?
-Какие основные виды орнаментов бывают?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»
Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»....
План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев»
Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев»....
План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс
Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству по теме «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс ...
План-конспект внеклассного занятия по изобразительному искусству для 1-2 классов (ФГОС)
План-конспект внеклассного занятия по изобразительному искусству для 1-2 классов (ФГОС)...
Методическая разработка на тему: «Современные подходы в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Орнамент»
Данная разработка: «Современные подходы в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Орнамент» предназначена для повышения уровня педагогического мастерства и воспо...
План - конспект учебного занятия «Декоративно – прикладное искусство. Орнаменты и их виды».
занятие ормирует у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого,.Способствует формированию ...
План-конспект учебного занятия по сухому плаванию для учеников начальной школы( 7-8 лет), проводится с целью ознакомления детей с плаванием как с видом спорта и физической подготовки детей к плаванию.
План-конспект урока по сухому плаванию в группе начальной подготовки.Тема урока: физическая подготовка учеников 1 класса по плаванию.Цель: Закрепление знаний, навыков и умений п...