План - конспект учебного занятия «Декоративно – прикладное искусство. Орнаменты и их виды».
методическая разработка (2, 3 класс)

Гноевая Любовь Николаевна

занятие ормирует у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого,.

Способствует  формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uchebnogo_zanyatiya_vidy_ornamenta.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема учебного занятия: «Декоративно – прикладное искусство. Орнаменты и их виды. Изготовление орнамента в полосе.

Цель: Познакомить учащихся с видами орнамента и его практическим применением на примере украшения полотенца.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения;
  2. Дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике.

Воспитательные: 

  1. Формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого.
  2. Способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.

Развивающие:

  1. Развивать творческое воображение детей методом глубокого погружения в материал
  2. Развивать эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства.
  1. Таблица «Построение орнамента в квадрате»

Оборудование для учащихся:

  1. Простой карандаш, цветные карандаши
  2. Ластик
  3. Альбомный лист

План занятия:

I. Вводная часть:

1. Организационный момент.

2. Беседа о народном орнаменте:

а) История возникновения орнамента.

б) Виды орнамента.

II. Объяснение нового материала:

1. Беседа о способах построения орнаментальной полосы.

а) Простейшие схемы построения линейного орнамента.

III. Практическая работа

IV. Анализ детских работ

V. Подведение итогов

Ход занятия

1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.

2. Сообщение темы и цели занятия.

-Наше занятие посвящено очень интересному и необычному миру орнамента. Вы узнаете много нового и научитесь использовать свои знания в украшении хорошо знакомых вам обычных предметов.

-Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты? Каково же назначение орнамента? (основное назначение - украшение)

Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.

Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.

Украшая какой-либо предмет, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета. Он является его неотъемлемой частью и подчеркивает особенности предмета. Произведением искусства является и сам украшенный орнаментом объект и орнамент его украшающий.

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.

 История развития орнамента.

Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.

Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.

Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.

Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например, плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

В Древней Руси орнамент назывался - "узорочьем" от слова узор. Но только ли орнамент украшал? Нет. Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце» и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами.  Вынужденный постоянно противоборствовать суровой природе, во многом зависимый от нее, человек искал себе могучих покровителей, образы этих защитников.

В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы хранили своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации.

Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.

В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: (педагог называет вид орнамента, а ученики по изображению на слайде называют, из чего он составлен).

Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.

Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем).

2.Объяснение нового материала.

Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов.

Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - это отдельный элемент, без которого нет орнамента.

Для этого нам нужно узнать несколько правил построения орнамента. (Объяснение ведется по таблице «Построение орнамента в квадрате»)

Орнамент строится по 3 законам:

1.ВЫБОР И СОХРАНЕНИЕ РИТМА ОРНАМЕНТА.

Это значит, что орнамент, как музыка может быть плавным и резким, прерывистым и непрерывным.

2.ПЕРЕОДИЧНОСТЬ ОСНОВЫ ОРНАМЕНТА.

Это значит, что надо выбрать несколько линий и фигур, которые будут основой орнамента. Потом можно повторить эту основу в орнаменте несколько раз.

3.СОЧЕТАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА.

В орнаменте должно быть использовано всего лишь несколько цветов, не более 3-4.

Например, белый, красный, черный.

Физ. минутка

Ах, как долго рисовали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

3. Практическая работа

  1. Вводный инструктаж педагога
  2. Инструктаж по технике безопасности
  3. Самостоятельная работа учащихся
  4. Текущий инструктаж педагога

4. Выставка и анализ детских работ.

5.Подведение итогов

- Что такое орнамент?

  ? Для чего нужен орнамент?

-Какие основные виды орнаментов бывают?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»....

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев»....

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству по теме «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс ...

План-конспект внеклассного занятия по изобразительному искусству для 1-2 классов (ФГОС)

План-конспект внеклассного занятия по изобразительному искусству   для 1-2 классов (ФГОС)...

Методическая разработка на тему: «Современные подходы в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Орнамент»

Данная разработка: «Современные подходы в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Орнамент» предназначена для повышения уровня педагогического мастерства и воспо...

План - конспект учебного занятия «Декоративно – прикладное искусство. Орнаменты и их виды».

Данный материал  будет интересен педагогам дополнительного образованияучителям,ведущим уроки  труда,. кружки декоративно - прикладного исеусства....

План-конспект учебного занятия по сухому плаванию для учеников начальной школы( 7-8 лет), проводится с целью ознакомления детей с плаванием как с видом спорта и физической подготовки детей к плаванию.

План-конспект урока по сухому плаванию в группе начальной подготовки.Тема урока:  физическая подготовка учеников 1 класса по плаванию.Цель: Закрепление знаний, навыков и умений п...