Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_2_klass.docx | 47.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
………… средняя общеобразовательная школа№…………
Рабочая программа по изобразительному искусству, 2 класс.
Принято: Согласовано: Утверждаю:
Рабочей группой учителей Зам.дир. по УР Директор школы начальных классов ________. _______ .
________________________
________.
«___» _________20__ г.
Рабочая программа
«Изобразительное искусство»
2 класс
Составитель:
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана:
-на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
-концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;
-программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование;
-авторской программы Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А. (под редакцией Неменского Б.М.) УМК «Школа России» Москва«Просвещение» 2011;
-примерной программы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)
Место предмета в учебном плане:
В учебном плане на изучение курса «Изобразительное искусство» во2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34часа в год.
Цели курса:
Изучение изобразительного искусства в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка..
Задачи курса:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.;
Планируемые результаты изучения курса.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
характеризуют уровеньсформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Формы и методы контроля.
Раздел(тема курса). | Наименование (вид контроля). | Количество часов |
Как и чем работает художник | Контрольное тестирование по разделу. | 1ч. |
Реальность и фантазия | Контрольное тестирование по разделу. | 1ч |
О чём говорит искусство | Контрольное тестирование по разделу. | 1ч |
Как говорит искусство | Итоговое тестирование за 2 класс. | 1ч. |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
Тест
- «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
- «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
- «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
- «2»- верно выполнено менее 1/2 заданий.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение).
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Основное содержание
Как и чем работает художник (9 часов).
- Три основные краски.
- Пять красок – всё богатство цвета.
- Выразительные возможности аппликации.
- Выразительные возможности графических материалов.
- Выразительность материалов для работы в объёме.
- Выразительные возможности бумаги.
- Любой материал может стать выразительным.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Наблюдать цветовые сочетания в природе.
- Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».
- Овладеть первичными живописными навыками.
- Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.
- Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.
- Смешивать цветные краски с белой и черной, для получения богатого колорита.
- Развивать навыки работы гуашью.
- Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий.
- Расширять знания о художественных материалах.
- Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.
- Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью.
- Овладеть первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше).
- Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.
- Овладеть техникой и способами аппликации.
- Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.
- Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа.
- Приемам работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть).
- Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).
- Овладеть приёмами работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление).
- Приемам работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.
- Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.
- Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.
Реальность и фантазия (7 часов).
- Изображение и реальность.
- Изображение и фантазия.
- Украшение и реальность.
- Украшение и фантазия.
- Постройка и реальность.
- Постройка и фантазия.
- Братья-Мастера всегда работают вместе.
- Обучающиеся получат возможность научиться:
- рассматривать, изучать, анализировать строение реальных животных.
- изображать животных,выделяя пропорции частей тела.
- передавать в изображении характер выбранного животного.
- размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.
- придумывать выразительные фантастические образы животных.
- изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений.
- наблюдать и видеть украшения в природе.
- создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).
- сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружках, тканях, украшениях, на посуде.
- создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры.
- рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции.
- работать с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание).
- конструировать из бумаги формы подводного мира.
- участвовать в создании коллективной работы.
- сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками.
- придумывать разнообразные конструкции.
- создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.
- понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров, их триединство).
- конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки.
О чем говорит искусство (10 часов).
- Выражение характера животных.
- Выражение характера человека.
- Выражение характера человека.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- наблюдать природу в различных состояниях.
- изображать живописными материалами контрастные состояния природы.
- наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.
- давать устную зарисовку-характеристику зверей.
- входить в образ изображаемого животного.
- изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.
- создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства.
- характеризовать доброго и злого сказочных героев.
- сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов.
- изображать эмоциональное состояние человека.
- создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго и злого героя (сказочные и былинные персонажи).
- сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).
- создавать образы из целого куска пластилина.
- создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером.
- понимать роль украшения в жизни человека.
- создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники).
- украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.д.
- украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.
- видеть художественный образ в архитектуре.
Как говорит искусство (8 часов).
- Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета.
- Линия как средство выражения: ритм линий.
- Линия как средство выражения: характер линий.
- Ритм пятен как средство выражения.
- Пропорции выражают характер.
- Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение).
- Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- составлять тёплые и холодные цвета.
- понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов.
- видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.
- различным приемам работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).
- изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная, жар-птица и т.п.).
- составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета.
- наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природы.
- изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю.
- создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы.
- видеть линии в окружающей действительности.
- фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка - изображение весенней земли).
- наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.
- использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.
- изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением.
- понимать, что такое ритм.
- передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа.
- понимать, что такое пропорции.
- создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций.
- понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа.
- фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето..
Планируемый результат изучения учебного курса.
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
- будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
- формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
- появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
- получат навыки сотрудничества с взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
- научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
- будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
ЛИТЕРАТУРА
для учащихся:
«Искусство вокруг нас», Н.А.Горяева, Москва «Просвещение», 2010г.
Рабочая тетрадь для 2 класса - «Твоя мастерская», под редакцией Б.М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2013г.
для учителя:
Б.М.Неменский. Методическое пособие «Изобразительное искусство», Москва, «Просвещение», 2014 год.
«Изобразительное искусство». Рабочие программы. ФГОС. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского (1-4) классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011 г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Корректировка | |
Как и чем работают художник? (8 часов). | |||||
1 | Три основных цвета - желтый, красный, синий. | 1ч | |||
2 | Белая и черная краски | 1ч | |||
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | 1ч | |||
4 | Выразительные возможности аппликации. | 1ч | |||
5 | Выразительные возможности графических материалов. | 1ч | |||
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. | 1ч | |||
7 | Выразительные возможности бумаги. | 1ч | |||
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы) | 1ч | |||
Реальность и фантазия (7 часов). | |||||
9 | Изображение и реальность. | 1ч | |||
10 | Изображение и фантазия | 1ч | |||
11 | Украшения и реальность | 1ч | |||
12 | Украшения и фантазия | 1ч | |||
13 | Постройка и реальность | 1ч | |||
14 | Постройка и фантазия | 1ч | |||
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | 1ч | |||
О чем говорит искусство (11 часов) | |||||
16 | Изображение природы в различных состояниях | 1ч | |||
17 | Изображение характера животных | 1ч | |||
18 | Изображение характера человека: женский образ | 1ч | |||
19 | Изображения характера человека: мужской образ | 1ч | |||
20 | Образ человека в скульптуре | 1ч | |||
21 | Человек и его украшения | 1ч | |||
22 | О чём говорят украшения | 1ч | |||
23,24 | Образ здания | 2ч | |||
25 26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру | 2ч | |||
Как говорит искусство (8 часов) | |||||
27 | Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. | 1ч | |||
28 | Тихие и звонкие цвета | 1ч | |||
29 | Что такое ритм линии? | 1ч | |||
30 | Характер линий | 1ч | |||
31 | Ритм пятен | 1ч | |||
32 | Пропорции выражают характер | 1ч | |||
33 | Ритм линий и пятен, пропорции – средства выразительности | 1ч | |||
34 | Обобщающий урок года. | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.
В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...
рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс
в программе содержится тематическое планирование по предметам 2 класса...
Рабочая программа Изобразительное искусство 1 класс.
Уроки изобразительного искусства проводятся 1 раз в неделю. УМК "Школа 2100"...
Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе:- Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009г;- ...
рабочая программа изобразительное искусство 2 класс ФГОС
Тематическое планирование по ФГОС 2 класс по программе "Начальная школа XXI века"...
Пояснительная записка к рабочей программе «Изобразительное искусство» 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от ...
Рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс ФГОС Школа России
Рабочая программа составлена по программе Неменского Б.М. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД....