Рабочая программа Изобразительное искусство 1 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Уроки изобразительного искусства проводятся 1 раз в неделю. УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurevina__izo_1.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 1 класса
1 час в неделю (всего 33 часа)
Автор : Разина Наталья Викторовна, учитель начальных классов
О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская
Пояснительная записка
Программа по изобразительной деятельности направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Программа адресована учащимся 1–4-го классов. Ее содержание полностью соотносится с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования и уровнем образовательной программы по Изобразительной деятельности.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МОУ СОШ с. Калининское на 2011-2012 учебный год.
Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.
Целью курса является общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
Цель определяет следующие задачи:
– расширение художественно-эстетического кругозора;
– приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
– освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
– создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
– освоение простейших технологий дизайна и оформления;
– воспитание зрительской культуры.
В соответствии с базисным учебным планом реализация программы рассчитана на заданное количество часов (по 33 часа в 1, 2, 3 и 4-м классах)
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный
1. Словесно-речевой алгоритм должен всегда присутствовать на уроках по изобразительной деятельности: связь речевой и художественной деятельности способствует осознанию создаваемого художественного продукта как результата самостоятельного эмоционального и интеллектуального поиска.
2. При участии в коллективном проекте предоставлять ученику возможность самостоятельно выбирать участок работы по силам, с учетом его возможностей и способностей. Готовыми работами можно оформить класс.
3. Ситуация успеха должна сопутствовать художественно-творческой изобразительной деятельности ученика постоянно.
4. Используйте задания разного уровня сложности (1-й и 2-й уровни) – это поможет эффективной реализации принципа минимакса.
5. Вместе с учениками удивляйтесь каждой неожиданной краске и ее неожиданному оттенку, разнообразию форм и композиций. Творите вместе с учениками разноцветный мир.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Программа обеспечена учебниками «Изобразительное искусство» «Разноцветный мир», 1 класс (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская)
2.Программа обеспечена рабочими тетрадями «Разноцветный мир», 1 классы (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим комментарием и пошаговыми рекомендациями.
3. В процессе реализации программы возможно использование учебников «Технология», 1 класс (авт. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева), в которых содержится материал общеэстетической направленности, помогающий решить задачу общекультурного развития.
4. О.А. Куревина, Е.А.Лутцева «Прекрасное рядом с тобой». Методические рекомендации. .М.: «Баласс» 2009.
5. Изобразительное искусство и компьютер: методические материалы по курсу изобразительного искусства для начальной школы / Отв. О.В. Кузнецова. – Железногорск:
6. Уроки технологии 1-4 классы. Современная школа. Издательство Глобус. Москва
7. . Большая детская энциклопедия. Мировая художественная культура. ИДДК. ООО
Хорошая погода». Россия. 2008 год.
Содержание курса
1-й класс
Цвет и форма (33 часа)
№ п/п | Тема. Раздел. | Количество уроков |
1 | Цветные карандаши | 11 |
2 | Работаем с гуашью | 15 |
3 | Прозрачная акварель | 7 |
ВСЕГО: | 33 урока |
I. Основные художественно-эстетические понятия.
Эстетическое в действительности и в искусстве.
Эстетический идеал в искусстве разных народов.
Эстетический вкус народа и человека, выраженный в произведениях искусства и декоративно-прикладного творчества.
Сюжет.
Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне.
II. Основы композиции.
1. Мера – соотношение части и целого.
2. Тождество – абсолютное равенство. Зеркальность изображения.
3. Гармония в жизни и искусстве.
4. Соотношение частей.
III. Из истории развития искусства.
Искусство первобытного общества как утилитарная необходимость.
Общехудожественные умения: правильно пользоваться изобразительными средствами и инструментами: промывать и сушить кисть, снимать лишнюю краску; знать свойства гуаши, акварели; техника – закрашивание, штриховка, примакивание, мазок, тычок; передавать строение, величину и расположение предметов, цвет, фактуру, используя разные способы изображения; изображать несложный сюжет; знать художников и скульпторов (в пределах программы); уметь обосновывать свое эстетически-художественное мышление.
Понятия:
1. Культурологические: эстетическое, эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
2. Художественно-изобразительные: изобразительный материал, инструмент, линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.
Содержание программы
1. Художественно-графические материалы (рисовальная бумага, акварельные краски, гуашь, мелки, пастель, графит), пластические материалы (глина, пластилин), их названия, свойства, назначение. Выявление эстетического в простом материале.
Познакомить со средствами графического рисунка: карандаш, уголь, сангина, тушь, мелки, пастель и техникой работы с ними.
Учить использовать в рисунке линии разной толщины и характера.
2. Организация рабочего места при работе с художественными материалами.
3. Виды художественных кистей и правила пользования ими. Приемы работы кистью, карандашом, фломастером.
4. Основы композиции. Представление о композиции как части и целом. Мера. Тождество. Соотношение частей.
Изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, составлять модели из 2–3-х частей разной формы.
5. Компоненты изобразительной деятельности:
– изготовление и подготовка к работе палитры;
– способы разведения и смешивания красок;
– нанесение точек, линий, мазков;
– выполнение простейших узоров, орнаментальных рисунков;
– передача в рисунках простейших форм предметов, общего пространственного положения и основного цвета предмета;
– работа по мокрому листу;
– штриховка (не выходя за контур, по контуру, изображая пушистую фактуру.)
6. Знакомство с творчеством живописцев и скульпторов (И. Шишкин, К. Брюллов, А. Венецианов, В. Мухина).
Виды работ
Отработка навыков рисования на разной бумаге (глянцевая, чертежная и др.).
Отработка графических приемов (набросок, зарисовки, тушевка, шриховка) карандашом.
Знакомство с орнаментами.
Отработка приемов работы углем и фломастером (работа по контуру, штриховка внутри контура, работа «клячкой», растушевка).
Декорирование интерьера.
Работа пастелью (нанесение, втирание).
Знакомство с сангиной. Гризайль.
Первобытная живопись.
Работа с гуашью (смешивание на палитре, с белилами, накладывать послойно).
Знакомство с пейзажем. Освоение работы гуашью: подготовка, смешивание красок, способы нанесения (от светлого к темному, по спектру, фоновое и главное изображение).
Знакомство с работой восковыми мелками (совместно с акварелью).
Знакомство с городским пейзажем.
Передача представлений о величине предметов, об их строении.
Передача с помощью цвета фактуры и формы предмета (шар, прямоугольник).
Знакомство с эмоциональным назначением цвета в живописи.
Создание сюжета. Нахождение словесного аналога. Реализация эстетического контекста (рисование на основе музыкального, литературного образа).
Мозаика. Работа локальными мазками.
Бумагопластика.
Создание портфолио.
Результаты обучения и развития учащихся нна конец 1 класса
К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических категориях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности должны знать:
– особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.
Должны уметь:
– работать с гуашью (подготовка, смешивание красок, способы нанесения: от светлого к темному, по спектру, фоновое и главное изображение), реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности, изображать однодетальные и многодетальные предметы, работать в технике аппликации, бумагопластики;
– под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно пользоваться средствами художественной деятельности;
– с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
– самостоятельно аккуратно выполнять графические приемы, работать с акварелью, гуашью.
Учебно-тематический план. Изобразительное искусство 1 класс.
1 час в неделю – 33 часа.
№ п/п | № в теме | Тема | Использование ИКТ | Дата план | Дата факт | Коррекция |
Раздел 1. Цветные карандаши - 11 часов | ||||||
1 | 1 | Как работать с учебником. Кто такой художник? | 07.09 | |||
2 | 2 | Фантазируем и учимся. «Дружные соседи» | 14.09 | |||
3 | 3 | Тренируем наблюдательность. Детали. Рисуем животных. «Городок». | 21.09 | |||
4 | 4 | Чудо-радуга. Цвет. «Загадочный фазан». | 28.09 | каникулы | ||
5 | 5 | Цвет. «Чудо-дерево». | 12.10 | |||
6 | 6 | Линии – какие он бывают? «Коврик». | 19.10 | |||
7 | 7 | Линия и форма. «Солнечный денёк». | 26.10 | |||
8 | 8 | Учимся видеть и говорить на языке искусства. | 02.11 | |||
9 | 9 | Какие бывают фигуры? «Любимая игрушка». | Презентация «Аппликация» | 09.11 | каникулы | |
10 | 10 | Рисование листьев. Понятие о симметрии. «Осень». | Презентация «Осенние листья» | 23.11 | 2 триместр | |
11 | 11 | «Осенний букет» Понятия «Орнамент», «Геометрический орнамент». | Презентация «Аппликация из листьев» | 30.11 | ||
Раздел 2. Работаем гуашью – 15 часов. | ||||||
12 | 1 | «Живое письмо». Живопись. Разноцветные узоры. | Презентация «Жанры живописи» | 07.12 | ||
13 | 2 | Тёплые и холодные цвета. Орнамент. | 14.12 | |||
14 | 3 | Декоративное панно «С Новым годом!» | 21.12 | |||
15 | 4 | Декоративная открытка «Новогодняя ёлка», Морозные узоры. | 28.12 | каникулы | ||
16 | 5 | Мир вещей. Натюрморт. Смешиваем краски (гуашь). Фрукты на тарелочке. | Презентация «Картина- натюрморт» | 11.01 2012 г. | ||
17 | 6 | Основные, родственные, дополнительные цвета. Как использовать тёплые и холодные цвета. Плоды на столе. | 18.01 | |||
18 | 7 | Графика: чёрное и белое. Графика, контраст, пятно, штрих, точка. Рисование кистью. | 25.01. | |||
19 | 8 | Учимся видеть и говорить на языке искусства. | 01.02 | |||
20 | 9 | Чёрное на белом и белое на чёрном. Что такое иллюстрация? Зимний лес. | 08.02. | |||
21 | 10 | Делаем открытку-поздравление папам и дедушкам «Праздничный салют». | 15.02 | каникулы | ||
22 | 11 | Цвета и цветы. «Букет». | 29.02 | 3 триместр | ||
23 | 12 | «С Днём 8 Марта» Выполняем открытку с элементами объёма в технике аппликации. | 07.03 | |||
24 | 13 | Учимся видеть и говорить на языке искусства. | 14.03 | |||
25 | 14 | Пейзаж. Учимся видеть и говорить на языке искусства. | Презентация «Великие пейзажисты» | 21.03 | ||
26 | 15 | Народные художники. Народные промыслы. | Презентации «Народные промыслы» | 28.03 | ||
Раздел 3. Прозрачная акварель - 7 часов. | ||||||
27 | 1 | Прозрачность акварели. Чудесная радуга. Витраж. | 04.04 | каникулы | ||
28 | 2 | Секреты акварели. «Рыбка в море» Насыщенность цвета. | 18.04 | |||
29 | 3 | Картины о жизни людей. Сюжет. «Наши друзья». | 25.04 | |||
30 | 4 | Учимся видеть и говорить на языке искусства. | 02.05 | |||
31 | 5 | Из истории искусства. Древний мир. Рисунок на скале. | 16.05 | |||
32 | 6 | Рисунок на скале (продолжение) | 23.05 | |||
33 | 7 | Итоговый урок. Что ты узнал в этом году. | Презентация «Жанры ИЗО» | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа искусство(музыка) 4 класс(автор Е.Д.Критская)
Рабочая программа, содержание тем, календарно-тематическое планирование 4 класс.(Авторы Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина)...
рабочая программа 3 класс изобразительное искусство ФГОС
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание,требования к планируемым результатам изучения программы (личностные, метапредметные, предметные), календарно- тематическое планиро...
Рабочая программа 1 класс. 2014-2015 М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства
Рабочая программа 1 класс. 2014-2015 М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства...
Рабочая программа 2 класс. 2014-2015 М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства
Рабочая программа 2 класс. 2014-2015 М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства...
Рабочая программа 1 класс Изобразительное искусство "Школа России"
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образовани...
Рабочая программа 1 класс. Изобразительное искусство
Рабочая программа "Перспектива"...
Рабочая программа 1 класс изобразительное искусство и художественный труд "Гармония"
Рабочая программа 1 класс изобразительное искусство и художественный труд "Гармония"...