Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_1_klass.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы
Протокол № ___ от Приказ № ____ от
«____»________ «____»________ «____»________
Рабочая программа
по изобразительному искусству
1 класс
|
2017-2018 г.
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу рабочей программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника
________________________________________________________
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2010.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., «Просвещение», 2010.
в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Содержание курса
Ты учишься изображать (9 ч.)
1. Все дети любят рисовать.
2. Изображения всюду вокруг нас.
3. Материалы для уроков изобразительного искусства.
4. Мастер Изображения учит видеть.
5. Изображать можно пятном.
6. Изображать можно в объёме.
7. Изображать можно линией.
8. Разноцветные краски.
9. Художники и зрители.
Ты украшаешь. (8 ч.)
10. Мир полон украшений.
11. Красоту нужно уметь замечать.
12. Цветы.
13. Узоры на крыльях.
14. Красивые рыбы.
15. Украшения птиц.
16. Узоры которые создали люди.
17. Мастер Украшения помогает сделать праздник.
Ты строишь. (8 ч.)
18. Постройка в нашей жизни.
19. Дома бывают разными.
20. Домики, которые построила природа.
21. Снаружи и внутри.
22. Строим город.
23. Всё имеет своё строение.
24. Строим вещи.
25. Город, в котором мы живём.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу .(9 ч.)
26. Три Брата Мастера всегда трудятся вместе.
27. Праздник птиц.
28. Разноцветные жуки.
29. Сказочная страна.
30. Времена года.
31. Здравствуй, лето
32. Экскурсия на природу.
33. Экскурсия на выставку картин.
Количество часов: 1 ч в неделю, всего 33 часов;
Плановых контрольных работ: .
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы |
1. | Ты учишься изображать | 9 | |
2. | Ты украшаешь. | 8 | |
3 | Ты строишь. | 8 | |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу . | 8 | |
Итого: | 33 |
Требования к уровню подготовки
Цель курса: 1.Научить детей правильно пользоваться инструментами и
материалами ИЗО.
2. Научить передавать в рисунке простейшую форму, общее
пространственное положение, основной цвет предметов.
3. Воспитывать эстетический вкус.
4. Освоить три способа художественной деятельности:
изобразительную, декоративную и конструктивную.
Задачи курса: 1.Познакомить с названиями главных цветов (красный,
жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый,
голубой);
2. Познакомить с элементарными правилами смешанных
цветов (красный + синий = фиолетовый;синий+жёлтый=
зелёный) и т. д.
3. Научить верно держать лист бумаги, карандаш;
4. Научить правильно работать акварельными красками,
ровно закрывать ими нужную поверхность;
5. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
6. Научить применять элементы декоративного рисования кистью;
7. Освоить простейшие приёмы лепки.
Литература
I Для учителя:
1. Л.А.Неменская «Изобразительное искусство»
2. Б.М.Неменский « Методическое пособие по изобразительному
искусству».
II Для ученика:
1. Е.И.Коротеева «Искусство и ты».
2. Рабочая тетрадь «Твоя мастерская»
Приложение.
Календарно-тематическое планирование
№ УЗ. | Раздел, тема. | Всего часов | Дата по плану | Дата фактически | |
Ты учишься изображать (9 ч.) | |||||
1. | Все дети любят рисовать. | 1ч. | 2.09 | ||
2. | Изображения всюду вокруг нас. | 1ч. | 9.09 | ||
3. | Материалы для уроков изобразительного искусства. | 1ч. | 16.09 | ||
4. | Мастер Изображения учит видеть. | 1 . | 23.09 | ||
5. | Изображать можно пятном. | 1ч. | 30.09 | ||
6. | Изображать можно в объёме. | 1ч. | 7.10 | ||
7. | Изображать можно линией. | 1ч. | 14.10 | ||
8. | Разноцветные краски. | 1ч. | 21.10 | ||
9. | Художники и зрители. | 1ч. | 28.10 | ||
Ты украшаешь. (8 ч.) | |||||
10. | Мир полон украшений. | 1ч. | 11.11 | ||
11. | Красоту нужно уметь замечать. | 1ч. | 18.11 | ||
12. | Цветы. | 1ч. | 25.11 | ||
13. | Узоры на крыльях. | 1ч. | 2.12 | ||
14. | Красивые рыбы. | 1ч. | 9.12 | ||
15. | Украшения птиц. | 1ч. | 16.12 | ||
16. | Узоры которые создали люди. | 1ч. | 23.12 | ||
17. | Мастер Украшения помогает сделать праздник. | 1ч. | 13.01 | ||
Ты строишь. (8 ч.) | |||||
18. | Постройка в нашей жизни. | 1ч. | 20.01 | ||
19. | Дома бывают разными. | 1ч. | 27.01 | ||
20. | Домики, которые построила природа. | 1ч. | 3.02 | ||
21. | Снаружи и внутри. | 1ч. | 10.02 | ||
22. | Строим город. | 1ч. | 24.02 | ||
23. | Всё имеет своё строение. | 1ч. | 2.03 | ||
24. | Строим вещи. | 1ч. | 9.03 | ||
25. | Город, в котором мы живём. | 1ч. | 16.03 | ||
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу .(8 ч.) | |||||
26. | Три Брата Мастера всегда трудятся вместе. | 1ч. | 6.04 | ||
27. | Праздник птиц. | 1ч. | 13.04 | ||
28. | Разноцветные жуки. | 1ч. | 20.04 | ||
29. | Сказочная страна. | 1ч. | 27.04 | ||
30. | Времена года. | 1ч. | 4.05 | ||
31. | Здравствуй, лето! | 1ч. | 11.05 | ||
32. | Экскурсия на природу. | 1ч. | 18.05 | ||
33. | Экскурсия на выставку картин. | 1ч. | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.
В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...
рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс
в программе содержится тематическое планирование по предметам 2 класса...
Рабочая программа Изобразительное искусство 1 класс.
Уроки изобразительного искусства проводятся 1 раз в неделю. УМК "Школа 2100"...
Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе:- Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009г;- ...
рабочая программа изобразительное искусство 2 класс ФГОС
Тематическое планирование по ФГОС 2 класс по программе "Начальная школа XXI века"...
Пояснительная записка к рабочей программе «Изобразительное искусство» 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от ...
Рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс ФГОС Школа России
Рабочая программа составлена по программе Неменского Б.М. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД....