Рабочая программа по ИЗО 4 класс УМК " Перспектива"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Перспектива» (автор Т.Я.Шпикалова, Л.В. Ершова. М. : Просвещение, 2011); Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Перспективаа» -М. : Просвещение, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 45.82 КБ |
Предварительный просмотр:
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными за-
дачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим со-
провождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как
ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной
деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись,
элементы мультипликации и пр.)
Количество часов по программе
раздел | Название разделов | Кол – во часов по программе | Кол – во часов по рабочей программе |
1. | Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля | 8 | 8 |
2. | На дворе осень – погод восемь | 8 | 8 |
3. | Что было, видели деды; что будет, увидят внуки | 10 | 10 |
4. | Повернись к мирозданию! | 8 | 8 |
Итого | 34 | 34 |
II. Содержание курса
(34 час)
Ведущей темой года является тема: «Вечные и любимые образы в искусстве».
Содержание программы представлено в виде двух взаимных разделов:
«Основы художественного изображения» - 18 часов
Мой край родной – моя земля, пейзаж
Знатная русская земля своими мастерами. Знакомство с художником И. Шишкиным
Движение – жизни течение
Родословное древо
Год не неделя – двенадцать месяцев впереди
Новогодние импровизации
Зимняя прогулка
Да, были люди в наше время…
Вода – жизнь
За весной, красой природы, лето красное придёт
Этот праздник со слезами на глазах
Медаль за бой, за труд из одного металла льют
«Основы народного декоративно – прикладного искусства» - 16 часов
Целый мир от красоты
Дерево жизни – символ мироздания.
Цветущее дерево – символ жизни
Пава – краса, птица счастья
Конь – огонь – символ солнца, плодородия и добра
Образ мира в городецкой прялке
Вольный ветер – дыхание земли
Осенние метаморфозы
Вещи старого дома
Вещь во времени и пространстве
Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома
Потешные листы
Резьба по ганчу
Символика ганчевых арабесок
ВЕЧНЫЕ И ЛЮБИМЫЕ ОБРАЗЫ В ИСКУССТВЕ
ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых через вечные образы-символы, образы-архетипы, заключенные в произведениях разных видов и жанров, в творениях народных мастеров разных стран, раскрывается образная (трехчастная) картина мира, обнаруживается неисчерпаемость природных образов («древо жизни», образы птиц и животных, природных стихий — земли, воды, огня, воздуха), человек (его портрет, костюм, кукла), его дела (труд, отдых, праздники, ремесла, сказки и быль, игры и увлечения), история и защита Отечества (исторический жанр), вещи вокруг человека (натюрморт).
Формирование эстетических представлений и художественных умений в работе:
с цветом как средством выразительности в живописи. Многообразие цветотоновых оттенков в выявлении художественных образов, нахождение цвета для изображения объема и освещенности реальных предметов. Прием получения звучных, чистых, сложных, мягких и других цветовых пятен, цветовых сочетаний. Понятие локального цвета. Освоение различных приемов акварельной живописи («по сырому», «а-ля прима» и др.), изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве. Приемы изображения пространственных планов в реалистической живописи. Выполнение упражнений на подбор цветовой гаммы разных состояний природы. Экспериментирование с цветом (работа по сырой бумаге, мазок с восковым рисунком);
с графическими средствами выразительности. Роль линии, силуэта в создании образа отдельных явлений природы, в изображении головы и фигуры человека, композиции в целом. Приемы передачи объема в искусстве графики. Простейшие приемы передачи светотени (свет, тень, полутень и др.) в рисовании предметов комбинированной формы. Упражнения по выполнению набросков фигуры взрослого человека и фигуры ребенка, объектов природы, деревьев, транспорта, игрушек. Приемы изображения пространства с применением элементарных закономерностей линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, уровень зрения, точка схода). Приемы передачи движения (ветра, движущихся облаков, людей, транспорта и т. д.) с помощью линий, штрихов.Выполнение набросков знаков-символов четырех природных стихий (солнце, небо; земля, вода, дерево; русалки, неведомые существа). Упражнения на выполнение плакатного шрифта. Рисование цветными мелками, карандашами, пастелью, углем, фломастерами; использование материалов для коллажа (цветная бумага, вырезки из старых журналов, газет, фотографии и т. д.);
по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Применение различных композиционных закономерностей для образного решения сюжета (выбор угла зрения, выделение композиционного центра, контрасты размеров, света и цвета и др.). Работа по чтению и составлению композиционных схем;
по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Приемы организации декоративной композиции: множественность времени, многосюжетность, условная трактовка элементов композиции и т. д. (на примерах лаковой миниатюры Палеха, лубочных картинок, художественного оформления праздничной открытки, плаката, памятной медали). Выявление роли силуэта, черного контура, условной передачи цвета, света и тени в изображении предметов и людей в различных декоративных композициях. Выразительные средства плаката (графичность, лаконичность, условность в характере изображения, броскость, призывность цвета, особенности композиции — соединение изображения с текстом). Знакомство с медальерным искусством. Ясность, лаконичность композиций, применение символов, эмблем, аллегорий. Сочетание изображения и надписи.
Опыт художественно-творческой деятельности:
изображение пейзажа (отдельных элементов и композиции) по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами. Отражение образа мироздания в произведениях изобразительного и народного искусства, фольклора и литературы. Создание композиции, отражающей собственное видение мира («Я все люблю, что мне земля дала...»). Создание композиций пейзажа по памяти с отражением характерных признаков природы родных мест: один и тот же природный мотив в пору золотой и поздней осени («Осень — перемен восемь»); зимняя картина («Зимняя прогулка»); главный герой пейзажа — дерево (древо жизни — символ мироздания) («Величие и красота могучего дерева»); уголок природы ранней или поздней весной («Апрельский сон с его улыбкой маю...»). Передача в рисунке динамики, движения. Работа над графическими образами неба, воздуха, облаков («Вольный ветер — дыхание Земли»);
изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (предметы быта и домашней утвари) с передачей характерных признаков формы, объема («Ожившие вещи»). Рисование с натуры тематического натюрморта графическими материалами («Вещи старого дома»). Составление декоративной композиции натюрморта из предметов современного быта («Вещь во времени и в пространстве») и выполнение ее из материалов на выбор (гуашь, черная тушь);
изображение человека. Выполнение набросков и зарисовок сказочных персонажей в народных костюмах, воинов русской и французской армий времен Отечественной войны 1812 г. («Доблесть русских воинов.Бородино»). Создание образа художника или народного мастера с передачей внешнего сходства в лице, костюме, в предметном окружении. Выбор и передача поворота головы, движения фигуры, ситуации («Знатна Русская земля своими мастерами»). Оформление родословного древа и выполнение группового портрета своей семьи («Дуб стар, да корень свеж»). Знакомство с монументальным искусством в скульптуре. Создание эскиза памятника воину-освободителю («Это праздник со слезами на глазах...»);
составление сюжетно-тематических и декоративных композиций: иллюстраций к литературным и фольклорным произведениям, на исторические и бытовые темы, плаката, лубочной картинки. Прием уподобления природных циклов образу человека, передача в костюме особенностей состояния природы в конкретный месяц с помощью цвета и декора («Двенадцать братьев друг друга не обходят»). Выполнение эскизов и композиций иллюстраций к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Передача в сюжетной композиции реальных или вымышленных образов, отражение определенного военного сюжета, действия. Рисование иллюстрации к фрагменту стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» («Да, были люди в наше время...»). Создание композиции картинки в технике лубка («Потешные листы»). Выполнение поисковых эскизов и работа над композицией: плаката в технике коллажа («Вода — жизнь»); памятной медали («Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»). Создание композиции образа одного из времен года с использованием характерных признаков, особенностей колорита («За весной, красой природы, лето красное придет...»). Выявление сходства и различий в создании художественного образа времени года выразительными средствами разных искусств (изобразительного и народного).
ОСНОВЫ НАРОДНОГО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, ансамбля художественных вещей (крестьянский дом, народный праздничный костюм, предметы домашнего быта), в которых отражается представление народа о строении мироздания (трехчастная картина мира — небо, земля, подземный мир), символах-архетипах, природных стихиях. Выявление связей образа художественной вещи с образами в изобразительном искусстве, с жизнью своего края и историей народа.
Формирование представлений о символике народного орнамента. Образы мироздания — древо жизни, жилище русского крестьянина, прялка, народный костюм. Отражение в орнаменте элементов мироздания (образы-символы неба, солнца, звезд, воды, осадков, земли, птиц, животных), сходство их расположения на фасаде избы и в народном костюме. Магическая и эстетическая роль орнамента. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в прялке), симметрия и асимметрия в построении орнамента, характер элементов городецкой росписи (растительный и зооморфный, изображение человека).
Опыт художественно-творческой деятельности:
ознакомление с орнаментом в резьбе по дереву (домовая резьба, прялка), по ганчу. Выполнение зарисовок элементов деревянной архитектуры (фасад дома, резные наличники, причелины) на основе повтора, вариаций и импровизаций, группировка изображаемых орнаментальных элементов соответственно их расположению на фасаде дома. Нахождение аналогий в размещении, символическом содержании орнамента в декоре избы и народного костюма, выполнение по наблюдению зарисовок фасада дома («Изба и народный костюм как образ вселенной»). Своеобразие символики узбекских орнаментов в резьбе по ганчу. Сходство орнаментальной символики в искусстве разных народов;
ознакомление с искусством изготовления русской прялки Русского Севера (вологодская, мезенская, северодвинская прялки), Ярославля, Городца. Отличительные особенности конструкции, орнамента резных и расписных прялок. Упражнения на рисование знаков-символов (солнце, земля, древо жизни, птица счастья) по мотивам вологодской и пермогорской прялок;
ознакомление с искусством городецкой росписи по дереву. Городецкая прялка как предмет труда, украшение интерьера, подарок. Особенности ее конструкции (донце, гребень) в сравнении с конструкцией прялок северных регионов России. Сходство художественных образов пряхи в изображении лаковой миниатюры и песне. Образ мироздания в росписи городецкой прялки, особенности орнаментальной композиции (ярусность, симметрия). Упражнения по освоению последовательности росписи (подмалевка, разживка черным цветом, разживка белилами). Выполнение на основе повтора и вариаций изображений растительных мотивов («Купавки, розаны, бутоны, листочки...»), птицы («Пава-краса»), коня («У меня базарна прялочка... на ней кони...»). Составление композиции панно по мотивам городецкой росписи (импровизация) с передачей образа мироздания;
ознакомление с искусством резьбы по ганчу. Орнамент в каменной архитектуре узбекских мастеров и других народов Востока. Своеобразие ганча как поделочного материала (эластичность, прочность, белизна). Отражение в работах мастеров природных стихий, любви к родной природе. Особенности резного орнамента (арабески — символичные растительные и геометрические мотивы; тематические сюжеты). Приемы резьбы по ганчу (сквозная, рельефная), последовательность исполнения. Выполнение упражнений черным фломастером или палочкой и черной тушью на повтор символов узбекского орнамента и составление узора («Узоры из глубины веков в резьбе по ганчу»). Составление симметричного узора в круге (вариации, импровизация) с использованием символики узбекского орнамента («Твой ажурный узор в резьбе по ганчу»).
Основные содержательные линии
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Количество часов по программе
Основные требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся
Обучающиеся должны
знать/понимать:
- доступные сведения о памятниках культуры и искусства;
- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- средства художественной выразительности (цвет, линия, объём, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно – прикладных работах;
- схему построения городецкой росписи;
- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;
уметь:
- применять приёмы акварельной живописи (по сырому, а – ля – прима и др.), приёмы получения цветовых пятен, сочетаний;
- пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов, отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении композиции;
- применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариации, импровизации);
соблюдать последовательность выполнения изделия;
- анализировать орнаментные композиции в произведениях народного и декоративно – прикладного искусства;
- высказывать оценочные суждения о шедеврах народных мастеров России;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- выражать своё отношение к произведениям изобразительного и народно декоративно – прикладного искусства в самостоятельном творчестве;
- проявлять нравственно – эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа;
проявлять положительное отношение к результату своего труда и труда других людей.
Ш.Календарно тематическое планирование по изобразительному искусству в 4 классе,1 час в нед., 34 часа в год
№ п/п | Тема урока | Ко-во часов | дата | ||
По плану | По факту | ||||
Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля10 (час.) | |||||
1 | 1 | Целый мир от красоты. Пейзаж. | 1 | 05.09 | |
2 | 2 | Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки. | 1 | 11.09 | |
3 | 3 | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж. | 1 | 18.09 | |
4 | 4 | Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция. | 1 | 25.09 | |
5 | 5 | Птица – символ света, счастья Декоративная композиция. | 1 | 02.10 | |
6 | 6 | Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция. | 1 | 09.10 | |
7 | 7 | Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция. | 1 | 16.10 | |
8 | 8 | Знатна Русская земля мастерами | 1 | 23.10 | |
На дворе осень – погод восемь 8 (час) | |||||
9 | 1 | Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж. | 1 | 13.11 | |
10 | 2 | Движение – жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению. | 1 | 20.11 | |
11 | 3 | Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция. | 1 | 27.11 | |
12 | 4 | Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет. | 1 | 4.12 | |
13 | 5 | Двенадцать братьев друг за другом бродят… Декоративно-сюжетная композиция. | 1 | 11.12 | |
14 | 6 | Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация | 1 | 18.12 | |
15 | 7 | Новогоднее настроение. Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов. | 1 | 25.12 | |
16 | 8 | Твои новогодние Проектирование открытки. | 1 | 150.1 | |
Что было, видели деды; что будет, увидят внуки 10 час | |||||
17 | 1 | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки. | 1 | 22.01 | |
18 | 2 | Зимние картины. Сюжетная композиция. | 1 | 29.01 | |
19 | 3 | Ожившие вещи. Натюрморт. | 1 | 5.02 | |
20 | 4 | Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт. | 1 | 12.02 | |
21 | 5 | Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. | 1 | 19.02 | |
22 | 6 | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Сюжетная композиция. | 1 | 26.02 | |
23 | 7 | Образ мира в народном костюме и внешнемуб-ранствекресть-янского дома. Орнамент. | 1 | 5.03 | |
24 | 8 | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция. | 1 | 12.03 | |
25 | 9 | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция. | 1 | 19.03 | |
26 | 10 | Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката. | 1 | 2.04 | |
Повернись к мирозданию! 8 час | |||||
27 | 1 | Повернись к мирозданью. Проект экологического плаката в технике коллажа. | 1 | 09.04 | |
28 | 2 | Русский мотив. Весенний пейзаж | 1 | 16.04 | |
29 | 3 | Русский мотив. Весенний пейзаж | 1 | 23.04 | |
30 | 4 | Всенародный праздник – День Победы. Образы защитников Отечества. | 1 | 30.04 | |
31 | 5 | «Медаль 6Изготовление медали | 1 | 07.05 | |
32 | 6 | О7рнаментальный образ Архитектура Узбекистана. | 1 | 14.05 | |
33 | 7 | Орнаментальный образ в веках Архитектура Татарстана. | 1 | 21.05 | |
34 | 8 | Круглый год. Эскиз декоративного панно. | 1 | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс УМК "Перспектива"
Рабочие программы 1 класс УМК "Перспектива" в соответствии ФГОС НОО...
рабочая программа 1 класс УМК "Перспектива" по окружающему миру
программа содержит пояснительную записку, УУД, календарно - тематическое планирование....
рабочая программа 2 класс УМК "Перспектива"
Математика 2 класс "Перспектива" в рамках ФГОС...
рабочая программа 2 класс УМК "Перспектива"
программа по русскому языку 2 класс УМК "Перспектива" (ФГОС)...
рабочие программы 1 класс УМК "Перспектива"
Развёрнутое календарно-тематическое планирование для 1 класса УМК "Перспектива"...
Рабочие программы 1 класс УМК "Перспектива"
В данной папке содержатся рабочие программы по основным предметам 1 класса. Учебно-методический комплекс "Перспектива"...
рабочие программы 4 класс умк перспектива
рабочие программы по умк перспектива 4 класс...