Проект по арт-терапии «Времена года»
проект по изобразительному искусству (изо) на тему
Арт-педагогика - это особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности ребенка реализуется средствами искусства на уроке любого преподаваемого предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 42.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по арт-терапии «Времена года»
Оглавление:
1. Пояснительная записка
2. Паспорт проекта
3. Перечень занятий.
4. Ожидаемые результаты.
- Пояснительная записка
Термин “арт-терапия” (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом (1938) при описании собственной работы с больными в санаториях.
По М. Либману, арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения.
В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д.
Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее “Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы:
Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
В 2017-2018 учебном году в рамках долговременного проекта по арт-терапии «Времена года», в 3 б классе проводятся мероприятия, направленные на развитие познавательной и психоэмоциональной сферы ребёнка с ТМНР по средствам занятия по изобразительной деятельности.
Арт-педагогика - это особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности ребенка реализуется средствами искусства на уроке любого преподаваемого предмета.
Особенно актуальным становится использование арт-педагогики и ее приемов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Например, на уроках класса с учениками с тяжелой степенью умственной отсталости, сопровождающейся тяжелыми множественными нарушениями, когда учителю не приходится использовать традиционные методы обучения, учитывая недостаточную степень развития и непроизвольность внимания, несформированность мышления и других психических процессов, особенно при нарушении различных анализаторов.
В своей работе ставим перед собой задачу сохранения целостности личности, пытаемся соединить интеллектуальное и художественное восприятие мира. Используем систему арт-педагогических приёмов, обеспечивающих радостное вхождение в мир знаний, которые также оказывают коррекционное воздействие на развитие сохранных анализаторов, психических процессов (памяти, внимания, мышления и пр.), и способствуют социализации.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с детьми. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребёнка воспитывается эмоциональное отношение к миру, понимание этого мира, развивается восприятие, воображение, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию он может выразить себя доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств.
Проект реализуется через интегрированный урок, увлекательную игровую деятельность, экскурсию, творческую деятельность, направленную формирование временных понятий и активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Практическая значимость проекта заключается в том, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи:
Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Складываются открытые, доброжелательные отношения с педагогом.
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее деформировался у ребенка с ТМНР (РДА, РАС), исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.
Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
2. Паспорт проекта
Перечень занятий.
1. «Осеннее настроение» раскрашивание карандашами готового рисунка.
2. «Букет из листьев» - аппликация.
3. Индивидуальные занятия с психологом «Краски осени»
4. Осенняя прогулка.
5. Интегрированное занятие (учитель/ психолог) « Осень. Листопад»
6. «Зимние узоры на моём окне» - рисование карандашами.
7. Рассматривание иллюстраций «Зимняя прогулка»
8. Интегрированное занятие (учитель/ учитель музыки) « Зима. Белый снег пушистый»- рисование под музыку.
9. Весенняя прогулка.
10. «Цветочная поляна» - раскрашивание красками готового рисунка.
11. Интегрированное занятие (учитель/ учитель-дефектолог) « Весна. Первоцветы»
Ожидаемые результаты проекта:
- Формирование временных представлений.
- Развитие активности детей через разнообразные формы работы: рисование, аппликация, лепка, пение.
- Формирование коммуникативных способностей.
- Индивидуальное развитие графических навыков, сенсомоторики.
- Коррекция поведения, снятие тревожности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект создания альбома " Времена года"
Проект: альбом "Времена года"Подготовила учитель начальных классов...
Урок - проект "Времена года. Осень пришла"
Урок - проект "Времена года. Осень пришла"...
Проект "Времена года"
Цель проекта: изучить особенности живой и неживой природы в разные времена года, создать Календарь природы....
Проект "Времена года. Осень"
Данный прект строится на основе межпредметных связей. Уч-ся самостоятельно и с помощью родителей отыскивали информацию о растениях, которую оформляли в виде доклада, газет, рисунков.Также план проведе...
урок - проект "Времена года" по окружающему миру с использованием компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски, документ-камеры
Аннотация.На уроке используются различные формы работы: коллективная ( фронтальная) работа, работа в группах; прослеживается межпредметная связь с уроками трудового обучения и ИЗО....
Творческо - познавательный проект "Времена года. Осень."
Ознакомление с этимологией осенних месяцев, с устным народным творчеством. Воспитание любви к родному языку....
Педагогический проект по начальной школе «Времена года». Раздел «Изучаем весну»
Материал рассчитан для педагогов, работающих с учащимися со сложной структурой дефекта стяжёлыми множественными нарушениями развития.Идея проекта - выстраивание всех видов детской деятельности вокруг ...