Урок - проект "Времена года. Осень пришла"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок - проект "Времена года. Осень пришла"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_proekt_osen_ignatovoy_a.v.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ПОСЁЛОК МОНГОХТО»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ:
3 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ИГНАТОВА А.В.
П. МОНГОХТО
Урок – Творческий проект
«Времена года. Осень пришла»
Цель: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных явлений.
Задачи:
• Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.
• Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость.
• Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.
• Формирование коммуникативных навыков.
Проект по содержанию – межпредметный;
по уровню усвоения учебного материала – итоговый проект;
по форме организации – групповой;
по срокам выполнения – среднесрочный;
по результатам выполнения – практический.
Творческие группы:
Фотокорреспонденты
Издатели
Музыканты
Художники
Дизайнеры
Ход урока – творческого проекта:
I. Организационный момент.
Группы приветствуют гостей, занимают свои места.
II. Подготовительный этап.
Над землей туман клубится,
Вяжет сети паучок.
Вот и рыжая лисица
Красит листья в жёлтый цвет.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краску ливнем.
Отгадать загадку просим:
Кто лисица эта?
- Осень!
- По каким признакам узнали это время года?
- Почему осень сравнивают с лисицей?
- У кого из поэтов есть подобное сравнение?
- Д. Кедрин « Осенняя песня».
- Чёрно – бурою лисицею под горой улёгся лес.
- Ребята, мы в течение долгого времени на различных уроках – литературы, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства и во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены этому удивительному времени года – осени. Мы выбрали общее название.
Прочитаем: «Времена года. Осень пришла»
- Ребята, а как вы считаете, почему мы так заинтересовались данной работой?
- Что толкнуло нас и захотелось самим попробовать свои силы в роли художников, дизайнеров, издателей и фотокорреспондентов?
В литературе встретились очень красивые поэтические произведения, на уроках рисования, трудового обучения выполняли различные работы!
Наполнить себя красотой и поделиться с другими.
- Ребята, я предлагаю продолжить исследования и попытаться проникнуть в некоторые тайны искусства.
III. Работа по группам. Задания:
Подобрать недостающие слова – глаголы, чтобы получилась рифма.
1. Осень пёстрая ……….(пришла)
И рябины подожгла.
Возле них дрозды снуют
И плоды – огонь ……….(клюют)
2. ……. В роще листопад (бродит)
По кустам и кленам,
Скоро он …… в сад (заглянет)
Золотистым звоном.
Потерялась первая буква.
3. ….синку красила
….сень
….синка мне нравится
….чень.
….на позолотом блистает,
….дно только жаль –
….блетает.
4. …леет за лесом закат
…лые
…исты к лесу летят.
…стры зарделись на клумбах в саду
…лые тени дрожат на пруду.
Всем группам. Подобрать рифмы.
Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем.
………………….. листопад
………………….. сад.
- Осень – искусная чародейка с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года.
Это всё завораживает, пленит, очаровывает. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.
IV.Анализ художественных произведений.
- Кто из великих русских поэтов искренне любил осень, был очарован ею?
А.С.Пушкин. «Унылая пора!»
- Поэт, как кисточкой – словом рисует очень яркую картину золотой осени.
Давайте прочитаем стихотворение Д. Кедрина «Осенняя песня»
- Какое настроение передаёт автор?
- Какой образ вам особенно нравится и почему?
- Кто такие духи осени?
- Что позволило нам так ярко представить эту картину?
- Каким приёмом пользуется поэт? (олицетворение)
- Прочитайте стихотворение С.Есенина.
- Назовите общие понятия, слова?
- Одинаково ли пишут поэты?
Как поэты говорят об осени?
---Солнце спряталось за ситцевой
Занавескою небес.
Д. Кедрин.
Колесом за сине горы
Солнце тихое скатилось.
С. Есенин.
Солнце реже смеётся…
К. Бальмонт
И редкий солнца луч.
А.С.Пушкин
- Для чего используются олицетворения?
- Ребята, вы тоже побывали в роли писателей. Сочиняли стихи, описывали осенние деньки.
V. Творческий отчёт групп.
- Слово вам издатели книг. (Выступление детей).
- Спасибо за труд.
Художники
- Не только поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины, изображая осень.
( Три картины: Левитан, Поленов, Остроухов)
Выступления детей:
1. Илья Семенович Остроухов (1887г.) изобразил два старых клена и несколько тоненьких молодых деревьев, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине все сливается с ярким золотом осенней листвы. Всё пронизано лёгкой туманной дымкой. Лес засыпает, но он живой. Сороки скачут по дорожке. Мы как – бы оказались в самой чаще леса.
2. Василий Дмитриевич Поленов (1893г.)
Мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и даль до самого горизонта. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Поляна с протоптанной тропинкой, молодые берёзки в золотых одеждах, кое-где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по этой дорожке, подышать осенним воздухом.
3. Левитан изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.
Слева – берёзовая роща, справа – лишь отдельные деревья, вдали – осенние леса. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.
- Что объединяет все картины?
- Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками?
- Какие строчки из стихотворения больше всего выражают содержание картин?
- Лес, точно терем расписной…
И.Бунин.
- Что изображали вы на своих рисунках?
- Кому машет дерево последним листом?
- В хрестоматии мы нашли продолжение данного произведения.
И. Бунин « Листопад»
«…Последний день в лесу встреча»
- Просим наших художников представить, созданную ими газету, которая представляет осень во всей красе и знакомит со стихами собственного сочинения об осени.
Выступления детей ( художников)
Музыканты:
- Природа и музыка – эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем-то очень похожи.
- Когда впервые звучала музыка?
- Первые рассветные лучи звенят росинками на цветочных полянах, малиновый закат наполняет вечер своими плавными звуками, музыка звучала, звучит, и будет звучать там, светит солнце, там, где опадают на остывшую землю позолоченные осенью наряды каштанов и кленов. Там, где небо распахнуло для журавлиного полёта.
Выступления детей:
Наши исследования были бы не столько яркими, если бы мы не обратились к творчеству русского композитора П.И.Чайковского. Чудесные картины русской природы не могли не найти отклика в чуткой душе музыканта.
Слушаем музыку. ( Анализ услышанного).
Фортепианные пьесы «Времена года» композитор писал в течение 1876 года. У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши по-своему. Осень радует нас спелыми сочными красками деревьев. Музыка осени сначала праздничная и величавая. Но полетают дни за днями, и щедрый темп урожая сменяют чуть грустные напевы. Улетают птицы, облетает листва. И задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей неповторимой багряной красой.
- « Времена года» являются любимейшими произведениями музыкантов и слушателей. Композитор писал о природе так, что слушая его произведения, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную, не увядающую красоту земли.
Фотокорреспонденты:
- Нам было интересно сфотографировать в нашем поселке приметы осени.
Выступления детей:
1. Мы с мамой сфотографировали осенние астры, калину. На этой фотографии мне очень понравилось сочетание желтой травы и ещё зелёной листвы деревьев.
2. А мы сфотографировали опушку леса. Краснеют гроздья рябины и много золота – березки надели жёлтые наряды.
Дизайнеры:
- Нам очень захотелось, используя различные материалы, создать свои осенние картины.
- Эти работы мы назвали «Осенние фантазии». В работах мы использовали осенние листья, цветную бумагу и пластилин.
- Осень так красиво разукрасила листья деревьев и кустарников! Гуляя в школьном дворе, мы любовались осенним убранством, собирали коллекцию листьев.
VI. Рефлексия
- Ребята, вы создали удивительную красоту – словом, рисунком, фотографией, поделками. Действовали как настоящие художники. Писатели, поэты, живописцы передают нам своё впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.
- Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка?
- Облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность.
«Я сорвал цветок, и он увял.
Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладоши.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!»
- Как вы понимаете эти слова?
- Подлинная культура – она хранится в душе, становится ценностью человека и не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рощах, в охапку. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце- это высшее проявление культуры человека.
- Чему научились мы, работая над этим проектом? (ответы детей)
-В заключение нашей работы мы исполним песню об осени, потанцуем вместе с красивыми листочками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Времена года. Осень"
Данный прект строится на основе межпредметных связей. Уч-ся самостоятельно и с помощью родителей отыскивали информацию о растениях, которую оформляли в виде доклада, газет, рисунков.Также план проведе...
урок - проект "Времена года" по окружающему миру с использованием компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски, документ-камеры
Аннотация.На уроке используются различные формы работы: коллективная ( фронтальная) работа, работа в группах; прослеживается межпредметная связь с уроками трудового обучения и ИЗО....
"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".
Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....
Творческо - познавательный проект "Времена года. Осень."
Ознакомление с этимологией осенних месяцев, с устным народным творчеством. Воспитание любви к родному языку....
Экологический проект "Времена года. Осень в нашем селе"
Осень - удивительное время года, которое никого не оставляет равнодушным. Каждый человек по-своему любит осень, замечает ее красоту. Мы задались вопросом: а знаем ли мы, как приходит осень в наш...
Урок-проект "Времена года"
Урок-проект "Времена года"...
Конспект урока ритмики во 2 классе «Времена года. Осень. Осенние месяцы.» с элементами логоритмики, коррегирующих игр, математики, живого мира.
Конспект урока ритмики во 2 классе «Времена года. Осень. Осенние месяцы.» с элементами логоритмики, коррегирующих игр, математики, живого мира. Учитель: Ушакова Валентина Николаевна....