Педагогический проект по начальной школе «Времена года». Раздел «Изучаем весну»
проект (2 класс)
Материал рассчитан для педагогов, работающих с учащимися со сложной структурой дефекта стяжёлыми множественными нарушениями развития.Идея проекта - выстраивание всех видов детской деятельности вокруг темы наступления весны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_izuchaem_vremena_goda._vesna.docx | 47.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»
Педагогический проект по начальной школе
«Времена года». Раздел «Изучаем весну»
(для учащихся со сложной структурой дефекта с ТМНР)
«Природа – это единственная книга, каждая страница,
которой полна глубокого содержания» И.В. Гёте
Актуальность:
Познание ребенком окружающего мира включает и познание природы. Впечатление, полученное от природы в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияет на отношения человека к природе.
Опыт показывает, что уже в младшем школьном возрасте дети без усилий осваивают комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме, и, если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитывать в детях доброту и милосердие, ответственное отношение к природе, и потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни.
У учащихся со сложной структурой нарушений недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру.
Поэтому необходимо предоставить учащимся возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы воспитания бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе. Когда учащиеся будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, тогда они и научатся наблюдать природу, видеть её красоту, беречь её.
Вид проекта: информационно – творческий.
Продолжительность и время реализации: март - май 2019
Участники: учащиеся начальных классов, учителя, родители
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, исследовательская
Идея проекта: выстраивание всех видов детской деятельности вокруг темы наступления весны
Цель проекта: создание условий для ознакомления учащихся с природой во всех ее проявлениях в весенний период времени, расширения и систематизации знаний учащихся по теме «Весна»
Задачи проекта:
Образовательные:
- расширять представление о сезонных изменениях в природе;
- обобщать и систематизировать представления о весенних изменениях в живой и неживой природе;
- углублять знания о жизни птиц и животных в весенний период;
- учить видеть красоту природы в весеннее время года;
Развивающие:
- развивать речь, мышление, память;
- использовать интегрированный подход в экологическом воспитании учащихся через различные виды деятельности;
- развивать творческие способности и навыки коммуникации в ходе внеклассного мероприятия;
Воспитательные:
- воспитывать доброе, милосердное отношение к природе родного края;
- прививать любовь и бережное отношение к природе;
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания
Пояснительная записка:
Реализация проекта в школе для детей с умственной отсталостью и ТМНР отличается от аналогичной деятельности в коррекционной школе. Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся со сложной структурой дефекта, практически невозможна, ведущая роль в данном виде деятельности отводиться учителю, но всё-таки не стоит учителю исключать данный вид деятельности из своей работы. Как и все дети, наши учащиеся любят наблюдать за изменениями природы. Через активную продуктивную деятельность, а именно наблюдение, рисование, лепку, аппликации, беседы, проект помогает ярче изучать основные признаки весны. Поэтому нами был выбран проект максимально близкий учащимся по их интересам и возможностям. Форма представления проекта была выбрана игровая.
Классы обучаются по АООП (Вариант 2). Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР.
Обучение с использованием новых технологий данной категории детей осложняется в силу их интеллектуальных особенностей и возможностей и требует более длительного подготовительного этапа. В данном случае, эта деятельность была связана с продолжительной систематической работой по теме на протяжении ряда уроков по следующим предметам: «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий природный мир», «Изобразительная деятельность», «Окружающий социальный мир ».
Так как большая часть детей, принимающих участие в проекте, не владеет речью, а часть имеет только зачатки речи, что очень затрудняет ведение какой-либо продуктивной деятельности, то реализация проекта была направлена на развитие речевой активности как вербальной, так и не вербальной.
Содержание проекта было направлено на общее и речевое развитие учащихся в процессе целенаправленного ознакомления с окружающей жизнью.
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный материал по данному проекту рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Данный проект проходил в течение трёх месяцев. За это время реализация проекта позволила учащимся более прочно изучить материал, систематизировать его с помощью учителя, повысить мотивацию к изучению предмета, что крайне важно для детей данной категории. Так же данный проект помог преодолеть трудности интеллектуального развития и коммуникации.
Предполагаемый результат:
• закрепление знаний и представлений о весне, её признаках;
• расширение и активизация речевого запаса учащихся на основе углубления и обобщения представлений об окружающем;
• отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
• заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе школы.
План работы с учащимися по осуществлению проекта
«Изучаем весну»
Образовательные области | Формы работы с детьми |
Познавательное развитие | Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени. Ознакомление с окружающим. Серия уроков направленных на изучение признаков осени по предметам «Окружающий природный мир», «Изобразительная деятельность» и «Окружающий социальный мир».
Беседы: - «Весна - красна!» - «Солнце просыпается и … » - «Кто больше радуется весне?» - «Первоцветы» - «О чем поют весенние птицы?» - «Как ты поступишь, если увидишь, как разрушают гнёзда птиц» и т. п. - Загадки про весну Цикл наблюдений: - за изменениями весенней природы (за солнцем, небом, силой ветра) -за красотой и богатством весенних красок - за цветником около школы (появление подснежников) - за перелетными птицами - Перелётные птицы весной - за насекомыми - за деревьями, растущими на территории школы Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего школьного двора», «Ищем приметы весны» «Как вести себя в природе» |
Социально – коммуникативное развитие
| Рассматривание картин о природе Суриков «Грачи прилетели», Остроухов «Ранняя весна», Левитан «Весна», «Март» Сюжетно-ролевые игры: «Попрыгаем по проталинам», «Пускаем кораблики по ручейкам», «Посади первоцветы на проталины», «Моя семья. Семейная прогулка в парке» «Прыг-скок через лужи» Дидактические игры: «Времена года», «Чей хвост? » «В лесу: звери просыпаются » «Назови растения» «Бывает – не бывает», Трудовая деятельность: Помощь взрослым по уборке школьной территории после зимы; Беседа по ОБЖ: «Азбука весенней безопасности на дорогах» |
Художественно-эстетическое развитие | Аппликации:
Рисование:
Лепка
Слушание музыкальных произведений: Слушание П.И. Чайковский альбом «Времена года»: «Апрель», «Подснежник», А. Вивальди «Весна»; Прослушивание песен о весне Самостоятельная музыкальная деятельность: «Сыграй песенку весны» Досуги, развлечения: Выставка работ «Рисуем весну» Прослушивания аудиозаписей «Голоса птиц» |
Физическое развитие | Беседы: «Как одеваться весной» «Если хочешь быть здоров» «Весенняя дорога в школу». Беседа по ПДД Подвижные игры: Клумба Клумба посреди двора выросла вчера. Имитирует движения: копают землю. Там сажает детвора цветики с утра. Сажают цветы. И ромашки, и вьюнок Поливают. Собирай в букет, дружок. Срывают, нюхают, дарят друг другу. Театрализованные игры: «Веселый хоровод» (по стихотворению С. Городецкого «Весенняя песенка»), игра-импровизация «Звери и птицы встречают весну» и т. п. «Прилёт птиц» «Прыг-скок по проталинам» Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок» «Летят пчелы» Ритмические физкультминутки: «Звери на зарядке», «Весенний ветер» Пальчиковая гимнастика Алые цветы Наши красные цветки Разжать пальцы. Ветерок чуть дышит Пошевелить пальчиками. Наши красные цветки Пальцы сжать в кулачок. Головой качают, Покачивание кулачками. |
Исследовательская деятельность: | - посадка лука «Огород на окне»; - посев семян цветов для рассады; - наблюдение за ветками деревьев; - эксперименты с водой, испытание корабликов |
Мероприятия по работе с родителями:
- Консультация для родителей «Учимся наблюдать за весенней природой»;
- Изготовление тематической папки на каждого учащегося «Изучаем весну»
- Организация выставки детских работ;
- Организация выставки «Наши экскурсии»;
- Совместное творчество детей и родителей – изготовление скворечников;
- Привлечение родителей к участию в интегрированном занятии «Встречаем весну»
- Привлечение родителей к организации выставки скворечников и вывешиванию их на деревья
Продукт проектной деятельности:
Выставка работ учащихся с использованием природного материала (изготовление гнёзд)
Участие в интерактивном интегрированном занятии «Встречаем весну
Выставка детских рисунков «Весна идет, весне дорогу!»»
Презентация проекта:
- «Встречаем весну» (открытые уроки, групповые мероприятия, презентации)
Выводы и результативность:
Благодаря этому проекту работа получилась продуктивной, познавательной. Проект помог ребятам расширить кругозор и представления об окружающем мире. У учащихся формируется представление о том, что надо любить и беречь природу, а не разрушать ее.
Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Педагогический проект "Организация дифференцированного подхода на уроках окружающего мира в начальных классах"
Педагогический проект по организации дифференцированного подхода к обучающимся начальных классов на уроках окружающего мира....
Социальный проект в начальной школе как педагогическая практика по развитию личности ребёнка
В данной публикации раскрывается значение формирования социальной компетенции у младших школьников. Особое внимание уделяется организации и проведению социальных проектов, способствующих личностному р...
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как о...
Педагогический проект "Использование графического способа на уроках литературного чтения в начальной школе" выполнила Сумина Галина Алексеевна Учитель начальных классов
Моделирование как дидактический и эвристический прием является как раз тем средством, которое, с одной стороны, опирается на традиционный принцип наглядности, с другой - позволяет применить этот принц...
Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»
Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...