Педагогический проект по начальной школе «Времена года». Раздел «Изучаем весну»
проект (2 класс)

Готовцева Елена Александровна

Материал рассчитан для педагогов, работающих с учащимися со сложной структурой дефекта стяжёлыми множественными нарушениями развития.Идея проекта - выстраивание всех видов детской деятельности вокруг темы наступления весны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_izuchaem_vremena_goda._vesna.docx47.13 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Школа  № 2124 «Центр развития и коррекции»

Педагогический проект по начальной школе

«Времена  года».  Раздел «Изучаем весну»

 (для учащихся со сложной структурой дефекта с ТМНР)

 «Природа – это единственная книга, каждая страница,

которой  полна глубокого содержания» И.В. Гёте

Актуальность:

Познание ребенком окружающего мира включает и познание природы. Впечатление, полученное от природы в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияет на отношения человека к природе.

Опыт показывает, что уже в младшем школьном возрасте дети без усилий осваивают комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме, и, если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитывать в детях доброту и милосердие, ответственное отношение к природе, и потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни.

У учащихся со сложной структурой нарушений  недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру.

Поэтому необходимо предоставить учащимся возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы воспитания бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе.  Когда учащиеся будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, тогда они и научатся наблюдать природу, видеть её красоту, беречь её.

Вид проекта:  информационно – творческий.

Продолжительность  и время реализации:  март - май 2019

Участники: учащиеся начальных классов, учителя, родители

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, исследовательская

Идея проекта: выстраивание всех видов детской деятельности вокруг темы наступления весны

Цель проекта: создание условий для ознакомления учащихся с природой во всех ее проявлениях в весенний период времени, расширения и систематизации знаний учащихся по теме «Весна»

 Задачи проекта:

Образовательные:

  • расширять представление о сезонных изменениях в природе;
  • обобщать и систематизировать представления о весенних изменениях в живой и неживой природе;
  • углублять знания о жизни птиц и животных в весенний период;
  • учить видеть красоту природы в весеннее время года;

Развивающие:

  • развивать речь, мышление, память;
  • использовать интегрированный подход в экологическом воспитании учащихся через различные виды деятельности;
  • развивать творческие способности и навыки коммуникации в ходе внеклассного мероприятия;

Воспитательные:

  • воспитывать доброе, милосердное отношение к природе родного края;
  • прививать любовь и бережное отношение к природе;
  • повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания

Пояснительная записка:

Реализация проекта в школе для детей с умственной отсталостью и ТМНР отличается от аналогичной деятельности в коррекционной школе. Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся  со сложной структурой дефекта, практически невозможна, ведущая роль в данном виде деятельности отводиться учителю, но всё-таки не стоит учителю исключать данный вид деятельности из своей работы. Как и все дети, наши учащиеся любят наблюдать за изменениями природы. Через активную продуктивную деятельность, а именно наблюдение, рисование, лепку, аппликации, беседы, проект помогает ярче изучать основные признаки весны. Поэтому нами  был выбран проект максимально близкий учащимся по их интересам и возможностям. Форма представления проекта была выбрана игровая.

Классы обучаются по АООП (Вариант 2). Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР.

Обучение с использованием новых технологий данной категории детей осложняется в силу их интеллектуальных особенностей и возможностей и  требует более длительного подготовительного этапа. В данном случае, эта деятельность была связана с продолжительной систематической работой по теме на протяжении ряда уроков по следующим предметам: «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий природный мир», «Изобразительная деятельность», «Окружающий социальный мир ».

Так как большая часть детей, принимающих участие в проекте, не владеет речью, а часть имеет только зачатки речи, что очень затрудняет ведение какой-либо продуктивной деятельности, то реализация проекта была направлена на развитие речевой активности как вербальной, так и не вербальной.

Содержание проекта было направлено на общее и речевое развитие учащихся в процессе целенаправленного ознакомления с окружающей жизнью.

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный материал по данному проекту рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Данный проект проходил в течение трёх месяцев. За это время  реализация проекта позволила учащимся более прочно изучить материал, систематизировать его с помощью учителя, повысить мотивацию к изучению предмета, что крайне важно для детей данной категории. Так же  данный проект помог преодолеть трудности интеллектуального развития и коммуникации.

Предполагаемый результат:        

•        закрепление знаний и представлений о весне, её признаках;

•        расширение и активизация речевого запаса учащихся на основе углубления и обобщения представлений об окружающем;

•        отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

•        заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе школы.

План работы с учащимися по осуществлению проекта

«Изучаем весну»

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Ознакомление с окружающим.

Серия уроков направленных на изучение признаков осени по предметам «Окружающий природный мир», «Изобразительная деятельность» и «Окружающий социальный мир».

  • «Приметы весны»
  • «В гости к весне»
  • «Весенние краски»
  • «В весеннем лесу»
  •  «Наш  город  весной»

Беседы:

- «Весна - красна!»

- «Солнце просыпается и … »

- «Кто больше радуется весне?»

- «Первоцветы»

- «О чем поют весенние птицы?»

- «Как ты поступишь, если увидишь, как разрушают гнёзда птиц» и т. п.

- Загадки про весну

Цикл наблюдений:

- за изменениями весенней природы (за солнцем, небом, силой ветра)

-за красотой и богатством весенних красок

- за цветником около школы (появление подснежников)

- за перелетными птицами - Перелётные птицы весной

- за насекомыми

- за деревьями, растущими на территории школы

Целевые прогулки: 

«Деревья и кустарники нашего школьного двора»,

«Ищем приметы весны»

«Как вести себя в природе»

Социально – коммуникативное

развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рассматривание картин о природе

Суриков «Грачи прилетели», Остроухов «Ранняя весна», Левитан «Весна», «Март»

 Сюжетно-ролевые игры: 

«Попрыгаем по проталинам»,

«Пускаем кораблики по ручейкам»,

«Посади первоцветы на проталины»,

«Моя семья. Семейная прогулка в парке»

«Прыг-скок через лужи»

Дидактические игры:

 «Времена года»,  

«Чей хвост? »

«В лесу: звери просыпаются »

«Назови растения»

«Бывает – не бывает»,

Трудовая деятельность:

 Помощь взрослым по уборке школьной территории после зимы;

  Беседа по ОБЖ:

 «Азбука весенней безопасности на дорогах»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликации:

  • «Весенние краски» (отрывная аппликация)
  • «Скворечник»
  • «Ветка мимозы»
  •  «Букет цветов»

Рисование:

  • «Скворечник» (рисунок красками)
  • Капель
  • Ручейки
  • «Скворец»
  • «Грач»

Лепка

  • «Грач»
  • Подснежник
  • Тюльпаны

Слушание музыкальных произведений:

 Слушание П.И. Чайковский альбом «Времена года»: «Апрель», «Подснежник», А. Вивальди «Весна»;

Прослушивание песен о весне

Самостоятельная музыкальная деятельность:

 «Сыграй песенку весны»

Досуги, развлечения:

Выставка работ «Рисуем весну»
Участие в  школьном дне открытых дверей, интегрированное занятие «Встречаем весну»

 Прослушивания аудиозаписей «Голоса птиц»

Физическое развитие

Беседы:

«Как одеваться весной»

«Если хочешь быть здоров»

«Весенняя дорога в школу». Беседа по ПДД

Подвижные игры:

Клумба

Клумба посреди двора выросла вчера.

Имитирует движения: копают землю.

Там сажает детвора цветики с утра.

Сажают цветы.

И ромашки, и вьюнок

Поливают.

Собирай в букет, дружок.

Срывают, нюхают, дарят друг другу.

Театрализованные игры:

«Веселый хоровод» (по стихотворению С. Городецкого «Весенняя песенка»),

 игра-импровизация «Звери и птицы встречают весну» и т. п.

 «Прилёт птиц»

«Прыг-скок по проталинам»

Дыхательная гимнастика

 «Понюхай цветок»

«Летят пчелы»

 Ритмические физкультминутки:

 «Звери на зарядке», «Весенний ветер»

Пальчиковая гимнастика

Алые цветы

Наши красные цветки
Открывают лепестки.

Разжать пальцы.

Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.

Пошевелить пальчиками.

Наши красные цветки
Закрывают лепестки.

Пальцы сжать в кулачок.

Головой качают,
Тихо засыпают.

Покачивание кулачками.

Исследовательская деятельность:

- посадка лука «Огород на окне»;

- посев семян цветов для рассады;

- наблюдение за ветками деревьев;

- эксперименты с водой, испытание корабликов

Мероприятия по работе с родителями:

  • Консультация для родителей «Учимся наблюдать за весенней природой»;
  • Изготовление тематической  папки на каждого учащегося «Изучаем весну»
  • Организация выставки детских работ;
  • Организация выставки «Наши экскурсии»;
  • Совместное творчество детей и родителей – изготовление скворечников;
  • Привлечение родителей к участию в интегрированном занятии «Встречаем весну»
  • Привлечение родителей к организации выставки скворечников и вывешиванию их на деревья

Продукт проектной деятельности:

Выставка работ учащихся с использованием природного материала (изготовление гнёзд)

Участие в  интерактивном интегрированном занятии «Встречаем весну

Выставка детских рисунков «Весна идет, весне дорогу!»»

Презентация проекта:

  • «Встречаем весну» (открытые уроки, групповые мероприятия,  презентации)

Выводы и результативность:

 Благодаря этому проекту работа получилась продуктивной, познавательной. Проект помог ребятам расширить кругозор и представления об окружающем мире. У учащихся формируется представление о том, что надо любить и беречь природу, а не разрушать ее.

Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Педагогический проект "Организация дифференцированного подхода на уроках окружающего мира в начальных классах"

Педагогический проект по организации дифференцированного подхода к обучающимся начальных классов на уроках окружающего мира....

Социальный проект в начальной школе как педагогическая практика по развитию личности ребёнка

В данной публикации раскрывается значение формирования социальной компетенции у младших школьников. Особое внимание уделяется организации и проведению социальных проектов, способствующих личностному р...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как о...

Педагогический проект "Использование графического способа на уроках литературного чтения в начальной школе" выполнила Сумина Галина Алексеевна Учитель начальных классов

Моделирование как дидактический и эвристический прием является как раз тем средством, которое, с одной стороны, опирается на традиционный принцип наглядности, с другой - позволяет применить этот принц...

Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...