Урок изобразительного искусства в 1 классе на тему : " Красоту надо уметь видеть"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Анохина Ольга Ивановна

Познакомить учащихся с  русскими художниками и жанром «пейзаж». Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Урок ИЗО103.97 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета-заявка

на участие в конкурсе

профессионального мастерства педагогов

общеобразовательных организаций Курской области

«Мой лучший урок»

по направлению начальная школа
(на 2018/2019 учебный год)

1.Фамилия, имя, отчество автора (полностью)

Анохина Ольга Ивановна

2. Год, месяц день рождения 

1978 год апрель 27

3. Место работы 

 Бегощанский филиал МБОУ «Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»

полный адрес: индекс 307333  город  Курская область Рыльский район село Бегоща  улица Черкащина  57

Федеральный телефонный код города 8(47152) 6-55-22

 e-mail для переписки school_47152_21@ mail.ru

4. Должность      учитель начальных классов

5. Педагогический стаж работы     20 лет

6. Преподаваемый предмет   изобразительное искусство

7. Класс проведения урока  1 класс 

количество детей в классе     2

8. Домашний адрес автора (полностью) индекс  307366 Курская область Рыльский район село Бегоща дом 45  

Сотовый телефон   8-960-682-07-93

Федеральный телефонный код города 8(47152) 6-55-28

Е- mail     anokhina.olga2018@yandex.ru 

9. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения    

Меринова Таисия Валентиновна 

 телефон для связи 8 920 714 15 26

телефон8(47152) 6-56-21 

 e-mail для переписки school_47152_17@ mail.ru

 D:\2013-2014 г. Белолюбцева\Изображение.jpg

 М.П.                                                     Дата заполнения  07.11. 2018г

Пояснительная записка.

           Урок изобразительного искусства был проведен во 1 классе по теме «Красоту надо уметь замечать».  Работа ведется по программе «Школа России». Программа  Б.М. Неменского.  В учебном базисном плане отведено 33 часа в год (1 час в неделю-33 учебных недели).

           УМК:

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ-художник. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс.

          Урок  №11 в разделе «Ты украшаешь».

В классе, в котором проводился урок, 2 обучающихся. Дети одного уровня подготовки.  Дети умеют работать в парах, умеют взаимодействовать во фронтальной работе. На уроке изобразительного искусства обучающиеся активно включаются в творческую деятельность. Умеют оценивать свою работу и работу одноклассников.

         Педагогическая цель:

Познакомить учащихся с  русскими художниками и жанром «пейзаж». Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства. Учить использовать свойства линейной, воздушной и цветовой  перспективы.
Воспитывать любовь к Родине. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, бумага, кисти,).

        Структура урока соответствовала общей цели и повлияла на положительный результат урока. На все этапы время было распределено рационально. Все этапы логично связывались. На каждом этапе отобрано оптимальное количество наглядности (репродукции картин и фотографии о природе; мультфильм; плакаты с изображением зимнего пейзажа ,стихи).  Работа детей корректировалась в ходе урока, в зависимости от возможностей детей.

         Содержание отобрано в соответствии с требованиями программы, требованиями ФГОС, с учетом подготовленности детей  и учетом возрастных особенностей данного класса.

         Методы и приемы: словесный (диалог, дискуссия), наглядный, практический, проблемный . Выбранные методы и приемы  повлияли на положительную  результативность урока.

          Педагогические технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ.

Структура, содержание и методы  привели к формированию УУД: дети освоили новый способ творческой деятельности, продолжили учиться вести диалог,  учиться планировать свои действия, оценивать свою работу, корректировать действия в соответствии с ситуацией, выбирать рациональные способы.

           Урок прошел в доброжелательной обстановке. Удалось вовлечь всех в творческий процесс и вызвать интерес к данной теме. Цели урока достигнуты. Все справились с заданием.


Сценарий урока

Тема

Красота надо уметь замечать.

Педагогическая цель.

Познакомить учащихся с  русскими художниками и жанром «пейзаж». Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства. Учить использовать свойства линейной, воздушной и цветовой  перспективы, обучать навыкам передачи настроения через цвет.
Воспитывать любовь к Родине. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, бумага, кисти)

Тип урока.

Урок открытия нового знания.

Планируемые результаты (предметные).

Различать основные жанры произведений изобразительного искусства .Помочь усвоить суть понятия «пейзажа», «композиция». Познакомить с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. Учить применять художественные материалы и  инструменты в творческой работе.

Планируемые результаты (личностные).

- Уважительно относиться к культуре и  искусству;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Планируемые результаты    (метапред-метные). УУД (познавательные, коммуникативные, регулятивные).

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Жанры изобразительного искусства, пейзаж, композиция, символ, кайма.

Образовательные ресурсы.

художественные материалы: акварель, кисти, бумага, баночка для воды;

литературный ряд: стихотворения о природе;

зрительный ряд: мультимедийная презентация; репродукции картин и фотографии о природе; мультфильм; плакат с изображением зимнего пейзажа.

Дидактическая
структура 
урока

(этапы урока)

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация.

Мотивация учебной деятельности

                                              ПРИВЕТСТВИЕ

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

Ведь сегодня мы опять

 Учиться будем рисовать.

- Для работы нам сегодня понадобится: лист, краски, кисти, баночка с водой, тряпочка. Постарайтесь меня внимательно слушать, всё запоминать.

-Подумайте, пожалуйста, о чем-нибудь приятном, улыбнитесь друг другу (ритуал приветствия). Хочется, чтобы во время урока у вас было хорошее настроение.

Я надеюсь, что поддержать это настроение вам поможет этот мультфильм “Зимняя сказка”:

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА

2. Введение в тему занятия.

- С каким настроением по лесу гулял медвежонок?

- С хорошим.

- Почему вы так решили?

- Он удивился.

 - Кто так украсил лес?

- Природа.

-Как же восхищаться зимой, ведь в это время года всё куда-то скрылось, подевалось. Звуки приглушены. Запахи заморожены. Время тянется еле-еле. Где вы, зелёные листья? Где вы, кусты и травы? Где вы, быстрые бабочки? Льды закрыли озёра, снега укутали землю…

- Красота есть во всех временах года и во всем, что создала природа.

- Просто красоту надо уметь замечать!

- Тема нашего урока: “Красоту надо уметь замечать”.

- Красоту долго искать не надо, она рядом с нами, главное – это замечать ее. Поможет нам в этом природа.

 - А мы ведь с вами тоже ходили на зимнюю экскурсию.

- Какие наблюдения мы провели?

- Какое дерево особенно красиво зимой?

- Берёза.

 -Береза - это хвойное или лиственное дерево?

 - Лиственное.

- В лесах нашей малой Родины  часто встречается это дерево. Берёза испокон веков является символом нашей Родины. Когда великий русский композитор М. И. Глинка возвращался на Родину, то переехав границу он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился берёзе, как символу России.

   Известно, что в жарких странах это дерево не растёт, ни в одной стране нет такого количества берёз, как у нас. Со времён глухой старины вошли они в нашу жизнь. Мила она русскому человеку: берёза и в песнях, ив загадках, и в сказках.

- Вот какие строки посвятил С.Есенин этому дереву.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 - О чем это стихотворение?

 - О сказочно красивом дереве.

– Какое название подходит ему? Почему?

-  Белая берёза.

– С чем сравнивается снег? 

-  С серебром.

– Что лежит на пушистых ветках?

-  Снежная кайма.

– Как вы понимаете это слово?

Кайма – снежная полоска на краю ветки.

– Как понимаете последние строки стихотворения: «Распустились кисти белой бахромой»?

– Очень точные, выразительные сравнения приводит поэт. Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению?

– Обратите внимание, сколько красивого в этих поэтических строках о березе.

– Теперь рассмотрим художественные произведения, поучимся видеть прекрасное в них.

Презентация

Учитель предлагает произведения искусства , которые помогают детям заметить красоту природы.(К.Ф. Юон «Мартовское солнце»,А Саврасов «Грачи прилетели», И.С. Остроухов «Первая зелень»,А.А. Пластов « Летом», И.Э. Габарь « Февральская лазурь»…

3. Постановка художественной задачи

Целеполаган. и планирова

ние работы

Умение ставить цель урока и планировать работу

- Что сегодня на уроке мы будем учиться изображать?

- Что для этого надо сделать? Какие знания понадобятся?

Названный вами порядок задач будет планом работы, при помощи которого мы могли бы достигнуть цель урока.

1.Вспомнить, как называется жанр ИЗО, изображающий природу.

2. Вспомнить правила работы с красками и кистью.

3. Узнать, как правильно рисовать деревья.

4. Разместить деревья на панно по всем правилам пейзажного жанра.

4.Изучение нового материала 

Педагогический рисунок.

Активизация имевшихся ранее знаний; активное погружение в тему.

Готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

 – Сейчас я буду рисовать березу.

  - Нарисую ствол дерева, одной линией намечу его высоту, другой – покажу толщину ствола у земли и постепенное его сужение до тонкой ветки вверху. Штрихами отмечу поочередное расположение крупных ветвей. Нарисую их линиями разной длины. Потом покажу толщину крупных веток, их плавное соединение со стволом. Затем раскрашу дерево: листву, ствол, ветви.

- Ствол и ветви обведу темной краской, листву раскрашу по своему усмотрению в виде пятен и мазочков.

5.Физминутка 

Осуществление пошагового контроля своих действий

                                                Физминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше-выше.

6.Творческая практическая деятельность учащихся.

Включение в систему знаний и повторение изученных знаний

– Сегодня вы выбираете сами, что будете рисовать. Но непременно ваш рисунок должен быть самым красивым и неповторимым, потому что каждый из вас увидит в окружающем свою красоту и прелесть, ее и изобразит.

– Кто-то выберет картины природы, кто-то, может быть, нарисует изящный узор, который мы видели на окнах зимой. Я предоставляю вам возможность свободного выбора.

7.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Умение анализировать результаты учебной деятельности. Положительное отношение к уроку,

Самооценка

 Умение делать обобщения, выводы

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

2. Обобщение. Рефлексия.

– Чему мы учились сегодня на уроке?

– Что нового узнали?

-Красота рядом с нами, ее надо только постараться увидеть, заметить.

- Вспомните, какую цель мы ставили с вами на урок.

- Достигли мы с вами поставленной цели?

- Всем спасибо за урок.

3. Уборка рабочего места. 


Самоанализ урока.

Урок изобразительного искусства был проведен в 1 классе по теме «Красоту надо уметь замечать».

Урок был направлен на  формирование базовых компетентностей современного человека:

  • информационной (умение  анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную деятельность).

Использовались проблемно-диалогическая и информационно-коммуникативная технологии.

 На протяжении всего урока дети вовлекались в диалог, работали с различного рода наглядностью. Эффективность урока зависела от выбранной наглядности (репродукции картин – пейзажей, композиций, фотографии ).

Творческая деятельность была организована так, что все ребята были включены в нее, но каждый выбирал свой уровень  выполнения задания. В конце урока все смогли предоставить свою работу на выставку, оценить результативность своей деятельности на уроке, деятельность одноклассников. Домашнее задание предполагает продолжение работы над темой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства 2 класс по теме "Цвет как средство выражения. Автопортрет"

Урок изобразительного искусства во 2 классе по программе Б.М. Неменского....

Урок изобразительного искусства в 1 классе по теме: "Красоту надо уметь замечать. Золотая осень"

Урок предназначен для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):наблюдательность, приобретение опыта эстетических впечатлений,умение сравнивать, определять настроение картины,...

Технологическая карта урока Изобразительного искусства 2 класс на тему - Масленица

технологическая карта урока Изобразительного искусства на тему - Масленица...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 2 класс на тему:«Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»

Предмет: Изобразительное искусствоКласс: 2Тема урока: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал  сказочных героев)»Цели урока: Помочь детям разобраться в значении фо...

Презентация к уроку изобразительного искусства в1 классе на тему "Наблюдательность и фантазия. Выражение характера изображаемых животных."

Презентация составлена к уроку Изобразительного искусства в 1 классе "Наблюдательность и фантазия. Выражение характера изображаемых животных.Данный урок является продолжением тематики 1 раздела ...

Конспект урока по изобразительному искусству 1 класс на тему: «Красоту надо уметь замечать.Украшение птиц.»

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«Красоту надо уметь замечать.Украшение птиц.»Цель:   Украшение  сказочной птицы различными материаламиЗадачи:Воспитание ...