Метапредметныетехнологии на занятиях по изобразительному искусству.
статья по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Медведева Мария Андреевна

 

Требования к метапредметным результатам обучения это новый методологический подход в отечественном образовании. Нам в преподавании изобразительного искусства не приходится ломать привычные формы. Цели метапредметных технологий нам должны быть понятны, так как они всегда были основанием художественно-педагогической школы Б.М.Неменского. Однако, современные условия по новому раскрывают и конкретизируют требования к результатам обучения на занятиях изобразительного искусства, а также по формированию личностных качеств учащихся.

Преподавание изобразительного искусства на основе метапредметных технологий напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Метапредметный подход задает нам новые возможности и предъявляет более строгие требования работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением ими самостоятельной активности и устремлений в понимании мира вокруг нас, в самостоятельных их усилиях обретения смысла жизни.

Метапредметный подход утверждает, что смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют содержание образования.  И  на своих занятиях мы имеем возможности создавать для этого педагогические условия, которые имеют особую личностную значимость.

Педагог сегодня должен стать конструктом таких педагогических ситуаций, таких заданий, в ответ которым учащиеся смогли бы создавать собственные продукты в освоении знаний. Но ведь у нас на занятиях именно так и происходит, если, конечно, педагог не пытается навязать учащимся готовый образец и не регламентирует пошаговое «изготовление» продукта, тогда уж в кавычках,  «творчества» детей.

Под руководством педагога, который обучает инструментарию, художественному действию, ребенок учится на основе своих переживаний, в опоре на свой жизненный опыт и свои индивидуальные качества, учится  искать и находить свое решение заданий по теме занятия. И, тем самым, его индивидуальный опыт сращивается с опытом культуры, то есть позитивной истории формирования человечности в человеке.

Занятия  «Рисунок, живопись, композиция» последовательно формируют:

- умения наблюдать окружающую жизнь на основе эмпатических и эстетических переживаний, то есть с позиций прекрасного и безобразного, высокого и низкого, трагического и комического. Тем самым создается инструментарий самостоятельной оценки явлений, формируются ценностно-смысловые ориентации ребенка не на основе только заданных моральных правил, но как творческое поисковое понимание человеческих отношений, на основе личностных переживаний. Развивается позитивный интерес к жизни как эмоциональное основание созидательного действия.

- развиваются ассоциативные качества мышления ребенка, которые являются действенным механизмом для творческой мобильности мышления, умения образовывать неожиданные связи, быстрее и ярче определять главное в явлении, способности целостного его видения.

- развиваются  способности самостоятельной активности в действиях с различными материалами, понимание связей между характером материала и продиктованными этим характером свойствами результата.

- развивается способность действовать в неопределенных правилами и образцами обстоятельствах, где необходима выдумка, неординарность решения.

- формируются способы ориентации растущего человека в истории культуры, в национальных и глобальных аспектах культуры, в способах культурной самоиндентификации, что чрезвычайно важно, актуально в условиях современных социальных процессов. Это важнейшая сторона в современном содержании предмета «Рисунок, живопись, композиция», имеющая широкое метапредметное  значение.

Когда дети впервые приходят на занятия «Рисунок, живопись, композиция» -  у них ярко выражен неподдельный интерес к рисованию. Задача педагога -  желание заниматься разжечь, чтобы интерес у детей не угас, и наоборот, ребенок узнавал все больше нового и необычного в рисовании.

Для этого я предлагаю на своих занятиях использовать нетрадиционные техники рисования. Что это такое?

Нетрадиционные техники рисования – это важнейшийаспект метапредметногоподхода вобучении изо, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное -самовыражаться.

К нетрадиционным техникам рисования относят различные смешанные техники, инновационные технологии, направления, редко применяемые в общеобразовательных школах: коллажи, декоративные мозаики, работу с природным материалом, работу с бросовым материалом, с тканью, с нитками, с солью, с воском и многое другое.

Приведу далеко не весь перечень нетрадиционных техник рисования, которые можно использовать на уроках изобразительного искусства, помимо тех, которые я применяю в своей практике:

1.      Пузырьковая живопись.

2.      Энкаустика.

3.      Рисование на наждачной бумаге.

4.      Печать листьев.

5.      «Оттиск печатями» из пробки ластика или сырых овощей.

6.      Граттаж.

7.      Рисование с манной крупой.

8.      Монотипия.

9.      Восковые мелки и акварель.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Нестандартные, новые подходы к организации этой деятельности восхищают и удивляют учеников, вызывая стремление заниматься таким необычным и  интересным делом. Нетрадиционное, нестандартное рисование раскрывает удивительные возможности ребенка, позволяет почувствовать палитру красок, формы, мазки, штрихи их характер и настроение.

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы:

·         техника «Выдувание» – развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение;

·         «Оттиск» привлекает детей процессом печатания и угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.);

·         «Рисование мозаичными мазками» – пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа;

·         «Рисование по сырому листу», когда происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков;

·         «Рисование углём». Уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии;

·         приём «Набрызг» - очень непростая техника, её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения;

·         очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.).

 

Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение. Нетрадиционные техники рисования позволяют сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:

- способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- развивает пространственную ориентировку на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости;

- уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей;

- развивается мышление, речь, воображение;

- ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Все вышеперечисленное относится к метапредметным результатам обучения изобразительному искусству.

Осваивая технологию нетрадиционного рисования, я для себя сделала вывод: если ты хочешь чтобы глаза твоих детей блестели от восторга, на занятиях, мечтаешь, чтобы каждое занятие было праздником, желаешь общаться, смеяться, удивляться с умными, творчески думающими детьми – нужно чаще с ними наблюдать, играть, беседовать, рисовать и импровизировать. Нетрадиционные техники рисования развивают у детей фантазию, наблюдательность, логическое и абстрактное мышление, внимание, воспитывают уверенность в себе, помогают сделать занятие эмоционально богаче, развивают у учащихся воображение и фантазию.

     Таким образом, при освоении образовательной программы «Рисунок, живопись, композиция»  учащиеся овладеют начальными формами исследовательских и логических учебных действий: наблюдения, сравнения, анализа, обобщения, а именно:

- при создании силуэтов на основе изображения предмета или представления о нём выполнение изображения на основе силуэта идет развитие начальных форм обобщения;

- при составлении композиции на заданную тему путём подбора подходящих элементов происходит развитие начальных форм сравнения и обобщения.

- при сортировке предложенных педагогом репродукций в соответствии с каким-либо признаком – применяется при изучении принципов создания композиции, цветовых сочетаний в виде работы с карточками или слайдами;

-  при упражнениях деления  изображения на составные части простой  формы развиваются начальные формы анализа.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medvedeva_mariya_andreevna._okonchat_variant.docx108.78 КБ

Предварительный просмотр:

Медведева Мария Андреевна,

педагог дополнительного образования

 http://shkolabuduschego.ru/wp-content/uploads/2017/05/klyaksografiya.jpg

Метапредметные технологии на занятиях

 по изобразительному искусству.

Требования к метапредметным результатам обучения это новый методологический подход в отечественном образовании. Нам в преподавании изобразительного искусства не приходится ломать привычные формы. Цели метапредметных технологий нам должны быть понятны, так как они всегда были основанием художественно-педагогической школы Б.М.Неменского. Однако, современные условия по новому раскрывают и конкретизируют требования к результатам обучения на занятиях изобразительного искусства, а также по формированию личностных качеств учащихся.

Преподавание изобразительного искусства на основе метапредметных технологий напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Метапредметный подход задает нам новые возможности и предъявляет более строгие требования работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением ими самостоятельной активности и устремлений в понимании мира вокруг нас, в самостоятельных их усилиях обретения смысла жизни.

Метапредметный подход утверждает, что смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют содержание образования.  И  на своих занятиях мы имеем возможности создавать для этого педагогические условия, которые имеют особую личностную значимость.

Педагог сегодня должен стать конструктом таких педагогических ситуаций, таких заданий, в ответ которым учащиеся смогли бы создавать собственные продукты в освоении знаний. Но ведь у нас на занятиях именно так и происходит, если, конечно, педагог не пытается навязать учащимся готовый образец и не регламентирует пошаговое «изготовление» продукта, тогда уж в кавычках,  «творчества» детей.

Под руководством педагога, который обучает инструментарию, художественному действию, ребенок учится на основе своих переживаний, в опоре на свой жизненный опыт и свои индивидуальные качества, учится  искать и находить свое решение заданий по теме занятия. И, тем самым, его индивидуальный опыт сращивается с опытом культуры, то есть позитивной истории формирования человечности в человеке.

Занятия  «Рисунок, живопись, композиция» последовательно формируют:

- умения наблюдать окружающую жизнь на основе эмпатических и эстетических переживаний, то есть с позиций прекрасного и безобразного, высокого и низкого, трагического и комического. Тем самым создается инструментарий самостоятельной оценки явлений, формируются ценностно-смысловые ориентации ребенка не на основе только заданных моральных правил, но как творческое поисковое понимание человеческих отношений, на основе личностных переживаний. Развивается позитивный интерес к жизни как эмоциональное основание созидательного действия.

- развиваются ассоциативные качества мышления ребенка, которые являются действенным механизмом для творческой мобильности мышления, умения образовывать неожиданные связи, быстрее и ярче определять главное в явлении, способности целостного его видения.

- развиваются  способности самостоятельной активности в действиях с различными материалами, понимание связей между характером материала и продиктованными этим характером свойствами результата.

- развивается способность действовать в неопределенных правилами и образцами обстоятельствах, где необходима выдумка, неординарность решения.

- формируются способы ориентации растущего человека в истории культуры, в национальных и глобальных аспектах культуры, в способах культурной самоиндентификации, что чрезвычайно важно, актуально в условиях современных социальных процессов. Это важнейшая сторона в современном содержании предмета «Рисунок, живопись, композиция», имеющая широкое метапредметное  значение.

Когда дети впервые приходят на занятия «Рисунок, живопись, композиция» -  у них ярко выражен неподдельный интерес к рисованию. Задача педагога -  желание заниматься разжечь, чтобы интерес у детей не угас, и наоборот, ребенок узнавал все больше нового и необычного в рисовании.

Для этого я предлагаю на своих занятиях использовать нетрадиционные техники рисования. Что это такое?

Нетрадиционные техники рисования – это важнейший аспект метапредметного подхода в обучении изо, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

К нетрадиционным техникам рисования относят различные смешанные техники, инновационные технологии, направления, редко применяемые в общеобразовательных школах: коллажи, декоративные мозаики, работу с природным материалом, работу с бросовым материалом, с тканью, с нитками, с солью, с воском и многое другое.

Приведу далеко не весь перечень нетрадиционных техник рисования, которые можно использовать на уроках изобразительного искусства, помимо тех, которые я применяю в своей практике:

  1. Пузырьковая живопись.
  2. Энкаустика.
  3. Рисование на наждачной бумаге.
  4. Печать листьев.
  5. «Оттиск печатями» из пробки ластика или сырых овощей.
  6. Граттаж.
  7. Рисование с манной крупой.
  8. Монотипия.
  9. Восковые мелки и акварель.

                Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Нестандартные, новые подходы к организации этой деятельности восхищают и удивляют учеников, вызывая стремление заниматься таким необычным и  интересным делом. Нетрадиционное, нестандартное рисование раскрывает удивительные возможности ребенка, позволяет почувствовать палитру красок, формы, мазки, штрихи их характер и настроение.

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы:

  • техника «Выдувание» – развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение;
  • «Оттиск» привлекает детей процессом печатания и угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.);
  • «Рисование мозаичными мазками» – пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа;
  • «Рисование по сырому листу», когда происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков;
  • «Рисование углём». Уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии;
  • приём «Набрызг» - очень непростая техника, её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения;
  • очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.).

 

     Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение. Нетрадиционные техники рисования позволяют сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:

- способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- развивает пространственную ориентировку на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости;

- уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей;

- развивается мышление, речь, воображение;

- ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Все вышеперечисленное относится к метапредметным результатам обучения изобразительному искусству.

     Осваивая технологию нетрадиционного рисования, я для себя сделала вывод: если ты хочешь чтобы глаза твоих детей блестели от восторга, на занятиях, мечтаешь, чтобы каждое занятие было праздником, желаешь общаться, смеяться, удивляться с умными, творчески думающими детьми – нужно чаще с ними наблюдать, играть, беседовать, рисовать и импровизировать. Нетрадиционные техники рисования развивают у детей фантазию, наблюдательность, логическое и абстрактное мышление, внимание, воспитывают уверенность в себе, помогают сделать занятие эмоционально богаче, развивают у учащихся воображение и фантазию.

     Таким образом, при освоении образовательной программы «Рисунок, живопись, композиция»  учащиеся овладеют начальными формами исследовательских и логических учебных действий: наблюдения, сравнения, анализа, обобщения, а именно:

- при создании силуэтов на основе изображения предмета или представления о нём выполнение изображения на основе силуэта идет развитие начальных форм обобщения;

- при составлении композиции на заданную тему путём подбора подходящих элементов происходит развитие начальных форм сравнения и обобщения.

- при сортировке предложенных педагогом репродукций в соответствии с каким-либо признаком – применяется при изучении принципов создания композиции, цветовых сочетаний в виде работы с карточками или слайдами;

-  при упражнениях деления  изображения на составные части простой  формы развиваются начальные формы анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по изобразительному искусству в 3 классе"Мир заповедной природы"

Занятие по внеурочной деятельности в 3 классах«Мир заповедной природы»Цели: обучающиеся научатся создавать простую  композицию на тему«Заповедный  мир природы»; обучающиеся получат воз...

Разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству: Живописные приёмы в технике пальчиковой живописи."Осенний вернисаж"

Внеклассное занятие по изобразительному искусству:     Живописные приёмы в технике пальчиковой живописи. «Осенний вернисаж». Отработка умений   приёмов живописных навыков в и...

Презентация к учебному занятию по изобразительному искусству. Тема "В Жостовском подносе все цветы России"

Презентация содержит сопроводительный иллюстративный материал к уроку по изобразительному искусству по теме "В Жостовском подносе все цветы России": особенности жостовской росписи, историческая с...

Презентация к учебному занятию по изобразительному искусству. Тема "Гжельская майолика"

Презентация к учебному занятию по изобразительному искусству. Тема "Гжельская майолика" содержит иллюстративный материал, демонстрацию техники выполнения гжельской росписи....

Программа для дополнительных занятий по изобразительному искусству в школе. "Основы изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции" (Ознакомительный уровень)

Учебная программа для дополнительных занятий по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Разработана для детей разного возраста, но на начальной стадии обучения (ознакомительный уровень...

Специальная индивидуальная программа развития по учебному предмету «Изобразительная деятельность» обучающихся 1 класса (групповые занятия) учителя изобразительного искусства Паршенковой Е.В. на 2021-2022 учебный год

       Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана  по предмету «Изобразительная деятельность»  на основе: Федерального государств...

Конспект занятия по изобразительному искусству. «Искусство рисовать точками». Пуантилизм.

Методическая разработка занятия по изобразительному искусству. «Искусство рисовать точками». Пуантилизм. Занятие для учащихся начальных классов. Занятие способствует...