Разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству: Живописные приёмы в технике пальчиковой живописи."Осенний вернисаж"
план-конспект занятия (изобразительное искусство, 1 класс) по теме
Внеклассное занятие по изобразительному искусству:
Живописные приёмы в технике пальчиковой живописи. «Осенний вернисаж». Отработка умений приёмов живописных навыков в изображении пейзажа.
- Развитие эстетических чувств на основе увиденного произведения искусства.
- Духовно-нравственное развитие детей посредством особого отношения к природе - источнику красоты и вдохновения.
- Развитие творческой индивидуальности детей их интеллектуальных возможностей в процессе участия в коллективной работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области
ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 1 КЛАССЕ
ТЕМА: ЖИВОПИСНЫЕ ПРИЁМЫ В ТЕХНИКЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ЖИВОПИСИ
«ОСЕННИЙ ВЕРНИСАЖ»
Учитель изобразительного искусства:
Чегринцева Т.Н.
2013г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 1 КЛАССЕ
Тема: Живописные приёмы в технике пальчиковой живописи. «Осенний вернисаж».
Тип занятия: Отработка умений приёмов живописных навыков в изображении пейзажа.
Форма урока: индивидуально-коллективная.
Цели предметные:
- Расширение у учащихся возможностей умений, навыков и выбора способов изображения при работе акварельными красками.
- Формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира.
Деятельностная цель:
Формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель:
Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.
Задачи:
Учебные:
- Познакомить учащихся с произведениями известных художников-пейзажистов изображающих осень.
- Уточнить представления учащихся о жанре в живописи – пейзаж.
- Выполнить коллективную работу под названием «Осень в лесу»
Развивающие:
- Развитие эстетических чувств на основе увиденного произведения искусства.
- Духовно-нравственное развитие детей посредством особого отношения к природе - источнику красоты и вдохновения.
- Развитие творческой индивидуальности детей их интеллектуальных возможностей в процессе участия в коллективной работе.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, животным;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения художников.
Формирование УУД:
Повышение уровня мотивации к учебному предмету.
Личностные действия:
- Умение осознанно использовать выразительные средства для решения творческой задачи. Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать различные произведения искусства.
- Выбирать средства художественной выразительности для создания образов природы, явлений и передачи своего отношения к ней.
Регулятивные действия:
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что еще неизвестно.
Познавательные действия:
- развивать способность смыслового восприятия художественного произведения;
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
- адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
Материалы и оборудование:
- Экранно-компьютерные материалы с изображением осеннего пейзажа (И, Левитан, В.Поленов, И.Остроухов, И.Шишкин, В. Кравчук, В. Цыганов).
- Использование музыкальных фрагментов из альбома П.И. Чайковского «Времена года» «Осень».
- Использование стихотворений об осени.
- Аппликационная картина с изображением чёрного силуэтного пейзажа.
- Плоскостное изображение дерева с приклеенными осенними листьями,
раскрашенными в технике пальчиковой живописи.
- Арка, выполненная из картона, украшенная осенними листьями.
- Изображения животных и колдуна, вырезанных по контуру.
- Акварельные краски, баночка для воды.
Организационная часть.
Настрой учащихся на рабочий лад. Проверка принадлежностей к уроку.
Ход занятия.
На экране слайд с изображением сказочной феи по имени Осень.
Ребята, я у вас не спрашиваю, какие существуют времена года. Ответьте мне, какие чувства у вас вызывает каждое время года? (Зима - весёлая, озорная. Весна - нежная. Лето - весёлое игривое, а осень – грустная, тоскливая, печальная).
Посмотрите у нас в классе размещены фрагменты осени: на экране, на доске, на картинах. Как вы думаете, о чём мы будем вести разговор на уроке (Об осени).
- Ребята, я сейчас прочитаю стихотворение, а вы, внимательно послушайте и
скажите, какие цвета использовала Осень в своей картине?
Учитель читает стихотворение на фоне слайда с изображением осени
З.Федоровская -
Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены.
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!»
Иван Бунин -
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной.
Стоит над светлою поляной.
- Какими красками Осень раскрашивала лес? (Жёлтой, красной, пурпурной, зелёной, багряной, лиловой, золотой). Правильно, молодцы!
- А что это за цвета - пурпурный, зарделись клёны? Дать пояснение детям.
- А как называется изображение природы на картине. (Пейзаж)
А сейчас давайте посмотрим, как художники изобразили на своих полотнах осенние пейзажи. Музыка П.И. Чайковского «Времена года» «Осень», даст нам почувствовать осеннее настроение. (Звучит аудиозапись пьесы П.И.Чайковского "Осень").
Просмотр слайдов под музыку
- Ребята, вам понравились картины художников? А чем они вам понравились? (Много красок, яркие, интересные).
– А какое настроение создала у вас эта музыка? (С одной стороны – грустное и печальное, а с другой – солнечное и радостное.)
- Вы правы ребята.
– Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный день отзывается в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый – рождает, светлую радость.
– Как вы думаете, удалось ли композитору при помощи музыки передать красоту осенней природы. (Да)
– У композитора – звуки, у художника краски, у поэта – слово. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года.
- Посмотрите на картину русского художника – пейзажиста.
И.Левитан «Золотая осень».
Перед нами березовая рощица. Береза - очень живописное дерево. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих
пейзажах. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый оранжевый. Они такие яркие, что сначала, кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет. Наше внимание приковано к именно к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой.
- Перед нами картина В.Д. Поленова
Картина выполнена в мягких жёлтых, голубых и зёленых тонах, это говорит о том, что художник находился в хорошем, спокойном настроении, когда создавал это произведение искусства. Пожелтевшие листья, готовящиеся упасть на землю, напоминают золото. В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зелёные сосенки, а три старые сосны, собравшись в кучу, возвышаются над ними. На охристо-желтой траве видны зелёные островки. Они «прощаются» с зелёными летними денечками и, желтея «переходят» в золотую осень. На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч, серости и других признаков плохой погоды. Река - зеркало всего пейзажа.
- На картине И.С.Остроухова мы видим золото повсюду: на деревьях и на земле. Золотой наряд окружающих деревьев оттеняет бледно-голубое небо на заднем плане картины, чтобы не отвлекать внимания от их пышного наряда. Небо лишь кое-где просвечивает сквозь золотую листву, являясь своеобразным фоном для нового убранства этих красавцев. Даже старое корявое дерево, изображенное слева на картине, преобразилось, сменив
зеленое платье на золотое. Только трава еще не совсем поменяла наряд, да на некоторых листочках проглядывают зеленые пятна. Но на фоне этой неброской зелени еще изумительнее смотрится осеннее убранство кленов, молодых берез и осин.
Осень – самое выразительное время года! Так и хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок. Любуйся – не налюбуешься! Вот мы сейчас с вами и полюбуемся на разноцветные краски осени.
Открыть обратную сторону доски с изображением силуэтно-чёрного пейзажа.
- Ах, что случилось? Хотела показать вам красивый осенний пейзаж.
Что это? Наверное, злой колдун превратил мою работу в чёрные мрачные тона. Ребята, что же делать? У вас есть краски (Можно попытаться нарисовать другой рисунок) А мы успеем? (Мы постараемся).
- Скажите мне, если художник пошёл писать пейзажи и забыл кисть, чем он может нарисовать свой пейзаж. (Пальцем).
- Конечно же, пальцем. Знаете что, мы сейчас быстренько пальчиком раскрасим наши деревца. Я сейчас вам покажу, как это сделать.
Учитель показывает приём работы пальчиковой живописи
Обмакнуть пальчик в воду, а затем в краску, мазками закрасить одно из изображений силуэтно вырезанного дерева, снятого с картины.
Во время показа учитель рассказывает, что делают пальчики. Какие оттенки листвы можно взять для передачи колоритности дерева. Как располагать мазки по вертикали или по горизонтали.
Затем учащиеся выходят со своих мест, проходят через волшебную арку, украшенную осенними листьями, и выбирают себе дерево, которое будут раскрашивать с обратной стороны.
Включить показ слайдов
Презентация "Краски осени»
– Какие цвета осенней листвы вы видите? (Красные, жёлтые, зелёные, багровые, оранжевые.)
- Ребята, работаем быстро, нужно успеть расколдовать наш лес. Вы посмотрите, даже звери все разбежались из такого тёмного некрасивого леса.
Практическая работа с красками.
- Ребята, у кого дерево будет готово, несите к доске и положите на стол свои работы, пока остальные будут дорисовывать своё деревце, протрите столы.
Когда все работы будут сданы, предложить ребятам опустить голову на руки, лежащие на столе, закрыть глаза, и послушать музыку.
А в это время учитель крепит работы учащихся на доску, создавая осенний пейзаж. Закрепить (заранее приготовленных вырезанных по силуэту) животных.
Итоговая коллективная выставочная работа
- Ребята, какой красивый у нас получился пейзаж, и даже животные вернулись в наш сказочно- красивый лес. А колдуна мы расколдуем и превратим в корягу, чтобы он больше не делал зло. (Колдун изображён в образе корявого дерева). Учитель предлагает детям как с ним поступить. (Превратить в пенёк, раскрасить, порвать).
- Ребята, мы заканчиваем наше занятие.
- А о чём мы сегодня говорили, чему научились и что запомнили?
На доске расположить список слов и дать возможность детям правильно соотнести по значению: Цвета (Пожелтел, зарделись,
пурпурный, зеленый, лиловый, золотой, багряный). Художники (И.Левитан, Д.Поленов, И.Остроухов, И.Шишкин). Поэты (А.С.Пушкин, З.Федоровская, И.Бунин). Композиторы (П.Чайковский).
Рефлексия
На подготовленное заранее дерево без листьев, дети, кому урок понравился, прикрепляют листья (красный цвет - очень понравился урок, оранжевый - не очень понравился, были затруднения при рисовании пальчиком, коричневый – не понравился урок), выполненные учителем в технике пальчиковой живописи. В результате должно получиться одно красочное дерево.
Ребята, наше деревце получилось всё в красно – оранжевом колорите. Значит, урок всем понравился. Спасибо всем за совместную работу.
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие, 1 класс
кружок «Смотрю на мир глазами художника»
Чегринцева Татьяна Николаевна,
учитель изобразительного искусства
МОУ «Майская гимназия
Белгородского района
Белгородской области»
Тема: Ажурное вырезание
Универсальные учебные действия:
- формирование первоначальной ориентации на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
- знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места;
- оценивание совместно с учителем и одноклассниками результатов своих действий;
- принимать участие в коллективной работе, работе парами и группами;
- понимать важность коллективной работы;
- контролировать свои действия при совместной работе;
- договариваться с партнерами и приходить к общему решению;
- знакомство с древним славянским видом декоративно-прикладного искусства ажурным вырезанием из бумаги;
- изучение особенностей ажурного вырезания.
Оборудование:
компьютер;
проектор;
экран;
презентация;
образец изделий;
мини-экран и маски для театрализации сказки «Лиса и Заяц».
Инструменты и материалы:
белая бумага, ножницы,
театрализованный показ детьми сказки «Лиса и заяц», в основе которой демонстрируется силуэтное изображение различных ажурных вырезок для экранного изображения.
Литературный ряд: стихи о зиме.
Музыкальный ряд: фоновая музыка для создания благоприятной обстановки в классе.
Ход урока
1. Организационный момент
На фоне музыки учитель читает стихотворение Ф. Тютчева
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- Ребята о чём это стихотворение? (О зиме)
- Каким вы представили себе зимний лес? (Деревья неподвижны, укрыты снежным покрывалом. Светит солнце, снег переливается в его лучах ослепительной красой.)
2. Актуализация знаний учащихся
- На прошлом занятии мы с вами познакомились с одним из видов изобразительной деятельности. Вспомните, как называется этот вид изображений и как он выполняется. (Это «силуэт» - контурное затемнение фигуры.)
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом изображения. Но сначала я предлагаю вам посмотреть сказку. Прошу обратить внимание, на изображения на экране.
- Подумайте, как они выполнены.
Учащиеся инсценируют русскую народную сказку «Лиса и Заяц»,
используя экран с подсветкой. На экране изображения: заячья избушка и лисья, а также вырезанные ажурные деревья.
- Ребята, вам понравился конец сказки? (Нет)
- Почему? (Лису жалко)
- Вы хотите увидеть другой конец сказки? (Да)
- Как вы думаете, как были выполнены изображения на экране? (При помощи узорного вырезания из бумаги)
- Определите, чем мы будем заниматься сегодня на занятии? (Учиться выполнять ажурное вырезание)
3. Знакомство с техникой ажурного вырезания
Прежде чем приступить к выполнению работы, давайте познакомимся с техникой ажурного вырезания.
Учитель демонстрирует презентацию «Вытынанки»
и знакомит с этим видом искусства
По праву можно сказать, что это искусство одно из древних. Ажурное вырезание из бумаги – славянский вид декоративно-прикладного искусства. Народные мастера вырезали также из бересты, ткани, кожи, даже дерева. Каждому народу присущи свои мотивы и символы, но в основном это сюжетные и орнаментальные композиции. Но вырезание присуще не только славянской культуре. На родине бумаги Китае, это искусство называется «цзяньчжи», в Европе – силуэтное вырезание.
В России вырезание из бумаги долгое время было в моде, его даже преподавали в институте благородных девиц, наряду с другими рукоделиями. Но шли годы, мода менялась, и со временем вырезание осталось на уровне дополнительных, кружковых занятий для младших школьников, а затем и вовсе сошло на нет.
Поскольку бумага была дешёвым и доступным материалом, изделиями из неё не дорожили. По прошествии определенного времени старые «вытинанки» выбрасывали или сжигали. Этнографы достаточно поздно обратили внимание на этот вид народного искусства. В 1928 году работниками Гродненского музея была проведена экспедиция по территории современного Гродненского района. Среди приобретений были и местные бумажные «вытинанки», которые «использовались местными крестьянами для украшения хат». В 20-е годы эти произведения среди прочих изделий демонстрировались на выставках в Соколке, Белостоке, Вильно.
Постепенно вытынанка вытесняется из крестьянского интерьера текстильными изделиями. До наших дней в быту белорусов, как на селе, так и в городе сохранилось вырезание снежинок из бумаги для украшения окон к новогоднему празднику.
Вырезание способствует развитию вашего глазомера, даёт понятие о симметрии рисунка, навык ритмичной работы, приучает к усидчивости, трудолюбию. Вырезание развивает художественный вкус.
4. Демонстрация учителем техники приёма ажурного вырезания
1.Метод дерево-снежинка. Прямоугольник в верхней части складывается так, если бы мы вырезали снежинку. А внизу оставшееся место остаётся для вырезания ствола.
2. Метод симметричного вырезания. Складываем бумагу вдвое и вырезаем по контуру половину кроны дерева. Затем вырезаем внутри ажурные формы.
Зима-рукодельница Е. Явецкая
Снова в заботах зима-рукодельница –
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям – пушистые шапки,
Ёлочкам – варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала!
- Ах, поскорее весна бы настала…
5. Творческая работа учащихся
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами.
Учащиеся работают в группах, выполняя разные виды вырезания.
Работа выполняется под тихую мелодичную музыку
В течение всей работы учащиеся помогает друг другу, учитель в свою очередь контролирует выполнение детьми творческого задания.
Отдельная группа учащихся вырезает дом для лисы и зайца, стол с ажурной скатертью, животных – героев сказки.
По мере выполнения работы, деревья крепятся на доску, постепенно выстраивается лес.
- Ребята, как бы вы хотели закончить нашу сказку? (Пусть все герои помирятся. А лиса и заяц устроят пир на весь мир.)
Хорошо, тогда давайте мы построим лисе дом, в котором ей будет тепло и позовём всех персонажей сказки.
Звучит «Наигрыш» (Дети, герои сказки пляшутпод музыку. Все в классе хлопают в такт музыки).
- И пошёл пир на весь мир. И мы там были, мёд ели, а лиса нас угощала лисичкиным хлебушком. Никто не пробовал? Говорят, очень вкусный!
6. Итог занятия
- Ребята, с каким видом изобразительной деятельности мы познакомились? (Ажурное вырезание)
- Как оно называется? («Вытынанка»). Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на занятии и выполнили очень интересную работу, спасибо вам за совместную работу!
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие, 1 класс
кружок «Смотрю на мир глазами художника»
Чегринцева Татьяна Николаевна,
учитель изобразительного искусства
МОУ «Майская гимназия
Белгородского района
Белгородской области»
Тема: Ажурное вырезание
Универсальные учебные действия:
- формирование первоначальной ориентации на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
- знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места;
- оценивание совместно с учителем и одноклассниками результатов своих действий;
- принимать участие в коллективной работе, работе парами и группами;
- понимать важность коллективной работы;
- контролировать свои действия при совместной работе;
- договариваться с партнерами и приходить к общему решению;
- знакомство с древним славянским видом декоративно-прикладного искусства ажурным вырезанием из бумаги;
- изучение особенностей ажурного вырезания.
Оборудование:
компьютер;
проектор;
экран;
презентация;
образец изделий;
мини-экран и маски для театрализации сказки «Лиса и Заяц».
Инструменты и материалы:
белая бумага, ножницы,
театрализованный показ детьми сказки «Лиса и заяц», в основе которой демонстрируется силуэтное изображение различных ажурных вырезок для экранного изображения.
Литературный ряд: стихи о зиме.
Музыкальный ряд: фоновая музыка для создания благоприятной обстановки в классе.
Ход урока
1. Организационный момент
На фоне музыки учитель читает стихотворение Ф. Тютчева
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- Ребята о чём это стихотворение? (О зиме)
- Каким вы представили себе зимний лес? (Деревья неподвижны, укрыты снежным покрывалом. Светит солнце, снег переливается в его лучах ослепительной красой.)
2. Актуализация знаний учащихся
- На прошлом занятии мы с вами познакомились с одним из видов изобразительной деятельности. Вспомните, как называется этот вид изображений и как он выполняется. (Это «силуэт» - контурное затемнение фигуры.)
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом изображения. Но сначала я предлагаю вам посмотреть сказку. Прошу обратить внимание, на изображения на экране.
- Подумайте, как они выполнены.
Учащиеся инсценируют русскую народную сказку «Лиса и Заяц»,
используя экран с подсветкой. На экране изображения: заячья избушка и лисья, а также вырезанные ажурные деревья.
- Ребята, вам понравился конец сказки? (Нет)
- Почему? (Лису жалко)
- Вы хотите увидеть другой конец сказки? (Да)
- Как вы думаете, как были выполнены изображения на экране? (При помощи узорного вырезания из бумаги)
- Определите, чем мы будем заниматься сегодня на занятии? (Учиться выполнять ажурное вырезание)
3. Знакомство с техникой ажурного вырезания
Прежде чем приступить к выполнению работы, давайте познакомимся с техникой ажурного вырезания.
Учитель демонстрирует презентацию «Вытынанки»
и знакомит с этим видом искусства
По праву можно сказать, что это искусство одно из древних. Ажурное вырезание из бумаги – славянский вид декоративно-прикладного искусства. Народные мастера вырезали также из бересты, ткани, кожи, даже дерева. Каждому народу присущи свои мотивы и символы, но в основном это сюжетные и орнаментальные композиции. Но вырезание присуще не только славянской культуре. На родине бумаги Китае, это искусство называется «цзяньчжи», в Европе – силуэтное вырезание.
В России вырезание из бумаги долгое время было в моде, его даже преподавали в институте благородных девиц, наряду с другими рукоделиями. Но шли годы, мода менялась, и со временем вырезание осталось на уровне дополнительных, кружковых занятий для младших школьников, а затем и вовсе сошло на нет.
Поскольку бумага была дешёвым и доступным материалом, изделиями из неё не дорожили. По прошествии определенного времени старые «вытинанки» выбрасывали или сжигали. Этнографы достаточно поздно обратили внимание на этот вид народного искусства. В 1928 году работниками Гродненского музея была проведена экспедиция по территории современного Гродненского района. Среди приобретений были и местные бумажные «вытинанки», которые «использовались местными крестьянами для украшения хат». В 20-е годы эти произведения среди прочих изделий демонстрировались на выставках в Соколке, Белостоке, Вильно.
Постепенно вытынанка вытесняется из крестьянского интерьера текстильными изделиями. До наших дней в быту белорусов, как на селе, так и в городе сохранилось вырезание снежинок из бумаги для украшения окон к новогоднему празднику.
Вырезание способствует развитию вашего глазомера, даёт понятие о симметрии рисунка, навык ритмичной работы, приучает к усидчивости, трудолюбию. Вырезание развивает художественный вкус.
4. Демонстрация учителем техники приёма ажурного вырезания
1.Метод дерево-снежинка. Прямоугольник в верхней части складывается так, если бы мы вырезали снежинку. А внизу оставшееся место остаётся для вырезания ствола.
2. Метод симметричного вырезания. Складываем бумагу вдвое и вырезаем по контуру половину кроны дерева. Затем вырезаем внутри ажурные формы.
Зима-рукодельница Е. Явецкая
Снова в заботах зима-рукодельница –
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям – пушистые шапки,
Ёлочкам – варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала!
- Ах, поскорее весна бы настала…
5. Творческая работа учащихся
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами.
Учащиеся работают в группах, выполняя разные виды вырезания.
Работа выполняется под тихую мелодичную музыку
В течение всей работы учащиеся помогает друг другу, учитель в свою очередь контролирует выполнение детьми творческого задания.
Отдельная группа учащихся вырезает дом для лисы и зайца, стол с ажурной скатертью, животных – героев сказки.
По мере выполнения работы, деревья крепятся на доску, постепенно выстраивается лес.
- Ребята, как бы вы хотели закончить нашу сказку? (Пусть все герои помирятся. А лиса и заяц устроят пир на весь мир.)
Хорошо, тогда давайте мы построим лисе дом, в котором ей будет тепло и позовём всех персонажей сказки.
Звучит «Наигрыш» (Дети, герои сказки пляшутпод музыку. Все в классе хлопают в такт музыки).
- И пошёл пир на весь мир. И мы там были, мёд ели, а лиса нас угощала лисичкиным хлебушком. Никто не пробовал? Говорят, очень вкусный!
6. Итог занятия
- Ребята, с каким видом изобразительной деятельности мы познакомились? (Ажурное вырезание)
- Как оно называется? («Вытынанка»). Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на занятии и выполнили очень интересную работу, спасибо вам за совместную работу!
Предварительный просмотр:
План-конспект внеклассного занятия по изобразительному искусству для 1 класса в объединении «Весёлый карандаш»
Чегринцева Татьяна Николаевна,
учитель изобразительного искусства
МОУ «Майская гимназия
Белгородского района
Белгородской области»
Тема: «Объёмная аппликация из бумаги «Красивые птицы».
Виды учебной деятельности: работа с бумагой и картоном.
Цели:
1. Научить делать объёмную аппликацию, методом повтора и усложнения приёма работы в технике «аппликации». Совершенствовать представления об использовании шаблонов и техники обведения их карандашом; развивать воображение, пространственные представления, а так же мелкую моторику рук.
2. Развивать основу мыслительной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; склонности к инициативному самовыражению.
3. Воспитать чувства коллективизма, формирование дружеских отношений в коллективе, чувства взаимопомощи.
Задачи:
Учить детей соотносить реальные и сказочные образы. Дать понятие «Орнитология», «Орнитолог».
Продолжать знакомить детей с объемной аппликацией. Показать способ вырезания силуэта птицы из картона, создать образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, используя элементы декоративного украшения.
Дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения птиц и развитию своих творческих способностей.
Материал и оборудование:
для учителя: готовая поделка из бумаги, картинки с изображением птиц и презентация « Красивые птицы», аудиозапись голосов птиц, на листе бумаги изображение ветки дерева без листьев, образец деталей из бумаги для украшения птицы. Цветной картон, полоски цветной бумаги, клей, клеевая кисть, ножницы, салфетка и др.
для учащихся: цветной картон, цветная бумага, шаблоны птиц, клей, ножницы, карандаш.
Оформление доски: запись темы урока, изображение ветки дерева без листьев, образец выполненного задания, элементы украшения птицы, цветовой спектральный круг.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Вступительная беседа.
У: - Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Я думаю, что вы покажете им, как вы умеете дружно и активно работать.
-А чтобы поднять себе настроение и настроиться на рабочий лад, давайте вспомним нашу разминку-стихотворение.
Хором: - Я очень люблю рисовать
Деревья и птиц, и зверят.
Мне нравится думать, мечтать
О будущей жизни ребят.
Улыбайся солнышко нам на счастье,
Улыбайся солнышко нам почаще.
-Улыбнитесь друг другу, чтобы подарить своему соседу кусочек теплого солнышка.
2. Открытие темы урока детьми.
У: - Ребята, послушайте стихотворение и подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
Отпылала заря на востоке, Ипослышалось в ближних кустах
В непролазно-густых, невысоких,
Нежно - тихое пение птах...
Налетело на птиц вдохновение,
В догорающем свете зари...
Не спугни их прекрасное пенье,
И душою и сердцем замри!
Итак, о чём сегодня мы будем говорить? (О птицах). Но мы будем не только говорить, но и мастерить своими руками. А что мы будем мастерить? (Красивых птиц)
Натали САМОНИЙ
ФРИДА - ЮНЫЙ ОРНИТОЛОГ
Восхищают Фриду птицы,
Ей ФЛАМИНГО даже снится:
Африканские озёра
С птицей статной, яркопёрой.
Снится также ей ФРЕГАТ,
Он - морской летун-пират,
Птичью пищу отнимает,
Красным шаром всех пугает.
Горловой его мешок
Вызывает страх и шок.
Кроме всех "летучих" снов
Снятся Фриде стаи ДРОФ.
Подбородные усы
Дрофам, видно, для красы.
Птицы эти с виду - "Ах!",
Очень сильные в ногах.
Только это не барьер
Тем, кто злобный браконьер,
И у них дрофиный вес
Вызывает интерес...
Назревает катастрофа:
Вымирают птицы дрофы!
И, сквозь сон, у Фриды слёзы,
Будто колют сердце розы.
Жалко птиц, на сердце колко:
- Что ж Вы, люди, словно волки?!
...Фрида - юный ОРНИТОЛОГ,
Каждый птенчик сердцу дорог.
Просит Фрида всех людей:
- Будьте чуточку добрей!
Дети, а как вы думаете, кто такой орнитолог? (Это человек, который знает о птицах почти всё). Орнитология – наука о птицах.
- А вы знаете стихи о птицах? (Дети читают стихи).
- Ребята, сегодня с утра ко мне на окошко в кабинете прилетала сорока и сказала, чтобы мы ждали гостей. К нам на занятия должны прилететь красивые птицы. И урок наш будет называться как? («Красивые птицы»).
Учитель - Скажите, пожалуйста, а какое время года сейчас? (Ответы детей весна) А по каким признакам вы догадались? (Ответы детей снег растаял, тепло стало и т. д.)
Учитель - Это особое время было и для наших предков. Оно имело огромное значение. Весна – это время пробуждения всего живого, это начало нового трудового года. И начинать его нужно было правильно. Считалось, что весна прилетает к нам на крыльях птиц, которые возвращаются к нам из теплых стран. И поэтому птиц ждали с нетерпением, к их прилету готовились и даже зазывали их.
Образ птицы нашел свое отражение и в народном творчестве. Умелые мастера изготавливали ковши в виде птицы, расписывали посуду, зимними вечерами девушки вышивали птиц на полотенцах и рубашках, расписывали мебель и шкатулки. Мастера по резьбе вырезали из дерева птиц и украшали свое жилище. Детям лепили из глины игрушки в виде птиц и расписывали их. Даже пекари не упускали возможности в своей работе использовать образ птицы весной.
А каких птиц вы знаете? А какие из них перелётные и какие зимующие?
Давайте посмотрим на экране, какие красивые птицы существуют в мире.
Просмотр презентации «Красивые птицы»
Учитель - А вы хотите смастерить какую – либо птичку и тем самым позвать перелетных птиц?
- Тогда сегодня мы смастерим вот такую фантастическую птицу (показать образец сказочной птицы).
Учитель – А что нам для этого понадобится: (Ответ: цветная бумага, карандаш, ножницы, клей)
Учитель – Но прежде чем приступить к работе давайте вспомним правила техники безопасности. Какие правила будем соблюдать? (Дети называют правила безопасности работы инструментами).
Зрительная гимнастика
- Прежде, чем мастерить птицу из бумаги, надо посмотреть, а в классе есть у нас птицы выполненные детьми? А ну-ка глазками поищите. (Дети показывают птиц, которых видят).
- А теперь надо подумать, из каких деталей она будет состоять ваша птица, какие цвета бумаги нужно подобрать.
(Дети обращают внимание, что голова и туловище- это одна деталь, а крылья, хвост, хохолок это другие детали.)
На доске показать детали, из которых будет выполняться красивая птица.
- Вырезать начинаю с туловища, а точнее с хвоста. Затем режу прямо вдоль спины, закругляю голову и постепенно перехожу на клюв. Затем снова от хвоста, вдоль живота, и перехожу к клюву, который заостряю.
- Теперь нам остается дополнить изображение. А главное украшение любой волшебной, сказочной птицы - это ее хвост. Как вы будете его делать, зависит от вашего замысла. Подбор цветов, их сочетание; форма перьев и украшение птицы - все это ваше желание. У каждого получится своя, неповторимая красивая птица. Люди в старину считали, что изображение птицы в доме, на одежде, на предметах быта приносит счастье в дом. Чем необычнее, интереснее будет ваша птица, тем больше радости и счастья она принесет вам.
Самостоятельная творческая деятельность детей
Во время работы включить музыку для эмоционального настроения.
В процессе выполнения аппликации педагог помогает ребятам советом, направляет, подсказывает. Перед наклеиванием уточняет, что необходимо приклеить в первую очередь, что в последнюю.
- На тело птицы, к хвосту, мы приклеим полоски цветной бумаги предварительно закрутив концы ножницами. Крылья вырежем сложив бумагу в 4 слоя в форме лепестков, и приклеим в центре туловища со смещением по дуге. Так мы получим не плоское, а объемное изображение, что придаст нашей птице живость. Птица важно держит голову и, кажется, что она вот-вот выпорхнет из рук и улетит.
Физкультминутка Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули кисти, встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо присядут, покажем
Крылья сложим назад.
По мере выполнения работы учащимися, птицы приклеиваются на подготовленную ветку. Дети, которые первыми закончили свою птицу, приклеивают к ветке листочки и цветы, заранее приготовленные учителем.
Учитель - Посмотрите, какие замечательные работы у нас получились.
Теперь можно и птиц позвать. Дети встают, машут руками имитируя крылья птиц, а учитель читает, зазывает птиц:
Учитель -
Жаворонки прилетите к нам,
Красное солнышко принесите нам,
А зимушку унесите от нас.
Перепелки - перепёлочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
весну теплую,
лето плодородное
Весну с дождем,
лето с травами.
Весну с солнышком,
лето с зернышком
Учитель – Ребята, а ведь правда наступила весна! Смотрите как наше деревце распустилось и на него стали прилетать сказочно- красивые птицы.
Организация выставки.
-У нас получилась целая стая птиц. Может быть они принесут нам счастье. Давайте рассмотрим птиц, полюбуемся ими. Включить аудиозапись птичьих голосов, и на время, закрыв глаза, представить себя в сказочном лесу.
(рассматривание и анализ детских работ).
- Образ птиц всегда привлекал людей, поэтому они не только сочиняли песни, но и сказки, загадки, пословицы и поговорки. Давайте попробуем разгадать загадки о птицах.
Если позволяет время можно загадать загадки.
Загадки о птицах
Хрипло птенчики кричат,
Клювы их в гнезде торчат,
Скрыла их густая крона,
Проживает здесь ... (Ворона)
Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только ... (Стриж.)
В поле есть, где прокормиться,
Только негде загнездиться,
Огороду, полю – врач
Глянцевитый черный ... (Грач.)
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!
И ставит точку…» (Дятел.)
За окном у меня сидит
Синенькая птичка.
Отгадайте поскорей,
Это же - ... (Синичка)
Без умолку стрекочет,
Работать не хочет,
Прыгает весь день,
Прыгать ей не лень. (Сорока)
На вид неказист, зато голосист. (Соловей).
- Ребята, а каким видом деятельности мы занимались? (Объёмная аппликация).
- Мы добились своей цели? Мы справились с работой? (Да, у нас всё получилось).
- А благодаря чему у нас получилась такая красивая коллективная работа? (Ответ: Каждый из нас старался, чтобы получилось красиво и аккуратно).
- А где можно применить полученные знания на сегодняшнем занятии? (Можно сделать подарок, украшение для дома). А может кто-то будет орнитологом?
- Ребята, Птица Счастья несет на своих крыльях удачу в делах, радость, мир в доме - все самое хорошее.
- Удивительно, чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас. Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем?
Вы можете подарить ее тому, кому захотите. У нас получилась, красивая картина, которая будет украшать вашу классную комнату. Пусть в вашем классе будет счастье и благополучие. Ну а гостям мы подарим тоже кусочек радости, счастья и память о нашей школе. (На обратной стороне створки доски заранее были прикреплены подарочные птицы, выполненные заранее другими детьми). Дети открепляют птиц и дарят гостям под звуки птичьих голосов в записи.
В заключение урока хочется прочитать стихотворение.
БУМАЖНАЯ КОРМУШКА Натали САМОНИЙ
Неважно, что первая
работа бумажная:
Ведь главное – своими
Руками, что важно!
Ведь главное – это
О птицах забота;
С любовью – любая
Не в тягость работа.
Чтоб было бы птиц
На земле – миллионы:
Чтоб птицы бы счастья
Песнь пели свою –
И в мире во всём.
И в нашем краю!
Предварительный просмотр:
Чегринцева Татьяна Николаевна
МОУ «Майская гимназия» Белгородского района Белгородской области
Тема внеклассного занятия в 1 классе:
Бумажная пластика. Трансформация плоского листа бумаги (Первоцветы).
Цель: Освоение возможностей трансформации бумаги: скручивание, сгибание, складывание гармошкой.
Задача: Развитие пространственного мышления и воображения. Составление объёмных форм из бумаги.
Воспитательная задача: Развитие художественного вкуса, чувства коллективизма, взаимовыручки.
Универсальные учебные действия:
- формирование первоначальной ориентации на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
- знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места;
- оценивание совместно с учителем и одноклассниками результатов своих действий;
- принимать участие в коллективной работе, работе парами и группами;
- понимать важность коллективной работы;
- контролировать свои действия при совместной работе;
- договариваться с партнерами и приходить к общему решению;
- изучение особенностей объёмного изображения выполненного из бумаги.
Оборудование: (Столы расставлены с учётом работы детей по группам-4 группы).
компьютер;
проектор;
экран;
презентация;
образец изделий;
Музыкальная запись для хорового пения.
Инструменты и материалы:
цветная бумага, ножницы, клей.
Литературный ряд: стихи о весне.
Музыкальный ряд: фоновая музыка для создания благоприятной обстановки в классе.
Организационный этап
-Ребята, сегодня 21 марта, когда день равен ночи, наступает весеннее равноденствие или астрономическая весна. День растет, а ночь убывает. Вам хочется, чтобы поскорее наступили тёплые весенние деньки (Да). Свои первые шаги весна начинает с марта. Еще скрипит снег, не затихла зимняя вьюга, а по утрам приветствует весенняя капель. В народе говорят так: “В марте и сзади и спереди зима” или “ март не весна, а послезимье.” Но одна дата в этом месяце, гарантирует приход весны. Это сегодняшний день
Давайте мы образуем солнечный круг и, прикоснувшись ладошками, друг к другу и зарядимся солнечной энергией на весь день.
-Повторяйте за мной:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо, птички летят, (поднимают руки вверх)
Колокольчики звенят.
Гори, гори ярче
Лето будет жарче,
А зима теплее, а весна милее.
-Зарядились? А теперь садитесь.
-А из какой сказки эти слова (Двенадцать месяцев)
-Мне сегодня нужен помощник из этой сказки, его зовут Апрель.
Учитель выбирает помощника (На голову которого, надевается венок из весенних цветов).
Ход урока
В помощь на занятие возьмите с собой внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
-Ребята, вам нравится пейзаж, выполненный на доске (Нет, он скучный). А мы сможем его оживить? (Да).
-Ну-ка Апрель помоги нам, настроиться на рабочий лад, прочитай стих:
Разбегайтесь ручьи,
Растекайтесь лужи.
Вылезайте муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник (хором)
Во время чтения стихотворения, на доске закрепить изображение медведя и подснежник.
-Ребята, а вы знаете стихи о весне. Расскажите. (Чтение стихов).
ВЕСНА
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином.
ВЕСНА
Динь! Дон!
Динь! Дон!
Это что за нежный звон?
Это пролесок-подснежник
Улыбается сквозь сон!
Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей
Улыбаться до ушей?
ВЕСНА
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Прежде чем оживить поляну, давайте рассмотрим, как выглядят весенние цветы на экране. После продолжительной наскучившей зимы, ранние весенние растения, являясь первыми вестниками пробуждения природы от зимнего холода, вызывают чувство приподнятости, радуя взгляд живой раскраской на фоне еще спящего серого леса. Первоцветы вырастают быстро, цветы превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силу на будущую весну. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.
Просмотр презентации
-Какие вы знаете весенние цветы. Разгадайте кроссворд о первоцветах.
-Ребята, а что вы знаете о красной книге? Рассказать о цветах, занесённых в красную книгу.
-А как мы сформулируем тему занятия? (Дети называют варианты названия темы занятия, связанные с весенними цветами).
- Согласна, угадали, но нам нужно оживить поляну своими руками.
-Я хочу вас поправить, тема у нас будет называться «Бумажная пластика. Трансформирование плоского листа. Первоцветы». А что такое «трансформирование»? ( Это придание бумаге объемные формы)
-А как мы будем делать цветы?
-Я вам сейчас покажу, как можно изготовить объёмные цветы из бумаги.
-Посмотрите на эти образцы, вам они нравятся (Да).
Демонстрация учителем изготовления цветов.
-Апрель, помоги раздать плоскости, на которых дети будут выполнять задание.
-Ребята, давайте ещё раз выработаем правило последовательности изготовления цветов и листьев.
Сравните ваши выводы с тем, что вы видите на экране.
Физкультминутка под музыку
Напомнить технику безопасности работы ножницами.
-А сейчас, Апрель поможет мне украсить берёзку (Спиралеобразными полосками-кудряшками украсить крону дерева, закрепить птиц и заранее несколько приготовленных цветов). Пригретые весенним солнышком береза и тополь распускаются всегда как - то неожиданно и быстро, дуб и липа пока медлят, ждут черемуху с ее черемуховыми холодами. Наполняется весеннее зеленое приволье и поражает роскошью и красотой нарядов.
Включить запись с пением птиц
-Ребята, по мере выполнения задания, выходите к доске и закрепляйте свои работы на доску. Помогайте своим соседям закончить работы.
-Вот Апрель уже закончил свою деятельность. Птицы прилетели на нашу солнечную поляну, и поют свои птичьи песенки.
-Ребята, вам понравилась работа, которую вы выполнили?
-А чья работа (полянка) вам больше всего понравилась? (Дети обсуждают работы)
-А чем вам понравились эти работы? (Красиво, аккуратно)
А почему у нас так красиво получилось? (Мы старались, боялись подвести друг друга, нам хотелось, чтобы получилось у всех красиво).
-А как вам кажется, у нас получилось создать весеннее настроение в нашей картине? (Да).
-А где мы можем применить наши знания в жизни. (Можно сделать подарок близким людям, украшение дизайна дома).
-А чтобы сохранить природу, что мы должны делать? (Не рвать цветы, а только любоваться ими.
Правило для людей: “Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.”
-Апрель, прочитай нам свой стих.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Ученик: Дерево, цветок, трава и птицы,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
- Ребята, я думаю, что каждый человек не на словах, а на деле должен показать свою доброту, заботу, любовь к природе.
-Я считаю, что мы должны над цветами наклониться не для того, чтобы рвать их или срезать, а чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать.
-Я знаю, вы учили на музыке песню о весне, она сейчас ещё больше создала бы настроение. Споёте? (Да).
Включить запись музыки, под которую дети хором поют песню, взявшись за руки.
-Ребята, вы сегодня меня порадовали своими работами. Спасибо вам за содружество и трудолюбие!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект внеклассного занятия по изобразительному искусству для 1-2 классов (ФГОС)
План-конспект внеклассного занятия по изобразительному искусству для 1-2 классов (ФГОС)...
Внеклассное занятие по изобразительному искусству "Зимний пейзаж".
Внеклассное занятие по изобразительному искусству в 1 классе с использованием нетрадиционных способов рисования: шишками, зубными щетками, губками......
Методическая разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству: «Рисование подснежника»
В данной методической разработке учащиеся знакомятся с нетрадиционной техникой рисования – рисование пальцами. Основной материал – гуашь, а основным инструментом в рисова...
Сценарий внеклассного занятия по изобразительному искусству «Праздник цвета»
Художник Акварелькин пришёл в гости со своими друзьями - цветными карандашами и предлагает поздравить одного из карандашей с днем рождения. В сценарии представлены загадки, стихи, песни, а такж...
Внеклассное занятие по изобразительному искусству на тему "Волшебный мир сказки"
Внеклассное занятие для проекта "Кино и дети". Для 3 классов. Работа с пластилином...
Программа для дополнительных занятий по изобразительному искусству в школе. "Основы изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции" (Ознакомительный уровень)
Учебная программа для дополнительных занятий по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Разработана для детей разного возраста, но на начальной стадии обучения (ознакомительный уровень...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет, воздушная перспектива" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: знакомить с изобразительными и выразительными возможностями цвета в изображении пейзажа.Задачи урокаДидактические:1. Знакомить с изобра...