«Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Сырвачева Дарья Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы,

приемы

Содержание урока

Деятельность учащихся

Метапредметные

результаты

1.Орг. момент.

- Здравствуйте ребята. Садитесь. Ручки на парты, глазки на меня. Начинаем урок изобразительного искусства.

-Давайте проверим готовность к уроку. Я называю предмет, и если у вас нет этого предмета на парте, тогда поднимаем руку – будем делиться. Краски, кисти, баночки с водой, альбомы, тряпочка.

Приветствуют  учителя.

Умение сконцентрироваться на работу.

2. Мотивационный.

Сообщение темы урока

Фронтальный опрос; беседа.

Послушайте сказку.

Солнышко захотело полюбоваться на себя в зеркало. Но где же его взять на небе? Там только ветер, тучи, облака.

- Я помогу тебе, - предложило маленькое белое Облако.

- А как? - спросило Солнышко.

- Подтолкни меня своим лучиком так, чтобы я подпрыгнуло! - засмеялось Облако.

Солнышко тут же несколькими лучиками подтолкнуло белое Облако.

От этого из Облака одна за другой пролились на землю капельки воды - дождик. Каждая капелька попадала на солнечный лучик так, что он мог в ней видеть свое отражение. Оно было очень красивым и разноцветным.

- Как я хочу, чтобы все на Земле увидели, какое я красивое! -  воскликнуло солнышко.

И тут произошло чудо: на небе появились разноцветные дуги.

- Что это было? (Радуга.)

Правильно. После дождя солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и на небе появляется многоцветная радуга. Цвета радуги располагаются в строгом порядке.

- Есть специальная поговорка для запоминания их порядка. Кто ее знает? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)

- Верно. Первая буква каждого слова обозначает первую букву в названии цвета. Назовите эти цвета. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.) 

Оказывается, все цвета рождаются из прозрачного солнечного лучика.

- Как вы думаете, что получится, если соединить концы цветной радуги-дуги в колечко?

Получится цветовой круг.

(Учитель вывешивает пособие «Цветовой круг».)

-Он расскажет нам, как, используя одни его цвета, нарисовать морозные узоры, прохладную воду, лед. А другие его цвета напоминают нам о жарком лете, пылающем огне, теплом солнышке.

Предположите, какая тема сегодняшнего урока?

Тема нашего урока: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета».

Активно слушают,

отвечают на вопросы, оценивают свои знания.

Слушают учителя отвечают на вопросы

Самостоятельно формулируют    тему, принимают и усваивают учебную  задачу.

Умение пользоваться полученной информацией.

Умение самостоятельно определять круг учебных задач.

3.Знакомство с новым материалом.

Анализ росписи

Эвристический поиск, эвристическая беседа.

Послушайте легенду.

 Сегодня к нам в гости пришли 2 девочки.

(Учитель вывешивает изображения девочки Льдинки и девочки Огонька.)

- Это Девочка Льдинка пришла с подружкой, девочкой Огоньком. Какие краски прячутся в платьице девочки Льдинки, а какие у девочки Огонька? (Голубой, синий, фиолетовый и желтый, оранжевый, красный.)

- Что вам напоминают синий, фиолетовый, голубой цвета? (Небо, снег, холодный ветер.) 

Темно-синий вечер,

Голубой рассвет,

Льдинки и снежинки,

Их холодный свет.

Прохладу нарисуем сине-голубой –

Зимнюю картину видим мы такой.

- Это холодные цвета.

- Что напоминают вам желтый, оранжевый, красный? (Огонь, солнце, тепло.)

Жаркое солнце,

Теплый песок,

Ярко-оранжевый в поле цветок.

 Самым горячим, красным и желтым,

Знойное лето цветом наполним!

-Это теплые цвета.

- Почему так называют цвета - теплые и холодные? Одинаковы ли они по настроению? (Примерный ответ: Теплые цвета радостные, активные, счастливые. Напоминают солнце и огонь, что в природе действительно дает тепло. холодные цвета грустные, таинственные, успокаивающие. Напоминают лед, снег, что в природе действительно холодное.)

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю закрыть глазки. Представьте угасающий костер в ночи. На фоне мерцающих холодных углей и неба взвиваются огненные языки. Огонь как будто борется с ночью за свое  существование.  А теперь откройте глазки.

- Как вы думаете, что мы будем рисовать? (огонь ночью)

-Правильно. Мы сегодня изобразим «борьбу» теплых и холодных красок на примере «борьбы» огня за свое существование.

Слушают учителя. Формулируют высказывания, отвечают на вопросы.

Анализируют, аргументируют свое мнение,

под руководством учителя или самостоятельно.

Умение пользоваться полученной информацией, умение наблюдать и делать выводы.

Умение наблюдать, делать выводы,

умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать.

4. Педагогический показ.

Демонстрационный

Объяснение.

-Во время работы  краски смешиваем  прямо на листе или на палитре. Черную и белую краски  не используем.  Сначала рисуем языки пламеня (теплыми красками) в центре листа, затем холодными красками рисуем ночь.  Заполняя весь лист, можно свободно смешивать краски между собой. Пробелов не оставляем. Костер изображаем как бы сверху угасающий.

-Рисуем фон. Для этого возьмём толстую кисть. Небо и земля будет тёмным цветом.

-Я возьму синю краску и заполняю верхнюю часть листа. Могу добавить красную, чтобы получился холодный, фиолетовый цвет.

Для земли я буду использовать тёмно-зелёную и коричневую краски.

Наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы.

Умение следить и усваивать практические приёмы работы

Умение принимать учебную задачу, умение следить за ходом работы.

5. Постановка творческой задачи.

Инструктаж.

Задача.

Итак, ребята. Главное, ребята, чтобы работа получилась интересной, работайте с желанием и включайте свою фантазию, воображение!

Вашу работу будет сопровождать мелодия.

Придумайте необычный орнамент хохломской росписи.

Принимают личную задачу.

Умение внимательно следить за планом работы.

Умение воспринимать задание, мобильно выполнять  работу,  формирование ответственного творческого  отношения к работе.

6. Практическая работа.

Практическая индивидуальная работа.

Учитель дает общие указания классу. Следит за правильностью выполнения задания. Помогает, хвалит словом.

Самостоятельно выполняют задание.

Умение уважать не только соседа, но и всех в классе.

7. Подведение итогов урока.

Демонстрационный, обобщающий опрос.

Ребята, творческая работа успешно завершена!

- Что интересного узнали на уроке?

- Какие цвета относятся к теплым? (оранжевый, красный, желтый)

- А к холодным? (синий, фиолетовый)

- А почему мы их называем холодные и теплые?

Оценивают достижения свои и других.

Поведенческие умения корректно рассматривать работы других учеников,

умение анализировать результаты труда.

8.Домашнее задание.

Задание.

На следующий урок нам потребуется.

Кисточки, краски, палитра, баночка для воды, клеёнка.

Записывают в дневник.

Умение запоминать и удерживать в памяти задание.

Школа № 5                                                                                                                         Учитель: 
Класс: 2-Б                                                                                                                           Студент: Cырвачева Дарья 42 группа
Дата: 15.03.2018                                                                                                                  


Конспект по изобразительному искусству

Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета»

Цели урока: : познакомить с цветом как средством выражения, научить составлять теплые и холодные цветовые гаммы.

Планируемые результаты:

-Личностные: воспитывать уверенность, инициативность в освоении новых способов работы со знакомыми художественными материалами

Предметные: Закрепить понятие о теплых и холодных цветах и их оттенках, научить их составлять смешиванием красок;

совершенствовать навыки работы гуашью;

Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование: Акварельная бумага, кисточки, краски, политра; учебная презентация;



Предварительный просмотр:

Школа № 5                                                                                                                         Учитель: 
Класс: 2-Б                                                                                                                           Студент: Cырвачева Дарья 42 группа
Дата: 22.03.2018                                                                                                                  

Конспект по изобразительному искусству

  1. Тема: Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета

Цели урока: познакомить учащихся с понятиями «глухие и звонкие цвета»;  формировать у учащихся эмоционального и духовного опыта через собственное творчество и создание художественных образов посредством цвета

Планируемые результаты:

Предметные: развивать навык смешения красок; продолжать формировать умения работать с цветом кругом; дать ученикам понятие о цвете как средстве выражения: тихих и звонких цветов

Личностные: воспитывать уверенность, инициативность в освоении новых способов работы со знакомыми художественными материалами; воспитывать чувство эстетического видения природы интерес к красоте природы;

Оборудование для учащихся:  Краски, кисть, баночка для воды, политра, листы формата А4.

Оборудование для учителя: презентация,

Этапы урока.

время

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

1мин

- Здравствуйте, ребята!

- Долгожданный дан звонок!

  Начинается урок!

  Будьте наблюдательны,

Подготовка к уроку.

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Беседа по теме урока

7 мин

- Какие цвета вы знаете?

- Как легче всего запомнить порядок расположения цветов?

- Посмотрите на слайд, какие цвета здесь изображены?

- Какие цвета относят к теплым, а какие к холодным?  Молодцы!

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со звонкими и глухими цветами.

- Ребята, я думаю, что каждый из вас наблюдал за явлениями природы.

- Скажите, как изменяются краски вечером и днем, в солнечный день и в дождь, на закате солнца?

- Как вы считаете, какими по настроению могут быть краски?

- Как цвета помогают быть ярче?

- Какие краски мы называем основными, главными?

- Ребята, послушайте стихотворение Г. Тукай.

- И скажите, могут ли цвета быть звонкими?

Точно воины, стояли сосны, липы и дубы,

Под сосной – щавель и мята, под березою – грибы,

Сколько синих, желтых, красных там цветов переплелось.

И от них благоуханье в сладком воздухе лилось.

Улетали, прилетали и садились мотыльки,

Будто с ними в спор вступали и морились лепестки.

- Какое настроение передает вам это стихотворение? (радостное, волнительное, приятное, доброе и т.д.). - Какие цветы притаились в лесу? (василек, колокольчик, подснежник, мак) - Назовите краски летних цветов? (синие, желтые, красные)

- Какой день описан: ясный или пасмурный? Как вы это узнали?

- Какие краски мы возьмем, чтобы нарисовать такую полянку цветов с мотыльками в летний ясный день? - Правильно! Краски солнечного дня – звонкие, сверкающие, чистые. - Какие чувства, эмоции вызвал у вас просмотр слайд - фильма, музыкальные произведения?

3.     Упражнение 1.

- А сейчас, давайте, сделаем маленькие наброски на маленьком листе. Смешаем чистые цвета. - Итак, со звонкими цветами мы познакомились. А как вы думаете, если есть звонкие цвета, то значит, какие бывают противоположные цвета? (глухие) - Как, на ваш взгляд, какое время года могут выражать глухие цвета? (весну) - Правильно! Весной часто бывает пасмурная погода, гроза, туман, тогда все краски немного притухают, меркнут.

-  Посмотрите на репродукцию картины Н. Рериха. Небесный бой.

- Какие краски смешались в небе? (синие, темно-серые)

- Какие чувства вызывают у вас эти цвета? (страх, угнетение, беспокойство, тревогу) - Мы можем все эти темные цвета назвать глухими?

- А теперь посмотрите репродукцию картины А. И. Куинджи «Ранняя весна».

- На ней изображена весна, которая только пришла к своим владениям. Начинается весна – пора света, воды, молодой зелени, свежести, солнечного тепла.

- Какие краски у такой весны? (нежные, чистые, бледные, веселые, грустные, голубые, бледно-зеленые)

4.     Упражнение 2.

- Посмотрите на репродукцию картины Ф. Васильева «Перед грозой». И скажите, как художнику удалось передать состояние природы?

- Попробуем тоже смешать цветные краски с белым, серым, черным цветом.

Учитель показывает приемы свободного смешения красок. Дети делают эту работу на маленьких листочках. Смешение краски производить не на палитре, а прямо на листе: введение белой краски – разбеление; смеси с небольшим количеством черной краски. - Вот, как много разных оттенков цвета мы получили.

Слушают учителя.

Беседуют по теме урока с учителем.

Отвечают на вопросы.

Выполняют упражнения для закрепления.

П: воспринимают информацию на слух.

П: строят речевое высказывание в устной форме;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: Учебное сотрудничество с учителем.

П: развитие умений  сравнивать, обобщать,   определять проблему.  

К: взаимодействовать с соседом по парте. Высказывать свое мнение.

Работать в коллективе.

Пед. показ

7 минут

-Сейчас я покажу вам, как правильно рисовать пейзаж.

Сначала находим линию горизонта (она будет примерно посередине) и проводим чуть видимую линию. Затем красим небо. Какие краски мы будем использовать при изображении весеннего неба? Светлые или темные тона?

-Теперь мы пишем землю. Берем для этого цвет охра. Местами на земле может лежать еще снег, где-то стоят лужи. Вдалеке между небом и землей может быть лес или горы. Теперь рисуем передний план. Здесь  у нас будет дерево.  Берем коричневую гуашь и изображаем снизу вверх. Ствол у нас будет больше чем макушка. И так же ветки у нас будут выше к макушке все тоньше и тоньше. На ветках у нас весной образуются почки. Что еще можно изобразить? (гнездо).

-Но вы можете дополнить картину, добавив что-то свое.

-Реши, какое весеннее состояние природы ты хочешь нарисовать.

-Передай цветными пятнами и линиями радость пробуждения природы.

-Определи, какие цвета могут передать такое настроение.

-Помни, что в картине нужно использовать только глухие и звонкие цвета.

Смотрят за работой учителя

Отвечают на вопросы

Л: восприятие и характеристика художественных образов

П: строят речевое высказывание в устной форме;

Л: формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность

Практическая часть

20мин

- Теперь попробуйте изобразить на больших листах две разные весны. Придумайте им название.

 Например, «Голубой март», «Все в розовой дымке», «Золотая весна» и др.

- Перед тем, как начать работу, предварительно определите уровень горизонта.

- Небо с облаками голубоватых, розоватых, зеленоватых оттенков.

- Весеннюю землю, без кустов и деревьев, с пожухлой травой, пятнами грязноватого подтаявшего снега или светлой молодой травой, желтыми первоцветами.

- Ручейки, которые стекают от таяния снега, по холмам изобразите голубовато-синие, можно добавить немного белой краски.

- Следите за колоритом, за качеством разбелок, за количеством введения черной краски и получением черного цвета.

На этих подмалевках весенней земли можно будет работать на следующем уроке.

Выполняют задание.

Определяют уровень горизонта.

Следят за  своей деятельностью на уроке.

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: аргументируют свою позицию.

Итоги урока

5мин

- Предлагаю сделать выставку ваших работ.

- Все молодцы!

- Спасибо за работу

Подводят итоги урока.

П: строят речевое высказывание в устной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству Тема: « Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета».

Знакомство с цветом как средством выраже­ния, научить составлять теплые и холодные цветовые гаммы....

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета.

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. урок во 2 классе...

Урок ИЗО 2 класс Тема "Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета.Веточка вербы"

технологическа карта урока ИЗО во 2 классе на тему "Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета"...

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета» (3 класс)

Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета».Цели деятельности учителя: знакомство с цветом как средством выражения, формирование у учащихся представления о теплы...

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета...

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета», 3 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА изобразительного искусства Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета»...