Конспект урока ИЗО Тема: Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Конспект урока ИЗО( по теме: Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм) разработан для 3-го класса по ОС "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_izo_3_klass.docx | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство
Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 3-й класс. – М.: Баласс, 2011.
Уроки 1–2
Тема: Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм.
Цели по линиям развития:
1ЛР: Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают. Определять отличительные особенности натюрморта и пейзажа. Рассказывать о барбизонской школе пейзажа, её достижениях и об импрессионизме. Называть особенности метода живописи импрессионистов.
2ЛР: Изображать натюрморт, пейзаж, пользуясь основными правилами жанров. Работать красками (гуашь, акварель, смешанная техника).
3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения различных жанров живописи и выражать своё отношение к ним на примере натюрмортов В. Хеда, М. Ларионова, П. Кузнецова и пейзажей К. Коро, К. Писсарро, К. Моне, И. Грабаря, А. Остроумова-Лебедева, Р. Кента (или других художников по выбору учителя); эмоционально воспринимать произведения различных стилей и выражать своё отношение к ним на примере пейзажей импрессионистов: К. Коро, К. Писсарро, К. Моне.
Обязательный минимум содержания. Жанры живописи: натюрморт, пейзаж (Н); импрессионизм, импрессионисты (П). (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД, технология оценивания | |
действия учителя | действия учеников (возможные варианты) | ||
1-й урок | |||
I. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний. | Учитель записывает тему урока: «Жанры живописи. Натюрморт», рассказывает детям историю о мальчике, который хотел научиться рисовать, и предлагает ответить на вопросы. Жил-был один маленький мальчик. Он очень любил рисовать красками, всегда участвовал в различных конкурсах рисунков, но ни разу ему не удавалось выиграть. Тогда решил он пойти в школу живописи и найти там самого лучшего учителя. Пришёл в школу и спрашивает у сторожа: – Где мне найти самого лучшего учителя живописи? – На двери мастерской самого лучшего, – говорит сторож, – написано слово МАСТЕР. Зашёл мальчик в школу и видит семь дверей. На первой написано «Мастер натюрморта», на второй – «Мастер портрета», на третьей – «Мастер пейзажа», на четвертой – «Мастер исторического жанра», на пятой – «Мастер бытового жанра», на шестой – «Мастер батального жанра», на седьмой – «Мастер анималистического жанра». Удивился мальчик и задумался.
– Когда наш мальчик шёл в школу, он на что надеялся? – А что же получилось в результате? 2 1 2 |
– На то, что найдёт одного самого лучшего учителя живописи. – Он нашёл семь хороших учителей, но каждый из них был мастером в своём жанре. | Познавательные действия 1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного. 2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. 3. Небольшой пересказ простого текста. 4. Простой план. Регулятивные действия 1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. 2. Работать по предложенному плану, использовать учебник. 3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Коммуникативные действия 1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу. 2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты. 3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе. Личностные результаты 1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей. 2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей. 3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. 5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. |
II. Формулирование проблемы. | – Как вы думаете, что же удивило мальчика, и над каким он вопросом задумался? 1 1 | Почему в живописи так много жанров? Возможен другой вариант проблемного вопроса. | |
III. Планирование. | – Как вы думаете, что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? 1 1 | – Что такое жанры? – Какие бывают жанры? – Чем отличаются жанры друг от друга? | |
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 4, рассмотреть репродукции картин, прочитать текст и ответить на вопросы. – Рассмотрите картины и скажите, к каким темам могут обращаться художники живописцы? – Да, вы назвали много тем. Если вдруг придется выбирать тему для своего рисунка, то можно запутаться. Специалисты по истории искусства решили помочь нам разобраться в этом бесконечном разнообразии. Найдите в тексте, что придумали искусствоведы (учебник, с. 4, предпоследний абзац). – Так что же такое жанр? 1 2 1 2 3 2 | 1. Дети рассматривают картины, отвечают (возможные варианты ответов): – Самые разные темы: «Природа», «Люди», «Вещи», «Бои», «Сцены из жизни», «Животные» и др. – Разделили темы на группы, которые назвали жанрами. – Это разделение произведений живописи на группы по определенным темам. | |
2. Учитель предлагает детям поработать в парах, рассмотреть натюрморты, представленные в учебнике и ответить на вопросы. – Мы сегодня остановимся на жанре натюрморта и вспомним его особенности. Рассмотрим несколько натюрмортов и ответим на вопросы. 1-й ряд – натюрморт В. Хеда на с. 5 2-й ряд – натюрморт М. Ларионова на с. 6 3-й ряд – натюрморт П. Кузнецова на с. 7 Вопросы (записаны на доске или выведены на экран): – Чем тебе нравится этот натюрморт? Как ты думаешь, что привлекло внимание художника? – Какие цвета и колорит использовал художник? – Чем отличается натюрморт от других жанров? 1 3 1 2 2 5 | 2. Дети рассматривают картины, обсуждают в паре ответы на вопросы, потом по выбору учителя три пары отвечают перед классом. | ||
V. Выражение решения проблемы. | Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него. 2 3 | – В живописи много тем, каждая тема имеет свои особенности, в живописи существуют правила изображения каждой темы. Возможен другой вариант ответа. | |
VI. Применение знаний (продуктивные задания). | Учитель предлагает написать натюрморт в альбоме (с натуры или по представлению, по выбору учителя и учеников). 4 2 | Выполняют. | |
VII. Итог урока. Рефлексия. | Учитель просит показать всем ребятам наиболее удачные работы. 5 3 Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать технологию оценивания по следующему алгоритму: – Что тебе нужно было сделать? – Ты выполнил работу? – Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей? – Что бы ты хотел изменить в своей работе? – Как бы ты оценил свою работу? 5 1 3 | Выполняют. | |
VIII. Домашнее задание. | 1. Доделать натюрморт (прописать детали). Оформить рисунок в паспарту. 2. Принести рабочую тетрадь, альбом, карандаш, краски (по выбору учителя: акварель, гуашь). | Записывают. | |
2-й урок | |||
I. Актуализация знаний. | Учитель записывает тему урока: «Жанры живописи. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм», напоминает проблемный вопрос прошлого урока и предлагает определить жанры произведений, демонстрируя их в бумажных репродукциях или в презентации. 2 1 | Отвечают, если дети путаются, учитель помогает. | |
II. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. Учитель предлагает ребятам рассмотреть и сравнить две картины, ответить на вопросы. – Рассмотрите фрагмент картины Рогира ван дер Вейдена и определите, какую роль здесь играет пейзаж. Что на картине главное? – Рассмотрите картину Камиля Коро. Какова здесь роль пейзажа? 1 2 1 2 2 – Да, действительно, долгое время природа служила фоном для персонажей или событий. И лишь в XIX веке художники барбизонской школы и импрессионисты перевернули представление о пейзаже. | Дети отвечают (возможные варианты ответов): – Пейзаж на картине Вейдена играет роль фона. Главное же здесь люди. – На картине Коро пейзаж и является объектом изображения. Он главный. | |
2. Учитель предлагает детям работу в парах: – Один из пары читает текст учебника на с. 8 о художниках барбизонской школы, другой текст учебника на с. 9 об импрессионистах. Далее отвечаете друг другу на вопрос: Как художники работали над пейзажем? Учитель предлагает нескольким ученикам озвучить свои ответы. 1 2 1 2 2 | 2. Ребята читают текст и отвечают друг другу на вопрос, потом озвучивают свои ответы перед классом. | ||
III. Выражение решения проблемы. | Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него. 2 3 | Отвечают. | |
IV. Применение знаний (продуктивные задания). | Учитель предлагает детям написать пейзаж (летний, осенний или зимний, по выбору) используя гуашь, акварель или смешанную технику. В помощь можно использовать схему со с. 11 учебника или с. 20–21 рабочей тетради. 4 2 | Выполняют. | |
V. Итог урока. Рефлексия. | Учитель предлагает обсудить ребятам свою работу: что получилось, что нет. Можно использовать технологию оценивания по следующему алгоритму: – Что тебе нужно было сделать? – Ты выполнил работу? – Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей? – Что бы ты хотел изменить в своей работе? – Как бы ты оценил свою работу? 5 1 3 | Обсуждают. | |
VI. Домашнее задание. | 1. Доработать пейзаж. Оформить его в паспарту. 2. Принести рабочую тетрадь, альбом, карандаш, краски (по выбору учителя: акварель, гуашь). | Записывают. |