Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»
«Согласовано» Руководитель ШМО ______________ Протокол №__________ от «____» ____________ 2017 г. | «Утверждаю» Директор школы _____________/ О.Г. Попов/ Приказ от №__________ «____» ____________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)
_Горбунова Наталья Николаевна __________
(Ф.И.О. учителя-разработчика)
2017 - 2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе нормативно-правовых документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
2.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
3.Планируемых результатов начального общего образования;
4. Рабочей программы «Изобразительное искусство» авторов Б.М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, О. А. Кобловой, Т. А. Мухиной. М.: «Просвещение» 2016 г. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»;
5.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»;
6.Учебного плана МБОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2» на 2017-2018 учебный год.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Общая характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах третьеклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство»;
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребности общения с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей третьеклассников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учеб- но-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт третьеклассников в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ЧАСА)
Тема 3 класса - «Искусство вокруг нас». Одна из основных идей программы: "От родного порога – в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – "Мастеров Изображения, Украшения, Постройки" – в создании среды жизни человека.
В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: "А что было бы, если бы "Братья-Мастера" не участвовали в создании окружающего вас мира – дома, на улице и т.д.?" Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства, художественная практическая деятельность учащихся.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Основные формы художественной деятельности учащихся: изображение на плоскости и в объеме ( с натуры, по памяти, по представлению);декоративная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изученным темам; прослушивание музыкальный и литературных произведений.
Искусство в твоем доме (9ч.) Предметы искусства в жизни человека: игрушки, посуда, платки, обои, книги. Образное содержание конструкции и украшения предмета. Создание выразительной пластической формы игрушки. Эстетическая оценка разных видов игрушек, материалов, из которых они сделаны. Единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения. Создание выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке. Роль цвета и декора в создании образа комнаты. Роль художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.
Разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора(растительный, геометрический). Постройка (композиция), украшение (характер декора), изображение (стилизация) в процессе создания образа платка. Создание эскиза росписи платка (фрагмента), выражение его назначения (для мамы, бабушки, платка позиций задуманного образа). Роль художника и Братьев- Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Проект детской книжки- игрушки. Роль художника и Братьев-
Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создание открытки к определенному событию или декоративной закладки (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике). Лаконичное выразительное изображение. Важная роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.
Искусство на улицах твоего города (7ч.) Формирование художественных представлений о работе художника на улицах города. Атрибуты современной жизни города: фонари, витрины, парки, ограды, скверы; их образное решение. Архитектурный образ, образ городской среды. Эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Особенности архитектурного образа города. Памятники архитектуры — достояние народа. Изображение архитектуры своих родных мест, выстраивание композиции листа, передача в рисунке неповторимого своеобразия и ритмической упорядоченности архитектурных форм. Парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, пар к- мемориал и др.).Парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создание образа парка в технике коллажа, гуаши или выстраивание объемно- пространственной композиции из бумаги.
Эстетическая оценка чугунных оград в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, их роль в украшении города. Сравнение ажурных оград и других объектов (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.),Проект (эскиз) ажурной решетки. Использование ажурной решетки в общей композиции с изображением парка или сквера, их роль в украшении города. Создание нарядных обликов фонарей. Изображение необычных фонарей, используя графические средства, создание необычных конструктивных формы фонарей, работа с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). Витрина как украшение улицы города и своеобразная реклама товара. Связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Творческий проект оформления витрины магазина. Композиционные и оформительские навыки в процессе создания образа витрины. Образ в облике машины, их разные украшение. Связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Создание образов фантастических машин. Конструирование из бумаги. Важная и нужная работа художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.
Художник и зрелище (10 ч.) Деятельность художника в театре в зависимости от видов зрелищ или особенностей работы. Важная роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Создание красочных выразительных рисунков или аппликаций на тему циркового представления, передача в них движения, характеров, взаимоотношений между персонажами. Изображение яркого, веселого, подвижного. Объекты, элементы театрально- сценического мира. Интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Роль театрального художника в создании спектакля. «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Разные виды кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Создание выразительной куклы (характерная головка куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу). Работа с пластилином, бумагой, нитками, кусками ткани. Кукла для игры в кукольный спектакль. Характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Роль маски в театре и на празднике. Конструирование выразительных и острохарактерных маски к театральному представлению или празднику. Назначение театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). определение в афишах- плакатах изображение, украшение и постройки. Создание эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению. Образное единство изображения и текста. Лаконичное, декоративно- обобщенное изображение (в процессе создания афиши или плаката). Работа художника по созданию облика праздничного города. Украшение города к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создание в рисунке проекта оформления праздника.
Художник и музей (9 ч.) Знакомство с жанрами изобразительного искусства, крупнейшими музеями России и мира. Роль художественного музея. Великие произведения искусства - национальное достояние. Самые значительные музеи искусств России — Государственная Третьяковская галерея, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Разные виды музеев и роль художника в создании их экспозиций. Картина — особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Творческая работа зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Картины - пейзажи. Настроение и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Имена крупнейших русских художников- пейзажистов. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением. Выражение настроения в пейзаже цветом. Изобразительный жанр — портрет и нескольких известных картина-портретов. Изображенный на портрете человек (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. Картина-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке — хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах. Важная роль в натюрморте настроения, которое художник передает цветом. Изображение натюрморта по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.). Имена художников, работавших в жанре натюрморта. Картины исторического и бытового жанра. Наиболее понравившиеся (любимые) картины, их сюжет и настроение. Изображение сцены из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивание сюжетной композиции. Изображение в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель). Эстетическое отношение к произведению скульптуры, объяснение значения окружающего пространства для восприятия скульптуры. Роль скульптурных памятников. Знакомые памятники и их авторы , Рассуждение о созданных образах. Виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура. Материалы, которыми работает скульптор. Лепка фигуры человека или животного, передача выразительной пластики движения. Выставка детского художественного творчества. Роль художника в жизни каждого человека.
Календарно-тематическое планирование
изобразительное искусство 3 класс (34 часа)
№ | Тема урока | Количество часов | План | Факт |
| Вводный урок
|
|
|
|
1 | Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы. | 1 | 2.09 |
|
| Искусство в твоем доме (8ч) |
|
|
|
2 | Твои игрушки. | 1 | 9.09 |
|
3 | Посуда у тебя дома. | 1 | 16.09 |
|
4 | Стартовая диагностическая работа | 1 | 23.09 |
|
5 | Обои и шторы в твоем доме. | 1 | 30.09 |
|
6 | Мамин платок. | 1 | 7.10 |
|
7 | Твои книжки. | 1 | 14.10 |
|
8 | Открытки. | 1 | 21.10 |
|
9 | Труд художника для твоего дома. | 1 | 28.10 |
|
| Искусство на улицах твоего города 7ч |
|
|
|
10 | Памятники архитектуры. | 1 | 11.11 |
|
11 | Парки, скверы, бульвары. | 1 | 18.11 |
|
12 | Ажурные ограды. | 1 | 25.11 |
|
13 | Волшебные фонари. | 1 | 2.12 |
|
14 | Витрины. | 1 | 9 .12 |
|
15 | Удивительный транспорт. | 1 | 16 .12 |
|
16 | Труд художника на улицах твоего села. | 1 | 23.12 |
|
| Художник и зрелище (11ч) |
|
|
|
17 | Художник в цирке. | 1 |
|
|
18 | Художник в театре. | 1 |
|
|
19 | Театр на столе. | 1 |
|
|
20 | Театр кукол. | 1 |
|
|
21 | Мы – художники кукольного театра. | 1 |
|
|
22 | Конструирование сувенирной куклы. | 1 |
|
|
23 | Театральные маски. | 1 |
|
|
24 | Конструирование масок. | 1 |
|
|
25 | Афиша и плакат. | 1 |
|
|
26 | Праздник в городе. | 1 |
|
|
27 | Школьный карнавал. | 1 |
|
|
| Художник и музей (8ч) |
|
|
|
28 | Музей в жизни города. | 1 |
|
|
29 | Картина -особый мир. | 1 |
|
|
30 | Промежуточная аттестация. | 1 |
|
|
31 | Картина-пейзаж. | 1 |
|
|
32 | Картина-портрет. | 1 |
|
|
33 | Картина-натюрморт.
| 1 |
|
|
34 | Картины исторические и бытовые.
| 1 |
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_3_klass.docx | 41.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»
«Согласовано» Руководитель ШМО ______________ Протокол №__________ от «____» ____________ 2017 г. | «Утверждаю» Директор школы _____________/ О.Г. Попов/ Приказ от №__________ «____» ____________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)
_Горбунова Наталья Николаевна __________
(Ф.И.О. учителя-разработчика)
2017 - 2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе нормативно-правовых документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
2.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
3.Планируемых результатов начального общего образования;
4. Рабочей программы «Изобразительное искусство» авторов Б.М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, О. А. Кобловой, Т. А. Мухиной. М.: «Просвещение» 2016 г. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»;
5.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»;
6.Учебного плана МБОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2» на 2017-2018 учебный год.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Общая характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах третьеклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство»;
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребности общения с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей третьеклассников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учеб- но-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт третьеклассников в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ЧАСА)
Тема 3 класса - «Искусство вокруг нас». Одна из основных идей программы: "От родного порога – в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – "Мастеров Изображения, Украшения, Постройки" – в создании среды жизни человека.
В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: "А что было бы, если бы "Братья-Мастера" не участвовали в создании окружающего вас мира – дома, на улице и т.д.?" Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства, художественная практическая деятельность учащихся.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Основные формы художественной деятельности учащихся: изображение на плоскости и в объеме ( с натуры, по памяти, по представлению);декоративная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изученным темам; прослушивание музыкальный и литературных произведений.
Искусство в твоем доме (9ч.) Предметы искусства в жизни человека: игрушки, посуда, платки, обои, книги. Образное содержание конструкции и украшения предмета. Создание выразительной пластической формы игрушки. Эстетическая оценка разных видов игрушек, материалов, из которых они сделаны. Единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения. Создание выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке. Роль цвета и декора в создании образа комнаты. Роль художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.
Разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора(растительный, геометрический). Постройка (композиция), украшение (характер декора), изображение (стилизация) в процессе создания образа платка. Создание эскиза росписи платка (фрагмента), выражение его назначения (для мамы, бабушки, платка позиций задуманного образа). Роль художника и Братьев- Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Проект детской книжки- игрушки. Роль художника и Братьев-
Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создание открытки к определенному событию или декоративной закладки (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике). Лаконичное выразительное изображение. Важная роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.
Искусство на улицах твоего города (7ч.) Формирование художественных представлений о работе художника на улицах города. Атрибуты современной жизни города: фонари, витрины, парки, ограды, скверы; их образное решение. Архитектурный образ, образ городской среды. Эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Особенности архитектурного образа города. Памятники архитектуры — достояние народа. Изображение архитектуры своих родных мест, выстраивание композиции листа, передача в рисунке неповторимого своеобразия и ритмической упорядоченности архитектурных форм. Парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, пар к- мемориал и др.).Парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создание образа парка в технике коллажа, гуаши или выстраивание объемно- пространственной композиции из бумаги.
Эстетическая оценка чугунных оград в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, их роль в украшении города. Сравнение ажурных оград и других объектов (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.),Проект (эскиз) ажурной решетки. Использование ажурной решетки в общей композиции с изображением парка или сквера, их роль в украшении города. Создание нарядных обликов фонарей. Изображение необычных фонарей, используя графические средства, создание необычных конструктивных формы фонарей, работа с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). Витрина как украшение улицы города и своеобразная реклама товара. Связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Творческий проект оформления витрины магазина. Композиционные и оформительские навыки в процессе создания образа витрины. Образ в облике машины, их разные украшение. Связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Создание образов фантастических машин. Конструирование из бумаги. Важная и нужная работа художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.
Художник и зрелище (10 ч.) Деятельность художника в театре в зависимости от видов зрелищ или особенностей работы. Важная роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Создание красочных выразительных рисунков или аппликаций на тему циркового представления, передача в них движения, характеров, взаимоотношений между персонажами. Изображение яркого, веселого, подвижного. Объекты, элементы театрально- сценического мира. Интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Роль театрального художника в создании спектакля. «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Разные виды кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Создание выразительной куклы (характерная головка куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу). Работа с пластилином, бумагой, нитками, кусками ткани. Кукла для игры в кукольный спектакль. Характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Роль маски в театре и на празднике. Конструирование выразительных и острохарактерных маски к театральному представлению или празднику. Назначение театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). определение в афишах- плакатах изображение, украшение и постройки. Создание эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению. Образное единство изображения и текста. Лаконичное, декоративно- обобщенное изображение (в процессе создания афиши или плаката). Работа художника по созданию облика праздничного города. Украшение города к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создание в рисунке проекта оформления праздника.
Художник и музей (9 ч.) Знакомство с жанрами изобразительного искусства, крупнейшими музеями России и мира. Роль художественного музея. Великие произведения искусства - национальное достояние. Самые значительные музеи искусств России — Государственная Третьяковская галерея, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Разные виды музеев и роль художника в создании их экспозиций. Картина — особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Творческая работа зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Картины - пейзажи. Настроение и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Имена крупнейших русских художников- пейзажистов. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением. Выражение настроения в пейзаже цветом. Изобразительный жанр — портрет и нескольких известных картина-портретов. Изображенный на портрете человек (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. Картина-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке — хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах. Важная роль в натюрморте настроения, которое художник передает цветом. Изображение натюрморта по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.). Имена художников, работавших в жанре натюрморта. Картины исторического и бытового жанра. Наиболее понравившиеся (любимые) картины, их сюжет и настроение. Изображение сцены из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивание сюжетной композиции. Изображение в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель). Эстетическое отношение к произведению скульптуры, объяснение значения окружающего пространства для восприятия скульптуры. Роль скульптурных памятников. Знакомые памятники и их авторы , Рассуждение о созданных образах. Виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура. Материалы, которыми работает скульптор. Лепка фигуры человека или животного, передача выразительной пластики движения. Выставка детского художественного творчества. Роль художника в жизни каждого человека.
Календарно-тематическое планирование
изобразительное искусство 3 класс (34 часа)
№ | Тема урока | Количество часов | План | Факт |
Вводный урок | ||||
1 | Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы. | 1 | 2.09 | |
Искусство в твоем доме (8ч) | ||||
2 | Твои игрушки. | 1 | 9.09 | |
3 | Посуда у тебя дома. | 1 | 16.09 | |
4 | Стартовая диагностическая работа | 1 | 23.09 | |
5 | Обои и шторы в твоем доме. | 1 | 30.09 | |
6 | Мамин платок. | 1 | 7.10 | |
7 | Твои книжки. | 1 | 14.10 | |
8 | Открытки. | 1 | 21.10 | |
9 | Труд художника для твоего дома. | 1 | 28.10 | |
Искусство на улицах твоего города 7ч | ||||
10 | Памятники архитектуры. | 1 | 11.11 | |
11 | Парки, скверы, бульвары. | 1 | 18.11 | |
12 | Ажурные ограды. | 1 | 25.11 | |
13 | Волшебные фонари. | 1 | 2.12 | |
14 | Витрины. | 1 | 9 .12 | |
15 | Удивительный транспорт. | 1 | 16 .12 | |
16 | Труд художника на улицах твоего села. | 1 | 23.12 | |
Художник и зрелище (11ч) | ||||
17 | Художник в цирке. | 1 |
| |
18 | Художник в театре. | 1 |
| |
19 | Театр на столе. | 1 |
| |
20 | Театр кукол. | 1 |
| |
21 | Мы – художники кукольного театра. | 1 |
| |
22 | Конструирование сувенирной куклы. | 1 |
| |
23 | Театральные маски. | 1 |
| |
24 | Конструирование масок. | 1 |
| |
25 | Афиша и плакат. | 1 |
| |
26 | Праздник в городе. | 1 |
| |
27 | Школьный карнавал. | 1 |
| |
Художник и музей (8ч) | ||||
28 | Музей в жизни города. | 1 |
| |
29 | Картина -особый мир. | 1 |
| |
30 | Промежуточная аттестация. | 1 |
| |
31 | Картина-пейзаж. | 1 |
| |
32 | Картина-портрет. | 1 |
| |
33 | Картина-натюрморт. | 1 |
| |
34 | Картины исторические и бытовые. | 1 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.
Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....