«В жостовском подносе все цветы России» Русские лаки
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Конспект урока по изо: «В жостовском подносе все цветы России» Русские лаки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_2.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         

Дата урока: 8 декабря 2016 год                                                                                                                                       Учитель:

 Школа: №104                 класс:  3                                                                                                                                   Методист: Мотовилова Надежда Васильевна

№ урока:  3         время урока: 8:27                                                                                                                                 Студент: Батанова Е., 41 гр.

                                                   

                                                                                    конспект урока изоискусства

Тема урока: «В жостовском подносе все цветы России» Русские лаки                                           

 

Цели деятельности учителя:

    - ознакомить учащихся с художественным промыслом Жостова, с особенностью росписи и вариантами построения цветочных композиций;

    - создать условия для развития образных представлений, навыков деления на равные части;

   - содействовать воспитанию интереса и любви к родной культуре, и ее истокам и традициям, привитию аккуратности, взаимной вежливости.

Планируемые результаты:

личностные:

- понимание художественного вкуса и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений     окружающей жизни

      -стремление развить эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру

предметные:         

         - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передач замысла в собственной художественной деятельности;

        -  понимание значения искусства в жизни человека и общества;

       -  умение различать и передавать художественно – творческой деятельности характера, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку,   обществу.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний (урок – повтор)     

Оборудование урока: для учителя: учебник, творческая тетрадь, учебная таблица, плакаты с изображением фрагментов жостовской росписи, с изображением поэтапного рисунка, презентация

                                         для учащихся: гуашь, кисти, палитры, стакан с водой, салфетки    

Словарная работа: народный художественный промысел, жостовская роспись, «подмалевок», «тенежка», «бликовка», «чертежка», «посадка семенцов».

Этап, время

Методы, приёмы

                       Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Огр.момент

0,5мин.

словесный

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Леонидовна И сегодня мы будем проводить у вас урок изобразительного искусства.

Приветствуют  учителя

Настроиться на урок,

концентрировать внимание и поведение

2.Мотивационный

2,5  мин.

словесный

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем рисовать, трудиться,

Ведь задания нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

активно слушают,

отвечают   на вопросы, оценивают   свои знания

умение пользоваться полученной информацией

3.Постановка учебной задачи

2 мин.

эвристический вопрос

схема-опора

- На прошлом уроке мы с вами рисовали осенний букет.

У нас получились очень красивые композиции. А как вы думаете, почему люди любят цветы? (ответы детей). Конечно, они красивые, а какие краше – садовые или полевые?

- Образ цветка – один из самых распространенных в народном искусстве. В первом и втором классе мы уже знакомились с цветочной росписью. Назовите известные вам цветочные росписи. (хохломская, гжельская, полхов – майданская)

Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним народным промыслом.

самостоятельно или с помощью опоры  формулируют  тему урока, цель

умение самостоятельно определять круг  учебных задач

4.Решение учебной задачи

30 мин.

эвристический полилог, наглядный

наглядный, словесное пояснение

демонстрационный,

практический 

инструктаж

самостоятельная работа

  1. Художественное слово о цветах.

(Презентация, слайд 1.)

- Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостова. А знаменита она тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.

- Ребята, прочитайте стихотворение. Оно лежит прономерованное на партах.--

Жостовские кисти

В тиши родного края,

Под сенью сосен древних,

Живет одна простая

Российская деревня.

Проснется с позаранку

В любую непогоду

И стелет самобранку

Для праздника природы.

На жостовском подносе

В зеркальной глади лака

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака,

Багрянец поздних листьев,

Лесной подснежник первый…

А жостовские кисти

Нежнее легкой вербы.

В садах никто не сможет

Собрать таких букетов:

На сон цветной похоже

Живые самоцветы.

В тиши родного края,

Под сенью сосен древних,

Находит их простая

Российская деревня.

(П. Синявский)

О чем говорится в этом стихотворении? Верно, молодцы! Кто-нибудь догадался, какая тема нашего урока? Правильно! А какие цели мы будем ставить перед собой? Молодцы!

2)Жостовская роспись.

- Дети, рассмотрите подносы (на иллюстрациях)

На них цветы то собраны в упругие букеты, то сплетены в нарядный венок, а то рассыпаны ветками по черной лаковой поверхности. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы.

- Узнаете ли вы эти цветы? Назовите их. (Маки, розы, лилии, ромашки, тюльпаны, георгины)

- Какова цветочная палитра композиции из Жостова? Рассмотрите в каких из них использована сближенная цветовая гамма, а какие отличаются контрастными оттенками. Подберите оттенки цветов жостовских букетов на палитре.

- Цветы очень похожи на настоящие и в то же время сказочные. Приглядитесь, они словно бы светятся изнутри! Кто-нибудь догадывается, в чем секрет жостовских мастеров? Верно. Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет и живых цветов. Свободная манера письма дает мастерам возможность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип жостовской росписи. В своей работе художник использует сочный, свободный мазок кисти. Присмотритесь к росписи подносов. Букеты на них плотные, почти нигде не видно стебля (укрупненная изображение букетов). Народный художник пишет по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений. Рассмотрим их.

- Посмотрите, ребята, на доску, я вам сейчас продемонстрирую этапы росписи на доске.

1.Подмалевок. Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленный краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.

2.Тенежка. Следующий этап росписи после «подмалевка». Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенежка» созвучно слову «тень». У цветов появляется объем, обозначаются теневые места растений.

3.Бликовка. наложение бликов выявляет свет и объем. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.

4.Чертежка. это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи – рисует прожилки и кружевные края на листочках, затем «посадка семенцов» в центре чашечек цветов.

3) «Найди ошибку»

Учитель демонстрирует поднос с ошибками, ребята находят их.

Физминутка.

Наши пальчики сплетём

И соединим ладошки.

А потом, как только можем,

Крепко-накрепко сожмём.

4) Формирование практических умений.

Эксперимент: рисование кистью веточки и цветка лилии при соблюдении последовательности жостовского письма.

5). Самостоятельная практическая работа учащихся- 15- 20 мин.

-учитель поощряет работу всего класса,

 - демонстрирует удачные работы,

- напоминает о времени выполнения задания

Наблюдают   за объектами;

Высказывают свои мнения по теме;

Аргументируют  свое мнение;

Анализируют  особенности объекта;

под руководством учителя или самостоятельно выявляют  особенности композиции, характеристики объекта

Наблюдают, запоминают порядок выполнения задания

Слушают и  

Воспринимают  задание

Выполняют задание, соблюдают  требования, проявляют  творчество

умение наблюдать, делать выводы,

умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

умение проводить анализ, выявлять общее, типичное, частное в  объекте  

умение следить и усваивать практические приёмы работы

умение принимать учебную задачу

умение сконцентрироваться на работе, соблюдать время выполнения задания

5. Итоги   урока

Рефлексия

5 мин.

Словесный

демонстрационный

1). Итоги темы.

- С какой росписью вы познакомились на уроке?

- Назовите правила поэтапного рисунка.

- Продолжите предложения:

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь, я могу…

2).  Итоги практической работы –

Выставка всех работ - осмотр и анализ, оценка качества выполнения задания. Рекомендуется учить проводить анализ отдельных учащихся, включать самоанализ 2-3 учащихся.

осматривают  выставку,

анализируют  качество выполнения задания;

оценивают  достижения свои и товарищей

умение анализировать результаты труда своего и одноклассников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к учебному занятию по изобразительному искусству. Тема "В Жостовском подносе все цветы России"

Презентация содержит сопроводительный иллюстративный материал к уроку по изобразительному искусству по теме "В Жостовском подносе все цветы России": особенности жостовской росписи, историческая с...

Конспект урока изобразительного искусства "В ЖОСТОВСКОМ ПОДНОСЕ ВСЕ ЦВЕТЫ РОССИИ. РУССКИЕ ЛАКИ: ТРАДИЦИИ МАСТЕРСТВА" 3 класс

Цель деятельности учителя: раскрыть детям секрет послойного жостовского письма;Планируемые результаты: предметные: научить детей основам послойного жостовского письма;личностные: сотрудничать с однокл...

«В жостовском подносе - все цветы России»

Презентация к уроку изобразительного искусства «В жостовском  подносе - все цветы России»...

Конспект урока "В Жостовском подносе все цветы России. Русские лаки традиции мастерства" +презентация к уроку

Конспект урока "В Жостовском подносе все цветы России. Русские лаки традиции мастерства"...

Конспект урока «В Жостовском подносе все цветы России» 3 класс

Цель урока: углубление знаний учащихся о народном и декоративно-прикладном искусстве; знакомство с искусством росписи жостовских подносов.Планируемые результаты:личностные:развивать у учеников навыки ...

Технологическая карта урока изобразительное искусство УМК "Перспектива" 3 класс "В Жостовском подносе все цветы России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока «В Жостовском подносе все цветы России» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для...