Разработка урока изобразительного искусства в 4 классе "Отношение к красоте природы в японской культуре"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Дюмина Лариса Николаевна

Разработка урока  изобразительного искусства  по теме:

«Отношение к красоте природы в японской культуре»

 

Класс: 4

Учитель: Дюмина Л.Н.

       Цель: создание условий для восприятия эстетического характера традиционного для Японии понимания красоты природы.

 Задачи:

- изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиками, стрекозами и т.д.);

- развивать живописные и графические навыки;

- приобретать новые умения в работе с выразительными средствами;

- осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_izo_4_klass_24.01.2017.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРАСОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Разработка урока  изобразительного искусства

по теме:

«Отношение к красоте природы

в японской культуре»

Класс: 4

Предмет: изобразительное искусство

Дата проведения:  24. 01. 2017 г.

Учитель: Дюмина Л.Н.

2017

Разработка урока  изобразительного искусства  по теме:

«Отношение к красоте природы в японской культуре»

Класс: 4

Дата проведения:  24. 01. 2017 г.

Учитель: Дюмина Л.Н.

       Цель: создание условий для восприятия эстетического характера традиционного для Японии понимания красоты природы.

 Задачи:

- изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиками, стрекозами и т.д.);

- развивать живописные и графические навыки;

- приобретать новые умения в работе с выразительными средствами;

- осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором.

Материалы (для учеников): Бумага с изображением пейзажа, цветная бумага, клей, ножницы, кисти, карточки с заданиями, бумажные цветы сакуры).

Зрительный ряд: иллюстрации художников к стихотворениям хокку, педагогический рисунок на доске, наглядные пособия, презентация Power Point.

Музыкальный ряд: японская инструментальная музыка.

Литературный ряд: стихотворения хокку.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования отношения к культуре другого народа.

Регулятивные УУД:

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

вырабатывать способность различать способ и результат действия;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

Предполагаемые результаты:

Личностные: включают готовность к саморазвитию, высокую мотивацию к обучению и познанию.

Метапредметные: освоение УУД.

Предметные: получение новых знаний, их преобразование и применение.

Ход урока.

  1. Организация учащихся на урок.

Добрый день, пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит сердца добрыми чувствами. Подарите друг другу улыбки.

Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости, давайте мы их поприветствуем, подарим и им улыбки.  Садитесь.

  1. Мотивация учебной деятельности.

У вас на партах есть карточки со словами,  составьте из них предложение, и вы узнаете тему урока по «перевёрнутой» фразе (природы культуре к красоте в японской отношение) строят в парах предположения о теме урока.

Запись на доске: «Отношение к красоте природы в японской культуре». Посмотрим, что у вас получилось….

 «Определите учебную задачу»

«Мы научимся воспринимать красоту природы в Японии, эстетический характер её понимания»

– Сегодня мы опять отправляемся в страну восходящего солнца – Японию. Поприветствуем друг друга и гостей по-японски. Здравствуйте – КО-НИ-ШУ-А!

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Давайте с вами выясним, почему Японию называют «страной восходящего солнца» и что отличает эту страну от других. Я  предлагаю  Вам  поработать с карточками – заданиями.  Работать будем по времени. На изучение карточки 2 минуты Мы должны приучаться работать быстро, не отвлекаясь ни на что.   Далее, по очереди, каждый рассказывает, что он узнал.

  1. Самостоятельная работа учащихся (идет работа  в группах, 6 мин.).

Текст карточек (на карточках  фото о Японии):

1.  Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства  первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего Солнца».  Покровительница государства в древне-японской мифологии – Богиня Солнца  Аматерасу.

2. Вулкан Фудзияма, священное место для японцев. Столица – город Токио, здесь 8 миллионов жителей. В Японии две религии: синтоизм и буддизм.

3.  В Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому похлопывание по плечу и хватание за руку в Японии не вызывает радости.

4.  Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу Государственных праздников  – их в Японии 15. Например: 5 мая – День детей.  В этот день дома украшают бумажными карпами и цветными куклами.

5. 11 февраля – день освоения государства. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни).

6. Япония играет ведущую роль в мировой политике, является лидером в области автомобилестроения, вагоностроения и электронной промышленности.

7. Основную одежду, как мужчин, так и женщин этой страны составляет свободная накидка, подвязанная широким поясом – оби. Данный вид накидки называется кимоно, что означает «Вещь для носки». К кимоно относилось раньше все – от короткого халата до самого изысканного туалета. Кимоно тщательно подбирали в соответствии со временем года или определенного события.

Вопросы:

1. Почему Японию называют страной восходящего солнца?

2. Что отличает Японию от других стран?

3. Что вы еще знаете об этой стране?

 

В этой стране все странно, её называют  — «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, едят палочками, спят на полу.

  Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относят почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана. Ещё в далёкой древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни, его драгоценность и неповторимость. Сложилось искусство рассматривать и любоваться.

Главная черта японского искусства – стремление к гармонии с природой. Удивительное явление культуры Японии – это ландшафтные сады. В них растут крошечные, карликовые деревья: дубы, клены, лиственницы размером от 30 до 50 см.

Японцы могут часами любоваться садом камней, садом на воде. В саду можно увидеть искусственные водопады и ручьи, изогнутые мостики. И все-таки камни в саду везде. Их расположение, форма и цвет имеют свой смысл, историю, легенду. Для японцев камни священны. Как и священна сама природа. В Японии следят за чистотой воздуха и оберегают все вокруг.

Японские фотографы и живописцы огромное внимание уделяют отточенности рисунка, каллиграфически прорисовывая детали. Например, вместо того, чтобы попытаться охватить взором целое дерево, они наслаждаются красотой одной ветки, одной иголки. Есть целое направление «рисования сосновой иглы».

Японское искусство органично связано с поэзией. Поэзия представлена трехстишиями (хокку).

Над ручьем весь день

Ловит, ловит стрекоза

Собственную тень. (Тие-ни)

Гляжу – опавший лист

Опять взлетел на ветку.

То бабочка была. (Кито)

Хокку японского поэта Басё:

Ива склонилась и спит.

И кажется мне соловей на ветке

Это её душа.

  1. Первичная проверка понимания.

Работа с учебником.

Теперь этому искусству учат всех японцев. В школе есть особый предмет – искусство любования. На этих уроках учат:

всматриваться в привычное – и видеть неожиданное;

всматриваться в простое – и видеть сложное;

всматриваться в некрасивое – и видеть красивое;

всматриваться в малое – и видеть великое!

Я  хочу раскрыть вам тайну искусства этой страны, которая состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым. - Как вы понимаете это высказывание? Что значит вслушиваться в несказанное? (Это значит слушать звуки природы. Умение понять когда человеку грустно, а он об этом не говорит.)

Верно. А как это любоваться невидимым? (Это ощущать запах, слушать пение птиц, журчание ручейка, чувствовать прикосновения и др.)

Молодцы, ребята!

- С древних времен у японцев появился обычай любоваться природой.

Просмотр видеоролика «Природа Японии».

Япония сильна своими традициями. Из глубины веков в современность пришёл праздник цветущей сакуры. Он наступает, когда приходит долгожданная пора весеннего пробуждения. Розовые соцветия превращают деревца в кудрявые благоухающие облака. Весело кружась в струях ветра, цветы опадают, не увядая, словно не желая поступиться своей красотой. Это праздник весны и молодости. Все идут любоваться красотой, которой одарила их природа. Сегодня мы поговорим об особенностях японского пейзажа – картины. У них есть одна особенность, мало привычная нашему искусству. Когда мы говорим пейзаж, мы представляем картину, на которой …….. помогайте мне. На которой, художник изображает красоту полей, лесов, красоту родной природы в разных состояниях и в разные времена года. То есть открытие  пространства с синеющими далями, или природную среду с планами ближними и дальними. Вспомните, пожалуйста, имена русских  художников – пейзажистов, с которыми мы уже встречались на уроках. (Показ слайдов с картин – пейзажей известных ребятам художников: Левитан, Шишкин)

А теперь давайте посмотрим на  природу изображённую японским художником и сравним её с одной из работ , например, И. Левитана.

В чём разница между этими картинами?

Как вы считаете, можно назвать эту картину, это изображение пейзажем?

Говорите нет – обоснуйте же – почему? И всё же – это пейзаж. Только в отличии от европейских художников – художники Японии , Китая изображают мир, природу, вглядываясь в детали.

Послушайте отрывок из японской поэзии и поделитесь своими впечатлениями от услышанного:

Гляжу – опавший лист                                Идешь по    облакам,

Опять взлетел на ветку.                               И вдруг на горной тропке

То бабочка была.                                           Сквозь дождь – вишнёвый цвет.

                                                                                                              Кито.

Каждое стихотворение – маленькая картинка.  Немногими словами намечено то, что мы должны домыслить, дорисовать в воображении.

И  поэту и живописцу в Японии присуще одно и то же понимание природы, выделяя в природе одни и те же моменты, они подчёркивали своё отношение к ним. Благодаря этому, произведения приобретали лирически индивидуальное звучание.

       Сами японцы рассказывают такую притчу, когда их спрашивают, в чём разница между ними и европейцами:

       «У моста через реку растёт цветок. Мимо шёл японец. Подошёл к цветку, полюбовался, порадовался за себя, за того, кто шёл здесь до него, за того, кто пойдёт после него и тоже полюбуется этой красотой. Порадовался и … пошёл дальше. А цветок остался расти.

А если пройдёт мимо европеец, то он сорвёт цветок, понюхает его, порадуется и … выбросит».

      Японский народ чутко и глубоко любит природу. Японцы умеют любоваться луной, водопадами, каждой маленькой травинкой. Они поклоняются красоте.
       Жилище японца украшает 1 картина, для него невозможно смотреть сразу на 2 картины, как невозможно слушать сразу 2 музыкальных произведения.. У картины-пейзажа есть одна особенность, мало привычная нашему искусству. Когда мы говорим «пейзаж», значит на картине изображена природа: луга, поля, леса, горы.

      (Сравнение картин русских художников-пейзажистов с японскими картинами-свитками).
       Японские пейзажисты рисуют часть природы, её детали. Художники Востока видят природу по-иному. В поэзию Японии проникает: и шепот веток, и шорох песка, и рокот ветра, и журчание воды. В живописи так же присутствует образ природы, как бы в прозрачной дымке.

       У японцев есть Праздник цветения сакуры (японской вишни). Этот праздник в Японии отмечается в конце марта – начале апреля и связан с любованием природой, в частности – ветками цветущей сакуры. Цветущим деревьям много строк посвятили поэты, прослушайте эти строки:

 Зацвела Сакура

Вот расцвел идеальный цветок,

И украсил собою деревья

Нежно-розовый цвет лепестков

Отражает в глазах наслажденье.

Наслаждение той красотой

Что природа нам всем подарила

В этом маленьком, чудном цветке

Она всю свою страсть уместила.

      Сакура является повсеместно известным символом Японии, а в самой стране распространена необычайно: её изображения встречаются в рисунках, украшающих кимоно, посуду и другие предметы быта. Цветы вишни для японцев означают быстротечность и хрупкость жизни: человек проживает свою жизнь так же, как падает лепесток сакуры? красиво и очень быстро?   
      И мы с вами сегодня через рисунок ветки сакуры попробуем прикоснуться к японской культуре.

6. Физминутка (упражнение для глаз).

Звучит японская народная музыка. (Музыка для физкультминутки включается и выключается щелчком мышки.) Любование порхающими бабочками.

7. Подготовка перед практической работой.

- Каждый создаст свой неповторимый пейзаж на свитках-панно. Вы можете, ребята, использовать какие-то отдельные зарисовки. Приглашаю вас в мир японского пейзажа.

- Как изображают природу японские художники? (Изображают детально: отдельное дерево или ветка с птичкой, цветок с порхающей бабочкой, ветка сакуры.)

- Очень важно красиво скомпоновать ветку или стебель дерева, куст на листе или стебель тростника. Листья и цветы изображайте группами, не разбрасывая их по одному.

- Какое растение оживит вашу картину, создаст праздник? (Сакура.)

- Подумайте, где вы расположите все детали пейзажа? Подумайте заранее, где будут изображены насекомые. Птицы. Линии рисунка должны быть выразительными. Не старайтесь делать изображение многоцветным.

- Какие три цвета возьмем за основу? (Желтый, синий, красный.) Можно добавлять в выбранные цвета чёрную краску, она даст сдержанные, изысканные тона.

- Какими красками будем изображать пейзаж? Какой он должен получиться? (Нужно работать жидкими красками, чтобы изображение получилось прозрачными.) Линии рисунка должны быть легкими.

8. Практическая работа учащихся.

Задание: Изобразить природу через детали, характерные для японских художников

1 группа - ветка дерева с птичкой;

2 группа - цветок с бабочкой;

3 группа - трава с кузнечиками и стрекозами;

4 группа - ветка цветущей вишни на фоне тумана или дальних гор.

- Принимайте удобное положение. Можно рисовать стоя, сидя, менять положение. Для работы возьмите фантазию, воображение, память и терпение.

(Звучит японская красивая мелодия. Дети работают под музыку.)

9. Итог урока. Выставка работ и их оценка.

- Что вам нужно было сделать?

- Обратите внимание, на нашей выставке вы можете наблюдать небольшой кусочек японской живописи. Все работы выполнены в японском стиле. Как вы думаете, удалось ли вместе создать красивое панно?

- Что в работе вам, ребята, показалось сложным? Над чем ещё надо поработать? Что бы вы хотели изменить в своей работе?

- Что у вас вызвало интерес?

10. Рефлексия.

- Как бы вы оценили свою работу?

Вы побывали в стране восходящего солнца, зарядились его позитивной энергией и стали похожи на маленькие солнышки. Мне хочется, чтобы вы не растеряли это тепло, согрели им тех, кто в этом нуждается, и сами светились огоньками человеческого тепла и доброты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Отношение к красоте природы в японской культуре" по изобразительному искусству в 4 классе по программе Б.М. Неменского

По программе Б.М. Неменского на изучение темы "Образ художественной культуры Японии" предлагается три урока, чтобы раскрыть отличительные признаки искусства Японии, его связь с природой, понимание кра...

Занятие кружка "В мире прекрасного" в 4 классе по теме: « Художественная культура Японии. Отношение к красоте природы в японской культуре».

Занятие кружка "В мире прекрасного" в 4 классе по общекультурному направлению внеурочной деятельности....

Урок изобразительного искусства в 1 классе "Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях"

В данном материале представлен урок изобразительного искусства по теме «Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях», целью которого является приобщение детей к миру искусства через познание ок...

Урок изобразительного искусства с элементами краеведения "Красота в быту людей"

Урок изобразительного искусства с элементами краеведения "Красота в быту людей"...

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе - Красота и мудрость народной игрушки. УМК Перспектива

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе - Красота и мудрость народной игрушки. УМК Перспектива...

Технологическая карта урока изобразительного искусства (2 класс). Тема: Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование художественно-графических умений в передаче выразительности графической композиции; развитие образного мышления и восприятия красоты окружающего мира и пр...

Конспект урока изобразительного искусства "О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя" (УМК "Перспектива, 2 класс")

Цели деятельности учителя: создание условий для развития у детей художественного образования, развитие у первоклассников образного осмысления окружающего мира.Планируемые результатыПредметные:уметь из...