Технологическая карта к уроку ИЗО. Тема "Праздник в нашем селе" Народно-обрядовый прадник Гажа Валяй
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 3 классе "Праздник в нашем селе" на примере народно-обрядового праздника Гажа Валяй
Образовательная цель – Сформировать представления учащихся о значимости праздника на примере народного коми праздника Гажа Валяй.
Дидактическая цель - Создать условия для создания групповой творческой работы «Весёлые гуляния в моём селе» (вариант «Праздник Гажа Валяй»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izobrazitelnogo_iskusstva._narodnyy_prazdnik._gazha_valyay.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Народно-обрядовый праздник Гажа Валяй
Тема урока – Праздник в нашем селе («Праздник в городе», III четверть, 3 класс)
Образовательная цель – Сформировать представления учащихся о значимости праздника на примере народного коми праздника Гажа Валяй.
Дидактическая цель - Создать условия для создания групповой творческой работы «Весёлые гуляния в моём селе» (вариант «Праздник Гажа Валяй»)
Тип урока – Комбинированный урок
Основные понятия. Праздник. Народный праздник. Народно-обрядовый праздник
Праздник - день торжества, установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события.
Основные закономерности. Зарождение народных праздников основано на религиозных или языческих верованиях человека
Этапы работы:
- Организационный момент
- Актуализация изученных ранее знаний.
- Формирование новых знаний
- Составление плана работы над творческой работой
- Самостоятельная творческая работа
- Оценка работы одноклассников. Самооценка
- Рефлексия
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД |
| ||
Вовлечение учащихся в деятельность. - Приветствие. - Как вы думаете, что вам пригодится сегодня для успешной работы на уроке? | Погружение в учебную ситуацию. Отвечают на вопрос полным аргументированным ответом, основываясь на собственный опыт | Развивает умение свободно вести диалог, давать аргументированные ответы |
| ||
В течение третьей четверти мы с вами выступали в роли художников цирка и театра. Вспомните, какова роль художника в представлениях и зрелищах? В каком событии для человека можно объединить выступления циркачей и артистов театра, маски и карнавальные костюмы? (праздник) Какие праздники отмечаются в нашей стране? Как меняется наше село Визинга, наш район в предверии праздников? Знаете ли вы, какой праздник традиционно отмечается только в нашем Сысольском районе? | Полноценно участвует в диалоге. Отмечает отличие государственных, семейных и религиозных праздников друг от друга. Рассказ о праздниках, проходящих только в нашей республике, только в нашем районе | Умение вести диалог, основываясь на собственный опыт, на личные эмоциональные переживания. Умение определять черты народного праздника, на примере праздника Гажа Валяй |
| ||
Беседа о национальном коми празднике Гажа Валяй. Историческая справка. Рассказ о современном варианте праздника Гажа Валяй | Обсуждение плана работы над творческой работой. Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями о празднике | Формирование уважительного отношения к народной культуре, готовности беречь и продолжать традиции народного искусства. |
| ||
Представляет варианты изготовления творческой работы. Знакомит учащихся с произведениями художников, изображающих народные праздники (Б.Кустодьев «Масленница», «Гроза», «Летний праздник» и др.) | Выбирают вариант исполнения творческой работы Выбирают способ выполнения практической части работы . | Осознание роли символов, как основы мироздания крестьян. Умение строить речевые высказывания в устной форме, представлять место и роль искусства в жизни человека и общества |
| ||
Организация самостоятельной творческой работы учащихся. Помощь в определении сюжетов, композиционных и цветовых решений. | Создают самостоятельную творческую работу, приобретая навык творческого самовыражения | Освоение способов художественного самовыражения личности. Приобретение собственного опыта творческой деятельности Использование нового знания в выполнении творческого задания. |
| ||
-Оцените результаты своей работы, способы их достижения? Получили ли вы тот результат, к которому первоначально стремились | Самостоятельно оценивают свою работу с образцами Народного ДПИ. Сравнивают полученный результат с изображением на слайдах. Выставляют оценку соседу по парте. Высказывают свое мнение, показывают конечный результат своей работы | Умение творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы |
| ||
Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, сами задают полноценные вопросы одноклассникам. Закрепляют, повторяют пройденный материал. Излагают свое мнение и представление по теме урока. | Умение излагать свое мнение в диалоге. |
Приложение 1.
История праздника (использована информация с интернет-ресурса http://foto11.com/komi/docs/gazha-valjaj.php)
Дословно название праздника переводится как «весёлые катания» ( от коми «гажа» - «весёлый», «валяйтчыны» - катать, раскатывать, валяться»). Также можно услышать и такой вариант перевода, как «весёлые катания на лошадях» ( от коми слова «вӧв», «вӧлӧй» - «лошадь»).
Праздник проходил в Сысольском районе ещё в дореволюционное время. В советское время был отменён, позже восстановлен силами специалистов Районного Дома культуры, которые собирали информацию о празднике у старожилов села.
В старину от деревни к деревне собирался праздничный обоз, объединявший Вотчу, Вадыб, Чукаиб, Сорд, Ултас (сейчас – Луч), Вичкодор и другие. Завершался праздник в деревне Горьковская. На санях ездили обычно три дня, потом шли пешком. Главным украшением каждой повозки был гармонист, в то время гармонисты были почти в каждой семье.
Традицией этого праздника было украшение лошадиной сбруи. Каждый хозяин стремился украсить свою лошадь, свою повозку наиболее ярко и празднично, чем у других.
Самым любимым развлечением были катания с гор, причём, не только для детей, но и для взрослого населения.
Дети особо любили этот праздник, так как к нему традиционно готовились различные угощения: каша с изюмом, шыдӧса шаньга, ляпа шаньга, леденцы «петушки», кисель из ягод.
Сейчас все жители села знают и любят праздник Гажа Валяй, который проводится в дни русской Масленицы. Символы праздника: «конь», «лошадь», «солнце». Каждый год жители Визинга, всего Сысольского района массово участвуют в празднике, играют в игры, любуются народными нарядами участников, артистов, соревнуются в конкурсах. Впечатление от праздника остаётся на весь год, праздник запоминается даже самым маленьким жителям района
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Наша страна- Россия ".
Урок воспитывает патриотические чувства, гордость за свою страну....
Технологическая карта интегрированного урока по окружающему миру и технологии 1 класс по теме "Где зимуют птицы?Наши зимние гости -красногрудые снегири.Работа с нитками в несколько сложений.
Интегрированный урок в 1 классе по окружающему миру и технологии....
Технологическая карта Внеурочное занятие Книги о братьях наших меньших
Внеурочное занятие. Клуб любителей чтения.Книги о братьях наших меньших...
Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "А.С. Пушкин - гордость нашей Родины"
Открытый урок по литературному чтению в 1 классе. Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, его сказками, развития речи, памяти и логического мышления. План...
Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Живая природа. Жизнь - особенность нашей планеты. Растения."
Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Живая природа. Жизнь - особенность нашей планеты. Растения."...
Технологическая карта по Окружающему миру 2 класс "Наша дружная семья" Плешаков Школа России
технологическая карта...
Технологическая карта к уроку окружающего мира, 1 класс, умк "Перспектива", "Кошки в нашем доме"
К уроку окружающего мира в 1 классе представлена технологическая карта с ууд с мультимедийным сопровождением. Дети ознакомятся с предками кошек, узнают интересные факты из жизни кошек, познакомя...