рабочая программа изобразительное искусство ПНШ
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Моргунова Евгения Юрьевна

Рабочая программа по изобразительное искусство по программе «Перспективная начальная школа» в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тарасовская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

На заседании педагогического совета

От «___»_________201__г.

Протокол № ____

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

 по УВР

___________ Еремеева С.А

«____»__________201__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Тарасовская СОШ»

_________ Якубовский Ю.Н.

«____»________201__г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    _____изобразительному искусству___________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) ___начальное общее, 3 класс_______________      

                                             (начальное общее,    основное общее образование    с указанием классов)

Количество часов __34 (1 час в неделю)___              

Учитель    __Моргунова Евгения Юрьевна_____________________________

Программа разработана на основе _ авторской   программы «Изобразительное искусство»,  автор: И.Э.Кашекова. Издательство  М.: «Академкнига/Учебник» 2011 год __________________________________________

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

2017

Содержание

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» …………….…………………………....

  1. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» …….

  1. Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство»  ...........................………………………...

Программа по обучению грамоте разработана на основе Федерального государственного Стандарта начального общего образования второго поколения,  фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, авторской программы И.Э. Кашековой «Изобразительное искусство» (УМК «Перспективная начальная школа») с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Личностные УУД:

- в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;

в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.

МетапредметныеУУД

в ценностно-ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира;

в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору

в познавательной сфере: развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

Предметные УУД

получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;

узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;

определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;

интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;

имеют представление о знаково-символической природе изобразительного искусства;

применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.

Содержание учебного предмета по классам

1 класс (33 часа)

Мой дом в искусстве.

        Опыт восприятия окружающего мира. Изображение матери и дитя художниками разных стран в разные времена. Интерпретация смысла поговорки «Семья - это семь «Я». Наблюдение художниками жизни разных семей. Изображение художниками предметов, используемых во время чаепития. Из истории развития куклы. Самодельные куклы из деревяшек, соломы, тряпочек. Современные куклы, изготавливаемые фабричным способом. Детские книги красивы и нарядны. Одежда не только украшает человека, она оберегает его от непогоды. В каждом доме есть мебель: столы, стулья, кровати, диваны, шкафы. Наблюдение за жизнью, домашних животных, их движениями, привычками. В выходные дни вся семья собирается дома. Совместная работа по дому (уборка, приготовление пищи) и совместный отдых. Художников во все времена привлекала тема отдыха в семейном кругу. Сюжеты картин П. Кончаловского, А. Дейнеки, Матисса, Ренуара и др. на темы семейного отдыха. Размещение изображения на всей плоскости листа.

Мои друзья всегда со мной

Рассмотреть рисунки и картины художников, изображающие детей (В.Серов, З. Серебрякова, А.Пластов и др.). Сосредоточить внимание на том, как художник относится к изображенным детям, какие черты и качества подчеркивает. Художники, изображая, как люди общаются друг с другом, показывают взаимоотношения между людьми, их характеры и привычки. Рассмотреть картины, изображающие беседующих между собой детей (например, В.Серов «Дети.Саша и Юра», З.Серебрякова «Девочки», А.Дейнека «Будущие летчики» и др.). Предложить ребенку представить себя среди этих детей и рассказать, о чем идет разговор, о чем дети мечтают. Рассмотреть варианты оформления поздравительных открыток. Приемы стилизации в изображении растений, животных, птиц. Особенности поздравительной открытки: красочность, нарядность, праздничность. Многие люди дома имеют животных. Самым преданным другом может быть собака. Настоящие друзья всегда рядом – и в будни и в праздники. Вспомнить, какие праздники ребенок встречал вместе с твоими друзьями. Подготовка к празднику.

Природа - лучший учитель художника

Человек живёт на большой и прекрасной планете Земля. Природа Земли разнообразна: равнины, степи, леса, моря, горы. Небо бывает приветливым и нежным, бывает грозным и страшным. Равнинная местность может быть совсем не скучной, если увидеть ее глазами художника. Рассмотреть изображения моря и гор в картинах художников. Рассказать какие они. Вспомнить литературные произведения (стихи, сказки, рассказы), где действие происходит на море или в горах. Как авторы описывают море и горы. На Земле много разнообразных деревьев. На природе в теплое время года обитает множество насекомых: бабочки, стрекозы, жуки, осы, мухи и т.д. Одни насекомые безвредные и красивые, другие – страшные и опасные или надоедливые. За городом на природе под заботой человека живут разнообразные домашние животные и птицы: лошади, коровы, овцы, козы, утки, гуси, куры, индюки. В лесах, степях, горах живут дикие животные. Дикие животные бывают травоядными и хищниками. Вспомнить, качества свойственны диким животным.

2-й класс (34 часов)

Художественный образ - основа любого искусства

Образ  -  это  изображение, отображение.  Художественный  образ  создаётся  художником  в  процессе творческой деятельности. Создание в изобразительном искусстве визуальных образов реального и вымышленного мира. Создание художественного образа в изобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел – сбор и изучение материала - зарисовки - отбор рисунков, которые наиболее полно передают идею – воплощение замысла. Соответствие (сходство и отличия) художественного образа первоначальному замыслу. Передача художником с помощью художественного образа мыслей и чувств.  Образ Древа Жизни и его художественные воплощения. Образ дерева в  искусстве  разных  художников.  Разница  между  фотографией  и произведением изобразительного искусства.  

Азбука искусства

Язык искусства. Цвет, линия, объём. Передача окружающего мира с помощью цвета, линии, объёма.

Художественные материалы. Создание образа природы, животных, людей, предметов с помощью линий и штрихов. Влияние характера линий и штрихов на характер художественного образа. Пятно и линия. Пятно и художественный образ в графике. Воплощение художественного замысла с помощью пятна и линии. Художественные материалы: краска, тушь, уголь. Угадывание изображений в случайных пятнах. Получение отпечатка. Создание образа животного, растения, человека или предмета путем дополнения пятна линиями. Изображение и значение образа птицы в искусстве (песни, сказки, росписи, резьба и т.д.). Использование цвета для создания выразительных образов в живописи. Теплые и холодные цвета создают разные образы. Объём использует скульптор для создания художественного образа человека или животного в скульптуре. Изображение животных в скульптуре разных времен. Использование объёма архитектором для создания художественного образа архитектурных сооружений. Средства художественной выразительности разных видов изобразительного искусства. Композиция – создание целого из отдельных частей на основе художественной идеи. С помощью композиции художник раскрывает зрителю содержание придуманных им историй. Симметрия в жизни и в искусстве. Характер симметричных предметов (устойчивость, ощущение спокойствия уверенности). Ритм – повтор отдельных элементов и чередование расстояний между ними. Ритм линий и пятен помогают художникам создавать различные художественные образы. Особое значение ритма в декоративно-прикладном искусстве. Форма - это внешний вид, очертание предмета. Форма может быть простая и сложная. Создание с помощью формы выразительного образа персонажа. Художественный образ в скульптуре. Форма играет важную роль в художественном конструировании. Конструировать можно посуду и мебель, одежду и игрушки, машины и здания. Композиция, ритм, форма работают вместе в любом виде художественной деятельности.

Использование художниками композиции, ритма и формы для создания художественного образа

Местоположение главного предмета в композиции (в центре, со смещением вверх-вниз или в сторону). Взаимоотношения второстепенных объектов с главным. Художник может на языке искусства рассказать о природе, человеке, событии. Темы, нашедшие отражение в искусстве. Природа - лучший учитель художника. Пейзаж изображение природы в изобразительном искусстве. Передача внешности, движений, поведения людей средствами живописи, графики, скульптуры. Произведения изобразительного искусства хранятся в художественных музеях.

3-й класс (34 часов)

Волшебный мир, наполненный чудесами

Традиции народного искусства. Отражение в традиционном народном искусстве верований, труда и быта народа. Знак - это общепринятое изображение, используемое для хранения и передачи информации.

Отличия сказки от мифа. Конь – любимый герой народных сказок мифов. Конь - символ добра и благополучия. Роль коня в сказках. Изображение коня в искусстве. Богатырская тема в изобразительном искусстве России (В.Васнецов, М. Врубель и др.). Тема – сюжет – содержание произведения искусства. Тема - сфера реальной жизни или фантазия, получившая отражение в произведении искусства.

Художники-сказочники. Сказочные образы

Художники, использовавшие в своем творчестве сюжеты сказок: Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Иван Билибин, Николай Рерих. Специфика их творчества, художественная манера и свой круг сюжетов. Мифопоэтические образы славянского искусства и их отражение в народной культуре в разных видах искусства Образ главного героя сказки. Герои сказок – как воплощение мечты народа об идеальном защитнике, которому по плечу любые подвиги во имя мира и добра на родной Земле. Главные героини русских сказок. Представление об образе идеальной женщины, отраженное в искусстве.

Реальность и фантазия

Борьба двух главных противников - противоположных по духу, внешнему виду и целям – основа любого сказочного сюжета. Возникновение образов чудовищ в результате преобразования настоящих животных и птиц, добавления к их реальному виду различных деталей: голов, лап, клыков, крыльев. Дорога как символ жизненного пути. Образ дороги в сказках. Роль перекрестка дорог (перепутье, росстань). Выбор героем своего жизненного пути, принятие, жизненно важного решения. Соединение дорогой трех миров – подземного, земного и небесного. Странствия героя по различным мирам. Дорога через заколдованный лес. Образы сказочного дерева: могучий дуб, нежная березка или рябинка, колючая ель. Образ мрачного леса Бабы Яги как олицетворение для героя иного мира. Избушка на курьих ножках. Образ заснеженного леса на картине В. Васнецова «Снегурочка», его соответствие образу Снегурочки. Путешествие героя от порога родного дома: избы, каменных купеческих палат или царского дворца. Путешествие от порога сельского дома. Жизнь в ладу с природой деревенских жителей, знание и уважение ее законов. Деревенская улица, повторение очертаний рельефа местности. Город древности – неприступная крепость. Могучие стены, сторожевые башни, проездные ворота, подъемные мосты, ров, окружающий со всех сторон город. Образ сказочного чудо-города «с златоглавыми церквами, с теремами и садами».

Образы сказочных атрибутов

Роль предметов, наделенных волшебной силой в сказках: блюдечко с голубой каемочкой, молодильные яблоки, клубок, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, волшебные бусины, шапка-невидимка, куколка, прялка, волшебное зеркальце, колечко, гребень, веретено, корона, меч-кладенец и др. Особая роль зеркала. Кукла в сказочных сюжетах и в древних обрядах, и обрядовых играх. Волшебное яблоко или от яблони и развитие сюжета сказки. Неоднозначное отношение людей к яблоку с древних времен Жар-птица – символ бессмертия. Волшебные свойства пера Жар-птицы. Корона - символ величия и власти. Царские и императорские короны. Меч, щит, копье – оружие, которым пользовались наши предки. Определяющая роль в сказках прядения, прялки, ткачества, клубка ниток или веретена.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается..

Счастливый конец сказки. Праздник, народное гуляние на картинах художников. Праздничный стол, посуда, угощение. Композиции на тему народных гуляний в живописи и в иллюстрациях к сказкам (Б. Кустодиев, И. Билибин, В. Васнецов). Народный праздник – Красная горка. Хороводные игры. Песни-веснянки и «заклички» весны. Символика праздника Красная горка. Хороводы в творчестве художников А. Саврасова, Б.Кустодиева.

4-й класс (34 часов)

Искусство - генератор культуры Художественный мир, сотворенный по законам сказки

Сказочные сюжеты в произведениях русских художников. Их смысл и обучающее значение. Виды искусства и их отражение в различных формах художественно-творческого освоения мира. Временные и пространственные искусства.

Изображение художниками разных явлений окружающего мира.

Образы стихий

Стихия - это среда, которая не зависит от человека. Основные природные стихии – ЗЕМЛЯ, ОГОНЬ, ВОЗДУХ, ВОДА. Понимание людьми с давних пор важности стихий для жизни человека Почтение человека к земле.часто Соотнесение образа Земли в искусстве с представлениями о родной земле, о родном крае, о Родине. Связь древних обрядов с Землей. Уральский сказочник П. Бажов и его герои. Волшебный Ключ земли, способный людям светлые перемены в жизни открыть. Связь для человека воздуха с восприятием неба. Величественность, огромность и недосягаемость воздушной стихии. Небо – источник влаги и тепла: держатель светящего и греющего солнца, податель воды, поящей всё живое. Завораживающее впечатление от горящего пламени, костра или свечи. Огонь – символом власти и победы света и жизни над мраком и смертью. Предания мифов многих народов о том, что мир создавался из тёмной воды – символа первозданного хаоса. Двойственность Воды по своему значению: океаны, моря быстроводные реки с неизведанными омутами и порогами, озёра и пруды несут пользу, но и таят опасность для человека.

Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции

В основе греческой культуры, также как и любой другой лежат мифы и легенды о богах и героях. Архитектура - это искусство проектирования и строительства зданий Одним из величайших открытий греческой культуры был театр. Амфитеатр. Человек наряду с богами центральная фигура изобразительного искусства.

Одухотворённые Образы Средневековья

Образ Великого Бога – милостивого и карающего, знающего всё о каждом человеке и воздающего по заслугам – в центре культуры и искусства Европы в Средние века. Возвышение готического собора над центральной частью города. Образ готического собора. Неприступные, мощные замки-крепости, в которых жили семьи рыцарей. Декоративное оформление соборов и его воспитательная роль. Многочисленные скульптуры персонажей Священного писания, святых, королей при входе в готический храм. Человек живёт в мире знаков. Знаками являются: буквы и цифры, музыкальные ноты и эмблемы, гербы стран и народов, флаги и шахматные фигуры, ордена и медали. Вера древними в неразрывную связь знака и предмета, которого знак обозначает. Значение цвета в гербах и в живописи Средних веков. Образы сказки Шарля Перро «Спящая красавица». Иллюстрации к сказке «Спящая красавица» (А. Зик, Э.Булатов, О.Васильев и др.). Течение времени в сказках Бег времени на эскизах декораций.

Сказочные образы Востока

Путешествие в чудесный мир волшебных сказок народов Востока. Символы сказок Востока. Собрание старинных арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Образы сказок «Волшебная лампа Алладина», «Али Баба и сорок разбойников» Разнообразие природы на Востоке. Голубая мечеть в Стамбуле – одно из самых красивых сооружений восточного мира. Представления людей Арабского Востока во многом определялось мифологией. Образы мифологии: джины-демоны, сотворенные из чистого огня.

Образ человека в искусстве арабского Востока

Богатые фольклорные традиции – дающие образ человека. Отсутствие живописи на арабском Востоке. Жизнь восточных женщин полна тайн и загадок. Истории об образованных восточных девушках, одетых в яркие нарядные одежды, расшитые золотыми узорами, живших в роскошных дворцах.

Яркие образы Индии

Влияние традиций персидской архитектуры на древнюю, богатую собственными традициями Индию. Архитектурное сооружение Ступа - древнейший символ индийской культуры («вершина», «верхушка»). Ступа - символ мудрости Будды – человека, основавшего одну из мировых религий – буддизм. Особое значение слона в Индии. Ганеша – бог с головой слона. Изображение слона в оформлении храмовой архитектуры Отражение в живописи и в миниатюре представления жителей Индии о прекрасном человеке.

Добрые образы Китая

Древний Китай – одна из самых высокоразвитых стран мира. Изобретение в Китае шёлка, фарфора и бумаги. Необычная архитектура и живопись Китая. Одухотворённые и поэтичные пейзажи в искусстве Китая. Художественные материалы: тушь или акварель на вертикальных свитках. Центральное место Дракона в китайской мифологии. Дракон - существо доброе и милостивое, объединяет в себе 4 стихии – вода и огонь, земля и воздух. Соединение реального образа человека в китайской живописи с фантастическими и причудливыми образами растений, птиц, драконов, различных духов.

Музеи и выставки        

Образы искусства разных стран и народов можно увидеть в различных музеях мира. Главные музеи России в Москве и в Санкт-Петербурге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.

В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...

рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс

в программе содержится тематическое планирование по предметам 2 класса...

Рабочая программа Изобразительное искусство 1 класс.

Уроки изобразительного искусства проводятся 1 раз в неделю. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе:- Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009г;- ...

рабочая программа изобразительное искусство 2 класс ФГОС

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс по программе "Начальная школа XXI века"...

Пояснительная записка к рабочей программе «Изобразительное искусство» 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от ...

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа составлена по программе Неменского Б.М. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД....