Рабочая программа по Изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству предназначена для обучающихся 1-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 80.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/ Баянова А.М. Протокол №________ от «___»___________2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ №31» __________/ Садыкова Л.Х.«___»___________2017 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №31» ________/ И.А.Габдуллахатов Приказ № ________ от «___»___________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству в 1Г классе
Основиной Ларисы Юрьевны,
учителя начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №31» НМР РТ
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 29 декабря 2014 г. № 1643.
2.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №31»
3. Учебный план МБОУ «СОШ №31» на 2017-2018 учебный год.
4. Положение о рабочей программе (протокол №1 заседания педагогического совета от 28.08.2017г.)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Б. М. Неменскогов соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования. Тематическое планирование составлено в соответствии с учебником«Ты изображаешь, украшаешь и строишь» (авт.Л. А. Неменская)
Программа составлена с учетом профильного оборонно-спортивного направления МБОУ «СОШ №31» и специфических особенностей данного учебного заведения популяризирующие ЗОЖ. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровье сберегающего характера обучения.
Цель обучения –духовно нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи:
- развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;
- воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;
- реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;
- воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;
- расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;
- знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;
- развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельности форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип«от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно -эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательностьразвития, курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры , по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры.скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания.выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Вфедеральномбазисномучебномпланенаизучениеизобразительногоискусствавкаждомклассеначальнойшколыотводитсяпо 1 чвнеделю, всего 135 ч. (1 класс-33 ч., 2-4 класс – 34 ч.)
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства,выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.
Содержание учебного предмета
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно- прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве.Понятия: горизонталь, вертикаль в построении композиции. Понятия: ближе — больше, дальше — меньше. Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы.
Объём. Объём в пространстве. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русскогои зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитникаОтечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению ( пейзаж, растения).
Овладение основами художественной грамоты:, формой, ритмом, линией, цветом.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, линии, штриха, пятна.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1класс – 33ч
№ | Тема/ раздел | Количество часов |
1 | Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения. | 9 |
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | 8 |
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. | 11 |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 |
Перечень учебно – методического обеспечения
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
1 | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования | Д | |
2 | Примерная программа начальногообщегообразования по изобразительному искусству | Д | |
4 | Учебники по изобразительному искусству | К | |
5 | Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства) | Д | |
6 | Методические журналы по искусству | Д | |
8 | Энциклопедии по искусству, справочные издания | Д | |
10 | Книги о художниках и художественных музеях | Д | |
11 | Словарь искусствоведческих терминов | П | |
2. Печатные пособия | |||
12 | Портреты русских и зарубежных художников | на электронном носителе | |
14 | Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц | Д | |
15 | Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству | Д | |
3.Технические средства обучения | |||
18 | Мультимедиа-проектор | Д | |
19 | Интерактивная доска | Д | |
20 | Аудиторная доска с магнитной поверхностью | Д | |
4.Экранно-звуковые пособия | |||
21 | DVD-фильмы: памятники архитектуры; художественные музеи; народные промыслы | Д | |
5. Учебно-практическое оборудование | |||
23 | Краски акварельные | Ф | |
24 | Краски гуашевые | Д | |
27 | Бумага А3, А4 | Д | |
28 | Бумага цветная | Ф | |
29 | Фломастеры | Ф | |
30 | Восковые мелки | Д | |
31 | Пастель | Д | |
34 | Кисти беличьи | Ф | |
35 | Емкости для воды | К | |
37 | Пластилин | Д | |
38 | Клей | Д | |
39 | Ножницы | К | |
6. Модели и натурный фонд | |||
41 | Муляжи фруктов (комплект) | Д | |
42 | Изделия декоративно-прикладного искусства | Д | |
43 | Керамические изделия | Д | |
45 | Предметы быта | Д | |
8.Специализированная учебная мебель | |||
48 | Столы учебные | Ф | |
49 | Стулья | К | |
50 | Шкафы и стеллажи для книг и оборудования | Д |
В таблице введены символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в том числе используемые для постоянной экспозиции;
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно
Календарно-тематическое планирование
1 класс (33 ч.)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ||||
план | факт | ||||||
I четверть – 9 часов Ты учишься изображать (9ч) | |||||||
1 | Изображения всюду вокруг нас (Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Ведущие художественные музеи России.). | 1 | 05.09 | ||||
2 | Мастер Изображения учит видеть (Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры. Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Изображать можно в объеме (Объём в пространстве. Выразительность объёмных композиций. Овладение основами художественной грамоты:, формой, ритмом, цветом. ) | 1 | 12.09 | ||||
3 | Изображать можно пятномПрактическая работа. (Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм пятен, цвета. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека. ) Пятно как способ изображения на плоскости. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам о животных. | 1 | 19.09 | ||||
4 | Изображать можно в объеме (Овладение основами художественной грамоты: линией, цветом.Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, объемные объекты в природе. Целостность формы.) | 1 | 26.09 | ||||
5 | Изображать можно линией Овладение основами художественной грамоты: линией, цветом. ) (Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. ). | 1 | 03.10 | ||||
6 | Разноцветные краски (Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. ). Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). | 1 | 10.10 | ||||
7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) (Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.) Выражение настроения в изображении.Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета | 1 | 17.10 | ||||
8 | Художники и зрители (Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. | 1 | 24.10 | ||||
9 | Художники и зрители (обобщение темы) Образы природы и человека в живописи..) Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повество-вательные возможности линии (линия — рассказчица). Проект. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей. | 1 | 07.11 | ||||
II – четверть- 7 часов Ты украшаешь. (8 ч) | |||||||
10 | Мир полон украшений Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказкиУкрашения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать | 1 | 14.11 | ||||
11 | Цветы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Овладение основами художественной грамоты:, формой, ритмом, линией, цветомЦветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. | 1 | 21.11 | ||||
12 | Красоту надо уметь замечать Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета | 1 | 28.11 | ||||
13 | Узоры на крыльях. Ритм пятен. Овладение основами художественной грамоты:, формой, ритмом, линией, цветом.Ритм линий, пятен, цвета. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, т. д.).Соотношение пятна и линии | 1 | 05.12 | ||||
14 | Красивые рыбы. Монотипия Освоение основ рисунка, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению ( пейзаж, растения) Графические материалы, фантазийный графический узор (на чешуйке рыбок.). | 1 | 12.12 | ||||
15 | Украшения птиц. Объёмная аппликация. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры | 1 | 19.12 | ||||
16 | Как украшает себя человек. Мастер Украшения — мастер общения. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.ОбраззащитникаОтечества | 1 | 26.12 | ||||
III четверть- 9 часов | |||||||
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.Освоение основ рисунка, декоративноприкладного искусства Подготовка к Новому году. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы. | 1 | 09.01 | ||||
Ты строишь. (11 ч) | |||||||
18 | Постройки в нашей жизни Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Несложные архитектурные сооружения. | 1 | 16.01 | ||||
19 | Проект. Дома бывают разными Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.)Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.. | 1 | 23.01 | ||||
20 | Домики, которые построила природа. Формы и конструкции природных домиков Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Соотношение форм и их пропорций | 1 | 30.01 | ||||
21 | Дом снаружи и внутри Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль в построении композиции. Понятия: ближе — больше, дальше — меньше. Главное и второстепенное в композиции.Симметрия и асимметрия. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Красота и удобство дома. | 1 | 06.02 | ||||
22 | Внутреннее устройство дома Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. | 1 | 20.02 | ||||
23 | Строим город (Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор. | 1 | 27.02 | ||||
24 | Все имеет свое строение Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек Конструкция предмета. | 1 | 06.03 | ||||
25 | Проект. Строим вещи Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Конструирование предметов быта. Как наши вещи становятся красивыми и удобными? | 1 | 13.03 | ||||
26 | Город в котором мы живём. Образы архитектуры и декоративноприкладногоискусства.Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, линии, штриха, пятна. Создание образа города. | 1 | 20.03 | ||||
IVчетверть - 8часов | |||||||
27 | Город, в котором мы живем (обобщение темы) Образы архитектуры и декоративноприкладногоискусства.Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, линии, штриха, пятна Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно. | 1 | 03.04 | ||||
28 | Прогулка по родному городу Образы архитектуры и декоративноприкладногоискусства.Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, линии, штриха, пятна. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно. | 1 | 10.04 | ||||
29 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч) Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусстваУчастие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению Взаимодействие трех видов художественной деятельности | 1 | 17.04 | ||||
30 | Праздник весны.Праздник птиц. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. | 1 | 24.04 | ||||
31 | Разноцветные жуки. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном конструировании.. Практическая работа | 1 | 08.05 | ||||
32 | «Сказочная страна» создание панно. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, линии, штриха, пятна Практическая работа Панно-коллаж с изображением сказочного мира (коллективная работа). | 1 | 15.05 | ||||
33 | Времена года. Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы) Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Картина и скульптура. Репродукция | 1 | 22.05 |
Лист изменений в календарно – тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
Критерии оценки устных индивидуальных
и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Критерии оценивания практических работ по искусству
Критерии оценивания предметных умений
Высокий уровень
- поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.
Повышенный уровень
- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Средний уровень
- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Уровень ниже среднего
- поставленные задачи не выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...