Рабочая программа по Изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Рабочая программа по изобразительному искусству предназначена для обучающихся 1-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx80.94 КБ

Предварительный просмотр:

Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан

   «Рассмотрено»

   Руководитель МО

   ________/  Баянова А.М.

   Протокол №________

 от «___»___________2017 г.

 «Согласовано»

Заместитель директора  по УР

МБОУ   «СОШ №31»

__________/ Садыкова Л.Х.«___»___________2017 г.

     «Утверждаю»

      Директор МБОУ  «СОШ №31»

      ________/   И.А.Габдуллахатов

      Приказ № ________

 от «___»___________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству   в 1Г классе

Основиной Ларисы Юрьевны,

учителя начальных классов  высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №31» НМР РТ

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 29 декабря 2014 г. № 1643.

2.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №31»

3. Учебный план МБОУ «СОШ №31» на 2017-2018 учебный год.

4.  Положение о рабочей программе (протокол №1 заседания педагогического совета от 28.08.2017г.)

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Б. М. Неменскогов соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования. Тематическое планирование составлено в соответствии с учебником«Ты изображаешь, украшаешь и строишь» (авт.Л. А. Неменская)

          Программа составлена с учетом профильного оборонно-спортивного направления МБОУ «СОШ №31» и специфических особенностей данного учебного заведения популяризирующие ЗОЖ. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровье сберегающего характера обучения.

Цель обучения –духовно нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи:

- развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;

-  воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;

-  реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;

-  воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;

- расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;

 -  знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;

 - развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельности форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип«от  родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно -эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия   произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний,  своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Тематическая цельность и последовательностьразвития, курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры , по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры.скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.        

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания.выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Вфедеральномбазисномучебномпланенаизучениеизобразительногоискусствавкаждомклассеначальнойшколыотводитсяпо 1 чвнеделю, всего 135 ч. (1 класс-33 ч., 2-4 класс – 34 ч.)

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

 - понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);

- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

- понимание образной природы искусства;

- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства,выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.

Содержание учебного предмета

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно- прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве.Понятия: горизонталь, вертикаль в построении композиции. Понятия: ближе — больше, дальше — меньше. Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы.

Объём. Объём в пространстве. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русскогои зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитникаОтечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно­творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению ( пейзаж, растения).

Овладение основами художественной грамоты:, формой, ритмом, линией, цветом.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, линии, штриха, пятна.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1класс – 33ч

Тема/ раздел

Количество часов

1

Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения.

9

2

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

8

3

Ты строишь.  Знакомство с Мастером Постройки.

11  

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5        

Перечень учебно – методического обеспечения

 №

п/п

    Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Д

   2

Примерная программа начальногообщегообразования по изобразительному искусству

Д

   4

Учебники по изобразительному искусству

К

   5

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства)

Д

   6

Методические журналы по искусству

Д

   8

Энциклопедии по искусству, справочные издания

Д

  10

Книги о художниках и художественных музеях

Д

  11

Словарь искусствоведческих терминов

П

2. Печатные пособия

  12

Портреты русских и зарубежных художников

на электронном носителе

  14

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц

Д

  15

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д

3.Технические средства обучения

  18

Мультимедиа-проектор

Д

  19

Интерактивная доска

Д

  20

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

Д

4.Экранно-звуковые пособия

  21

DVD-фильмы: памятники архитектуры; художественные музеи; народные промыслы

Д

5. Учебно-практическое оборудование

  23

Краски акварельные

Ф

  24

Краски гуашевые

Д

  27

Бумага А3, А4

Д

  28

Бумага цветная

Ф

  29

Фломастеры

Ф

  30

Восковые мелки

Д

  31

Пастель

Д

  34

Кисти беличьи

Ф

  35

Емкости для воды

К

  37

Пластилин

Д

  38

Клей

Д

  39

Ножницы

К

6. Модели и натурный фонд

41

Муляжи фруктов (комплект)

Д

42

Изделия декоративно-прикладного искусства

Д

43

Керамические изделия

Д

45

Предметы быта

Д

8.Специализированная учебная мебель

48

Столы учебные

Ф

49

Стулья

К

50

Шкафы и стеллажи для книг и оборудования

Д

В таблице введены символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в том числе используемые для постоянной экспозиции;

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно

Календарно-тематическое планирование

1 класс (33 ч.)

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

I четверть – 9 часов

Ты учишься изображать (9ч)

1

Изображения всюду вокруг нас

(Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Ведущие художественные музеи России.).

1

05.09

2

Мастер Изображения учит видеть

(Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры. Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору).  

Изображать можно в объеме  (Объём в пространстве. Выразительность объёмных композиций. Овладение основами художественной грамоты:, формой, ритмом, цветом.  )

1

12.09

3

Изображать можно пятномПрактическая работа.

(Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм пятен, цвета. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве. Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека.  )

Пятно как способ изображения на плоскости.

Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.

Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.).

Образ на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам о животных.

1

19.09

4

Изображать можно в объеме  

(Овладение основами художественной грамоты: линией, цветом.Объемные изображения.

Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.

Выразительные, объемные объекты в природе. Целостность формы.)

1

26.09

5

Изображать можно линией    

Овладение основами художественной грамоты: линией, цветом.  )

(Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. ).

1

03.10

6

Разноцветные краски

(Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. ).

Знакомство с цветом. Краски гуашь.

Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).

1

10.10

7

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

(Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.)

Выражение настроения в изображении.Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета

1

17.10

8

Художники и зрители

(Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.

1

24.10

9

Художники и зрители (обобщение темы) Образы природы и человека в живописи..)

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повество-вательные возможности линии (линия — рассказчица).

Проект. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.

Цвет и краски в картинах художников.

Художественный музей.

1

07.11

II – четверть- 7 часов

Ты украшаешь.  (8 ч)

10

Мир полон украшений

Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказкиУкрашения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать

1

14.11

11

Цветы.

Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Овладение основами художественной грамоты:, формой, ритмом, линией, цветомЦветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе.

1

21.11

12

Красоту надо уметь замечать  

Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета

1

28.11

13

Узоры на крыльях.      Ритм пятен.                      

Овладение основами художественной грамоты:, формой, ритмом, линией, цветом.Ритм линий, пятен, цвета. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве.

Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек,  т. д.).Соотношение пятна и линии

1

05.12

14

Красивые рыбы. Монотипия

Освоение основ рисунка, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению ( пейзаж, растения)

Графические материалы, фантазийный графический узор (на чешуйке рыбок.).

1

12.12

15

Украшения птиц. Объёмная аппликация.

Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры

1

19.12

16

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения — мастер общения.

Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.

Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.ОбраззащитникаОтечества

1

26.12

III четверть- 9 часов

17

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.Освоение основ рисунка, декоративно­прикладного искусства Подготовка к Новому году.

Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.

1

09.01

Ты строишь. (11 ч)

18

Постройки в нашей жизни

Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи.

Несложные архитектурные сооружения.

1

16.01

19

Проект. Дома бывают разными

Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.)Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека..

1

23.01

20

Домики, которые построила природа. Формы и конструкции природных домиков

Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание

Природные постройки и конструкции.

Многообразие природных построек, их формы и конструкции.

Соотношение форм и их пропорций

1

30.01

21

Дом снаружи и внутри

Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль в построении композиции. Понятия: ближе — больше, дальше — меньше. Главное и второстепенное в композиции.Симметрия и асимметрия.

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Красота и удобство дома.

1

06.02

22

Внутреннее устройство дома

Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве

Назначение дома и его внешний вид.

Внутреннее устройство дома, его наполнение.

1

20.02

23

Строим город

(Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта

Конструирование игрового города.

Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор.

1

27.02

24

Все имеет свое строение

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек

Конструкция предмета.

1

06.03

25

Проект. Строим вещи

Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ.

Конструирование предметов быта.

Как наши вещи становятся красивыми и удобными?

1

13.03

26

Город в котором мы живём.

Образы архитектуры и декоративно­прикладногоискусства.Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, линии, штриха, пятна.

Создание образа города.

1

20.03

IVчетверть - 8часов

27

Город, в котором мы живем (обобщение темы) Образы архитектуры и декоративно­прикладногоискусства.Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, линии, штриха, пятна

Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.

Первоначальные навыки коллективной работы над панно.

1

03.04

28

Прогулка по родному городу

Образы архитектуры и декоративно­прикладногоискусства.Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, линии, штриха, пятна.

Малые архитектурные формы, деревья в городе.

Первоначальные навыки коллективной работы над панно.

1

10.04

29

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусстваУчастие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению

Взаимодействие трех видов художественной деятельности

1

17.04

30

 Праздник весны.Праздник птиц.

Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.

1

24.04

31

Разноцветные жуки.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном конструировании..

Практическая работа

1

08.05

32

«Сказочная страна» создание панно.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, линии, штриха, пятна

Практическая работа

Панно-коллаж с изображением сказочного мира (коллективная работа).

1

15.05

33

Времена года. Здравствуй, лето!    

Урок любования (обобщение темы)

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Картина и скульптура. Репродукция

1

22.05

Лист изменений в календарно – тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения, внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР

Критерии оценки устных индивидуальных

и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Критерии оценивания практических работ  по искусству

Критерии оценивания предметных умений

Высокий уровень

- поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.

Повышенный уровень

- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Средний уровень

- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Уровень ниже среднего

- поставленные задачи не выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...