Рабочие программы 4 класс "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочие программы для 4 класса на 2017-2018 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изобразительное искусство в 4 классе ФГОС | 41.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство 4 класс» составлена на основе
- Федерального закона № 273 – от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 06.10.2009г №373; с изменениями, утвержденными приказом МОиН РФ от 26 ноября 2010 года, приказом МОиН РФ №1576 от 31 декабря 2015 года);
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Пановская ООШ» Пестречинского МР РТ
- Учебного плана МБОУ «Пановская ООШ» Пестречинского МР РТ.
- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса в соответствии с ФГОС НОО и ООП НОО МБОУ «Пановская ООШ».
- Авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1 – 4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»)
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Данная цель реализуется в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Для реализации программного содержания используется завершенная предметная линия учебников «Изобразительное искусство»:
Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 4 кл
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана на 34 ч в год (при 1ч в неделю).
Промежуточная аттестация
Коллективная проектная работа (рисунок) на темы по выбору: «Мир леса», «У реки», «В городе», «Моя семья», «В цирке», «В театре».
Планируемы результаты освоения учебного предмета, курса «Изобразительное искусство»
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Ученик научится:
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Ученик получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета, курса «Изобразительное искусство» 4 класс.
Каждый народ художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли).
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека.
Разнообразие культур — богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры — важнейший элемент содержания учебного года.
Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Истоки родного искусства - 8 ч.
Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня — деревянный мир.
Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли -7 ч.
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.
Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.
Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Каждый народ — художник – 11 ч.
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.
Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.
Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы – 8 ч.
От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро.
Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Национально-региональный компонент.
Ознакомление с произведениями национального художественного искусства. С татарскими художниками. С национальными художественными традициями Татарстана. С элементами национальной росписи. С особенностями татарского национального костюма.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
Этапы оценивания детского рисунка:
-как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
- характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
-качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
-владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
- общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены
Информационно-методическое обеспечение
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников / Под ред. Б. М. Неменского. 1 - 4 классы. М.: Просвещение, 2012.
- Искусство вокруг нас. Учебник для 4 класса нач. шк.\Под ред . Б. М. Неменского, М. Просвещение. 2013
- Поурочные разработки по изобразительному искусству М. А. Давыдова М. «ВАКО» 2011.
- CD диск «Изобразительное искусство 4 класс» УМК «Школа России» Технологические карты и поурочное мультимедийное сопровождение.
- Справочники и энциклопедии по искусству.
- Репродукции картин.
Лист корректировки рабочей программы
№ | Название темы | Дата по плану | Причина корректировки | Дата по факту |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата |
Раздел № 1. «Истоки родного искусства» (8 часов) | ||
1 | Пейзаж родной земли. Рисование по памяти и представлению | 01.09.17 |
2 | Пейзаж родной земли. Художественные работы в технике бум. пластики | 08.09.17 |
3 | Деревня – деревянный мир. Моделирование. | 15.09.17 |
4 | Деревня – деревянный мир. Создание коллективного панно. | 22.09.17 |
5 | Красота человека. Изображение женского и мужского образа в народном костюме. | 29.09.17 |
6 | Красота человека. Изображение сцены труда из крестьянской жизни. | 06.10.17 |
7 | Народные праздники. Создание коллективного панно. | 1310.17 |
8 | Народные праздники. Обобщение темы. Изображение календарного праздника. | 20.10.17 |
Раздел № 2. «Древние города нашей земли» (7 часов) | ||
9 | Родной угол. Создание макета древнерусского города. | 27.10.17 |
10 | Древние соборы. Создание макета древнерусского собора. | 10.11.17 |
11 | Города Русской земли. Изображение древнерусского города. | 17.11.17 |
12 | Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов. | 24.11.17 |
13 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Живописное изображение древнерусского города. | 01.12.17 |
14 | Узорочье теремов. Изображение интерьера теремных палат. | 08.12.17 |
15 | Пир в теремных палатах. Обобщение темы. Изображение праздника в теремных палатах. | 15.12.17 |
Раздел № 3. «Каждый народ – художник» (11 часов) | ||
16 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Изображение природы. | 22.12.17 |
17 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Изображение японок в кимоно. | 12.01.18 |
18 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Создание коллективного панно. | 19.01.18 |
19 | Народы гор и степей. Изображение красоты гор. | 26.01.18 |
20 | Народы гор и степей. Изображение жизни в степи. | 02.02.18 |
21 | Города в пустыне. Создание образа древнего среднеазиатс- кого города. | 09.02.18 |
22 | Древняя Эллада. Изображение греческого храма. | 16.02.18 |
23 | Древняя Эллада. Создание коллективного панно «Древнегреческий праздник» | 02.03.18 |
24 | Европейские города средневековья. Изображение костюма и предметов быта. | 09.03.18 |
25 | Европейские города средневековья. Создание панно «Площадь средневеково- го города». | 16.03.18 |
26 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы. Участие в выставке работ. | 23.03.18 |
Раздел № 4. «Искусство объединяет народы» (8 часов) | ||
27 | Материнство. Изображение образа матери. | 06.04.18 |
28 | Материнство. Изображение образа матери и дитя. | 13.04.18 |
29 | Мудрость старости. Создавать образ любимого пожилого человека. | 20.04.18 |
30 | Сопереживание. Создание рисунка с драматическим сюжетом. Герои-защитники. Лепка эскиза памятника герою. | 27.04.18 |
31 | Промежуточная аттестация. Коллективная проектная работа. | 04.05.18 |
32 | Юность и надежды. Изображение радости детства. | 11.05.18 |
33 | Искусство народов мира. Обобщение темы. Выставка работ учащихся. | 18.05.18 |
34 | Искусство народов мира. Обобщение темы. Выставка коллективных работ учащихся. | 25.05.18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Школа России" 2 класс
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по программе "Школа России", 2 класс...
Рабочая программа "Школа России" 3 класс
Рабочая программа "Школа России" с календарно-тематическим планированием по всем предметам, 3 класс...
рабочая программа "Школа России" 4 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с предъявляемыми требованиями на основе авторской программы "Школа России"...
рабочая программа "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру составлена по УМК "Школа России"...
Рабочая программа "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии....
рабочая программа "Школа России"
материал пригодится учителям при составлении календарно- тематического планирования по предметам в 3 классе...
Рабочая программа "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению "Школа России"...