Рабочая программа по предмету "Рисование" 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Рисование" 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_izobrazitelnoe_iskusstvopz.docx | 49.43 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ ВО « Бутурлиновская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ»
Рабочая программа по изобразительному искусству.1 класс
Подготовила учитель начальных классов Бедная Л.В.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
В реализации требований АООП выделено несколько этапов:
I этап ― 1―4 классы ;
II этап ― 5―9 классы;
III этап ― 10―12 классы.
Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Уроки обучения изобразительному искусству в 1–4 классах направлены на:
- всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
-формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
-развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
- Воспитание интереса к изобразительному искусству.
- Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
- Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
- Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
- Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
- Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
- Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
- Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
- Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
- Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
- Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
- Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
- коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
- коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
- развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Общая характеристика учебного предмета
В процессе обучения изобразительной деятельности, в процессе эстетического познания и художественного отражения окружающей действительности в продуктах деятельности ребенок с интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются его познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» вместе с предметом «Музыка» составляют предметную область «Искусство».
Рисование как учебный предмет наряду с другими дисциплинами оказывает исключительно большое влияние на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание школьников. Это объясняется тем, что конкретно практический характер этих занятий создает весьма благоприятные условия для мобилизации положительных возможностей детей с нарушениями интеллекта . При этом эти условия не возникают автоматически. Эффективность работы по всестороннему развитию детей с ОВЗ всецело зависит от учителя, первостепенная задача которого – сделать уроки рисования коррекционно - направленными. При этом не следует забывать, что главная цель уроков заключается не в достижении внешнего результата – научить детей изображать те или иные объекты, а в том, чтобы максимально использовать изобразительную деятельность в качестве важнейшего средства воздействия на личность ребенка с нарушениями интеллекта в целом.
Изобразительная деятельность требует от рисующего проявления сложного комплекса различных умений. Чтобы нарисовать какой-либо предмет, его нужно хорошо рассмотреть, определить форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято – нужны еще специальные умения, чтобы это воспринятое было передано в графической форме. Имеется в виду техническая сторона изобразительной деятельности, т. е. умение владеть рукой, подчинять движения руки контролю глаза, правильно пользоваться графическими материалами.
На уроках рисования у учащихся совершенствуются представления о предметах и явлениях окружающего мира, развиваются наблюдательность, зрительная память, воображение, фантазия, художественный вкус, умение осознавать наблюдаемое, выделять главное, существенное, устанавливать взаимосвязь между целым и его частями.
Занятия рисованием способствуют более активному формированию наглядного мышления. Требование передать в рисунке сходство с изображаемым предметом заставляет школьника подмечать в нем такие свойства и особенности, которые, как правило, не становятся объектом внимания при пассивном наблюдении. Следует особо подчеркнуть, что познание формы, цвета͵ величины, строения и других свойств объектов становится тем полнее и точнее, чем большее количество анализаторов участвует в данном процессе. Зрительные, осязательные, кинестетические ощущения и восприятия позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством движений! Проводимые на уроках специальные упражнения должны быть направлены на выработку координированной деятельности этих анализаторов.
Дети с нарушениями интеллекта имеют значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки, что затрудняет овладение техникой письма. В связи с этим неизмеримо возрастает роль изобразительной деятельности, поскольку в процессе занятий ею указанные недостатки сглаживаются. Многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы руки к сознательным, точным и согласованным движениям, придают гибкость и твердость кисти руки. В результате создаются благоприятные условия и для развития навыков письма, Следует подчеркнуть, что занятия по рисованию являются по существу первым звеном в системе подготовки детей к письму.
Под влиянием целенаправленного обучения изобразительной деятельности учащиеся значительно лучше производят сравнения, легче устанавливают сходство и различие предметов. Познание свойств предметов, происходящее на уроках рисования действенным путем, постепенно закрепляется в сознании детей. Форма, цвет и величина начинают пониматься как признаки, которые присущи многим предметам.
Занятия по изобразительному искусству играют значительную роль и в развитии эстетического восприятия учащихся. Школьники с ОВЗ в силу своего интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают только элементарные проявления красоты. Под влиянием коррекционно-воспитательной и общеобразовательной работы, проводимой на уроках изобразительного искусства, а также на уроках по другим учебным предметам и во внеклассное время расширяется сфера их чувственного познания. На базе развития мышления и речи создаются предпосылки для формирования элементарных эстетических суждений. Эстетические переживания способствуют обострению ощущений, в особенности ощущений цвета͵ цветосочетаний, ритма.
Особое значение для развития эстетического восприятия у детей с нарушениями интеллекта имеет систематическая демонстрация на уроках рисования доступных для их понимания художественных произведений (репродукций картин, скульптур, декоративно-прикладных изделий и т. п.), через эмоциональное восприятие которых, учащиеся вспомогательной школы постепенно подводятся к доступной их сознанию эстетической оценке явлений окружающей действительности.
В процессе обучения изобразительной деятельности учащиеся приобретают некоторые знания основ реалистического рисунка, навыки рисования с натуры и декоративного рисования. Умение рисовать помогает умственно отсталым школьникам лучше усваивать знания по другим учебным дисциплинам, так как углубляет и активизирует наблюдательность.
Рисование достаточно широко используется на уроках по другим учебным предметам. Детские рисунки облегчают учителю задачу обучения счету и письму. Воспроизводя в рисунке предметы и явления, учащиеся глубже познают окружающую действительность. Взаимосвязь уроков изобразительного искусства с другими дисциплинами позволяет сделать практические работы учащихся более целенаправленными, осмысленными и интересными. В результате этого коррекционно-воспитательное и общеобразовательное значение учебных предметов значительно повышается.
Наконец, крайне важно отметить, что уроки рисования помогают изучить некоторые индивидуальные особенности детей с нарушениями интеллекта. Наиболее, отчетливо это прослеживается в том случае, в случае если детям дается тема для рисования, предлагается говорить о том, что они рисуют. Знание индивидуальных особенностей учащихся позволяет учителю более правильно строить учебную и коррекционно-воспитательную работу.
Описание места учебного предмета
Учебные предметы предметной области «Искусство», наряду с другими предметами основных образовательных областей «Язык и речевая практика», «Математика», «Естествознание», «Технологии», «Физическая культура», составляют обязательную часть учебных планов АООП образования умственно отсталых обучающихся (интеллектуальными нарушениями) 1 класса (вариант 1).
Изучение предметов обязательной части учебного плана для всех образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию и реализующих адаптированную образовательную программу по ФГОС образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости обучающихся (интеллектуальных нарушений) (вариант 1), предусмотрено в учебное (урочное) время.
Согласно учебному плану КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» учебный предмет «Рисование» относится к обязательной части учебного плана и является составной частью предметной области «Искусство».
Сроки изучения учебного предмета -5 лет.
Кол-во часов на изучение предмета в1 классе -1 час в неделю.
Кол-во учебных недель -25
Кол-во часов на изучение в 4 классе за учебный год-34 часа.
Кол-во часов на изучение предмета на весь период обучения -169 часов.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования (на конец 5 класса).
Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных[1].
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты обучения
в связи с усвоением учебной программы по изобразительному искусству:
- положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
- понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
- адекватные представления о собственных возможностях;
- осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»
- проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности.
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец I-го этапа обучения (IV класс):
Минимальный уровень:
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
- применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
- знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
- знание правил цветоведения , светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
- знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
- знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
- нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
- применение разных способов лепки;
- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
- различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
- различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
- Базовые учебные действия
- Регулятивные УД
- Учить понимать учебную задачу
- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
- Определять план выполнения задания на уроках изобразительного искусства под руководством учителя
- Использовать в своей деятельности простейшие инструменты
- Проверять работу, сверяясь с образцом
- Познавательные УД:
- Ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя
- Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя
- Уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам(цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя
- Группировать предметы на основе существенных признаков(1-2) с помощью учителя
- Формировать приемы работы различными графическими материалами
- Наблюдать за природой и природными явлениями
- Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости
- Коммуникативные УД:
- Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений
- Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой)
- Оформлять свои мысли в устной речи
- Соблюдать простейшие формы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить
- Слушать и понимать речь других
- Уметь работать в паре
- Умение отвечать на вопросы различного характера
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы в 1 классе представлено в четырех разделах, отражающих направления освоения курса: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Подготовительный период обучения планируется для обучающихся 1 дополнительного класса и предполагает пропедевтическую и коррекционную работу, направленную на формирование познавательной деятельности и навыков работы с художественными материалами. В ходе выполнения практических видов деятельности обучающиеся 1 дополнительного класса получают первоначальные представления о человеке и изобразительном искусстве, уроке изобразительного искусства, правилах поведения и работы на уроках изобразительного искусства, правилах организации рабочего места, материалах и инструментах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и правила их хранения.
Обучающимися 1 класса усвоение общих сведений о предмете, развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук и накопление практических умений происходит в процессе освоения учебного материала по ниже указанным разделам программы.
Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о форме изобразительной плоскости. Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника, квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно рабочего стола, парты, мольберта (без терминологии, только в практическом применении).
Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения.
Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением. Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа. Применение выразительных средств композиции: передача величинного контраста между несколькими объектами в изображении (большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий).
Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании (узор в полосе).
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора».
Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей действительности объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник – это формы, похожие на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы.
Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение предметов простой и сложной формы.
Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры. Конструирование сложных форм из простых (по образцу и собственным представлениям).
Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение полоски бумаги из большой прямоугольного листа, маленького прямоугольника из прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего: получение круга из квадрата).
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам, по шаблону, трафарету).
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п.
Узор в полосе: геометрический, растительный. Принципы построения узора в полосе (повторение одного элемента на всем протяжении полосы; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов посередине, по краям, слева/справа, друг под другом по вертикали).
Наблюдение и передача различия в величине предметов. Сериация (большой — поменьше — еще меньше — маленький, и обратно). Рисование простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) от большого к маленькому и наоборот.
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи
Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д.
Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый. Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра.
Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира.
Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.). Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Передача сходства в изображении при работе с натуры.
Эмоциональное восприятие цвета. Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передача посредством изобразительной деятельности состояния «грустно – радостно».
Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира. Материалы, которые использует художник. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись игрушек.
Направления работы
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Развитие моторики рук: формирование представлений детей о движении руки при изображении, при помощи активных и пассивных (движение руки ребенка рукою педагога) движений. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
- разминание куска пластилина;
- отщипывание кусков от целого куска пластилина;
- размазывание по картону;
- скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, оттягивание;
- примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
- складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
- совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
- расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующем пространственном положении;
- составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
- приемы работы ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям);
- раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине, с учётом композиции;
- приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея;
- приёмы отрывания при выполнении отрывной аппликации.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
- рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу; обведение контура по точкам (пунктирам);
- рисование прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал);
- удерживание карандаша, фломастера в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа;
- осваивание техники правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании;
- рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш;
- завершение изображения, дорисовывание предметов несложных форм (по образцу);
Приемы работы красками:
- примакивание кистью;
- наращивание массы;
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
- правила обведения шаблонов;
- обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм.
Программой предусматриваются следующие виды работы:
- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
- лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
- выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
- проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картин художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Оценку этой группы результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» — от 51% до 65% заданий. «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Количество часов | ||
Всего | Теоретическ | Практическ | ||
1. | Обучение композиционной деятельности. | 6 | 6 | |
2. | Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. | 10 | 10 | |
3. | Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи. | 8 | 8 | |
4. | Обучение восприятию произведений искусства. | 1 | 1 | |
Всего | 25 |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
1.Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации
2. Комплект примерных рабочих программ для 1класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями).2017г.
3.М.Ю.Рау, М.А.Зыков « Изобразительное искусство» 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.М. « Просвещение» 2017.
4.Учебное пособие «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида» под редакцией И.А. Грошенкова.
5.Методические рекомендации по интеграции изобразительной деятельности и технологии Т.Н.Просняковой.
6.Таблицы по изобразительному искусству
7.Видеофильм «Декоративно-прикладное искусство»
8.Видеофильм «Народное творчество
9.Копилка электронных презентаций по темам программы
10.Печатное пособие «Развиваем моторику»
11.Репродукции картин художников.
12.Фотоальбомы о художниках.
13.Печатное пособие «Детям о народном искусстве» Дороновой Г.Н.
14.Печатное пособие «Детям об искусстве» Дороновой Г.Н.
Материально – техническое обеспечение:
ТСО
- Телевизор.
- DWD проигрыватель.
Объекты для рисования с натуры (игрушки, посуда, муляжи овощей и фруктов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программапо Кубановедение
Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....