Модифицированная программа кружка по ИЗО "Волшебная кисточка"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_volshebnaya_kistochka.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Йошкар-Олы»
«Рассмотрено» на заседании методического совета МБОУ «СОШ №3 г. Йошкар-Олы» протокол № ___ от «____»______2017г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №3 г. Йошкар-Олы» Хайбуллин В.А. приказ № ___ от «___»____ 2017 г. |
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Волшебная кисточка»
Возраст детей: 8 – 9 лет
Программа
художественно-эстетической
направленности
ориентирована на
1 год обучения
для детей 8-9 лет
Составила:
учитель начальных классов
Волкова О.Н.
Йошкар-Ола
2017
Пояснительная записка
Программа «Волшебная кисточка» является программой художественно-эстетического направления. Программа разработана на основе типовых программ по изобразительному искусству.
В процессе обучения учащиеся получат знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, а также о выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Полученные знания, умения и навыки дети демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для достижения формирования высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Многие занятия в кружке продолжают и расширяют темы, усвоенные на уроках изобразительного искусства. На занятиях кружка делается акцент на расширение общего художественно-эстетического кругозора детей и выработку у них практических умений.
Основная цель программы - приобщение через изобразительное творчеству к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Задачи:
1. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество.
2. Развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей.
3. Освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом, занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Сроки реализации программы:
Программа «Волшебная кисточка» является образовательной художественно-эстетической. Она рассчитана на 1 год обучения (8-9 лет). Выделено 1 час в неделю, 34 часа в год.
Содержание программы
Раздел 1. «Осенние мотивы»
Воспоминания о лете (три основных цвета). Инструктаж по ТБ. Выразительные средства линии. Колорит. Небесные переливы. Краски неба. Краски земли. Пейзаж «Осень. Листопад». Знакомство с великими художниками. Экскурсия в осенний лес. Декоративные узоры.
Раздел 2. «Зимние узоры»
Свет и тень. «Мы готовимся к зиме». «Узоры снежинок» орнамент в круге. «Ёлочка-красавица». «В гостях у Деда Мороза и Снегурочки». Экскурсия в зимний парк. Пейзаж «Зимний лес». Характер деревьев. Анималистический жанр. Графика. Композиция «Наши зимние забавы».
Раздел 3. «Основы декоративно-прикладного искусства»
Народные промыслы Городец. Народные промыслы Хохлома. Народные промыслы Гжель. Народные промыслы Полхов-Майдан». Народные промыслы марийская вышивка. Подводное царство. «Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев.
Раздел 4. «Весенняя палитра»
Рисование весеннего пейзажа. Рисование весенних цветов, птиц. Образы людей. Экскурсия в весенний лес. Умение видеть прекрасное, любить родную природу. Обобщение и систематизация изученного материала.
Предполагаемые результаты реализации программы
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребёнком своего оригинального продукта. Главным критерием оценки ученика является не столько талантливость, сколько его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. В конце года обучения ученик будет знать:
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
- ведущие элементы изобразительной грамоты: линия, штрих, тон в рисунке, живописи и композиции, главные и дополнительные цвета, холодные и тёплые цвета. Ученик будет уметь:
- передавать на бумаге форму и объём предметов, настроение в работе;
- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень, воздушная перспектива, освещённость, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;
- способен проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей.
Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления о национальной
культуре, о вкладе русского народа в культурное и художественное
наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству:
1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении.
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника.
5) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
6) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.
7) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
8) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей;
4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению;
7) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие культурологические, духовные аспекты воспитания на занятиях изобразительного искусства.
Формы и виды контроля
Формой контроля на занятиях в изостудии является периодическая организация выставок, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Кроме того, необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание учащихся, формирует опыт творческого общения.
Коллективные, так и индивидуальные выставки ребят, тематические выставки, виртуальные экскурсии, участие в районных и областных конкурсах. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы обучения
Формы проведения занятий разнообразны: вводное, практическое, занятие – ознакомление, занятие – обобщение, занятие – игра.
Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения:
Методы педагогической драматургии - особая атмосфера кабинета, группы, стенды украшенные детскими работами; вид окружающего мира. Природы, открывающийся из окон: музыка и поэзия, сопровождающие объяснения педагога; игры и сказочные моменты на занятиях.
Репродуктивный метод – воспроизводящий.
Иллюстративный метод - использование наглядного материала (альбомы об искусстве, папки с образцами, иллюстрации и т.д.).
Метод опоры на личный, эмоциональный бытовой опыт ребенка.
Метод свободы в выборе материала в изобразительной деятельности.
Метод диалогичности, коллективного обсуждения детских работ.
Метод коллективных работ: ребенок – ребенок, педагог – ребенок.
В работе используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. В сотворчестве с педагогом, ребенок превышает уже достигнутые им уровни развития своих способностей. Вся изобразительная деятельность ребенка проходит в сотрудничестве с педагогом, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых рецептов и решений, а напрягает свой ум, фантазию, волю, память, при этом учитываются индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Для физической разгрузки используется физкультминутка.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы | Дата |
Осенние мотивы | ||
1 | Воспоминания о лете (три основных цвета) «Инструктаж по ТБ» | 04.09 |
2 | Выразительные средства линии. Краски неба | 11.09 |
3 | Беседа на тему «Колорит». Небесные переливы | 18.09 |
4 | Экскурсия в осенний лес | 25.09 |
5 | Пейзаж. «Осень. Листопад» | 02.10 |
6 | Знакомство с великими художниками. «Ветер в осеннем лесу» | 09.10 |
7 | Воздушная и линейная перспективы. Краски земли | 16.10 |
8 | Декоративные узоры. «Волшебное перо» | 23.10 |
9 | Композиция. «Лесные посиделки» | 30.10 |
Зимние узоры | ||
10 | Свет и тень. «Мы готовимся к зиме» | 13.11 |
11 | «Узоры снежинок». Орнамент в круге | 20.11 |
12 | «Ёлочка-красавица» | 27.11 |
13 | «В гостях у Деда Мороза и Снегурочки» | 04.12 |
14 | Экскурсия в зимний лес | 11.12 |
15 | Образы деревьев. | 18.12 |
16 | «Зимний лес». Характер деревьев | 25.12 |
17 | Анималистический жанр. Графика | 15.01 |
18 | Композиция. «Наши зимние забавы» | 22.01 |
Основы декоративно-прикладного искусства | ||
19 | Народные промыслы. Городец | 29.01 |
20 | Народные промыслы. Хохлома | 05.02 |
21 | Народные промыслы. Гжель | 12.02 |
22 | Народные промыслы. Полхов-Майдан | 19.02 |
23 | Народные промыслы. Марийская вышивка | 26.02 |
24 | «Подводное царство» | 05.03 |
25 | «Мы в цирке» | 12.03 |
26 | Анималистический жанр. Лепка | 19.03 |
27 | «Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев. | 02.04 |
Весенняя палитра | ||
28 | Подарок маме. | 09.04 |
29 | Весенний пейзаж «Деревья проснулись» | 16.04 |
30 | Экскурсия в весенний лес | 23.01 |
31 | Образы птиц. «Птицы прилетели» | 07.05 |
32 | Образы людей. Портрет друга | 14.05 |
33 | Образы цветов.»Весенние цветы» | 21.05 |
34 | Выставка работ. «Здравствуй, лето!» | 28.05 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Энциклопедический словарь для школьников, М., 1991 г.
- Королёва В.А. «Материалы и техника рисунка», М., «Изобразительное искусство», 2003 г.
- Кузин В.С. «Изобразительное искусство», М., «Дрофа», 2005 г.
- Шер Н.С. «Рассказы о русских художниках», М., «Детская литература», 2007 г.
- Фёдоров С.А., Семёнова М.Н. «Изобразительное искусство», М., «Просвещение», 2008 г.
- Кирсанов Ф.И. «Рисование и труд в школе», М., Просвещение, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Гармония"
Модифицированная программа (по количеству часов) по литературному чтению во 2 классе составлена на основе авторской программы кандидата педагогических наук, доцента О. В. Кубасовой. По пр...
Рабочая программа кружка "Волшебная кисточка"
Рабочая программа расчитана на обучающихся 1-4 классов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по изобразительному искусству «Волшебная кисточка» для 4 класса (общекультурное направление)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкружка по изобразительному искусству«Волшебная кисточка» для 4 класса (общекультурное направление) ...
Рабочая программа кружка по изобразительному искусству "Весёлая кисточка"
Развитие способности к эмоционально-целостному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями,...
Рабочая программа кружка "Волшебная кисточка"
Рабочая программа кружка предназначена для обучающихся 1,3 классов в малокомплектной сельской школе....
Рабочая программа кружка "Волшебная кисточка"
Формирование художественных умений , развитие воображения и фантазии...
программа кружка по изобразительному искусству "Весёлая кисточка"
программа кружка по изобразительному искусству "Весёлая кисточка"...