Конспект урока по изобразительному искусству
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Козлова Ольга Дмитриевна

Конспект урока по изобразительному искусству

Тема урока " Фактура предметов"

2 класс

Программа " Школа 21 века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по изобразительному искусству

Программа « Школа 21 века», 2 класс

Тема урока : «Фактура предметов»

Цели деятельности педагога: Познакомить обучающихся с понятием фактура, учить определять фактуру на ощупь; способствовать развитию наблюдательности, самостоятельности, уверенности в своих силах, умения анализировать, формированию устойчивого интереса к изобразительному творчеству, способности воспринимать, понимать, переживать  и ценить произведения изобразительного  и других видов искусства; содействовать восприятию интереса к предмету.

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический методы; индивидуальная , фронтальная формы работы.

Основные понятия: Фактура.

Образовательные ресурсы:  Режим доступа : hftp://        music-fantasy//.ru/content/vyrasitelnye-stredstva-muzyki-faktura

Мультимедийная презентация по теме, репродукции работ.

Оборудование:  Бумага, листья, кусочки ткани, плетёные изделия и т.п., краски, пластилин; запись музыкальных произведений ( «Первая песня Леля»  из оперы Н. Римского – Корсакова « Снегурочка», песня Ф. Шуберта « Маргарита за прялкой»,  романс С. Рохманинова « Весенние воды»)

Планируемы образовательные результаты

Предметные: воспринимают форму, фактуру и цвет в изобразительном искусстве; сознательно используют цвет для передачи фактуры предметного мира в творческих работах; снимают отпечатки с фактуры предметов.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, объясняют свои чувства и ощущения от восприятия объектов.

Метапредметные результаты:

познавательные: наблюдают, извлекают информацию из прослушанного объяснения учителя, осознанно рассматривают иллюстрации с целью освоения нового знания, анализируют информацию, делают выводы;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, определяют в диалоге с учителем успешность выполнения задания; 

коммуникативные: рассуждают, формулируют ответы на вопросы, вступают в учебное сотрудничество, слушают одноклассников, учителя; ведут небольшой познавательный диалог по теме урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты,

 задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы

организации

совзаимо-

действия

На уроке

Универсальные

учебные

действия

Промежу-

Точный

контроль

1. Органи-зационный

контроль

Эмоциональная,

психологическая и

мотивационная

подготовка

обучающихся

к усвоению

изучаемого

материала.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Нас окружает огромное количество самых разных предметов. Чем они отличаются друг от друга?

- Правильно, размером, цветом, формой. Но обратите внимание, что поверхности каждого из предметов тоже различны. Ощутить это различие мы можем на ощупь. Можно ли перенести эту характеристику предмета на холст?

-Как?

- Давайте разберёмся.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Фрон-

тальная.

Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Устные

ответы

2. Изучение нового материала.

Сообщение

Теоритических

Сведений.

Фактура.

Рассматривание

Предметов.

Выполнение заданий: рассмотреть предметы, сравнить на ощупь,  описать их фактуру, распознать предмет на ощупь с закрытыми глазами.

Анализ произведений живописи

В целях открытия нового знания.

Просмотр слайдов или работа с учебником

(с.8-9)

Беседа

« Фактура в музыке и поэзии».

Чтение стихов.

Слушание музыки.

Физкультминутка.

Показывает различные предметы.

- Потрогав каждый предмет, мы  можем почувствовать, какую фактуру имеет его поверхность. Сейчас я назвала новый термин. Какой?

- А знаете  ли вы, что означает термин « фактура»?

- « Фактура» ( лат. factura-  «обработка, строение»,  jn  facere  « делать, производить»») – осязательное качество поверхности( гладкой, шероховатой, шелковистой, бугорчатой и др.). Качество фактуры обусловлено природными особенностями материала, но воспринимается субъективно, поэтому оценивается людьми по-разному.

Наблюдает за действиями обучающихся, заслушивает ответы.

- Вы уже знаете, что  фактуру можно почувствовать пальцами, а можно ли её увидеть глазами?

- Рассмотрите представленные в учебнике натюрморты В. Стожарова и Ю. Семенюка. Какие предметы изображены на картинах?

- Какую они имеют поверхность?

- Есть ли на картине предметы, имеющие гладкую поверхность?

- Как вы это определили?

- Каким способом художник передаёт фактуру других предметов?

- Чётких правил передачи фактуры нет. Многие художники наряду с линейной и штриховой разработками рисунка  используют специальные удары кистью и заливки тоном. Если предмет шероховатый, например камень, его можно рисовать на грубой бумаге мягкими карандашами, зная их способность выявлять неровности бумаги и давать зернистый тон. Если изображаемая поверхность гладкая и похожа на стекло, берут бумагу более гладкую и твёрдые карандаши и рисуют длинными штрихами. А чтобы передать пушистую шёрстку котёнка лучше взять мягкий материал ( уголь, пастель, сангину и т.п.) и работать на шероховатой бумаге короткими штрихами. Наибольшая выразительность достигается тогда, когда в рисунке соблюдается необходимый ритм штрихов.

- Могут ли иметь фактуру стихи и музыка?

- Сразу напрашивается отрицательный ответ: ведь они не имеют поверхности, их нельзя потрогать руками. Но, оказывается, фактуру можно услышать!

Читает Стихотворения О. Мандельштама,

В. Ражникова  ( учебник с. 164-165), предлагает обучающимся описать их фактуру ( какое стихотворение : героическое, печальное).

- А теперь послушайте музыку.

Во время прослушивания музыкального произведения предлагает обучающимся описать его фактуру.

- Мы знаем, что фактура есть, например, у ткани. На ошупь , по фактуре, можно отличить одну ткань от другой.

У каждого музыкального произведения тоже есть своя «звуковая ткань» Когда мы слышим красивую мелодию или чувствуем необычную гармонию,  то нам кажется, что эти средства выразительны сами по себе. Однако, чтобы мелодия зазвучала выразительно, композиторы используют различные приёмы и виды музыкальной фактуры.

Так, пастуший рожок солирует во вступлении « Первой песне Леля» из оперы  Н. Римского- Корсакова « Снегурочка», вводя слушателя в атмосферу чудесной народной сказки через звучание своеобразного музыкального инструмента.

Послушайте песню Ф. Шуберта « Маргарита за прялкой»; в ней звучит не только трепетная мелодия Маргариты, но и мерное жужжание веретена, создающее одновременно яркое зрительное впечатление и контраст своей унылой монотонностью. А вот романс С. Рахманинова « Весенние воды», написанный на слова Ф. Тютчева, передаёт образ стихотворения, одновременно внося в него стремительность, доступную только музыкальному выражению. Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс.

Проводят физкультминутку.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их развернём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Слушают учителя, рассматривают

Предметы,

Анализируют информацию.

Слушают учителя, выполняют задания, анализируют информацию, формулируют ответы на вопросы.

Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают произведения живописи, рассуждают, делают выводы.

Слушают учителя, читают стихи, слушают музыку, анализируют информацию,  рассуждают, делают выводы.

Выполняют упражнения.

Фрон-

тальная

Фрон-

тальная

Фрон-

тальная

Фрон-

тальная

Фрон-

тальная

П: умеют наблюдать, извлекать информацию

Из прослушанного объяснения учителя, осуществляют анализ информации.

К: умеют вступать в учебное сотрудничество, слушать учителя.

Л: объясняют свои чувства и ощущения от восприятия объектов.

П: умеют наблюдать, сравнивать, анализировать информацию, делать выводы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: стремятся к координации действий и сотрудничеству;  умеют формулировать ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Л: проявляют интерес к новым знаниям.

П: осознанно рассматривают иллюстрации с целью освоения нового знания.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: умеют излагать своё мнение и аргументировать свою. Точку зрения, формулировать ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Л: объясняют свои чувства и ощущения от восприятия объектов.

Л: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

Действие

по инструкции учителя

3. Твор-

ческая практическая деятельность

Выполнение творческого задания                  ( учебник , с.11-12)

Наблюдает, советует, отвечает на вопросы обучающихся

Выполняют задание

Индивидуальная

Р: умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П: умеют самостоятельно выполнять творческие задания.

Выполнение творческого задания.

4. Итог урока.

Рефлексия.

Выставка работ обучающихся.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы.

В процессе просмотра работ организует их обсуждение, беседу по вопросам.

- Что нового узнали на уроке?

- Всё ли вам удалось в этом задании?

- Что не удалось? Почему?

- Какое у вас сейчас настроение?

Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Фрон-

тальная

Л: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Р: оценивают свою работу, сравнивая с образцом, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.

К: умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения,  формулировать ответы на вопросы.

5. Домашнее задание.

Выполнение задания в рабочей тетради (с.4-5)

Задаёт домашнее задание.

Слушают учителя.

Индивидуальная.

Р: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск способов их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«В Весеннем небе – салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция.3 класс

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«В Весеннем небе – салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция.3 класс...

Конспект урока по изобразительному искусству "Из истории искусства. Древний мир."

Вам представлен подробный конспект урока по изобразительному искусству, который можно реализовать в 1 классе....

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «О чём говорит искусство? Образ и характер сказочного героя»

Цели деятельности учителя: используя художественные средства выразительности (линия, цвет), помочь детям раскрыть характер и настроение образа сказочного героя.Программа "Перспектива"...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Музеи искусства. Картина-натюрморт «Русская старина»" 3 класс, Неменский Б.М.

Цели деятельности учителя: формирование знаний о натюрморте; формирование представления о старинных русских предметах обихода; обучение рисованию композиции из сложных элементов....

Конспект урока по изобразительному искусству «Искусство театра. Театральная маска (роспись гуашью на готовой форме)», 3 класс УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование представлений об истоках возникновения масок, формирование навыков работы в конструировании масок, в их декоративном оформлении; совершенствование умение в...