Тематическое планирование 4 класс ИЗО
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Тематическое планирование 4 класс ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_4_klass.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Изобразительное искусство. 4 класс.

Составлено на основе: Неменский Б.М., Горяев В.Г., Гуров Г.Е., Неменская Л.А., Горяева Н.А., Питерских А.С., Ломоносова М.Т., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство и художественный труд.

п/п

Дата

Тема урока

Элементы

содержания

Учебно-творческое задание

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид

контроля

Элементы

дополнительного (необязательного) содержания

Домашнее задание

Информационное обеспечение урока (ИТК)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Истоки родного искусства (8 )

1

Пейзаж родной

земли

Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие пейзажных сюжетов. Красота разных времен года. Характерные черты родного пейзажа

Изображение пейзажа своей родной стороны. Выявление особой красоты пейзажа художественными средствами (гуашь)

Знать картины художников И. Шишкина, И. Левитана. Уметь: - анализировать произведения искусства;

 - нарисовать пейзаж по памяти

Рисунок. Устный опрос

Колорит в живописи

Подобрать репродукции картин известных художников по теме урока

Мультимедийная презентация по теме урока «Художники И. Шишкин, И. Левитан»

2

3

4

Гармония жизни с природой. Деревня- деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой. Деревянная храмовая архитектура. Конструкция избы и назначение ее частей

Изображение деревни. Коллективное панно или индивидуальная работа. Украшение построек, созданных на предыдущем уроке

Знать:

— конструкцию избы и назначение ее частей;

- памятники древнерусской архитектуры. Уметь конструировать из бумаги

Готовое изделие. Устный опрос

Традиции разных областей России. Русские обычаи закладки нового дома

Подобрать зрительный материал по теме урока

Видеофильм «Народное декоративноприкладное искусство».

 Мультимедийная презентация по теме урока

5

6

Образ красоты человека

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Образ русского человека в произведениях искусства

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Развитие навыков изображения человека

Иметь представление о конструкции русского народного костюма. Уметь изображать фигуру человека

Рисунок. Беседа. Устный опрос

Образ труда в народной культуре

Подобрать зрительный материал по теме «Народные праздники»

Мультимедийная презентация по теме урока

7

8

Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник - это образ идеальной, счастливой жизни

Создание работ на тему народного календарного праздника - коллективная или индивидуальная работа (гуашь, формат А2,А1)

Знать русские народные праздники.

Уметь взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности

Рисунок. Беседа. Устный опрос

Тема праздника в литературе и в музыке

Древние города нашей земли (7 ч)

9

Древнерусский город-крепость

Образ древнего русского города. Выбор места для постройки. Крепостные стены и башни. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Строительные материалы

Изучение конструкций и пропорций крепостных башен. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина

Знать: - понятия вертикаль, горизонталь;

 - названия древнерусских городов.

Уметь: конструировать из бумаги и пластилина;

- анализировать архитектурные особенности древнерусских городов

Макет. Устный опрос. Обмен мнениями

История древнерусской и средневековой архитектуры. Сходство и различия

Подобрать зрительный материал по теме урока

Мультимедийная презентация по теме урока        «В. Васнецов,

И. Билибин,

Н. Рерих»

10

Древние соборы

Соборы - святыни города, архитектурный и смысловой центр города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика

«Дорога к храму» - изображение на бумаге древнерусского каменного храма. Передать линейную и воздушную перспективу пространства (коллективная работа)

Знать смысловое значение частей храма.

Уметь: - изображать конструкцию и украшения древнерусского храма;

— взаимодействовать в процессе коллективного творчества

Рисунок или коллаж. Беседа

Элементы линейной и воздушной перспективы

Подобрать иллюстрации по теме урока

Мультимедийная презентация по теме урока

11

Древний город и его жители

Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Размещение и характер жилых построек

Изображение древнерусского города графическими материалами (внешний или внутренний вид города)

Знать понятия Кремль, торг, посад. Уметь работать графическими материалами

Рисунок. Беседа. Устный опрос

Выразительные возможности графических материалов

Подобрать иллюстрации по теме урока

Видеофильм или

мультимедийная презентация

12

Древнерусские воины-защитники

Образ жизни людей; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов. Цвет в одежде. Значение символики в орнаменте

Изображение древнерусских воинов княжеской дружины с использованием художественных материалов по выбору учащегося

Знать роль цвета в одежде. Уметь ритмически организовывать пространство листа

Рисунок. Беседа. Устный опрос

Русские былины

Подобрать иллюстрации по.теме урока

Мультимедийная презентация по теме урока

13

Города Русской земли

Москва, Псков, Новгород, Владимир, Суздаль и другие города. Знакомство со своеобразием древних русских городов. Храмы-памятники

Беседа-путешествие - знакомство с исторической архитектурой древнерусских городов: Москвы, Новгорода, Владимира, Пскова

Знать названия памятников архитектуры Москвы. Уметь выражать свое отношение к архитектурному памятнику

Беседа. Устный опрос

Золотое кольцо России. Памятники архитектуры родного города

Подобрать зрительный материал по теме урока

Мультимедийная презентация по теме урока

14

Узорочье теремов

Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры. Изразцы. Изменение смысловой основы орнамента

Изображение расписного интерьера теремной палаты -подготовка фона для следующего задания

Знать особенности украшения жилых теремов и церквей. Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов

Рисунок. Устный опрос

Фреска - роспись по сырой штукатурке

Подобрать зрительный материал по теме урока

Мультимедийная презентация по теме урока «Теремной дворец Московского Кремля»

15

Праздничный пир в теремных

палатах

Обобщение материала четверти. Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города

Коллективное аппликативное панно

«Княжеский пир» или индивидуальные изображения пира

Уметь применять

различные художественные материалы в творческой

деятельности

Беседа.

Коллективное

панно

Наблюдения за тем, как украшают современные

здания

Мультимедийная презентация по теме урока

«В. Васнецов, И. Билибин»

Каждый народ — художник (11 ч)

16

17

18

Страна

восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

Художественная

культура Японии. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты.

Японские сады.

Японские праздники

Изображение природы. Изображение японок в национальной одежде (кимоно). Коллективное панно

«Праздник цветения сакуры»

Знать особенности

изображения, украшения и постройки

в искусстве и архитектуре Японии.

Уметь:

- работать в группе

и индивидуально;

- анализировать

произведения искусства Японии

Беседа.

Устный опрос.

Индивидуально

выполненные фрагменты

для коллективного панно

Японская

поэзия. Каллиграфия

Подобрать

Иллюстративный материал

по теме

урока

Мультимедийная презентация по

теме урока

19

Искусство

народов гор

и степей

Разнообразие

природы нашей

планеты. Изобретательность

человека в построении своего

мира. Традиции,

род занятий людей; костюм и орнамент

Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств. Развитие

живописных навыков

Знать художественные традиции в культуре народов

степей.

Уметь изображать

пространство степи

Рисунок.

Беседа.

Устный

опрос

Подобрать

материал

для аппликации

Мультимедийная презентация по

теме урока

20

21

Образ художественной культуры Средней Азии

Города в пустыне. Глина - главный строительный материал. Мечети. Мавзолеи. Присутствие

крепостных стен

Аппликация

на цветной бумаге.

Образ древнего

среднеазиатского

города

Знать особенности

культуры и архитектуры Средней

Азии.

Уметь работать

в технике аппликации

Аппликация. Беседа. Устный опрос

Арабески.

Восточный

орнамент

Подобрать

зрительный материал об

искусстве

Древней Греции

Мультимедийная презентация по

теме урока

22

23

Образ художественной культуры Древней Греции

Особое значение искусства Древней Греции.

Древнегреческое

понимание красоты человека.

Размеры, пропорции, конструкции храмов.

Греческая вазопись

Изображение образов греческих храмов (плоские

аппликации из бумаги) для панно «Древнегреческий

праздник». Изображение олимпиоников

Знать роль искусства и культуры Древней Греции

для всего мира.

Уметь:

- работать с бумагой, используя ее выразительные возможности;

- изображать человека в движении

Аппликация. Беседа. Устный опрос

Гармония человека

с окружающей природой и архитектурой.

Акрополь.

Ордерные системы

Древней Греции.

Театр

Подобрать

материал

по теме

урока (мифы Древней Греции)

Мультимедийная презентация по

теме урока «Искусство

Древней Греции»

24

25

Образ художественной культуры средневековой

Западной

Европы

Образ готических городов.

Готические храмы. Витражи. Ремесленные цеха как основная сила этих городов. Единство форм костюма и архитектуры, одежды человека и его окружения

Работа над панно

«Праздник цехов

ремесленников на

городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир)

Знать основные

памятники архитек

туры средневековой

Европы.

Уметь:

- передать образ

человека средневековой Европы в костюме;

- цветом передавать

глубину пространства

Индивидуально

выполненные

фрагменты для

коллективного

панно. Беседа. Устный опрос

Произведение В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Литературное описание архитектурных

особенностей готического собора

Подготовить сообщение по

теме урока

Мультимедийная презентация по

теме урока «Готический стиль

в архитектуре»

26

Многообразие художественных культур

в мире

Обобщение темы четверти. Итог - не запоминание

названий, а радость делиться открытиями иных, уже прожитых детьми культурных

миров

Выставка. Беседа:

закрепление в сознании детей темы четверти «Каждый народ - художник» как ведущей темы всех трёх четвертей этого года

Знать разнообразие

Художественных культур народов Земли.

Понимать:

- разность работы трёх Мастеров в разных культурах;

- почему постройки, одежды, украшения такие разные

Беседа.

Рисунок

«Празднично украшенный

город»

Мир, в котором мы живём

Наблюдение за окружающей

действительностью

Искусство объединяет народы (8 ч)

27

Все народы

воспевают

материнство

В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Великие произведения искусства на тему материнства

Изображение по

представлению матери и ребенка, стремление выразить их единство, ласку и отношение друг к другу

Знать общую для

всех времен и народов тему материнства.

Уметь передать настроение, используя выразительные возможности гуаши

Рисунок.

Беседа.

Устный

опрос

Тема материнства

в литературе

и в музыке

Подобрать

зрительный и иллюстративный

материал

Мультимедийная презентация по

теме урока «Произведения искусства на

тему материнства»

28

Все народы

воспевают

мудрость

старости

Есть красота внешняя и внутренняя. Красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрости и доброты

Изображение любимого пожилого человека (бабушки или дедушки) -  стремление выразить

 его внутренний мир

Знать имена известных художников и их картины.

Уметь художественными материалами передать своё отношение к дорогому человеку

Рисунок.

Беседа.

Устный

опрос

Наблюдение за окружающей

действительностью

Мультимедийная презентация по

теме урока

29

Сопереживание - великая тема искусства

Воздействие искусства на наши чувства. Изображение страдания в искусстве

Рисунок чёрной и белой гуашью с драматическим сюжетом, придуманным автором

Знать имена и картины художников Рембрандт, П. Пикассо. Уметь изображать эмоциональное состояние художественными средствами

Рисунок. Беседа. Устный опрос

Наблюдение за окружающей

действительностью

30

31

Герои, борцы и защитники

Проявление духовной красоты всех народов в борьбе за свободу, справедливость. Героическая тема в искусстве разных народов

Эскиз памятника герою или рисунок, посвященный героям Великой Отечественной войны

Знать основные памятные события, связанные с историей родного края. Уметь:  

- изобразить задуманное;

 - использовать выразительные возможности пластилина

Рисунок. Беседа. Устный опрос

Подобрать репродукции картин известных художников

Мультимедийная презентация по теме урока

32

33

Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве, детская тема в творчестве художников разных исторических периодов (В. Тропйнин, А. Шилов, 3. Серебрякова)

Изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях (рисование по памяти или представлению)

Знать темы детства и юности в искусстве всех народов.

Уметь: - изобразить радость детства; - анализировать произведения искусства

Рисунок. Беседа. Устный опрос

Детская тема в музыке и литературе

Подобрать репродукции с картин известных художников

Мультимедийная презентация по теме урока «Дети в произведениях изобразительного искусства»

34

Искусство народов мира

Итоговая выставка работ. Открытый урок для родителей, учителей

Экскурсия по выставке. Обсуждение детских работ с анализом проделанной за год работы

Знать разнообразие художественных культур народов Земли. Уметь высказывать своё мнение о произведениях искусства

Беседа. Устный опрос

Наблюдения за окружающей

действительностью Зарисовки (по желанию)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива

Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...

Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива

Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...