Тематическое планирование 4 класс ИЗО
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Изобразительное искусство. 4 класс.
Составлено на основе: Неменский Б.М., Горяев В.Г., Гуров Г.Е., Неменская Л.А., Горяева Н.А., Питерских А.С., Ломоносова М.Т., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство и художественный труд.
№ п/п | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Учебно-творческое задание | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | Информационное обеспечение урока (ИТК) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Истоки родного искусства (8 ) | |||||||||
1 | Пейзаж родной земли | Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие пейзажных сюжетов. Красота разных времен года. Характерные черты родного пейзажа | Изображение пейзажа своей родной стороны. Выявление особой красоты пейзажа художественными средствами (гуашь) | Знать картины художников И. Шишкина, И. Левитана. Уметь: - анализировать произведения искусства; - нарисовать пейзаж по памяти | Рисунок. Устный опрос | Колорит в живописи | Подобрать репродукции картин известных художников по теме урока | Мультимедийная презентация по теме урока «Художники И. Шишкин, И. Левитан» | |
2 3 4 | Гармония жизни с природой. Деревня- деревянный мир | Знакомство с русской деревянной архитектурой. Деревянная храмовая архитектура. Конструкция избы и назначение ее частей | Изображение деревни. Коллективное панно или индивидуальная работа. Украшение построек, созданных на предыдущем уроке | Знать: — конструкцию избы и назначение ее частей; - памятники древнерусской архитектуры. Уметь конструировать из бумаги | Готовое изделие. Устный опрос | Традиции разных областей России. Русские обычаи закладки нового дома | Подобрать зрительный материал по теме урока | Видеофильм «Народное декоративноприкладное искусство». Мультимедийная презентация по теме урока | |
5 6 | Образ красоты человека | У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Образ русского человека в произведениях искусства | Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Развитие навыков изображения человека | Иметь представление о конструкции русского народного костюма. Уметь изображать фигуру человека | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Образ труда в народной культуре | Подобрать зрительный материал по теме «Народные праздники» | Мультимедийная презентация по теме урока | |
7 8 | Народные праздники | Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник - это образ идеальной, счастливой жизни | Создание работ на тему народного календарного праздника - коллективная или индивидуальная работа (гуашь, формат А2,А1) | Знать русские народные праздники. Уметь взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Тема праздника в литературе и в музыке | |||
Древние города нашей земли (7 ч) | |||||||||
9 | Древнерусский город-крепость | Образ древнего русского города. Выбор места для постройки. Крепостные стены и башни. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Строительные материалы | Изучение конструкций и пропорций крепостных башен. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина | Знать: - понятия вертикаль, горизонталь; - названия древнерусских городов. Уметь: — конструировать из бумаги и пластилина; - анализировать архитектурные особенности древнерусских городов | Макет. Устный опрос. Обмен мнениями | История древнерусской и средневековой архитектуры. Сходство и различия | Подобрать зрительный материал по теме урока | Мультимедийная презентация по теме урока «В. Васнецов, И. Билибин, Н. Рерих» | |
10 | Древние соборы | Соборы - святыни города, архитектурный и смысловой центр города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика | «Дорога к храму» - изображение на бумаге древнерусского каменного храма. Передать линейную и воздушную перспективу пространства (коллективная работа) | Знать смысловое значение частей храма. Уметь: - изображать конструкцию и украшения древнерусского храма; — взаимодействовать в процессе коллективного творчества | Рисунок или коллаж. Беседа | Элементы линейной и воздушной перспективы | Подобрать иллюстрации по теме урока | Мультимедийная презентация по теме урока | |
11 | Древний город и его жители | Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Размещение и характер жилых построек | Изображение древнерусского города графическими материалами (внешний или внутренний вид города) | Знать понятия Кремль, торг, посад. Уметь работать графическими материалами | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Выразительные возможности графических материалов | Подобрать иллюстрации по теме урока | Видеофильм или мультимедийная презентация | |
12 | Древнерусские воины-защитники | Образ жизни людей; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов. Цвет в одежде. Значение символики в орнаменте | Изображение древнерусских воинов княжеской дружины с использованием художественных материалов по выбору учащегося | Знать роль цвета в одежде. Уметь ритмически организовывать пространство листа | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Русские былины | Подобрать иллюстрации по.теме урока | Мультимедийная презентация по теме урока | |
13 | Города Русской земли | Москва, Псков, Новгород, Владимир, Суздаль и другие города. Знакомство со своеобразием древних русских городов. Храмы-памятники | Беседа-путешествие - знакомство с исторической архитектурой древнерусских городов: Москвы, Новгорода, Владимира, Пскова | Знать названия памятников архитектуры Москвы. Уметь выражать свое отношение к архитектурному памятнику | Беседа. Устный опрос | Золотое кольцо России. Памятники архитектуры родного города | Подобрать зрительный материал по теме урока | Мультимедийная презентация по теме урока | |
14 | Узорочье теремов | Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры. Изразцы. Изменение смысловой основы орнамента | Изображение расписного интерьера теремной палаты -подготовка фона для следующего задания | Знать особенности украшения жилых теремов и церквей. Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов | Рисунок. Устный опрос | Фреска - роспись по сырой штукатурке | Подобрать зрительный материал по теме урока | Мультимедийная презентация по теме урока «Теремной дворец Московского Кремля» | |
15 | Праздничный пир в теремных палатах | Обобщение материала четверти. Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города | Коллективное аппликативное панно «Княжеский пир» или индивидуальные изображения пира | Уметь применять различные художественные материалы в творческой деятельности | Беседа. Коллективное панно | Наблюдения за тем, как украшают современные здания | Мультимедийная презентация по теме урока «В. Васнецов, И. Билибин» | ||
Каждый народ — художник (11 ч) | |||||||||
16 17 18 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | Художественная культура Японии. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты. Японские сады. Японские праздники | Изображение природы. Изображение японок в национальной одежде (кимоно). Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» | Знать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве и архитектуре Японии. Уметь: - работать в группе и индивидуально; - анализировать произведения искусства Японии | Беседа. Устный опрос. Индивидуально выполненные фрагменты для коллективного панно | Японская поэзия. Каллиграфия | Подобрать Иллюстративный материал по теме урока | Мультимедийная презентация по теме урока | |
19 | Искусство народов гор и степей | Разнообразие природы нашей планеты. Изобретательность человека в построении своего мира. Традиции, род занятий людей; костюм и орнамент | Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств. Развитие живописных навыков | Знать художественные традиции в культуре народов степей. Уметь изображать пространство степи | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Подобрать материал для аппликации | Мультимедийная презентация по теме урока | ||
20 21 | Образ художественной культуры Средней Азии | Города в пустыне. Глина - главный строительный материал. Мечети. Мавзолеи. Присутствие крепостных стен | Аппликация на цветной бумаге. Образ древнего среднеазиатского города | Знать особенности культуры и архитектуры Средней Азии. Уметь работать в технике аппликации | Аппликация. Беседа. Устный опрос | Арабески. Восточный орнамент | Подобрать зрительный материал об искусстве Древней Греции | Мультимедийная презентация по теме урока | |
22 23 | Образ художественной культуры Древней Греции | Особое значение искусства Древней Греции. Древнегреческое понимание красоты человека. Размеры, пропорции, конструкции храмов. Греческая вазопись | Изображение образов греческих храмов (плоские аппликации из бумаги) для панно «Древнегреческий праздник». Изображение олимпиоников | Знать роль искусства и культуры Древней Греции для всего мира. Уметь: - работать с бумагой, используя ее выразительные возможности; - изображать человека в движении | Аппликация. Беседа. Устный опрос | Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Акрополь. Ордерные системы Древней Греции. Театр | Подобрать материал по теме урока (мифы Древней Греции) | Мультимедийная презентация по теме урока «Искусство Древней Греции» | |
24 25 | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы | Образ готических городов. Готические храмы. Витражи. Ремесленные цеха как основная сила этих городов. Единство форм костюма и архитектуры, одежды человека и его окружения | Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир) | Знать основные памятники архитек туры средневековой Европы. Уметь: - передать образ человека средневековой Европы в костюме; - цветом передавать глубину пространства | Индивидуально выполненные фрагменты для коллективного панно. Беседа. Устный опрос | Произведение В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Литературное описание архитектурных особенностей готического собора | Подготовить сообщение по теме урока | Мультимедийная презентация по теме урока «Готический стиль в архитектуре» | |
26 | Многообразие художественных культур в мире | Обобщение темы четверти. Итог - не запоминание названий, а радость делиться открытиями иных, уже прожитых детьми культурных миров | Выставка. Беседа: закрепление в сознании детей темы четверти «Каждый народ - художник» как ведущей темы всех трёх четвертей этого года | Знать разнообразие Художественных культур народов Земли. Понимать: - разность работы трёх Мастеров в разных культурах; - почему постройки, одежды, украшения такие разные | Беседа. Рисунок «Празднично украшенный город» | Мир, в котором мы живём | Наблюдение за окружающей действительностью | ||
Искусство объединяет народы (8 ч) | |||||||||
27 | Все народы воспевают материнство | В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Великие произведения искусства на тему материнства | Изображение по представлению матери и ребенка, стремление выразить их единство, ласку и отношение друг к другу | Знать общую для всех времен и народов тему материнства. Уметь передать настроение, используя выразительные возможности гуаши | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Тема материнства в литературе и в музыке | Подобрать зрительный и иллюстративный материал | Мультимедийная презентация по теме урока «Произведения искусства на тему материнства» | |
28 | Все народы воспевают мудрость старости | Есть красота внешняя и внутренняя. Красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрости и доброты | Изображение любимого пожилого человека (бабушки или дедушки) - стремление выразить его внутренний мир | Знать имена известных художников и их картины. Уметь художественными материалами передать своё отношение к дорогому человеку | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Наблюдение за окружающей действительностью | Мультимедийная презентация по теме урока | ||
29 | Сопереживание - великая тема искусства | Воздействие искусства на наши чувства. Изображение страдания в искусстве | Рисунок чёрной и белой гуашью с драматическим сюжетом, придуманным автором | Знать имена и картины художников Рембрандт, П. Пикассо. Уметь изображать эмоциональное состояние художественными средствами | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Наблюдение за окружающей действительностью | |||
30 31 | Герои, борцы и защитники | Проявление духовной красоты всех народов в борьбе за свободу, справедливость. Героическая тема в искусстве разных народов | Эскиз памятника герою или рисунок, посвященный героям Великой Отечественной войны | Знать основные памятные события, связанные с историей родного края. Уметь: - изобразить задуманное; - использовать выразительные возможности пластилина | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Подобрать репродукции картин известных художников | Мультимедийная презентация по теме урока | ||
32 33 | Юность и надежды | Тема детства, юности в искусстве, детская тема в творчестве художников разных исторических периодов (В. Тропйнин, А. Шилов, 3. Серебрякова) | Изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях (рисование по памяти или представлению) | Знать темы детства и юности в искусстве всех народов. Уметь: - изобразить радость детства; - анализировать произведения искусства | Рисунок. Беседа. Устный опрос | Детская тема в музыке и литературе | Подобрать репродукции с картин известных художников | Мультимедийная презентация по теме урока «Дети в произведениях изобразительного искусства» | |
34 | Искусство народов мира | Итоговая выставка работ. Открытый урок для родителей, учителей | Экскурсия по выставке. Обсуждение детских работ с анализом проделанной за год работы | Знать разнообразие художественных культур народов Земли. Уметь высказывать своё мнение о произведениях искусства | Беседа. Устный опрос | Наблюдения за окружающей действительностью Зарисовки (по желанию) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива
Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...
Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива
Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...